Статья Разграничение функций групповых форм работы
статья на тему

Букова Ирина Петровна

Определённость целей и условий эффективности каждой формы групповой работы позволяет учителю оптимально организовать учебный процесс. При этом происходит активизация познавательной деятельности учеников, особенно в части освоения ими коммуникативных аспектов взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stat_razgranich_funkts_gruppov_raboty.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разграничение функций групповых форм работы при реализации программ развивающего обучения.

        В системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова организация групповой работы, по мнению Давыдова В. В., является необходимым условием «формирования и развития полноценной учебной деятельности».

        Специфической функцией фронтальной работы является: собрание гипотез, предложений по решению учебной задачи. Особое значение такая форма групповой работы имеет для уроков постановки учебной задачи. Учитель выступает в роли координатора, помогает структурировать работу и определить значимые гипотезы. На этом этапе среди учеников выявляются лидеры, вокруг которых и формируются группы для дальнейших исследований.

        При работе в группе (по 3-5 человек), которые составляет учитель (в каждой группе должны оказаться дети с разной подготовкой), происходит уточнение плана решения конкретной практической задачи.

        Группы представляют собой коллективный субъект учебной деятельности, где каждое учебное действие закреплено за конкретным членом группы.

        Таким образом распределённая работа помогает овладевать учебным действием, необходимым  для решения учебных задач выработанным способом.

        Работу в группе следует практиковать с первого класса.

        Приведу пример работы в тройке первоклассников при изучении темы: «Обозначение [й’] в разных позициях», на стадии овладения способом.

        Между группами, в каждой из которых три человека,  распределить разные позиции [й’]. На доске список слов, записанных звуками, в каждом слове имеется [й’] в разных позициях. Задание: выбрать и записать буквами слова с позицией [й’], за которую вы отвечаете.

- Кто в каждой группе начнёт работу? (Поднимают руки.)

1 работа – читаете слово;

2 работа – описываете позицию;

3 работа – определяете «ваша» эта позиция или нет, если «ваша» - записываете слово с комментированием. Двое других участников команды контролируют и пишут.

        На втором слове работу начинает второй участник (и так по часовой стрелке меняетесь работой). Помните, за качество работы отвечаете все вместе.

        После выполнения задания проверяется качество выполнения работы: учитель показывает на доске слово, спрашивает, какая группа выбрала его и комментируют. Все проверяют – являются контролёрами. Затем проводится рефлексия работы в каждой группе: как проходила работа, соблюдались ли правила.

        А работа в паре особенно эффективна на стадии формирования функций контроля и оценки.

        Разграничение функций форм групповой деятельности позволит более точно определить форму работы, соответствующую цели образовательного процесса в конкретном промежутке времени.

        Регулирование численного размера каждой группы предоставляет возможность ученикам поработать в разных позициях. Уменьшение количества человек в группе позволит увеличить долю ответственности каждого ученика за конечный результат труда. Смена функций, позиций даёт возможность более свободно овладеть навыками совместной деятельности.

        Определённость целей и условий эффективности каждой формы групповой работы позволяет учителю оптимально организовать учебный процесс. При этом происходит активизация познавательной деятельности учеников, особенно в части освоения ими коммуникативных аспектов взаимодействия.

        В основу данного материала положены: теоретические положения А. Б. Воронцова, Г. А. Цукерман, С. Танцорова и свои практические исследования по данному вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

Статья: "Формирование коммуникативных УУД через групповые формы работы (работа в парах)"

В данной работе представлена методика формирования коммуникативных УУД, а также ее актуальность....

Статья: "Групповые формы работы на уроках в современной начальной школе как средство социализации учащихся"

В статье говорится о разнообразных формах групповой работы на уроках в соыременной начальной школе....

Статья Групповые формы работы на уроке в начальной школе

Даная статья поможет учителю при подготовке к парной и групповой форме работы на уроке, которая соответствует коммуникативно-деятельному подходу в обучении и позволяет активно вовлекать каждого ученик...

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...

Статья "Расширение практики применения групповых форм работы для развития актуальных компетенций учащихся"

Расширение практики применения групповых форм работы позволит повысить  учебную и познавательную мотивацию, снизить уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в реш...

Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"

Обобщение опыта работы по теме "Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных УУД"...