Статья "Повышение эффективности профилактики правонарушений через развитие нравственного сознания у детей"
статья (4 класс) на тему

Кононенко Светлана Равильевна

Многие неприятные ситуации, в которые попадает ребенок, по сути, не являются конфликтными, а представляются ему таковыми вследствие морального невежества.Планируя профилактические мероприятия с детьми, взрослый должен учитывать, на какой стадии нравственного развития находиться ребенок, как он может воспринимать конфликтную ситуацию в соответствии со своим интеллектуальным уровнем.

Статья опубликована в сборнике  материалов III Международной научно-практической конференции  "Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования" (1-2 декабря 2014 года) - Казань.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moralnoe_suzhdenie.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО

СОЗНАНИЯ  У ДЕТЕЙ

Кононенко С.Р.,

педагог-психолог первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 125» Советского района г. Казани

Актуальной и социально значимой задачей на сегодняшний день, стоящей перед современным обществом является поиск путей повышения эффективности профилактики преступлений среди детей и подростков. Необходимость решения этой задачи обусловлена тем, что в организованную преступность втягивается все больше несовершеннолетних, а статистика преступлений, совершенных детьми и подростками неуклонно растет.

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится школе. Как  в любом социальном институте, в ней неизбежны конфликты. «Школа  - это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов» [2].

Роль школы состоит не только в разрешении конфликтов, но и в предотвращении их появления. Бывали случаи, когда неразрешенные конфликтные ситуации приводили к совершению преступления. В случаях, когда конфликт, по какой - то причине не разрешен, его развитие можно предотвратить путем направленного профилактического воздействия на участников. Цель такого воздействия не только предотвратить возможное преступление, но и постараться изменить жизненные установки, моральные принципы конфликтующих сторон.

Многие неприятные ситуации, в которые попадает ребенок, по сути, не являются конфликтными, а представляются ему таковыми вследствие морального невежества. Моральное развитие  тесно связано с познавательными процессами. Иначе, чем выше интеллект ребенка, тем быстрее преодолевается личный эгоцентризм и появляется умение оценивать конфликтную ситуацию с учетом мнения других людей.

Планируя профилактические мероприятия с детьми, взрослый должен учитывать, на какой стадии нравственного развития находиться ребенок, как он может воспринимать конфликтную ситуацию в соответствии со своим интеллектуальным уровнем, а для этого необходима диагностика.

Одной из самых значительных работ в области изучения морального и нравственного развития человека является работа профессора Гарвардского университета Лоуренса Кольберга. Свою теорию Лоуренс Кольберг разработал в 80-е годы. «В качестве определения уровня морального сознания человека он применял моральные дилеммы. Кольберг предпринял исследование, в ходе которого ставил своих испытуемых (детей, подростков) перед моральным выбором (дилеммой). Специфика экспериментальной ситуации состояла в том, что ни одна дилемма не содержала абсолютно правильного, безупречного решения — любой вариант имел свои минусы. Кольберга интересовало не столько суждение, сколько рассуждение испытуемого по поводу решения героем его дилеммы.

В результате исследования Кольберг выявил три уровня нравственного развития, каждый из которых включает две четко выраженные стадии. На протяжении этих шести стадий происходит прогрессивное изменение оснований морального рассуждения. На ранних стадиях суждение выносится с опорой на некие внешние силы — ожидаемое вознаграждение или наказание. На самых последних, высших стадиях суждение уже основывается на личном, внутреннем моральном кодексе и практически не поддается влиянию других людей или общественным ожиданиям. Достижение каждой из стадий возможно, по мнению Кольберга, только в заданной последовательности» [1].

Применяя метод «дилемм» Кольберга на занятиях по профилактике правонарушений и конфликтов, взрослый не только может диагностировать  уровень морального и нравственного развития детей, но и использовать этот метод в качестве обучающего материала. Профилактические мероприятия дадут больший эффект, если будут  постепенно продвигать ребенка к следующей для него стадии морального и нравственного развития.

Так, на занятиях может быть предложена школьная или жизненная ситуация из практики, характерная наличием выраженного морального аспекта. Дилеммы могут предлагаться в словесном виде, с демонстрацией фрагмента видео - или кинофильма, а также игровым розыгрышем на занятии. Ситуация и ответы на вопросы должны обсуждаться коллективно и вырабатываться сообща, что способствует развитию диалогичности общения и становлению самостоятельности мышления.

Решая нравственные дилеммы,  ребенок постепенно будет приходить  к осознанию того, что не существует абсолютно правильного или неправильного решения, что нравственность поступка зависит не столько от того, последует ли за ним наказание, сколько от намерений того, кто его совершает.

Литература

1. Дилеммы Л. Кольберга. Теория нравственного развития. Диагностика морального сознания. Статья. [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psycabi.net/testy/, свободный.  – Загл. С экрана.

2. Школьный буллинг как социально-педагогическая проблема. Реферат. [ Электронный ресурс].  Режим доступа:  http://revolution.allbest.ru/psychology/, свободный.  – Загл. С экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль традиционной культуры в формировании нравственного сознания детей.

В статье рассмотрены особенности формирования нравственного сознания детей на основе приобщения к традиционной культуре....

Статья " Пробуждение духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия"

В статье автор делится опытом работы по формированию духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия....

Профилактика правонарушений и безнадзорности у детей младшего школьного возраста на занятиях ОФП.

Профилактика правонарушений и безнадзорности у детей младшего школьного возраста(1-4 классы) на занятиях Общей Физической Подготовки....

Профилактика правонарушений. Формирование социально-ответственного поведения через волонтёрскую деятельность (на примере деятельности отряда ЮИД)

Выступление на педагогическом совете "Профилактика правонарушений".    Формирование социально-ответственного поведения через волонтёрскую деятельность  (на примере деятельност...

Доклад- презентация на ШМО классных руководителей. на тему: « Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода»

Каждому педагогу известно, что дети отличаются друг от друга характером, способностями, интересами. У каждого из них - свои мысли и мечты, симпатии и предубеждения. Среди ребят выделяются яркие, сложн...

Эффективные практики работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей – стратегическое направление гигиенического обучения и воспитания в современной школе...