Конспект коррекционно-развивающего занятия: «Самоцветы».
план-конспект занятия (2, 3 класс) на тему

Ранцева Светлана Сергеевна

Цель:

  • Расширить   кругозор    детей  о  том,  что  в  природе  существуют различные камни,  раскрыть их предназначение  развить их познавательный интерес,  уметь  размышлять  и  делать  элементарные  выводы  во  время исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Развить  способности  распознавать  цвет, форму, размер   и подбирать адекватные прилагательные для его описания.
  • Стабилизация психических процессов, снять эмоциональное и телесное напряжение, развить  умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
  • Воспитать интерес к окружающей природе,
  • Формировать  психические  процессы:  память,  речь,  мыслительные процессы,  произвольное  внимание,  способность   внимательно и терпеливо слушать других.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_psihologii_samotsvety.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  • Расширить   кругозор    детей  о  том,  что  в  природе  существуют различные камни,  раскрыть их предназначение  развить их познавательный интерес,  уметь  размышлять  и  делать  элементарные  выводы  во  время исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Развить  способности  распознавать  цвет, форму, размер   и подбирать адекватные прилагательные для его описания.
  • Стабилизация психических процессов, снять эмоциональное и телесное напряжение, развить  умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
  • Воспитать интерес к окружающей природе,
  • Формировать  психические  процессы:  память,  речь,  мыслительные процессы,  произвольное  внимание,  способность   внимательно и терпеливо слушать других.

Предварительная работа: 

  1. Коррекционно-развивающие занятия проводились 1 раз в неделю по 20-25 минут с использованием элементов арт-терапии в малых группах педагогом-психологом (дети С(К)К).
  2. Развивающие занятия проводились 1 раз в неделю по 35 минут в условиях школы в индивидуальной форме педагогом-психологом (ребёнок с ЗПР, обучающийся в МБОУ «СОШ №2»).
  3. Проведение индивидуальных консультаций для родителей в домашних условиях (по запросу),  посещение семьи (совместно с соц. педагогом и классным руководителем)  с целью изучения процесса межличностного взаимодействия родителя и ребёнка.

Оборудование:

Цветные шарики, ленточки, проектор, интерактивная доска, различные натуральные камни, ткань, ёмкость с водой, шкатулка, магнитофон, диск с музыкальными записями, доска, мел.

     Продолжительность занятия: 40 минут.

     Количество участников: обучающиеся первой ступени обучения класса С(К)К,

     5 – 6 человек.

     Возраст участников: 9-10 лет.

Ход занятия:

I.  Организационная часть.

Приветствие.

Под спокойную музыку дети заходят в кабинет.

– Здравствуйте ребята! Я предлагаю Вам сегодня поздороваться сначала ладошками, плечиками, спинками, лбами друг с другом. Молодцы! Ребята,  я  вам  хочу  рассказать,  что  произошло  сегодня  утром. Представляете,  прихожу  я  на  работу,  открываю  дверь,  а  у  нас  по кабинету  летают  шарики.  Откуда  вдруг  появились  шарики?  Вот  они  (во время  рассказа  шарики  укрыты тканью, чтобы дети не видели их; в  конце рассказа психолог снимает ткань, и дети видят разноцветные шарики).

– Посмотрите, какие они красивые, разноцветные.

– Каких цветов вы видите шарики? (психолог опрашивает всех детей).

– Посмотрите, ребята, а шарики нам улыбаются (на шариках нарисованы улыбающиеся «мордочки»). Как вы думаете, какое настроение у них? Почему? Давайте и мы им улыбнёмся.

– Ребята, посмотрите, а к некоторым шарикам привязаны ленточки. Давайте мы посмотрим.  А здесь,   что-то написано, сейчас прочитаю: «Сказка о путешествие воздушных шариков». Ребята хотите её послушать? Тогда давайте присядем (дети садятся на ковёр).

II.  Основная часть.

1. Рассказывание сказки о путешествии воздушных шариков.

– В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были воздушные шарики. Самым любимым их занятием были полёты по воздуху. Они летали всюду, видели, как живут люди, животные, как растут деревья и цветы.   Но больше всего они любили наблюдать за детьми: как и во что они играют. Им так хотелось поиграть вместе с детьми, и они отправились в путешествие. Так они залетели к нам.

– Ребята предлагаю посмотреть следующую ленточку.  А на следующей ленточке шарики предлагают отгадать загадку.

– В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжёлый, большой  - одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(В. Мирясова)

Дети отвечают – Это камень. Это разные камни.  

 – Ребята, наверно подошло время прочитать   следую ленточку. На следующей ленточке шарики предлагают нам сыграть в разные игры с камнями, а найти камни мы сможем в нашем кабинете.

Игра «Волшебный камень».

Ребята по  кабинету ищут волшебные камни, и складывают на ткань.

–  А  теперь  посмотрите  на  эти  красивые  разноцветные  камешки.

Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? (Учащиеся перечисляют цвета камней) Молодцы.

– У каждого из вас бывает разное настроение.  Сегодня мы весёлые – жёлтое солнышко,  завтра  печальное  как  синий  дождик,  радостное,  как  красный цветок. А какое настроение у вас сегодня? Выберите  соответствующий цвет настроения.  Посмотрим,  каких  детей  сегодня  больше  –  радостных  или грустных.

Упражнения на развитие речи и познавательных процессов.

– Теперь,  когда  камешки  у  вас  в  руках,  внимательно  рассмотрите  их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идёт расширение словарного запаса, набор прилагательных).  Почувствуйте, какой камень на ощупь  (гладкий  или  шершавый,  твёрдый  или  мягкий),  какая  у  него температура  (тёплый  или  холодный),  посмотрите,  какой  у  него  размер (большой  или  маленький),  блестящий  или  нет,  прозрачный  или  нет (посмотрим  на  свет?).  А  теперь  постучите  своим  камешком   о  камешек соседа. Какой  звук вы услышали? На что похож звук? (работа по всем трём

каналам восприятия: зрение  –  визуальное, слух  –  аудиальное, ощущение – кинестетическое).

Упражнения дыхательной гимнастики.

– Необходимо сделать подряд 4 резких и ритмичных вдоха носом, иными словами  «шмыгнуть»  носом 4 раза. После этого опустите руки и сделайте перерыв  на  3–4  секунды.  Затем,  после  паузы,  снова  сделайте  4  коротких шумных вдоха; снова пауза в 3-4 секунды.

Физкультминутка:

Для  игровой  деятельности  создана презентация   с физкультминутками (Презентация «Путешествие в страну самоцветов»)

Презентация разновидностей камней:

Ребятам  предлагается  посмотреть   разные  виды  камней.  Увидеть разные изделия полученные из камня.

– Знаете ли вы, ребята что  - крокодилы глотают камни, чтобы глубже нырять и лучше переваривать пищу.

– Ребята, давайте прочитаем следующую ленточку, а в ней  шарики предлагают провести эксперимент. Желаете?

Экспериментальная деятельность:

– Положим  камешки  (сначала  большие,  потом  маленькие)  в воду. Они утонут или будут плавать? Для сравнения положим губку. (рефлексия)

– Ну, вот ребята,  у нас осталась последняя ленточка. Давайте прочитаем. Ребята подошло к концу время нашей встречи. Я хочу вам сказать, что занятие с камнями было не последним, нас ждут ещё  увлекательные  встречи,  на  которых  мы  будем  играть  с  камнями, выкладывать разные предметы из камней.

Выложи по образцу:

Мозаика из камней.

Ребята выкладывают мозаику разными предметами, созданными из мельчайших кусочков (цветных камней).

III. Заключительная часть.  Рефлексия.

– Ребята, вам понравилось сегодня играть с камнями?

– Вспомните, в какие игры мы сегодня играли с камнями? (дети называют).

– Узнали ли вы, что– то новенького из нашей встречи?

Выбери меня:

Из шкатулки,  ребятам предлагается выбрать на память о нашей встречи любой камушек.

– И на прощание я хочу, чтоб каждый из вас унёс с собой  по одному шарику. Ведь наши шарики очень любят наблюдать, как играют дети.

Используемая литература:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.  –  М.: ТЦ Сфера, 2003. 
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. - Москва: Генезис, 1998.
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4 классы). -  М.,2007.

Интернет-ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru/articles/560602/
  2. http://www.pedlib.ru/Books/2/0335/index.shtml
  3. http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&find_me=&page=17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Морское путешествие"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются игры и упражнения на развитие когнитивной сферы (внимания, памяти, мы...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия на тему "Антонимы"

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия по курсу коррекционно-развивающей области «Курс коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом» в рамках АООП ТНР 5.1 для об...

Наглядный материал к конспекту коррекционно-развивающего подгруппового занятия "Антонимы".

Цель занятия: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи; совершенствовать словарь обучающихся путем развития умения подбирать слова – антони...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального занятия «Фруктовый сад»

quot;Формирование навыка пересказа с использованием наглядных средств для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)»...