Требования к современному уроку. Практический опыт введения и применения ФГОС ООО в деятельности образовательного учреждения.
элективный курс
Государственный стандарт образования – это нормы и требования,
определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kursov.docx | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
НОЧУ СОШ «Разум-Л»
«Практический опыт введения и применения ФГОС ООО в деятельности образовательных учреждений», февраль-март 2016 г.)
Альбина Викторовна Пруцова
учитель начальных классов, первая квалификационная категория,
НОЧУ СОШ «Разум – Л» 2016г. г. Москва, РФ
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения
Аннотация.
Государственный стандарт образования – это нормы и требования,
определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Содержание.
- Введение.
- Требование к современному уроку в условиях ФГОС нового поколения.
- Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС.
- Современный урок.
- Заключение.
- Список использованных источников и литературы.
Введение
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок. Поэтому именно его характеристике и особенностям принадлежит главная роль в реализации задачи выполнения социального заказа, именно в уроке находят воплощение последние тенденции развития образовательной системы. В то же время исследователями в данной области отмечается недостаточная разработанность характеристики современных уроков. Таким образом, актуальность темы определяется наличием противоречия между объективной потребностью в характеристике современного урока и ее недостаточной разработанностью.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и здоровье-сбережение;
- в центре внимания урока – дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Принципы педагогической техники на уроках:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС
Часть 1) Технология проблемного обучения: теоретические основы
«Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью». Л.Н.Толстой
Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.
Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского: «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».
Проблемный подход к обучению нельзя назвать новейшим методом. Данный подход для активизации умственной активности использовался ещё Сократом в дискуссиях с собеседником, а также в пифагорейской школе.
Педагоги стремились разработать новые методы обучения более эффективные, чем простое заучивание и в конце ΧΙΧ, начале ΧΧ вв. в практику обучения внедрились активные методы обучения: эвристический, опытно-эвристический, лабораторно-эвристический методы, метод лабораторных уроков и естественнонаучное обучение. Эти методы были названы Б.Е. Райковым исследовательским методом. Результаты применения данного метода в школьной практике были явными. Отмечалась познавательная активность учеников, творческая активность. Однако в 30-х годах ΧΧ века этот метод был признан ошибочным.
Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию творческих способностей учащихся.
Что же такое проблемное обучение? Например, по мнению Махмутова М.И. в проблемном обучении сочетается самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых знаний.
Лернер И.Я. считает проблемное обучение процессом принятия участия ученика в решении новых познавательных проблем под руководством учителя.
Важной особенностью проблемного обучения является организация учителем самостоятельной познавательной деятельности ученика. Организация урока с использованием проблемного обучения должна базироваться на знании закономерностей развития мышления ребёнка и педагогических средств.
Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.
Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.
Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. Проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.
Среди достоинств проблемного метода обучения следует отметить формирование личностной мотивации ученика, развитие мыслительной способности, познавательной активности, формирование диалектического мышления.
Однако применение данного метода требует больших затрат времени, чем традиционные методы обучения, которые являются более распространенными в школьной практике.
Оно, прежде всего, требует дифференцированного подхода. Необходимо уметь подвести ученика к противоречию, а ученик сам должен найти способ решения. Умение учителя, прежде всего, заключается в умении создать проблемную ситуацию. В качестве заданий при организации проблемного обучения можно предложить обучающимся провести сравнение, сделать выводы из проблемной ситуации, сформулировать вопросы, сопоставить факты.
Проблемное обучение направлено на развитие САМО: учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.
Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения
Критерии | Традиционное обучение | Проблемное обучение |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративные | Активные исследовательские методы |
Результаты обучения | Готовые знания | |
Деятельность учителя | Наглядно-иллюстративное обучение, при котором сообщаются готовые знания, приводятся примеры | Управление учебными действиями учеников |
Деятельность учащихся | Непосредственное побуждение, связанное с деятельностью учителя. | Развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы. |
Мотивация | Заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний. | Ученики испытывают удовлетворение от интеллектуального труда. |
Часть 2. Цели, задачи и функции технологии проблемного обучения
«Основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать». В.В. Давыдов
Любое обучение и традиционное, и с использованием образовательных технологий сопряжено с постановкой целей и реализацией определенных функций. Целями проблемного обучения являются:
- усвоение результатов научного познания, а также овладение способами познания;
- формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной сфер школьника;
- развитие индивидуальных способностей учащихся.
Проблемное обучение направлено на самостоятельное открытие знаний учащимися. Организация проблемного урока базируется на принципе проблемности.
Методы и приёмы, используемые при проблемном обучении, направлены на освоение знаний учащимися, уделяется больше внимания на воспитание навыков творческого применения знаний.
Существует две группы проблемного обучения:
общие | специальные |
- усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; - развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей; - формирование диалектико-материалистического мышления школьников; - формирование всесторонне и гармонично развитой личности | воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); - воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы; - формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности); - формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. |
Важными функциями проблемного обучения являются развитие творческих способностей учащихся, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала. Творческое развитие – неотъемлемая часть проблемного обучения.
Отличительной чертой творческого процесса является способность использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.
Различают виды творчества: художественное, научное, техническое, педагогическое творчество. В познавательной деятельности психологи выделяют творческие способности.
Развитие творческой личности в школе происходит через включение учащихся в познавательный поиск, развитие мышления. Проблемное обучение как средство развития творческой личности формирует умение анализировать и делать выводы. Формированию творческой личности способствует умение видеть проблему и находить способы её решения, развитие познавательных навыков, развитие поисково-исследовательских навыков.
Творческий процесс включает этапы столкновения с трудностями и попытки решить проблему с помощью имеющихся знаний, интуитивный поиск решения, логическое обоснование решения.
Часть 3. Создание проблемных ситуаций в процессе организации учебного занятия
«Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение ...»
А. Эйнштейн
Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет побудить у учащихся интерес к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи. Данный вид деятельности подходит для любого школьного предмета.
Проблемное обучение на уроке имеет следующую структуру: постановка проблемы, поиск решения проблемы, описание решения, реализация решения. Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От постановки проблемы будет зависеть ход урока и усвоение учебного материала: либо ученики в процессе решения проблемы узнают всё самостоятельно, активно участвуя в процессе урока новое, либо, если проблемная ситуация создана неудачно - получают готовый ответ от учителя.
К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением.
Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда, когда нужно выполнить задание, но это невозможно осуществить. В случае создания проблемной ситуации, можно сообщить научный факт или показать эксперимент, факт или использовать другой наглядный пример. Можно также дать практическое задание или задать вопрос, чтобы выявить ошибочное житейское представление.
Часть 4. Виды и уровни проблемного обучения
В педагогике рассматривают виды и уровни проблемного обучения. Это связано с разной степенью развития познавательной активности учащихся и возникающих у них интеллектуальных затруднений. Известный педагог, ученый, профессор Махмутов М.И. классифицирует проблемное обучение, основываясь на видах творчества. Он выделяет три вида проблемного обучения:
- научное творчество (связано с поиском нового правила, закона, доказательства. Этот вид творчества представляет собой теоретическое исследование). Применяется на теоретических занятиях.
- практическое творчество (поиск способа применения полученного знания в новой ситуации. Этот вид проблемной ситуации основан на постановке и решении практических учебных проблем). Целесообразно использовать на лабораторных и практических занятиях, занятиях кружка.
- художественное творчество (художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование).
Художественное творчество применимо как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Распределение по уровням связано с разным уровнем усвоения знаний и мышлением учащихся.
1 уровень. Уровень обычной активности (происходит восприятие учащимися изложенного учебного материала учителем, усвоение образа умственного действия и выполнение заданий воспроизводящего характера).
2 уровень. Уровень полусамостоятельной активности (учащиеся применяют полученные знания и участвуют в поиске способа решения учебной проблемы).
3 уровень. Уровень самостоятельной (продуктивной) активности (учащиеся самостоятельно применяют усвоенные знания в новой ситуации, работают с текстом учебника, конструируют решение задачи среднего уровня сложности).
4 уровень. Уровень творческой активности (быстро усваивают приёмы умственной деятельности, выдвигают гипотезу и выбирать пути для решения проблемы).
Организуя урок, следует обращать внимание на уровни активности, на которых находятся ученики класса. С учетом этого можно использовать дифференцированные задания для учащихся.
Современный урок …
"Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины".
Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, получая новый смысл, новую трактовку, новую окраску. Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Но за это период школа подвергалась реформе трижды: школа знаний – школа умений – школа развития.
Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. И от того, как изменится его содержание, зависит успешность ученика в современном мире, ведь ему жить и творить в будущем.
Заключение.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
- использование техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- индивидуальный подход к каждому ученику;
- разные виды деятельности;
- деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
- современный урок развивает у детей креативное мышление;
- современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
- сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Использованная литература и Интернет-ресурсы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
2.Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
3.О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
4.Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
5.Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
6. Добротина И. Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий // Русский язык в школе. – 2013. – № 10. - С. 18-26.
7. Арапов К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников [Текст] / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.
8. ЛАПИНА Е. Журнал «Наука и жизнь» № 10, октябрь 2015
9. http://festival.1september.ru/articles/629603/ методы создания проблемных ситуаций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Презентация к выступлению на семинаре, посвященному новым требованиям к уроку . Рассказывается, как правильно формулировать тему , цели, задачи урока, какой должна быть технологическая карта урока....
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС (выступление на педсовете)
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения
Презентация к педсовету:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОСБольшие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего ло...
«Практический опыт введения и применения ФГОС в деятельности образовательных учреждений»
В новых стандартах учителю приходится менять свою роль наряду с традиционной........
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Данная презентация показывает, в чем новизна современного урока и какие требования на современном этапе предъявляются к учителю....
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"
В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...