Гендерные различия в обучении
презентация к уроку на тему

Алексеева Наталья Алексеевна

Гендерное равенство- важный вопрос, связанный с правами человека, гендерное равенство, означает равное предоставление возможностей и участие для мужчин и женщин во всех сферах общественной и частной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gendernye_razlichiya_v_obuchenii.ppt850 КБ
Office presentation icon gendernoe_ravestvo.ppt226.5 КБ
Microsoft Office document icon ravenstvo_polov.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гендерные особенности развития

Слайд 2

Гендер - в психологии – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Слайд 3

Большинство людей считают, что гендерные различия в поведении и социальных ролях вызваны биологическими отличиями между полами.

Слайд 4

Сегодня женщины в Европе имеют одинаковые с мужчинами права и свободы, поэтому любые разговоры и действия на тему дифференциации развития по половому признаку могут быть расценены как дискриминационные, со всеми вытекающими последствиями .

Слайд 5

Социальные нормы — это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения и интересы в соответствии с биологическим полом.

Слайд 6

Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями.

Слайд 7

Теория социальных ролей - концепция, разработанная А. Игли, согласно которой большинство гендерных различий являются продуктами социальных ролей, поддерживающих или подавляющих различие в поведении мужчин и женщин

Слайд 8

Общие видовые характеристики Зрение Женщины ярче воспринимают цвета, способны охватить взглядом сектор 45 ` со всех сторон. У мужчин «туннельное» зрение, т.е. они четко и ясно видят только то, что расположено перед ними.

Слайд 9

Осязание С момента рождения девочки гораздо чувствительней, чем мальчики. Чувствительность кожи взрослой женщины в 10 раз превышает чувствительность кожи мужчины.

Слайд 10

Обоняние Женщина может протестировать состояние иммунной системы мужчины в течении 3х секунд после встречи с ним. Ее нос определяет наличие феромонов и особый мужской запах.

Слайд 11

Мозг Мозг мужчины на 200-350 граммов тяжелее женского, это на 4 млн. больше мозговых клеток. Мужчины более склонны к точным наукам (физика, математика, естествознание).

Слайд 12

Мозг женщины Степень умственной одаренности у женщин на 3% выше чем у мужчин, у 10% женщин мужской склад ума. Женщины более склонны к гуманитарным наукам.

Слайд 13

У женщин более тонкий музыкальный слух, они способны более точно воспроизводить музыку. Юноши более философствуют, отдают предпочтение логике.

Слайд 14

Девочки-школьницы задают втрое больше вопросов, чем мальчики. Мальчики предпочитают область возможного – отсюда интерес к виртуальности, компьютерным технологиям и фантастике.

Слайд 15

Девочки скрывают свои чувства, и намерения, могут долго ожидать, чтобы отомстить обидчику. Мальчики предпочитают открытое соперничество, решение споров в открытой борьбе.

Слайд 16

Девочки способны понять намек . Мальчикам следует давать четкие указания .

Слайд 17

Таким образом, девочек и мальчиков следует готовить к выполнению предписанных им функций и предназначенных ролей, опираясь на заложенные природой особенности их организма и связанные с этим особенности развития и формирования.

Слайд 18

Современная образовательно-воспитательная система нарушает эти предписания по многим позициям: Обучает всех одинаково, преимущественно по «Правополушарному способу» Предлагает для изучения одинаковые курсы и предметы в них одних и тех же объемах, на одинаковых уровнях

Слайд 19

Осуществляет учебный процесс преимущественно по репродуктивной схеме Не учитывает гендерных особенностей восприятия и обработки информации Не готовит к выполнению предписанных природой ролей и функций в жизни Не дифференцирует воспитательный процесс

Слайд 20

Можно сделать вывод, что гендерные различия в школе или совсем не учитываются, или учитываются явно недостаточно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое гендерное равенство? Достижение более равноправного участия мужчин и женщин в жизни сообщества

Слайд 2

Ключевыми областями, где женщины смогли добиться наибольших успехов, стали: равный доступ к образованию; широкое представительство женщин на рынке труда; экономический статус женщин; распределение работы дома и уход за детьми; структура семьи; молодежная культура; новая информация и коммуникационные технологии.

Слайд 3

Что такое гендер? Ге́ндер (англ. gender , от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Слайд 4

Некоторые примеры гендерных характеристик: в Европе женщины зарабатывают значительно меньше денег, чем мужчины на аналогичной работе; во многих странах девочки больше занимаются танцами, в то время как мальчики больше играют в футбол; во всем мире женщины и девочки делают больше работы по дому, чем мужчины и мальчики; мальчики чаще подвергаются телесному наказанию, чем девочки.

Слайд 5

Гендерное равенство не достаточно распространено в Европе Бритта Лейон, бывший министр демократии и молодежи Швеции

Слайд 6

Гендерные стереотипы Гендерный стереотип - сформировавшиеся в культуре обобщённые представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины.

Слайд 7

Гендерное насилие Гендерное насилие - отрицательное влияние на физическое или психологическое здоровье, развитие и идентичность личности и являющейся результатом гендерной дифференцированной неравноправности, эксплуатирующей различия между мужчинами и женщинами, среди мужчин и среди женщин.

Слайд 8

Что такое гендерное образование? Гендерным обозначают образование, которое содействует формированию гендерного равенства и способствует преодолению негативных гендерных стереотипов.

Слайд 9

Соответствующие правозащитные инструменты Совет Европы Координационный комитет по обеспечению равенства женщин и мужчин (ККОРЖМ) Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ).



Предварительный просмотр:

РАВЕНСТВО ПОЛОВ

Что такое гендерное равенство?

Важный вопрос, связанный с правами человека, гендерное равенство, означает равное предоставление возможностей и участие для мужчин и женщин во всех сферах общественной и частной жизни. Это не означает, что оба пола одинаковы, а скорее, что они равны в правах и достоинстве. Как и в случае со всеми правами человека, за гендерное равенство нужно постоянно бороться, защищать и поощрять его.

Более ста пятидесяти лет женское движение за эмансипацию ставит в центр внимания

искоренение широко распространенной дискриминации в отношении большинства женщин и достижение более равноправного участия мужчин и женщин в жизни сообщества.

В результате жизнь большинства европейских женщин и мужчин сегодня значительно

отличается от жизни век назад. Ключевыми областями, где женщины смогли добиться

наибольших успехов, стали:

равный доступ к образованию;

широкое представительство женщин на рынке труда;

экономический статус женщин;

распределение работы дома и уход за детьми;

структура семьи;

молодежная культура;

новая информация и коммуникационные технологии.

Хотя в области гендерного равенства и отношения в обществе достигнут значительный

прогресс, в Европе все еще имеются препятствия на пути гендерного равенства.

Что такое гендер?

Пол и гендер – это не одно и то же. Пол – это биологический факт. Почти все люди рождаются одного из двух биологически различаемых видов: девочка или мальчик. Гендер, с другой стороны, - это социальное состояние. Как объясняет Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ):

«Пол» относится к биологическим и физиологическим характеристикам, определяющим мужчин и женщин.

«Гендер» относится к социально сконструированным ролям, поведению, видам деятельности и свойствам, которые считаются данным обществом свойственными мужчинам и женщинам.

Иными словами:

«Мужской» и «женский» - это категории пола, в то время как «маскулинный» и «феминный» - это категории гендера»

Некоторые примеры гендерных характеристик:

в Европе женщины зарабатывают значительно меньше денег, чем мужчины на аналогичной работе;

во многих странах девочки больше занимаются танцами, в то время как мальчики больше играют в футбол;

во всем мире женщины и девочки делают больше работы по дому, чем мужчины и мальчики;

мальчики чаще подвергаются телесному наказанию, чем девочки.

      Будучи важной частью идентичности и индивидуальности, гендерные роли формируются

посредством социализации. Сегодня не только семья, школа и рабочее место, но также и

средства массовой информации, включая новые информационные технологии, музыка и

фильмы влияют на такую социализацию. Как традиционные, так и такие новые социализирующие силы служат сохранению и передаче гендерных стереотипов.

Гендерное равенство не достаточно

распространено в Европе

Традиционные гендерные стереотипы остаются глубоко укорененными в европейской

культуре и проявляются в повседневной практике. Бритта Лейон, бывший министр демократии и молодежи Швеции, представила в своей презентации, каким образом это неравенство проявляется в среде молодежи в Европе:

молодые люди зарабатывают примерно на 20% больше, чем девушки;

если молодые люди и девушки живут вместе, девушки делают в два раза больше работы по дому, чем молодые люди;

совсем немногие молодые отцы берут отпуск по уходу за ребенком в тех странах, в которых это возможно. Мужчины все еще участвуют в принятии гораздо большего количества важных решений,

чем женщины. Несмотря на некоторые позитивные меры, политическое участие женщин

все еще остается на незначительным: в Европе только 21% членов парламента - женщины,

этот процент колеблется от 4,4% в Турции до 45% в Швеции. Поскольку мужчины занимают ключевые позиции в политике, финансовом мире и средствах массовой информации,

они могут определять политическую программу и публичный дискурс. В целом, мужской

пол все еще считается нормативным и стандартным.

Гендерные стереотипы

Многие институты общества укрепляют традиционные гендерные стереотипы. В средствах массовой информации, например, женщины, главным образом, показываются в

качестве объектов действия, жертв и заботящихся о других, в то время как мужчины

обычно изображаются изобретательными, сильными, умными и инициативными. В то

время как средства массовой информации подчеркивают силу и успех мужчин, женщина,

даже состоявшаяся женщина, обычно оценивается, в первую очередь, по внешнему виду.

Таким образом, средства массовой информации, включая телевидение, радио, школьные

учебники, детские книги, журналы, фильмы и многие формы электронной коммуникации,

сохраняют и распространяют стереотипы о мужчинах и женщинах.

Как и в случае со СМИ, семья, школы и центры развлечений также несут ответственность

за укрепление гендерных стереотипов. Недавнее исследование продемонстрировало, что

учителя чаще оценивают мальчиков положительно, если последние активны, агрессивны,

независимы, все исследуют и соревнуются с другими, в то время как девочки часто получают положительную ответную реакцию за послушание, доброту, мягкость, пассивность и

положительное отношение к сообществу. Поскольку такие гендерные стереотипы формируются, преимущественно, в школьные годы, многих девочек не поощряют за независимость действий, за соперничество и активизм в общественной сфере. Девочки, не

соответствующие стереотипным ожиданиям, могут подвергаться критике, остракизму и

даже насилию.

Традиционные гендерные стереотипы могут затрагивать как мальчиков, так и девочек.

Стереотипные ожидания силы и соперничества от мужчин часто противоречат повседневному опыту мальчика, как жизнь в семьях с нестандартной структурой, мужская

безработица или увеличивающееся присутствие женщин в общественной сфере. Такие

противоречия могут усложнить развитие половой идентичности у мальчиков. Мальчики,

не соответствующие типичным стереотипам о мужчинах, могут подвергаться агрессии,

изоляции и дискриминации.

Гендерное насилие

Гендерное насилие – это термин, который может использоваться для описания любой

формы насилия, физической ли, сексуальной, психологической, экономической или социокультурной, оказывающей отрицательное влияние на физическое или психологическое здоровье, развитие и идентичность личности и являющейся результатом гендерно дифференцированной неравноправности, эксплуатирующей различия между мужчинами и женщинами, среди мужчин и среди женщин. Гендерное насилие может оказывать влияние и на мужчин, и на женщин, но оно несоразмерно влияет на женщин и девочек, и, поэтому, гендерное насилие часто упрощается до термина «насилие в отношении женщин».

Гендерное насилие присутствует в каждой стране и не имеет культурных, классовых, образовательных, этнических границ или границ происхождения. Например, статистика показывает, 12%-15% девочек и женщин в Европе сталкиваются с домашним насилием каждый день. Агрессия и сексуальные домогательства по отношению к женщинам также присутствуют в различных жизненных ситуациях, включая учебные заведения и рабочие места.

Однако гендерное насилие влияет и на мужчин. Например, мальчики и мужчины, которым не свойственны традиционные «мужские добродетели», сталкиваются с насмешками

в свой адрес и насилием. Подобным образом, геи и лесбиянки также часто подвергаются

физическому и вербальному насилию, особенно в школах, где дети и молодежь открывают

для сексуальность.

Гендерное насилие представляет серьезное препятствие для равенства женщин и мужчин

и является нарушением прав человека. Акты гендерного насилия нередко совершаются

близкими знакомыми жертв. Государственные учреждения играют ключевую роль и несут

основную ответственность в отношении реагирования на подобные ситуации и работу по

предотвращению всех форм гендерного насилия. Одним из наиболее важных документов

по правам человека для достижения этой цели является Конвенция ООН о ликвидации

всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ), к которой, на данный момент,

присоединились 185 стран.

Этот документ гласит: «Конвенция обеспечивает основу для достижения равенства женщин и мужчин посредством предоставления женщинам равного доступа к и равных возможностей в политической и общественной жизни – включая право на голосование и

баллотирование на выборах, – а также в образовании, здравоохранении и трудоустройстве. Государства-участники выразили согласие принимать все соответствующие меры,

включая законодательные и временные специальные меры, для того, чтобы женщины

могли пользоваться всеми правами человека и основными свободами»

Что такое гендерное образование?

Гендерное образование, особенно если оно адресовано и девочкам, и мальчикам, может

быть положительной силой, способствующей созданию гендерного равенства в современном обществе. Уменьшая гендерные стереотипы, гендерное образование помогает детям

в достижении подлинного гражданского равенства, при котором мужчины и женщины

сосуществуют в духе сотрудничества и уважения.

Гендерное образование начинается привлечения внимания к вопросам половых ролей.

Это означает признание отрицательного воздействия гендерных стереотипов и устранения неравенства, связанного с ними

Результатом гендерного образования для девочек

является большая уверенность в себе, настойчивость, независимость и участие в общественной деятельности. Результатом для мальчиков является преодоление страха неудачи,

умение справляться с агрессией, повышение степени социализации и ответственности и

большее внимание частной сфере.

Важной функцией гендерного образования является отделение фактов от убеждений и

мнений. При помощи анализа историй или собственных поступков дети могут быстро

принять за норму тот факт, что девочки могут вести себя как мальчики, а мальчики могут

быть чувствительны и ранимы. Все дети должны воспринимать себя как высокоорганизованных и уникальных личностей, обладающих различными качествами. Стереотипы и

устойчивые ожидания, связанные с половыми ролями, могут воспрепятствовать развитию личности и реализации полного потенциала как девочек, так и мальчиков.

Гендерное образование – это непрерывный процесс, который не может быть ограничен

определенными видами образовательной деятельности. Учителя должны избегать стереотипизации половых ролей, с детства и предоставлять девочкам и мальчикам равные возможности для участия и взаимодействия в любом виде деятельности. Девочек следует

вовлекать в учебные занятия и занятия спортом, в то время как мальчики должны участвовать в деятельности, связанной с заботой о ком-либо. И тех, и других следует вовлекать

в участие во всех видах деятельности, например, в хорах, постановках и танцах, столярной

работе, приготовлении пищи, турпоходах и игре в шахматы. Девочки должны получать

положительную ответную реакцию за свои достижения, а мальчики – за заботливость и

проявление солидарности.

Другой важной целью гендерного образования является помощь детям в признании социальной ценности традиционных женских занятий, таких как материнство, и качеств, таких

как забота, внимание, сотрудничество и терпимость. Это признание может привести к

подлинному партнерству между мужчинами и женщинами, что является основной целью

гендерного образования. Таким образом, дети узнают о том, что различный вклад мужчин и женщин в семью и общество равным образом важны и что и мужчины, и женщины

имеют равные права и несут равную ответственность.

Чтобы гендерное образование было эффективным, педагоги должны признать собственные гендерные стереотипы и

подумать о том, отражают ли их методы обучения, язык и

взаимодействие с мальчиками и девочками то гендерное равенство, которое они продвигают.

Соответствующие правозащитные инструменты

Совет Европы

Совет Европы признает равенство мужчин и женщин в качестве основного права человека. В статье 14

Европейской конвенции по защите прав человека

декларируется, что

«пользование правами и свободами должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных

убеждений...». Эта статья является основанием для различных видов деятельности организации. Ответственным органом является

Координационный комитет по обеспечению равенства женщин и мужчин

(ККОРЖМ), осуществляющий анализ, исследования

и оценку, определяющий стратегии и политические меры и, по необходимости, принимающий решения по поводу соответствующих юридических документов.

При помощи различных просветительских мер и кампаний, таких как «Остановим домашнее насилие в отношении женщин», Совет Европы активно борется с гендерным насилием. Программа Совета «Строим Европу с детьми и для детей» направлена против различных форм полового насилия в отношении детей: инцеста, порнографии, проституции, торговли людьми и изнасилований сверстниками. Организация Объединенных Наций

Первым юридически обязательным международным документом, запрещающим дискриминацию против женщин и вынуждающим государства предпринимать шаги в пользу

равенства женщин и мужчин, стала

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

(КЛДОЖ). С момента вступления в силу в 1981 г. КЛДОЖ

всесторонне борется за основные права женщин в политике, здравоохранении, образовании, законодательстве, вопросах собственности, браке и семейных отношениях. Страны,

ратифицировавшие или присоединившиеся к Конвенции, обязаны применять ее положения на практике. Они также обязаны предоставлять национальные отчеты минимум раз

в четыре года о мерах, предпринятых ими для выполнения договорных обязательств. С

2000 г. отдельные женщины или группы женщин могут подавать жалобы по поводу нарушения прав в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, который

может инициировать расследования в случае серьезных или систематических нарушений.

В 2000 г. Организация Объединенных Наций приступила к выполнению Целей в области

развития, поставленных в Декларации тысячелетия, одной из задач которых является «ликвидация неравноправия полов в начальном и среднем образовании предпочтительно

к 2005 г. и на всех уровнях к 2015 г.». Данная программа имеет значение для Европы, где

требование равного доступа к образованию и полного участия девочек в процессах принятия решений все еще не полностью соблюдается.

Конвенция о правах ребенка

В статье 2 Конвенции о правах ребенка подтверждается, что права, гарантированные в

конвенции, обеспечиваются без какой-либо дискриминации, включая пол ребенка. Статья

18 нацелена на более сбалансированную роль родителей в семье и при уходе за ребенком,

в ней утверждается, что «оба родителя несут одинаковую ответственность за воспитание детей, а предметом их основной заботы всегда должны быть наилучшие интересы

ребенка».

Генера́льная Ассамбле́я ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерные различия в мотивации достижения учащихся младшего школьного возраста

Определение мотивации достижения, исследование проблем мотивации достижения в трудах отечественных и зарубежных авторов, формирования мотивации достижения у детей младшего школьного возраста, ре...

Гендерные различия учащихся начальной школы

Методическая разработка- презентация...

Гендерный подход в обучении иностранному языку

В данной статье подробно описано, как можно использовать гендерный подход в обучении иностранному языку....

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В статье описан опыт по осуществлению гендерного подхода в условиях обучения детей начальной школы в смешанных классах....

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему, остается одной из наиболее актуальных в ...

Гендерные различия

Сегодня женщины в Европе имеют одинаковые с мужчинами права и свободы, за которые они так упорно боролись. Негласно считается, что гендерные различия в развитии совсем незначительны, и в ходе практики...