Целенаправленная система коррекции памяти у детей с ЗПР.
статья (1 класс) на тему
В помощь учителям. Как улучшить успеваемость обучающихся воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Целенаправленная система коррекции памяти у детей с ЗПР.
Недбайло Марина Александровна
Учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
Память является важнейшей
познавательной функцией
и может быть подвергнута
тренировке, как любая функция.
Выгодский Л. С.
Память это способность нервной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть их.
Как утверждает современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман, никто не знает границ своей памяти. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Память является познавательной важнейшей функцией и может быть подвергнута тренировке, как любая функция.
Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо, и по имени всех своих солдат, а количество их у каждого полководца превышало 30 тыс. человек. Современник А. Ф. Иоффе – академик С. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу наизусть, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет 5 назад случайно, всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют большие возможности памяти. Эти люди обладали феноменальной памятью.
Всякий учитель знает, что есть материал, который требует заучивания и повторений, и есть материал, который запоминается сразу; ведь никто никогда не пытался заучивать решение арифметических задач. Достаточно один раз понять ход решения, для того чтобы в дальнейшем иметь возможность эту задачу решить.
Ряд наблюдений показывают, что память чрезвычайно сильна в раннем возрасте, и по мере развития ребёнка становится слабее и слабее.
Память ребёнка в раннем возрасте не идёт ни в какое сравнение с памятью подростков и особенно взрослого человека. Но вместе с тем ребёнок в 3 года, который легче усваивает иностранные языки, не может усваивать систематизированных знаний из области географии, а школьник в 9 лет, с трудом усваивающий иностранные языки, с лёгкостью усваивает географию, взрослый же превосходит ребёнка в запоминании систематизированных знаний.
Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня.
Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события своей жизни, эмоционально насыщенные рассказы, сказки, картинки или описания. Запоминают они в основном непроизвольно. Однако с момента прихода в школу перед ребёнком возникает множество задач, требующих постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушивается буквально лавина сведений, правил, заданий: режим дня, правила поведения школьника в классе, в школе, на улице, первые сведения из изучаемых основ науки.
Развивать память любого типа помогает заинтересованность материалом ( человек запоминает не всё в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребёнка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминания, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.
В учении становится очевидной связь памяти и мышления. Надо не просто загрузить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в любой момент можно было бы взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запоминая, понимать, что к чему.
Виды памяти
1. Словесно – логическая
2. Образная
3. Двигательная ( моторная)
4. Эмоциональная
Процессы памяти
1. Запоминание
2.Сохранение
3. Воспроизведение
3. Забывание
Типы памяти
1. Наглядно – образный
2. Словесно – абстрактный
3. Промежуточный
Но обычно у людей не наблюдается чистого типа памяти. Часто встречается смешанный тип: зрительно – двигательный, зрительно – слуховой, слуха – двигательный. Уровни развития памяти в значительной мере зависят:
От
Возраста детей
От
Общего состояния организма
От
Направленности деятельности
У разных людей доминируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, у музыкантов – слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, у философов, политиков, дипломатов – словесно – логическая, у учёных – абстрактно – логическая .
Дети с ЗПР
Среди различных видов и форм памяти к ранним относится непроизвольная память. Наблюдения за детьми с ЗПР указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормальный ребёнок запоминает легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.
В младшем школьном возрасте развитие непроизвольной памяти не останавливается, она продолжает совершенствоваться и широко использоваться на следующих этапах. Тем не менее, по мере взросления ребёнка на передний этап всё более выдвигается произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Целенаправленность запоминания и воспроизведения информации привносит в поведение ребёнка новые черты. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти, невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти.
Известно, что в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше. Форма предъявления материала особенно важна для отстающих детей. Преобладание наглядной памяти над словесной проявилось у них гораздо сильнее, чем в норме.
Дефектологи Т. А. Власова и М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с ЗПР как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
Уменьшение объёма памяти и скорости запоминания у детей с ЗПР является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приёмы запоминания.
Очень часто, поработав с учеником, над каким либо материалом, на следующий день я вижу, что он его не может воспроизвести. В развитии произвольной памяти и заключается особенность работы с детьми с ЗПР.
Своих учеников я ориентирую чаще всего на то, на какой срок необходимо запомнить ( навсегда, до завтра, до контрольной) и с какой целью оно необходимо ( чтобы ответить урок, чтобы выполнить ответственное задание, чтобы стать знатоком своего дела).
А так же, на развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности учащихся, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ученика очень наглядный, конкретный смысл. Чаще всего, то что привлекло внимание, или то что интересно, то и запомнил.
При целенаправленной коррекционной работе моим ученикам можно привить необходимые навыки, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающееся у детей с ЗПР недоразвитие процессов памяти.
1. Формирование у них логической памяти
2. Обучение правильной организации повседневной учебной деятельности, формирование у них прилежания и аккуратности, что позволяет преодолевать свойственные им неумение сосредоточивать своё внимание.
Причины нарушения памяти у детей с ЗПР обусловлены различными клиническими заболеваниями.
1. Церебральный соматический фактор заболевания
2. Замедленный темп созревания отдельных областей мозга
3. повышенная тормозимость
4. Уменьшение объёма памяти и скорости запоминания
Для развития зрительно – моторной и зрительной памяти я использую:
- работа по образцу, т. е. Ученик работает с постоянной зрительной опорой на образец
- затем время рассматривания образца постепенно сокращаю по 15- 20 сек., в зависимости от сложности работы ( но так, чтобы ученик успел рассмотреть и запечатлеть образец) . Эти виды упражнений проводятся: рисование, лепка, списывание с доки, работа с конструктором, матем. ( рисование узоров по клеточкам)
Кроме того, на моих уроках, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляю на определённое ограниченное время какую либо сюжетную картинку, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. За тем предъявляю похожую картинку, в которой не достаёт каких-то деталей, или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить ученики. (Всё это так же можно записать в тетрадях, в зависимости с какой целью я это провожу на уроке).
Аналогичное упражнение: на столе стоит 8-10 предметов, которые ученики должны внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрываю и прошу учеников их перечислить, т. е. записать в тетрадях. Это задание можно дополнить и усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество на столе, а затем попросить учеников точно воспроизвести исходный порядок. Так же всё записывается в тетрадях. Если за время урока некоторым учащимся не удалось до конца осмыслить преподнесённый материал, нужно провести дополнительную коррекционную работу с этими учащимися.
Для развития вербально-моторной памяти я использую:
- упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти.
Добавляю следующие упражнения:
- например, прошу учеников выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию, или вылепить из пластилина буквы, которые уже выучили на уроке чтения.
Для развития логической памяти я использую упражнения:
Читаю ученикам набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д.), а затем прошу назвать слова, которые они запомнили.
Всё это записывается в тетрадях. Тот кто не мог, или сделал много ошибок, на уроках коррекции работаем над этим видом памяти.
Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, на сколько сформированы у ученика механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти.
Если обнаружится, что мой ученик не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старался запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он и сам убедиться, что так запоминать легче.
(Можно менять задания, использовать различные предметы, цвета, последовательность событий и т. д.)
Для развития эмоциональной памяти я использую упражнения:
На уроках чтения прошу учащихся рассказать или поделиться о своих ощущениях, пережитых чувствах; на определённые события, которые произошли в прошлом, вспомнить, какие они были: положительные или отрицательные;
Примерные темы: когда мы были на берегу реки, на экскурсии в парке или кто был на море (ощущения запаха, шума моря и т. д.), тем самым развивать устную речь.
На уроках русского языка прошу учеников записать в тетрадь свои ощущения, пережитые чувства, когда мы на экскурсии в музее и т.д. могу этот вид памяти использовать в интегрированном уроке.
На уроке чтения начать эту работу, и продолжить на уроке русского языка (написать сочинения т. д.)
Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности ребёнка. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Эта память - важнейшее условие духовного развития человека. Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определённом условии: при повторном восприятии или припоминании того, что связано с ним в прошлом.
Как отмечалось уже выше, для детей более естественно запоминание такого материала, который включён в игровую деятельность. Работая с упражнениями, которые изложила выше, очень часто использую сюжетные ролевые игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др. , могу попросить детей запомнить нужный им материал таким образом, чтобы суметь точно воспроизвести его и на следующий день. А при воспроизведении на другой день, так же использую игру, говорю, что тоже самое они должны будут вспомнить и завтра.
Однако, давая такое задание, я должна позаботиться о том, чтобы не забыть проверить точность его выполнения.
Для заучивания наизусть я использую рациональное повторение:
В 1-ый день – информацию повторить 2 раза;
В 2 – ой день – 1 раз;
В 4 – ый день – 1 раз;
На 7 – ой день – всё повторить.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
* * | * | - | * | - | - | * |
Если нужно запомнить на несколько дней, повторить через 15-20 мин., через 8-9 часов, через 24 часа (кратковременная память).
Заучивание на длительное время:
В 1-ый день – 1раз сразу после запоминания;
В 2 – ой день – 1 раз, примерно через полчаса повторить;
В 3 – ий день – 1 раз, через день;
На 4 – ый день – 1 раз, через 2-3 недели повторить.
Повторить: осознанно,
осмысленно,
активно,
Не торопиться.
Основными задачами изучения учебного курса являются:
- расширение кругозора детей;
- обогащение жизненного опыта;
- уточнение, расширение и активизация лексического запаса;
- мыслительной деятельности
- развитие устной монологической речи.
Уроки проводятся в разнообразных формах: уроки – путешествия, уроки – экскурсии, уроки – викторины, уроки КВН и др. Также используются исторические справки, тесты, задания на смекалку и кроссворды.
Работа по формированию коммуникативных способностей данных детей позволяет сделать вывод: у учащихся с задержкой психического развития и нарушение интеллекта расширился словарный запас, совершенствовалась диалогическая и монологическая речь, улучшилась память. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы. Развился грамматический строй речи.
По результатом ГПМПК в течение четырёх лет было рекомендовано обучение в массовой школе 5 учащимся.
Предварительный просмотр:
Целенаправленная система коррекции памяти у детей с ЗПР.
Недбайло Марина Александровна
Учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
Память является важнейшей
познавательной функцией
и может быть подвергнута
тренировке, как любая функция.
Выгодский Л. С.
Память это способность нервной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть их.
Как утверждает современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман, никто не знает границ своей памяти. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Память является познавательной важнейшей функцией и может быть подвергнута тренировке, как любая функция.
Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо, и по имени всех своих солдат, а количество их у каждого полководца превышало 30 тыс. человек. Современник А. Ф. Иоффе – академик С. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу наизусть, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет 5 назад случайно, всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют большие возможности памяти. Эти люди обладали феноменальной памятью.
Всякий учитель знает, что есть материал, который требует заучивания и повторений, и есть материал, который запоминается сразу; ведь никто никогда не пытался заучивать решение арифметических задач. Достаточно один раз понять ход решения, для того чтобы в дальнейшем иметь возможность эту задачу решить.
Ряд наблюдений показывают, что память чрезвычайно сильна в раннем возрасте, и по мере развития ребёнка становится слабее и слабее.
Память ребёнка в раннем возрасте не идёт ни в какое сравнение с памятью подростков и особенно взрослого человека. Но вместе с тем ребёнок в 3 года, который легче усваивает иностранные языки, не может усваивать систематизированных знаний из области географии, а школьник в 9 лет, с трудом усваивающий иностранные языки, с лёгкостью усваивает географию, взрослый же превосходит ребёнка в запоминании систематизированных знаний.
Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня.
Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события своей жизни, эмоционально насыщенные рассказы, сказки, картинки или описания. Запоминают они в основном непроизвольно. Однако с момента прихода в школу перед ребёнком возникает множество задач, требующих постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушивается буквально лавина сведений, правил, заданий: режим дня, правила поведения школьника в классе, в школе, на улице, первые сведения из изучаемых основ науки.
Развивать память любого типа помогает заинтересованность материалом ( человек запоминает не всё в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребёнка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминания, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.
В учении становится очевидной связь памяти и мышления. Надо не просто загрузить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в любой момент можно было бы взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запоминая, понимать, что к чему.
Виды памяти
1. Словесно – логическая
2. Образная
3. Двигательная ( моторная)
4. Эмоциональная
Процессы памяти
1. Запоминание
2.Сохранение
3. Воспроизведение
3. Забывание
Типы памяти
1. Наглядно – образный
2. Словесно – абстрактный
3. Промежуточный
Но обычно у людей не наблюдается чистого типа памяти. Часто встречается смешанный тип: зрительно – двигательный, зрительно – слуховой, слуха – двигательный. Уровни развития памяти в значительной мере зависят:
От
Возраста детей
От
Общего состояния организма
От
Направленности деятельности
У разных людей доминируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, у музыкантов – слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, у философов, политиков, дипломатов – словесно – логическая, у учёных – абстрактно – логическая .
Дети с ЗПР
Среди различных видов и форм памяти к ранним относится непроизвольная память. Наблюдения за детьми с ЗПР указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормальный ребёнок запоминает легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.
В младшем школьном возрасте развитие непроизвольной памяти не останавливается, она продолжает совершенствоваться и широко использоваться на следующих этапах. Тем не менее, по мере взросления ребёнка на передний этап всё более выдвигается произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Целенаправленность запоминания и воспроизведения информации привносит в поведение ребёнка новые черты. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти, невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти.
Известно, что в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше. Форма предъявления материала особенно важна для отстающих детей. Преобладание наглядной памяти над словесной проявилось у них гораздо сильнее, чем в норме.
Дефектологи Т. А. Власова и М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с ЗПР как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
Уменьшение объёма памяти и скорости запоминания у детей с ЗПР является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приёмы запоминания.
Очень часто, поработав с учеником, над каким либо материалом, на следующий день я вижу, что он его не может воспроизвести. В развитии произвольной памяти и заключается особенность работы с детьми с ЗПР.
Своих учеников я ориентирую чаще всего на то, на какой срок необходимо запомнить ( навсегда, до завтра, до контрольной) и с какой целью оно необходимо ( чтобы ответить урок, чтобы выполнить ответственное задание, чтобы стать знатоком своего дела).
А так же, на развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности учащихся, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ученика очень наглядный, конкретный смысл. Чаще всего, то что привлекло внимание, или то что интересно, то и запомнил.
При целенаправленной коррекционной работе моим ученикам можно привить необходимые навыки, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающееся у детей с ЗПР недоразвитие процессов памяти.
1. Формирование у них логической памяти
2. Обучение правильной организации повседневной учебной деятельности, формирование у них прилежания и аккуратности, что позволяет преодолевать свойственные им неумение сосредоточивать своё внимание.
Причины нарушения памяти у детей с ЗПР обусловлены различными клиническими заболеваниями.
1. Церебральный соматический фактор заболевания
2. Замедленный темп созревания отдельных областей мозга
3. повышенная тормозимость
4. Уменьшение объёма памяти и скорости запоминания
Для развития зрительно – моторной и зрительной памяти я использую:
- работа по образцу, т. е. Ученик работает с постоянной зрительной опорой на образец
- затем время рассматривания образца постепенно сокращаю по 15- 20 сек., в зависимости от сложности работы ( но так, чтобы ученик успел рассмотреть и запечатлеть образец) . Эти виды упражнений проводятся: рисование, лепка, списывание с доки, работа с конструктором, матем. ( рисование узоров по клеточкам)
Кроме того, на моих уроках, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляю на определённое ограниченное время какую либо сюжетную картинку, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. За тем предъявляю похожую картинку, в которой не достаёт каких-то деталей, или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить ученики. (Всё это так же можно записать в тетрадях, в зависимости с какой целью я это провожу на уроке).
Аналогичное упражнение: на столе стоит 8-10 предметов, которые ученики должны внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрываю и прошу учеников их перечислить, т. е. записать в тетрадях. Это задание можно дополнить и усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество на столе, а затем попросить учеников точно воспроизвести исходный порядок. Так же всё записывается в тетрадях. Если за время урока некоторым учащимся не удалось до конца осмыслить преподнесённый материал, нужно провести дополнительную коррекционную работу с этими учащимися.
Для развития вербально-моторной памяти я использую:
- упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти.
Добавляю следующие упражнения:
- например, прошу учеников выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию, или вылепить из пластилина буквы, которые уже выучили на уроке чтения.
Для развития логической памяти я использую упражнения:
Читаю ученикам набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д.), а затем прошу назвать слова, которые они запомнили.
Всё это записывается в тетрадях. Тот кто не мог, или сделал много ошибок, на уроках коррекции работаем над этим видом памяти.
Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, на сколько сформированы у ученика механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти.
Если обнаружится, что мой ученик не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старался запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он и сам убедиться, что так запоминать легче.
(Можно менять задания, использовать различные предметы, цвета, последовательность событий и т. д.)
Для развития эмоциональной памяти я использую упражнения:
На уроках чтения прошу учащихся рассказать или поделиться о своих ощущениях, пережитых чувствах; на определённые события, которые произошли в прошлом, вспомнить, какие они были: положительные или отрицательные;
Примерные темы: когда мы были на берегу реки, на экскурсии в парке или кто был на море (ощущения запаха, шума моря и т. д.), тем самым развивать устную речь.
На уроках русского языка прошу учеников записать в тетрадь свои ощущения, пережитые чувства, когда мы на экскурсии в музее и т.д. могу этот вид памяти использовать в интегрированном уроке.
На уроке чтения начать эту работу, и продолжить на уроке русского языка (написать сочинения т. д.)
Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности ребёнка. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Эта память - важнейшее условие духовного развития человека. Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определённом условии: при повторном восприятии или припоминании того, что связано с ним в прошлом.
Как отмечалось уже выше, для детей более естественно запоминание такого материала, который включён в игровую деятельность. Работая с упражнениями, которые изложила выше, очень часто использую сюжетные ролевые игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др. , могу попросить детей запомнить нужный им материал таким образом, чтобы суметь точно воспроизвести его и на следующий день. А при воспроизведении на другой день, так же использую игру, говорю, что тоже самое они должны будут вспомнить и завтра.
Однако, давая такое задание, я должна позаботиться о том, чтобы не забыть проверить точность его выполнения.
Для заучивания наизусть я использую рациональное повторение:
В 1-ый день – информацию повторить 2 раза;
В 2 – ой день – 1 раз;
В 4 – ый день – 1 раз;
На 7 – ой день – всё повторить.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
* * | * | - | * | - | - | * |
Если нужно запомнить на несколько дней, повторить через 15-20 мин., через 8-9 часов, через 24 часа (кратковременная память).
Заучивание на длительное время:
В 1-ый день – 1раз сразу после запоминания;
В 2 – ой день – 1 раз, примерно через полчаса повторить;
В 3 – ий день – 1 раз, через день;
На 4 – ый день – 1 раз, через 2-3 недели повторить.
Повторить: осознанно,
осмысленно,
активно,
Не торопиться.
Основными задачами изучения учебного курса являются:
- расширение кругозора детей;
- обогащение жизненного опыта;
- уточнение, расширение и активизация лексического запаса;
- мыслительной деятельности
- развитие устной монологической речи.
Уроки проводятся в разнообразных формах: уроки – путешествия, уроки – экскурсии, уроки – викторины, уроки КВН и др. Также используются исторические справки, тесты, задания на смекалку и кроссворды.
Работа по формированию коммуникативных способностей данных детей позволяет сделать вывод: у учащихся с задержкой психического развития и нарушение интеллекта расширился словарный запас, совершенствовалась диалогическая и монологическая речь, улучшилась память. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы. Развился грамматический строй речи.
По результатом ГПМПК в течение четырёх лет было рекомендовано обучение в массовой школе 5 учащимся.
Предварительный просмотр:
Целенаправленная система коррекции памяти у детей с ЗПР.
Недбайло Марина Александровна
Учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
Память является важнейшей
познавательной функцией
и может быть подвергнута
тренировке, как любая функция.
Выгодский Л. С.
Память это способность нервной системы, точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть их.
Как утверждает современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман, никто не знает границ своей памяти. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Память является познавательной важнейшей функцией и может быть подвергнута тренировке, как любая функция.
Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо, и по имени всех своих солдат, а количество их у каждого полководца превышало 30 тыс. человек. Современник А. Ф. Иоффе – академик С. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу наизусть, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет 5 назад случайно, всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют большие возможности памяти. Эти люди обладали феноменальной памятью.
Всякий учитель знает, что есть материал, который требует заучивания и повторений, и есть материал, который запоминается сразу; ведь никто никогда не пытался заучивать решение арифметических задач. Достаточно один раз понять ход решения, для того чтобы в дальнейшем иметь возможность эту задачу решить.
Ряд наблюдений показывают, что память чрезвычайно сильна в раннем возрасте, и по мере развития ребёнка становится слабее и слабее.
Память ребёнка в раннем возрасте не идёт ни в какое сравнение с памятью подростков и особенно взрослого человека. Но вместе с тем ребёнок в 3 года, который легче усваивает иностранные языки, не может усваивать систематизированных знаний из области географии, а школьник в 9 лет, с трудом усваивающий иностранные языки, с лёгкостью усваивает географию, взрослый же превосходит ребёнка в запоминании систематизированных знаний.
Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня.
Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события своей жизни, эмоционально насыщенные рассказы, сказки, картинки или описания. Запоминают они в основном непроизвольно. Однако с момента прихода в школу перед ребёнком возникает множество задач, требующих постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушивается буквально лавина сведений, правил, заданий: режим дня, правила поведения школьника в классе, в школе, на улице, первые сведения из изучаемых основ науки.
Развивать память любого типа помогает заинтересованность материалом ( человек запоминает не всё в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребёнка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминания, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.
В учении становится очевидной связь памяти и мышления. Надо не просто загрузить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в любой момент можно было бы взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запоминая, понимать, что к чему.
Виды памяти
1. Словесно – логическая
2. Образная
3. Двигательная ( моторная)
4. Эмоциональная
Процессы памяти
1. Запоминание
2.Сохранение
3. Воспроизведение
3. Забывание
Типы памяти
1. Наглядно – образный
2. Словесно – абстрактный
3. Промежуточный
Но обычно у людей не наблюдается чистого типа памяти. Часто встречается смешанный тип: зрительно – двигательный, зрительно – слуховой, слуха – двигательный. Уровни развития памяти в значительной мере зависят:
От
Возраста детей
От
Общего состояния организма
От
Направленности деятельности
У разных людей доминируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, у музыкантов – слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, у философов, политиков, дипломатов – словесно – логическая, у учёных – абстрактно – логическая .
Дети с ЗПР
Среди различных видов и форм памяти к ранним относится непроизвольная память. Наблюдения за детьми с ЗПР указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормальный ребёнок запоминает легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.
В младшем школьном возрасте развитие непроизвольной памяти не останавливается, она продолжает совершенствоваться и широко использоваться на следующих этапах. Тем не менее, по мере взросления ребёнка на передний этап всё более выдвигается произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Целенаправленность запоминания и воспроизведения информации привносит в поведение ребёнка новые черты. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти, невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти.
Известно, что в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше. Форма предъявления материала особенно важна для отстающих детей. Преобладание наглядной памяти над словесной проявилось у них гораздо сильнее, чем в норме.
Дефектологи Т. А. Власова и М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с ЗПР как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
Уменьшение объёма памяти и скорости запоминания у детей с ЗПР является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приёмы запоминания.
Очень часто, поработав с учеником, над каким либо материалом, на следующий день я вижу, что он его не может воспроизвести. В развитии произвольной памяти и заключается особенность работы с детьми с ЗПР.
Своих учеников я ориентирую чаще всего на то, на какой срок необходимо запомнить ( навсегда, до завтра, до контрольной) и с какой целью оно необходимо ( чтобы ответить урок, чтобы выполнить ответственное задание, чтобы стать знатоком своего дела).
А так же, на развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности учащихся, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ученика очень наглядный, конкретный смысл. Чаще всего, то что привлекло внимание, или то что интересно, то и запомнил.
При целенаправленной коррекционной работе моим ученикам можно привить необходимые навыки, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающееся у детей с ЗПР недоразвитие процессов памяти.
1. Формирование у них логической памяти
2. Обучение правильной организации повседневной учебной деятельности, формирование у них прилежания и аккуратности, что позволяет преодолевать свойственные им неумение сосредоточивать своё внимание.
Причины нарушения памяти у детей с ЗПР обусловлены различными клиническими заболеваниями.
1. Церебральный соматический фактор заболевания
2. Замедленный темп созревания отдельных областей мозга
3. повышенная тормозимость
4. Уменьшение объёма памяти и скорости запоминания
Для развития зрительно – моторной и зрительной памяти я использую:
- работа по образцу, т. е. Ученик работает с постоянной зрительной опорой на образец
- затем время рассматривания образца постепенно сокращаю по 15- 20 сек., в зависимости от сложности работы ( но так, чтобы ученик успел рассмотреть и запечатлеть образец) . Эти виды упражнений проводятся: рисование, лепка, списывание с доки, работа с конструктором, матем. ( рисование узоров по клеточкам)
Кроме того, на моих уроках, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляю на определённое ограниченное время какую либо сюжетную картинку, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. За тем предъявляю похожую картинку, в которой не достаёт каких-то деталей, или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить ученики. (Всё это так же можно записать в тетрадях, в зависимости с какой целью я это провожу на уроке).
Аналогичное упражнение: на столе стоит 8-10 предметов, которые ученики должны внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрываю и прошу учеников их перечислить, т. е. записать в тетрадях. Это задание можно дополнить и усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество на столе, а затем попросить учеников точно воспроизвести исходный порядок. Так же всё записывается в тетрадях. Если за время урока некоторым учащимся не удалось до конца осмыслить преподнесённый материал, нужно провести дополнительную коррекционную работу с этими учащимися.
Для развития вербально-моторной памяти я использую:
- упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти.
Добавляю следующие упражнения:
- например, прошу учеников выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию, или вылепить из пластилина буквы, которые уже выучили на уроке чтения.
Для развития логической памяти я использую упражнения:
Читаю ученикам набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д.), а затем прошу назвать слова, которые они запомнили.
Всё это записывается в тетрадях. Тот кто не мог, или сделал много ошибок, на уроках коррекции работаем над этим видом памяти.
Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, на сколько сформированы у ученика механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти.
Если обнаружится, что мой ученик не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старался запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он и сам убедиться, что так запоминать легче.
(Можно менять задания, использовать различные предметы, цвета, последовательность событий и т. д.)
Для развития эмоциональной памяти я использую упражнения:
На уроках чтения прошу учащихся рассказать или поделиться о своих ощущениях, пережитых чувствах; на определённые события, которые произошли в прошлом, вспомнить, какие они были: положительные или отрицательные;
Примерные темы: когда мы были на берегу реки, на экскурсии в парке или кто был на море (ощущения запаха, шума моря и т. д.), тем самым развивать устную речь.
На уроках русского языка прошу учеников записать в тетрадь свои ощущения, пережитые чувства, когда мы на экскурсии в музее и т.д. могу этот вид памяти использовать в интегрированном уроке.
На уроке чтения начать эту работу, и продолжить на уроке русского языка (написать сочинения т. д.)
Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности ребёнка. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Эта память - важнейшее условие духовного развития человека. Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определённом условии: при повторном восприятии или припоминании того, что связано с ним в прошлом.
Как отмечалось уже выше, для детей более естественно запоминание такого материала, который включён в игровую деятельность. Работая с упражнениями, которые изложила выше, очень часто использую сюжетные ролевые игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др. , могу попросить детей запомнить нужный им материал таким образом, чтобы суметь точно воспроизвести его и на следующий день. А при воспроизведении на другой день, так же использую игру, говорю, что тоже самое они должны будут вспомнить и завтра.
Однако, давая такое задание, я должна позаботиться о том, чтобы не забыть проверить точность его выполнения.
Для заучивания наизусть я использую рациональное повторение:
В 1-ый день – информацию повторить 2 раза;
В 2 – ой день – 1 раз;
В 4 – ый день – 1 раз;
На 7 – ой день – всё повторить.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
* * | * | - | * | - | - | * |
Если нужно запомнить на несколько дней, повторить через 15-20 мин., через 8-9 часов, через 24 часа (кратковременная память).
Заучивание на длительное время:
В 1-ый день – 1раз сразу после запоминания;
В 2 – ой день – 1 раз, примерно через полчаса повторить;
В 3 – ий день – 1 раз, через день;
На 4 – ый день – 1 раз, через 2-3 недели повторить.
Повторить: осознанно,
осмысленно,
активно,
Не торопиться.
Основными задачами изучения учебного курса являются:
- расширение кругозора детей;
- обогащение жизненного опыта;
- уточнение, расширение и активизация лексического запаса;
- мыслительной деятельности
- развитие устной монологической речи.
Уроки проводятся в разнообразных формах: уроки – путешествия, уроки – экскурсии, уроки – викторины, уроки КВН и др. Также используются исторические справки, тесты, задания на смекалку и кроссворды.
Работа по формированию коммуникативных способностей данных детей позволяет сделать вывод: у учащихся с задержкой психического развития и нарушение интеллекта расширился словарный запас, совершенствовалась диалогическая и монологическая речь, улучшилась память. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы. Развился грамматический строй речи.
По результатом ГПМПК в течение четырёх лет было рекомендовано обучение в массовой школе 5 учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстафета памяти нашим детям
70 -летию Московской битвы посвящается...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА
В статье говорится о работе педагога по формированию долговременной памяти...
Упражнения на закрепление оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников «Расшифруй словарное слово».
Представленные дидактические материалы могут быть использованы логопедами на занятиях по устранению конкретных оптико-кинетических ошибок, учителями начальных классов на уроках русского языка в качест...
"Методические рекомендации по развитию восприятия, памяти, внимания в процессе коррекции речи у детей с ОВЗ"
пособие методическое содержит приложения с упражнениями...
Коррекции памяти умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия
Упражнения lдля коррекции памяти умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия могут предлагаться детям разного возраста, при этом подбирается определенный стимульный мате...
Система коррекции оптической дисграфии в современной школе.
В презентации передставлено описание возникновения дисграфии с научной точки зрения и практический опыт по работе с оптической досграфией....
Статья "Система коррекции процесса обучения чтению детей-инофонов в русской школе"
Данная статья поможет педагогам ускорить процесс овладения детьми-инофонами правильного словогово чтения. Приведены конкретные приемы коррекционной работы, проверенные на практике....