Внедрение инновационных компьютерных технологий в практическую деятельность психолога образовательного учреждения
статья на тему
Описание возможности использования информационных технологий для более эффективной деятельности психолога в образовательном учреждении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внедрение инновационных компьютерных технологий
в практическую деятельность психолога
образовательного учреждения.
Описание возможности использования информационных технологий для более эффективной деятельности психолога в образовательном учреждении.
Обучение и воспитание детей – дело трудное и ответственное. Трудности возрастают в несколько раз, если это дети с ограниченными возможностями здоровья. Нас, педагогов коррекционного образования, радует тот факт, что в настоящее время в стране происходят серьезные изменения условий воспитания и обучения особых детей, с трудностями в интеллектуальном развитии.
Через образовательную систему создаются условия, которые позволяют таким детям познавать и открывать в себе что-то новое, реализовать себя в быстро меняющемся мире.
Одной из характеристик современного периода развития цивилизованного общества является процесс информатизации. Это очень важный социальный процесс. Его особенность состоит в накоплении, обработке, хранении, передаче и использовании информации на основе современной вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Информатизация и компьютеризация в современном обществе приобретают все больший размах. Компьютеры входят во все новые области человеческой практики, трансформируя при этом не только отдельные действия, но и человеческую деятельность в целом, оказывая влияние на все психические процессы.
При взаимодействии с новыми информационными технологиями (компьютерами, программным обеспечением, новыми видами средств массовой информации) происходит опосредование деятельности новыми знаковыми системами и средствами. Необходимо упомянуть о двух сторонах в психическом изучении взаимодействия человека и компьютера.
Первое – необходимость изучения вопросов о том, как усовершенствовать работу человека и компьютера, какие проблемы при этом возникают. Второе – исследовать, как изменяется сам человек, приспособившись к работе в новой знаковой среде. Именно здесь возникает необходимость в изучении психических последствий применения компьютерных технологий и возникающих в связи с этим проблем.
Одним из наиболее значимых изменений в образовательном процессе, является внедрение инновационных компьютерных технологий в работу педагогов и социально-психологической службы образовательных учреждений, а так же в жизнь детей, для которых виртуальная реальность является самой реальной, а отношения с компьютером, самые достоверные и искренние. Несмотря на интеллектуальное недоразвитие, ученики нашей специальной школы проявляют большой интерес к компьютерам на уроках, факультативных и коррекционных занятиях и активно его используют.
Поиск эффективных методов формирования своего профессионализма привела педагогов к осознанию необходимости использования компьютерных технологий в своей работе, как с детьми, так и с родителями. Все возможности компьютерной техники просто необходимы в работе практических психологов образовательных учреждений. Выделяется несколько стадий внедрения компьютерных средств в психологические исследования и психологическую практику.
- Компьютеры используются в качестве средства статистической обработки данных. Это значительно облегчает работу психолога и экономит время.
- Психолог может использовать компьютер в режиме реального времени при проведении эксперимента.
- Компьютер дает возможность объединить отдельные методики в пакеты прикладных психологических программ.
- Еще в 80-е годы были проведены эксперименты по созданию так называемых «конструкторов» тестов - опросников и тестов – заданий. Они пользуются успехов у психологов и сейчас при тестировании детей.
Все полученные данные при проведении диагностических исследований обрабатываются на компьютере, это позволяет расширить возможности психолога.
Деятельность психолога образовательного учреждения направлена не только на работу с детьми, родителями, но и педагогами школы. Ведь социально – психологический климат в педагогическом коллективе – одно из важнейших условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Психологом используется метод тестирования для определения степени профессионального выгорания, диагностика успешности учителя, выявление уровня его мотивации к своей деятельности, изучение и глубокий анализ. Все данные обрабатываются на компьютере, выстраиваются в виде графиков, диаграмм. Проделанная такая практическая работа дает возможность психологу и администрации школы находить средства решения имеющихся проблем, создавать благоприятные условия для дальнейшей активной, творческой работы педагогов.
Применение компьютера в деятельности психолога нашего образовательного учреждения значительно повышает эффективность его работы на всех этапах сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача практического психолога помочь этим детям раскрыть имеющийся потенциал, не допустить превращения недостатков развития ребенка в его проблему. С помощью компьютерных технологий специалист может самостоятельно создавать коррекционно – развивающие программы и упражнения с учетом возрастных особенностей и степени интеллектуальной недостаточности детей, но для этого необходимо провести ряд диагностических процедур. Компьютер позволяет психологу проводить регистрацию реакций испытуемого, инструктаж, вести протоколы диагностических исследований, анализ и интерпретацию данных. При обработке данных на компьютере увеличивается точность тестирования. У психолога появляется реальная возможность без особых затрат времени модифицировать диагностический тест в процессе эксперимента, также использовать игровое тестирование.
Возможности рада компьютерных психодиагностических систем: ONTEXT-RSY, BIP, WEST и другие, не только приятно удивляют психологов, но и существенно сокращают время компьютерного тестирования и обработки данных, по сравнению с тем временем, которое необходимо для обработки текстовых вариантов тех же методик.
Нельзя не отметить еще одну положительную сторону использования компьютера. Это компьютерные игры. Они могут выполнять функцию психологической разгрузки, играть роль всеобразного психологического тренинга. Однако, ко всем положительным последствиям, добавляются и отрицательные. Поэтому использовать игры необходимо осторожно, дозировано, под наблюдением взрослого, особенно если играет ребенок с особенностями в развитии.
Быстрое развитие компьютерных технологий также влияет на стиль и методологию работы психологов. Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков специалистов. У психологов есть хорошая возможность распространения опыта работы специалистов более высокой квалификации, доступа к психологическим информационным ресурсам через локальные и глобальные сети.
Возникает необходимость создания электронных учебных материалов и средств, формирования их перечня, для подготовки специалистов в области практической психологии. Не менее важным направлением является повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и административных кадров. Реализация этих направлений невозможна без обеспечения образовательного учреждения средствами информатизации. Для повышения качества работы служб практической психологии необходимо создание единой информационной среды.
Мною представлены только некоторые из направлений разработки и внедрения современных информационных технологий в деятельность психологической службы в системе образования. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования вообще и деятельность практических психологов в частности, позволяет качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения и коррекционной работы.
Целью новых технологий является увеличение интеллектуальных возможностей учащихся, гуманизация, индивидуализация психокоррекционной работы, а также интенсификация процесса обучения на всех ступенях образовательной системы.
Литература:
Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М,: Наука, 1998г.
Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб,: Питер, 1994г.
Бабаева Ю.Ю. и др. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии.
Берлянд Й.Б. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992г. Моргунов Е.Б.
Моргунов Е.Б. Человеческий фактор в компьютерных системах. М, 1986г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании младших школьников.
В докладе говорится о необходимости внедрения инновационных технологий в начальной школе, использовании на уроках компьютерных презентаций....
Методическая разработка «План-конспект занятия «Стоп! Подумай! Действуй!» к программе по коррекции поведения и общения у подростков 9-12 лет с использованием инновационной компьютерной технологии МИМИО-студио»
На занятии младшие подростки с нарушениями в поведенченской и эмоциональной сфере учаться действовать по заданному алгоритму....
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для аттестации на 1 категорию
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для аттестации на 1 категорию...
«Практический опыт введения и применения ФГОС в деятельности образовательных учреждений»
В новых стандартах учителю приходится менять свою роль наряду с традиционной........
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов на первую квалификационную категорию.
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника представляет собой демонстрацию системы или отдельных компонентов педагогической деятельности, ...
Требования к современному уроку. Практический опыт введения и применения ФГОС ООО в деятельности образовательного учреждения.
Государственный стандарт образования – это нормы и требования,определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки ...
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей...