Психолого-педагогические особенности развития младших школьников
методическая разработка на тему

Психолого-педагогические особенности развития младших школьников

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

В результате  анализа литературных источников по внеклассной работе, как одного из условий развития творческих способностей  младших школьников можно сделать вывод, что

с одной стороны внеклассная работа, оказывает влияние на ученика, приучает его к самостоятельности, вносит элементы исследовательской, творческой деятельности;

с другой стороны, опыт проведения внеклассной работы показывает, что она полезна и для учителя: помогает лучше узнать индивидуальные способности учащихся, выявить среди них наиболее одаренных, проявляющих интерес к определенной области знаний, направлять развитие этого интереса.

При этом младший школьный возраст во многом благоприятен для формирования творческих способностей. Творческие задатки есть у каждого человека, но необходимо создать условия для их развития. Здесь на помощь родителям и самим детям могут прийти специалист: классный руководитель в школе, педагог-организатор и в Дом Детского Творчества, руководитель творческого объединения. Творческие формы внеклассной работы как нельзя лучше способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические особенности развития младших школьников

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

В результате  анализа литературных источников по внеклассной работе, как одного из условий развития творческих способностей  младших школьников можно сделать вывод, что

с одной стороны внеклассная работа, оказывает влияние на ученика, приучает его к самостоятельности, вносит элементы исследовательской, творческой деятельности;

с другой стороны, опыт проведения внеклассной работы показывает, что она полезна и для учителя: помогает лучше узнать индивидуальные способности учащихся, выявить среди них наиболее одаренных, проявляющих интерес к определенной области знаний, направлять развитие этого интереса.

При этом младший школьный возраст во многом благоприятен для формирования творческих способностей. Творческие задатки есть у каждого человека, но необходимо создать условия для их развития. Здесь на помощь родителям и самим детям могут прийти специалист: классный руководитель в школе, педагог-организатор и в Дом Детского Творчества, руководитель творческого объединения. Творческие формы внеклассной работы как нельзя лучше способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы проблемы неуспеваемости младших школьников

Статья о причинах неуспеваемости учащихся начальной школы....

Психолого - педагогическая характеристика учебной деятельности младших школьников

В работе описаны психологи - физиологические особенности младшего школьника и логически рскрыто понятие учебной деятельности в начальных классах....

Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульптуры

В статье представлен анализ особенностей школьной тревожно-сти младших школьников. Раскрыта модель психолого-педагогической коррек-ции школьной тревожности младших школьников в процессе лепки скульпту...

Программа психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения младших школьников

Учитывая специфику самосознания детей с отклоняющимся поведением, необходимо помочь им изменить негативное отношение к себе, выработать уверенность, воспитать стремление к успеху, сформировать способн...

Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы)

Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы). Доклад на Международной НПК "Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости ка...

Психолого-педагогические особенности развития младших школьников

Психолого-педагогические особенности развития младших школьников...

Психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания младшего школьника

Младший школьный возраст – это возрастной период, согласно возрастной периодизации от 6–7 до 9–11 лет, его же называют высшей точкой развития детства [7]. В начальной школе у ребёнк...