Развитие проактивности учащихся начальных классов
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Для достижения успешных результатов в образовательной программе,формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности-необходимо развивать у учащихся проактивность.Для развития проактивности учащимся необходимо научиться осознавать свои достижения,присваивать себе свои успехи.Проактивность ведет к повышению эффективности,важно сформировать у учащихся привычку мыслить и действовать проактивно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие проактивности учащихся начальных классов | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПРОАКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В соответствии с ФГОС НОО важнейшими задачами начального образования являются формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, а также развитие готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
Для успешной реализации основной образовательной программы ФГОС учащиеся должны уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления, уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Иначе говоря, у младших школьников в семье и в школе необходимо развивать проактивность. Проактивность ведёт к повышению эффективности, реактивность снижает эффективность и блокирует личностный рост.
Понятие проактивности используется многими психологами [1], [5], [6].
Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии Виктором Франклом в книге «Человек в поисках смысла» для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин для происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах [7].
Г. Олпорт указывал на то, что здоровый человек не только реагирует на внешние стимулы, но и способен сознательно воздействовать на свою среду новыми, ранее не испробованными способами и вынуждать окружающую среду реагировать на них [4].
По данным Е.С. Старченковой, проактивный уровень совладания связан с постановкой и достижением личностно значимых целей в отдаленном будущем, а также с предвосхищением возможных преград для их достижения. Проактивное совладание представляет собой особый стиль жизни, основанный на том, что происходящее в жизни человека зависит от него самого, а не от удачи или стечения внешних обстоятельств. Жизнь таких людей в большей мере направляется внутренними факторами и они несут ответственность за те события, которые с ними происходят [6].
Стивен Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей» поставил проактивность на первое место среди навыков успешного человека [3].
В.Ю. Слабинский и Н.М. Воищева понимают под проактивностью способность использовать время в качестве ресурса [5]. Согласно их представлениям, важной особенностью проактивности является использование ресурсов социального окружения.
Исследователи выделяют критерии проактивного поведения:
1) осознанность личностью своих поступков и действий;
2) осознание их последствий;
3) принятие ответственности за свою жизнь;
4) спонтанность;
5) наличие свободной воли, свободы принятия решений;
6) ориентация при выборе моделей поведения не столько на внешние обстоятельства, сколько на собственные интересы и ценности [2].
В начальной школе существует противоречие между внешним управлением жизнью детей школой, а также семьей и необходимостью воспитывать в ребенке самостоятельность, ответственность и свободное мышление.
Освоение учащимися начальных классов универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных) предполагает способность учеников строить учебно-познавательную деятельность с учётом всех её компонентов: цель, мотив, прогноз, планирование, контроль, оценка.
Учащимся необходимо освоить такие основополагающие для развития самоорганизующейся и саморазвивающейся личности понятия, как: цели, целеполагание, время, планирование, организация времени, самоорганизация, приоритеты. Важно развивать самостоятельность учащихся и личную ответственность за свои поступки, формировать у младших школьников способность ставить цели и планировать их достижение, а также чувство уважения к своему времени и времени окружающих людей, понимания ценности времени жизни для достижения поставленных целей, навыков управления временем через организацию своих действий, дел и задач.
Стивен Кови выделяет круг забот и круг влияния [3]. Круг влияния – то, на что человек влияет. Круг забот – то, что заботит человека, но на что он не в силах повлиять.
Проактивные люди концентрируются на круге влияния, на том, что они могут изменить лично. Реактивные люди больше всего концентрируются на круге забот – на тех вещах, которые они изменить не могут, и, соответственно, просто жалуются на обстоятельства.
Нужно научить младших школьников видеть разницу между кругом влияния и кругом забот, и сосредотачиваться на круге влияния.
Проактивные люди берут на себя ответственность за то, что происходит с ними в жизни. Они спрашивают себя: «Как я могу изменить эту ситуацию? Что я должен сделать, чтобы решить эту проблему? Какие есть возможности?». В речи проактивного человека присутствуют высказывания: «я выбираю», «я предпочитаю», «я сделаю».
Реактивные люди находят отговорки, используют следующие высказывания: «я хотел бы этим заняться, но у меня нет времени», «у меня нет необходимой информации», «у меня нет знаний», «я ничего не могу поделать», «ничего не поделать – я такой», вот такой я есть», «я не могу с этим справиться», «я вынужден», «обстоятельства сильнее меня», «если бы только», «все равно не получится», «я ничего не могу изменить» т.д.
Известно, что мышление и речь взаимосвязаны. Велика вероятность того, что данные высказывания станут самореализующимися прогнозами. Реактивными высказываниями человек убеждает себя в невозможности влиять на свою жизнь. Поэтому учащихся начальных классов необходимо научить задавать себе вопросы: «Как я могу изменить ситуацию?», «Как я могу выделить время для этого дела?», «Как я могу узнать об этом больше?», «Что я могу сделать сам для улучшения ситуации?» и т.д.
Важно научить школьников искать в различных ситуациях те аспекты, на которые можно повлиять.
Для развития проактивности учащимся необходимо научиться осознавать свои достижения, присваивать себе свои успехи.
У младших школьников развито образное мышление. Образное мышление не только этап в развитии мыслительной деятельности, но и самостоятельный вид мышления, обладающий такими особенностями и достоинствами, которые невосполнимы другими видами мышления. Преимущество образного мышления состоит в отображении действительности во всей полноте ее фактических, а не логических связей. Развитие образного мышления наиболее интенсивно происходит в обучении, под влиянием предметного содержания знаний, методов овладения ими, при использовании специальных дидактических приемов, направленных на свободное преобразование учеником чувственного материала, а также в условиях использования разнотипного наглядного материала, при решении задач, требующих мысленного преобразования воспринимаемого наглядного материала, актуализации образов по памяти, их сохранения, воспроизведения, видоизменения.
При решении задач в образах поиски ведутся одновременно в разных направлениях, имеется возможность учитывать признаки различных модификаций за один ход. Поэтому мыслительный процесс в форме образов протекает быстро, решение приходит в виде своеобразной мысленной пространственной картины, т.е. очень важен процесс визуализации проблемной ситуации.
Образное мышление связано с интуицией, которая представляет собой специфическую способность личности постигать истину без непосредственного логического обоснования, доказательства.
С образным мышлением связан также инсайт, для которого характерно одноактное «усмотрение», улавливание функций или отношений между элементами ситуации, интуитивное схватывание искомого результата. Для образного мышления характерна цельность восприятия, позволяющая одновременно усмотреть не только сами элементы изучаемого материала, но и их взаимосвязи, то есть понять общую структуру предмета.
Для развития проактивности следует использовать возможности образного мышления для визуализации желаемого исхода любой ситуации и предсказания возможных результатов тех или иных действий. Ученик, представляя позитивный образ, мобилизует свои творческие способности и начинает генерировать идеи по воплощению желаемого сценария событий. Школьник может использовать свое воображение, чтобы увидеть возможные варианты развития событий в зависимости от выбранных действий и предсказать последствия.
На уроках в начальной школе необходимо устанавливать связи изучаемых предметов с индивидуальным опытом учащихся, с жизненным контекстом, в целом, с жизнью. Основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека, в том числе его проактивности.
Необходимо, чтобы непосредственный опыт учащихся стал источником учебного познания. Важно использовать моделирование жизненной реальности в учебной обстановке (предметная и ролевая имитация). Путь изучения нового материала с опорой на жизненный опыт определяет отношение учащихся к изучаемым предметам, учебную мотивацию, активизирует работу, способствует развитию проактивности учащихся.
На уроках могут использоваться задания, способствующие развитию проактивности:
- предположительно описать будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных;
- составить план решения той или иной проблемы;
- посмотреть на проблему глазами какого-либо человека, народа, подумать как кто-либо;
- творчески преобразовать какие-либо явления; сконструировать новые идеальные объекты;
- применить новую структуру, новую функцию известного объекта в изменившихся условиях;
- разработать и обосновать способ решения проблемного задания;
- перепроверить и включить результат решения проблемы в общую систему знаний; обосновать результат и др.
С целью развития проактивности на занятиях могут быть использованы игры и упражнения, разработанные на основе сказочных ситуаций с участием известных ученикам персонажей, проблемные ситуации из учебного и жизненного опыта учеников, интерактивные методы обучения: дискуссии, ролевые игры, кейсы.
Кейсы представляют собой конкретные жизненные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора. Описание ситуации отражает какую-нибудь практическую проблему.
Ключевые вопросы при анализе ситуации: «В чем состоит проблема?», «Какие аспекты действий участников вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как можно решить эту проблему?»
Учащимся нужно проанализировать обстоятельства, сформулировать собственное понимание ситуации, возможных причин возникновения ситуации, оценить действия участников, подготовить предсказания относительно вероятного, потенциального и желательного будущего ситуации, выработать рекомендации относительно поведения действующих лиц в ситуации.
Так называемый “драматический инстинкт ребенка” позволяет применять драматизацию как метод обучения. В современной научной литературе под драматизацией (этимологически – действие) понимается игра, организованная на сюжете литературного или музыкально-сценического произведения.
Учебные игры служат иллюстрацией, несут положительную эмоциональную окраску обучению. Происходит проживание проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Игры способствуют формированию иной точки зрения на ситуацию, ведут к ее переосмыслению. Ключевой момент здесь – возможность исполнения различных ролей, что исключает полную идентификацию с какой-либо из них. Когда позиция участника перестает полностью совпадать с любой из ролей, предполагая одновременное их сосуществование, то возникает некоторое эмоциональное отчуждение от единственной, обычно принимаемой на себя роли. Ученик, задавая себе вопросы с позиций разных лиц, осознает, что к одной и той же проблеме существует множество подходов, приводящих к самым непохожим решениям. Такая тренировка помогает принять и использовать несвойственную данному человеку логику, встать на другую точку зрения, осознать возможность выбора вариантов поведения в различных ситуациях и, в целом, способствует развитию проактивности.
Итак, необходимо сформировать у учащихся привычку мыслить и действовать проактивно. Ведь многие из ошибок, ставших привычными с детства, сохраняются у человека на всю дальнейшую жизнь, создавая препятствия к успешной самореализации.
В заключении важно отметить следующее. Во-первых, развитию проактивности необходимо уделять внимание как в школе, так и дома. Во-вторых, способствовать формированию этого качества у детей может проактивный человек. Поэтому родителям и учителям самим важно мыслить и действовать проактивно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ерзин А.И. Проактивное поведение как предмет психологического исследования: Учебное пособие. – Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 156 с.
2. Ерзин А.И., Епанчинцева Г.А. Понятие проактивности в современной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2013. Т. 6. № 1. - С. 79-83.
3. Кови С. 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 374 с.
4. Олпорт Г. Становление личности. - М.: Смысл, 2002. - 461 с.
5. Слабинский В.Ю., Воищева Н.М. Оценка влияния профессиональных стрессоров и проактивного копинг-поведения на профессиональное выгорание у экологов // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2012. - №4. – С. 103-108.
6. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2009. - № 2. Ч.1. - С. 198-205.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи учащихся начальных классов.
Развитие речи-одна из сложных задач на уроках русского языка. Разнообразные творческие работы помогают решить эту проблему....
Программа развития речи учащихся начальных классов
Программа рассчитана на 4 года обучения, по 34 занятия в год, один раз в две недели. Идет двумя блоками: 1-2 классы и 3-4 классы. Учитель может по своему усмотрению менять темы, переставлять, использо...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО »...
Развитие речи учащихся начальных классов как показатель профессионализма учителя.
Для развитие речи учащихся на разных уроках я использую различные виды работ. Некоторые виды представлены в презентации. Например: рассказать как идет работа над текстом, написание мини-сочинения на о...
Влияние групповой работы на развитие речи учащихся начальных классов
Полиязычие является ярким признаком поликультурной личности, которая в свою очередь владеет рядом профессиональных компетенций, самой актуальной из них является наличие речевых навыков. Развитие...
Использование краеведческого материала на уроках математики как средство развития мировоззрения учащихся начальных классов
Цель работы: мотивировать и активизировать познавательную деятельность младших школьников;обеспечить взаимосвязь, обобщение и систематизацию знаний об объектах природы и общества...
Статья "Развитие речи учащихся начальных классов".
Развитие речи-важная задача обучения родному языку.Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст-его дошкол...