Авторская программа внеурочной деятельности "Сундучок народной мудрости"
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа адресована учащимся начальной школы (3 класс). Посредством реализации данной программы будут достигнуты воспитательные результаты и эффекты, а именно:
- приобретение социальных знаний (нравственные нормы);
- ценностное отношение к социальной реальности в целом;
- формирование у детей нравственных ценностей и ориентиров (доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа по внеурочной деятельности. Направление: духовно-нравственное. | 39.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеалах или
заимствованных у другого народа.
К.Д. Ушинский
Авторская программа «Сундучок народной мудрости» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности, разработана на 1 год обучения: 3 класс – 34 часа.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования у обучающихся общечеловеческих нравственных ценностей и ориентиров. Среди них – главные вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим.
Как известно, младший школьный возраст – это самое благоприятное время в духовном становлении личности. Он начинает осознавать отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, разбирается в общественных явлениях, нравственных оценках. Ребёнок задумывается над своим «Я», изменяется весь строй личности ребёнка, происходит отбор нравственных ценностей.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Данная программа реализует направление духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника, его нравственных чувств и этнического сознания. Создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Программа направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель программы: формирование у младших школьников нравственных ценностей средствами фольклорной педагогики.
Задачи:
- воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;
- развивать умение взаимодействовать с различными объектами окружающего мира, создавать гармонию в любой жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя её на отношение с людьми;
- способствовать повышению культурного уровня учащихся;
- учить работать в группах, общаться, налаживать дружеские отношения в коллективе.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 34 часа, 1 час в неделю. Содержание программы учитывает возрастные особенности младшего школьника, предполагает использование различных форм и методов работы. Занятия проходят с использованием современных технологий, увлекательных конкурсов, викторин, праздников, круглых столов, выставок детского творчества, театрализации, экскурсий, коллективно-творческих дел. Содержательная основа программы - народный фольклор. Формирование духовных и нравственных качеств будет проходить на основе изучения и анализа произведений народного творчества. Программа создана на основе системного и деятельностного подхода. Принципы, на которых строится программа:
- принцип открытости;
- принцип деятельности;
- принцип сотворчества;
- принцип успешности.
В ходе реализации программы «Сундучок народной мудрости» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов 1 и 2 уровней.
Будут достигнуты результаты 1 уровня:
- приобретение социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и не одобряемые формы поведения в обществе);
- первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта;
Произойдёт формирование результатов 2 уровня:
- получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для формирования данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получит первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастут воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения будут являться не столько научные знания, сколько знания о нравственных ценностях.
- при формировании второго уровня воспитание будет осуществляться в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности будут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому будут осуществляться последовательно.
Программа «Сундучок народной мудрости» реализуется учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.
Данная программа способствует активности младшего школьника, его участию в обсуждении произведений народного творчества, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.
Уровни воспитательных результатов будут достигнуты при использовании следующих видов внеурочной деятельности:
- познавательной деятельности;
- проблемно- ценностной;
- социально- творческой;
- игровой.
Технологий:
- личностно – ориентированного обучения;
- интерактивного обучения;
- использование ИКТ - технологий.
Построение программного материала последовательное, имеет сквозную идею, в логике которой выстраиваются все темы занятий. Ребенок познает себя и мир вокруг, людей, их взаимоотношения, природу, усваивает нормы отношения к этому миру и поведения в нем через сказки народов мира.
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Доброта лучше красоты | 6 |
2 | Смелому - уважение, трусу презрение | 6 |
3 | Не ищи друзей, будь другом | 6 |
4 | Ленивому всегда праздник | 6 |
5 | Богам – почёт, родителям – честь | 7 |
6 | Экскурсия | 3 |
Дети читают произведения о друзьях, родителях и детях, о животных, о природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Первый раздел программы для второклассников «Доброта лучше красоты» посвящён основам доброты, отзывчивости. Он предусматривает формирование таких качеств как вежливость, сострадание, уважение, доброжелательность. Материал первого раздела учит детей правильно оценивать поступки других и свои, знакомит с народным творчеством.
Второй раздел программы «Смелому – уважение, трусу – презрение». Дети с помощью учителя анализируют различные жизненные ситуации, поступки героев произведений, собственные поступки. Здесь происходит овладение нормами нравственной культуры, потребность в самооценке в сопоставлении себя с другими людьми.
Третий раздел «Не ищи друзей, будь другом» направлен на формирование дружбы как общечеловеческой ценности и нравственного качества, которые способствуют построению нравственных отношений в коллективе младших школьников. Ребёнок учится понимать настоящие и ложные ценности дружбы, видеть причины ссор и конфликтов и пути выхода из них.
Четвёртый раздел «Ленивому всегда праздник» формирует положительное отношение к труду, развивает такие качества как трудолюбие, нетерпение к лени и лентяям.
Пятый раздел «Богам – почёт, родителям – честь» посвящён взаимоотношениям в семье, осознание роли сына или дочери и формирует у детей положительную систему духовно-нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её традициям.
Занятия по программе курса проходят в увлекательной форме, эмоциональны, разнообразны. Дети поют, играют, состязаются в знании пословиц и поговорок, отгадывают и сочиняют сами загадки, сказки. Анализируют сказки разных народов, ставят театрализованные сценки. Занятия рассчитаны не на сухое морализаторское жёсткое воздействие, а на непосредственное, живое участие и включение детей в мир добра, добрых дел и отношений. Занятия курса «Сундучок народной мудрости» рассчитаны на то, чтобы для ребёнка стали естественным проявления порядочности, великодушия, благородства и неприемлемым предательство, ложь, трусость, лень.
В результате целенаправленной работы в рамках данной программы у младших школьников будут формированы такие общечеловеческие качества как доброта, милосердие, трудолюбие, чувство долга, ответственность; пополнят свои аксиологические знания, приблизятся к духовной культуре, традициям своего народа, познакомятся с народным фольклором.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
- ориентация в нравственном поведении, как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
- знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
- развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
Регулятивные УУД
- сотрудничать с учителем и одноклассниками;
- адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки;
Познавательные УУД
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители;
- составлять сообщения в устной и письменной форме;
- анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками;
Коммуникативные УУД
- адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с не совпадающими с его собственными;
- уметь формировать свою позицию и точку зрения;
- приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников.
Таким образом, система непрерывного нравственного воспитания основана на дифференцированно и последовательно выстроенном, логически обоснованном поэтапном включении учащихся в освоение стержневых категорий нравственности. Они осмысливаются ими во взаимодействии обучения с богатой палитрой разнообразных эмоционально чувственных, деятельностных, игровых, экспериментальных, творческих средств. Мы представляем календарно-тематическое планирование программы «Сундучок народной мудрости».
Календарно - тематическое планирование программы по внеурочной деятельности «Сундучок народной мудрости»
3 класс 34 часа
№ п/п | Тема | Кол-во часов | форма | Дата п / ф | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Доброта лучше красоты | |||||
1 | Что значит «доброта» | 1 | «Круглый стол» дискуссия | Доброта, сочувствие, милосердие, сопереживание как черты русского национального характера. | |
2 | Легко ли быть добрым | 1 | Этическая беседа | ||
3 | Добро в мордовских сказках | 1 | Беседа, театрализация | ||
4 | Добрый ли я | 1 | Тестирование | ||
5 | Дорогою добра | 1 | Праздник | ||
6 | Спешите делать добро | 1 | Акция. Помогаем первоклассникам | ||
Смелому - уважение, трусу презрение | |||||
7 | Былинные богатыри | 1 | Игра - путешествие | Смелость, отважность, умение постоять за себя и друга. | |
8 | Смелость – это… | 1 | «Круглый стол» дискуссия | ||
9 | Я буду смелым | 1 | Этическая беседа | ||
10 | Ум выше храбрости | 1 | квест | ||
11 | Дал слово – держи. | 1 | Чтение и анализ произведений | ||
12 | Смелому - уважение, трусу презрение | 1 | Конкурс плакатов | ||
Не ищи друзей, будь другом | |||||
13 | Быть настоящим другом сложно | 1 | Этическая беседа | Умение дружить, сопереживать | |
14 | Добрый друг – великое сокровище | 1 | Ролевая игра | Умение дружить, сопереживать | |
15 | Если с другом вышел в путь | 1 | Работа в группах | ||
16 | Радость на всех одна | 1 | КТД | ||
17 | Мой друг | 1 | Конкурс сочинений | ||
18 | Давайте жить дружно! | 1 | Открытое мероприятие | ||
Ленивому всегда праздник | |||||
19 | Иван дурак – главный герой русских сказок | 1 | Чтение и анализ сказок, групповая работа | Трудолюбие, ответственность, уважение к труду других людей. | |
20 | Рукодельница и ленивица | 1 | Выставка поделок | ||
21 | Устроим клумбу друзей | 1 | Высадка и уход за цве- точными растениями | ||
22 | Профессия моих родителей | 1 | Встреча с интересными людьми, возможна экскурсия | ||
23 | Трудиться – всегда пригодится | 1 | Этическая беседа, анкетирование | ||
24 | Трудовой десант | 1 | Уборка территории школы | ||
Богам – почёт, родителям – честь | |||||
25 | Мама, что красно солнышко | 1 | Концерт для мам | Заботливость, преданность, понимание, любовь к маме, уважение к старшим, поддержка и помощь младшим. Гордость за свою семью. | |
26 | Я и моя семья | 1 | Тестирование, выставка рисунков | ||
27 | Сказка ложь, да в ней намёк | 1 | Чтение и анализ произведений | ||
28 | Родители - мои друзья | 1 | Мини - проекты | ||
29 | Бабушка и дедушка – очаг мудрости | 1 | Встреча с интересными людьми (родители) | ||
30 | Герб моей семьи | 1 | проект | ||
31 | Кто в доме хозяин | 1 | Круглый стол с участием родителей | ||
32 | Экскурсия | 3 ч. |
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Сундучок народной мудрости» рекомендовано использовать диагностический инструментарий:
1. Педагогические наблюдения.
2.Методика «Космическое путешествие»
3. Методика «Загадай желание».
4.Анкета «Ты и твоя школа».
5.Методика «Проявление личностных качеств в поведении ребёнка» Н.Александрова и Н. Курносова.
6. Методика С.М.Петровой «Русские пословицы», «Цветик – семицветик».
7.Методика В.В.Синявского «Организаторские и коммуникативные склонности».
8 Методика Э.Шагаевой
9. Методика М.И.Шиловой
Таким образом, работа по нравственному становлению личности, которая проводится в процессе систематических, занятий внеурочной деятельности по программе «Сундучок народной мудрости», продолжается в процессе включения учеников в опыт этически значимого поведения в различных видах внеурочной деятельности, применения специальных методик гуманизации взаимодействия детей в межурочном пространстве. При такой стратегической линии непрерывности нравственно направленного педагогического взаимодействия и его воспитательной функции сможет формироваться приоритет нравственных ценностей в школьной среде и жизнедеятельности учеников.
Учебно-методического обеспечение:
- «Русские народные сказки». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
- Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». - Москва, Перспектива. 1995
- Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок. – Волгоград: учитель, 2009
- «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 1998
- Восточнославянские волшебные сказки. – Москва: Просвещение, 1992
- Сказки народов мира. – М.: Детская литература, 1985.
- «Советские мультфильмы» видеодиски
- Интернет ресурсы:
http://mirckazok.ru/view_cat.php?cat=178
Материально – техническое оснащение курса: проектор, интерактивная доска, компьютер, экспонаты, отражающие быт и традиции русского и мордовского народов.
Список литературы
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности "Моя Москва"
Программа представляет единство базовых образовательных предметов и предметов художественно-эстетического цикла как основу для воспитания гармонично развитой личности ребенка....
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))
Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...
Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Студия Мульти-Пульти" (для детей 8-11 лет)"
Важной особенностью программы является её мотивационная направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы: дети ещё не умеют говорить, читать, но уже с удовольствием их смо...
Авторская программа внеурочной деятельности "Эко-мир"
Программа разработана мною для внеурочной деятельности социального направления.Программа построена в соответствии с возрастными особенностями детей: наглядно-образное мышление; потребность в активност...
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Авторская программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления "Чудо- тесто"
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Чудо-тесто" художественно-эстетического направления. Актуальной эта программа является потому, что соленое тесто -это доступный, экологически чист...
Программа внеурочной деятельности "Начала мудрости" 1 кл
Программа курса «Начала мудрости» разработана для тех, кто считает обучение нравственности — основой любой системы воспитания и образования. Мы употребляем здесь термин обучение, потому что именно цел...