Целенаправленная система коррекции памяти у детей с ЗПР.
статья (1 класс) на тему

Недбайло Марина Александровна

В помощь учителям. Как улучшить успеваемость обучающихся воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целенаправленная система коррекции памяти у детей с ЗПР.  

http://www.azovschool7.ru/images/stories/1111/6.JPG

Недбайло Марина Александровна

Учитель начальных классов

Высшая квалификационная категория

                                                                               Память является      важнейшей

                                                                         познавательной функцией

                                                                         и может быть подвергнута

                                                                                    тренировке, как любая функция.  

                         Выгодский Л. С.

Память это способность нервной системы,  точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть их.

  Как утверждает современный крупнейший математик и кибернетик   фон Нейман, никто не знает границ своей памяти. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Память является познавательной важнейшей функцией и может быть подвергнута тренировке, как любая функция.

  Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо, и по имени всех своих солдат, а количество их у каждого полководца превышало 30 тыс. человек. Современник А. Ф. Иоффе – академик  С. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу наизусть, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет 5 назад случайно, всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют большие возможности памяти. Эти люди обладали феноменальной памятью.

  Всякий учитель знает, что есть материал, который требует заучивания и повторений, и есть материал, который запоминается сразу; ведь никто никогда не пытался заучивать решение арифметических задач. Достаточно один раз понять ход решения, для того чтобы в дальнейшем иметь возможность эту задачу решить.

  Ряд наблюдений показывают, что память чрезвычайно сильна в раннем возрасте, и по мере развития ребёнка становится слабее и слабее.

 Память ребёнка в раннем возрасте не идёт ни в какое сравнение с памятью подростков  и особенно взрослого человека. Но вместе с тем ребёнок в 3 года, который легче усваивает иностранные языки, не может  усваивать систематизированных знаний из области географии, а школьник в 9 лет, с трудом усваивающий иностранные языки, с лёгкостью усваивает географию, взрослый же превосходит ребёнка в запоминании систематизированных знаний.

  Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня.

Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события своей жизни, эмоционально насыщенные рассказы, сказки, картинки или описания. Запоминают они в основном непроизвольно. Однако с момента прихода в школу перед ребёнком возникает множество задач, требующих постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушивается  буквально лавина сведений, правил, заданий: режим дня, правила поведения школьника в классе, в школе, на улице, первые сведения из изучаемых основ науки.

Развивать память любого типа помогает заинтересованность материалом       ( человек запоминает не всё в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти.  Поэтому для развития памяти ребёнка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминания, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

   В учении становится очевидной связь памяти и мышления. Надо не просто загрузить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в любой момент можно было бы взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запоминая, понимать, что к чему.

Виды памяти

1. Словесно – логическая

2. Образная

3. Двигательная ( моторная)

4. Эмоциональная

        Процессы памяти

1. Запоминание

2.Сохранение

3. Воспроизведение

3. Забывание

Типы памяти

1. Наглядно – образный

2. Словесно – абстрактный

3. Промежуточный

Но обычно у людей не наблюдается чистого типа памяти. Часто встречается смешанный тип: зрительно – двигательный, зрительно – слуховой, слуха – двигательный. Уровни развития памяти в значительной мере зависят:

От

Возраста детей

От

Общего состояния организма

От

Направленности деятельности

У разных людей доминируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, у музыкантов – слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, у философов, политиков, дипломатов – словесно – логическая, у учёных – абстрактно – логическая .

Дети    с    ЗПР

Среди  различных видов и форм памяти к ранним относится непроизвольная память. Наблюдения за детьми с ЗПР указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормальный ребёнок запоминает легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

  В младшем школьном возрасте развитие непроизвольной памяти не останавливается, она продолжает совершенствоваться и широко использоваться на следующих этапах. Тем не менее, по мере взросления ребёнка на передний этап всё более выдвигается произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Целенаправленность запоминания и воспроизведения информации привносит в поведение ребёнка новые черты. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти, невозможно полноценное обучение, так как  учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти.

       Известно, что в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше. Форма предъявления материала особенно важна для отстающих детей. Преобладание наглядной памяти над словесной проявилось у них гораздо сильнее, чем в норме.

Дефектологи Т. А. Власова и М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у  учащихся с ЗПР как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

   Уменьшение объёма памяти и скорости запоминания у детей с ЗПР является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приёмы запоминания.

    Очень часто, поработав с учеником, над каким либо материалом, на  следующий день я вижу, что он его не может воспроизвести. В развитии произвольной памяти и заключается особенность работы с детьми с ЗПР.

Своих учеников я ориентирую чаще всего на то, на какой срок необходимо запомнить ( навсегда, до завтра, до контрольной) и с какой целью оно необходимо ( чтобы ответить урок, чтобы выполнить ответственное задание, чтобы стать знатоком своего дела).

 А так же, на развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности учащихся, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ученика очень наглядный, конкретный смысл. Чаще всего, то что привлекло внимание, или то что интересно, то и запомнил.

    При целенаправленной коррекционной работе моим ученикам можно привить необходимые навыки, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающееся у детей с ЗПР недоразвитие процессов памяти.

1. Формирование у них логической памяти

2. Обучение правильной организации повседневной учебной деятельности, формирование у них прилежания и аккуратности, что позволяет преодолевать свойственные им неумение сосредоточивать своё внимание.

Причины нарушения памяти у детей с ЗПР обусловлены различными клиническими заболеваниями.

1. Церебральный соматический фактор заболевания

2. Замедленный темп созревания отдельных областей  мозга

3. повышенная тормозимость

4. Уменьшение объёма памяти  и скорости запоминания

Для развития зрительно – моторной и зрительной памяти я использую:

- работа по образцу, т. е. Ученик работает с постоянной зрительной опорой на образец

- затем время рассматривания образца постепенно сокращаю по  15- 20 сек.,  в зависимости от сложности работы ( но так, чтобы ученик успел рассмотреть и запечатлеть образец) . Эти виды упражнений проводятся: рисование, лепка, списывание с доки, работа с конструктором, матем. ( рисование узоров по клеточкам)

     Кроме того, на моих уроках, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляю на определённое ограниченное время какую либо сюжетную картинку, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. За тем предъявляю похожую картинку, в которой не достаёт каких-то деталей, или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить ученики. (Всё это так же можно записать в тетрадях, в зависимости с какой целью я это провожу на уроке).

       Аналогичное упражнение: на столе стоит 8-10 предметов, которые ученики должны внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрываю и прошу учеников их перечислить, т. е. записать в тетрадях. Это задание можно дополнить и усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество на столе, а затем попросить учеников точно воспроизвести исходный порядок. Так  же всё записывается в тетрадях. Если за время урока некоторым учащимся не удалось до конца осмыслить преподнесённый материал, нужно провести дополнительную коррекционную работу с этими учащимися.

Для развития вербально-моторной памяти я использую:

- упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти.

Добавляю следующие упражнения:

- например, прошу учеников выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти:     воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию, или вылепить из пластилина буквы, которые уже выучили на уроке чтения.  

Для развития логической памяти я использую упражнения:

Читаю ученикам набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д.), а затем прошу назвать слова, которые они запомнили.

     Всё это записывается в тетрадях. Тот кто не мог, или сделал много ошибок, на уроках коррекции работаем над этим видом памяти.

      Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, на сколько  сформированы у ученика механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти.

      Если обнаружится, что мой ученик не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старался запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он и сам убедиться, что так запоминать легче.

    (Можно менять задания, использовать различные предметы, цвета, последовательность событий и т. д.)

Для развития эмоциональной памяти я использую упражнения:

 На уроках чтения прошу учащихся рассказать или поделиться о своих ощущениях, пережитых чувствах; на определённые события, которые произошли в прошлом, вспомнить, какие они были: положительные или отрицательные;

      Примерные темы: когда мы были на берегу реки, на экскурсии в парке или кто был на море (ощущения запаха, шума моря и т. д.), тем самым развивать устную речь.

На уроках русского языка прошу учеников записать в тетрадь свои ощущения, пережитые чувства, когда мы на экскурсии в музее и т.д. могу этот вид памяти использовать в интегрированном уроке.

На уроке чтения начать эту работу, и продолжить на уроке русского языка (написать сочинения т. д.)

Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности ребёнка. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Эта память - важнейшее условие духовного развития человека. Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определённом условии: при повторном восприятии или припоминании того, что связано с ним в прошлом.

Как отмечалось уже выше, для детей более естественно запоминание такого материала, который включён в игровую деятельность. Работая с упражнениями, которые изложила выше, очень часто использую сюжетные   ролевые игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др. , могу попросить детей запомнить нужный им материал таким образом, чтобы  суметь точно воспроизвести его и на следующий день. А при воспроизведении на другой день, так же использую игру, говорю, что тоже самое они должны будут вспомнить и завтра.

      Однако, давая такое задание, я должна позаботиться о том, чтобы не забыть проверить точность его выполнения.

Для заучивания наизусть я использую рациональное повторение:

В 1-ый день – информацию повторить 2 раза;

В 2 – ой день – 1 раз;

В 4 – ый день – 1 раз;

На 7 – ой день – всё повторить.

1

2

3

4

5

6

7

*  *

*

-

*

-

-

*

Если нужно запомнить на несколько дней, повторить через 15-20 мин., через 8-9 часов, через 24 часа (кратковременная память).

Заучивание на длительное время:

В 1-ый день – 1раз сразу после запоминания;

В 2 – ой день – 1 раз, примерно через полчаса повторить;

В 3 – ий день – 1 раз, через день;

На 4 – ый день – 1 раз, через 2-3 недели повторить.

Повторить:   осознанно,

                     осмысленно,

                           активно,

                 Не торопиться.

Основными задачами изучения учебного курса являются:

- расширение кругозора детей;

- обогащение жизненного опыта;

- уточнение, расширение и активизация лексического запаса;

- мыслительной деятельности

- развитие устной монологической речи.

       Уроки проводятся в разнообразных формах: уроки – путешествия, уроки – экскурсии, уроки – викторины, уроки КВН и др. Также используются исторические справки, тесты, задания на смекалку и  кроссворды.

Работа по формированию коммуникативных способностей данных детей позволяет сделать вывод: у учащихся с задержкой психического развития и нарушение интеллекта расширился словарный запас, совершенствовалась диалогическая и монологическая речь, улучшилась память. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы. Развился грамматический строй речи.

 По результатом ГПМПК в течение четырёх лет было рекомендовано обучение в массовой школе 5 учащимся.



Предварительный просмотр:

Целенаправленная система коррекции памяти у детей с ЗПР.  

http://www.azovschool7.ru/images/stories/1111/6.JPG

Недбайло Марина Александровна

Учитель начальных классов

Высшая квалификационная категория

                                                                               Память является      важнейшей

                                                                         познавательной функцией

                                                                         и может быть подвергнута

                                                                                    тренировке, как любая функция.  

                         Выгодский Л. С.

Память это способность нервной системы,  точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть их.

  Как утверждает современный крупнейший математик и кибернетик   фон Нейман, никто не знает границ своей памяти. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Память является познавательной важнейшей функцией и может быть подвергнута тренировке, как любая функция.

  Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо, и по имени всех своих солдат, а количество их у каждого полководца превышало 30 тыс. человек. Современник А. Ф. Иоффе – академик  С. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу наизусть, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет 5 назад случайно, всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют большие возможности памяти. Эти люди обладали феноменальной памятью.

  Всякий учитель знает, что есть материал, который требует заучивания и повторений, и есть материал, который запоминается сразу; ведь никто никогда не пытался заучивать решение арифметических задач. Достаточно один раз понять ход решения, для того чтобы в дальнейшем иметь возможность эту задачу решить.

  Ряд наблюдений показывают, что память чрезвычайно сильна в раннем возрасте, и по мере развития ребёнка становится слабее и слабее.

 Память ребёнка в раннем возрасте не идёт ни в какое сравнение с памятью подростков  и особенно взрослого человека. Но вместе с тем ребёнок в 3 года, который легче усваивает иностранные языки, не может  усваивать систематизированных знаний из области географии, а школьник в 9 лет, с трудом усваивающий иностранные языки, с лёгкостью усваивает географию, взрослый же превосходит ребёнка в запоминании систематизированных знаний.

  Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня.

Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события своей жизни, эмоционально насыщенные рассказы, сказки, картинки или описания. Запоминают они в основном непроизвольно. Однако с момента прихода в школу перед ребёнком возникает множество задач, требующих постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушивается  буквально лавина сведений, правил, заданий: режим дня, правила поведения школьника в классе, в школе, на улице, первые сведения из изучаемых основ науки.

Развивать память любого типа помогает заинтересованность материалом       ( человек запоминает не всё в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти.  Поэтому для развития памяти ребёнка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминания, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

   В учении становится очевидной связь памяти и мышления. Надо не просто загрузить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в любой момент можно было бы взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запоминая, понимать, что к чему.

Виды памяти

1. Словесно – логическая

2. Образная

3. Двигательная ( моторная)

4. Эмоциональная

        Процессы памяти

1. Запоминание

2.Сохранение

3. Воспроизведение

3. Забывание

Типы памяти

1. Наглядно – образный

2. Словесно – абстрактный

3. Промежуточный

Но обычно у людей не наблюдается чистого типа памяти. Часто встречается смешанный тип: зрительно – двигательный, зрительно – слуховой, слуха – двигательный. Уровни развития памяти в значительной мере зависят:

От

Возраста детей

От

Общего состояния организма

От

Направленности деятельности

У разных людей доминируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, у музыкантов – слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, у философов, политиков, дипломатов – словесно – логическая, у учёных – абстрактно – логическая .

Дети    с    ЗПР

Среди  различных видов и форм памяти к ранним относится непроизвольная память. Наблюдения за детьми с ЗПР указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормальный ребёнок запоминает легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

  В младшем школьном возрасте развитие непроизвольной памяти не останавливается, она продолжает совершенствоваться и широко использоваться на следующих этапах. Тем не менее, по мере взросления ребёнка на передний этап всё более выдвигается произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Целенаправленность запоминания и воспроизведения информации привносит в поведение ребёнка новые черты. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти, невозможно полноценное обучение, так как  учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти.

       Известно, что в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше. Форма предъявления материала особенно важна для отстающих детей. Преобладание наглядной памяти над словесной проявилось у них гораздо сильнее, чем в норме.

Дефектологи Т. А. Власова и М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у  учащихся с ЗПР как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

   Уменьшение объёма памяти и скорости запоминания у детей с ЗПР является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приёмы запоминания.

    Очень часто, поработав с учеником, над каким либо материалом, на  следующий день я вижу, что он его не может воспроизвести. В развитии произвольной памяти и заключается особенность работы с детьми с ЗПР.

Своих учеников я ориентирую чаще всего на то, на какой срок необходимо запомнить ( навсегда, до завтра, до контрольной) и с какой целью оно необходимо ( чтобы ответить урок, чтобы выполнить ответственное задание, чтобы стать знатоком своего дела).

 А так же, на развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности учащихся, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ученика очень наглядный, конкретный смысл. Чаще всего, то что привлекло внимание, или то что интересно, то и запомнил.

    При целенаправленной коррекционной работе моим ученикам можно привить необходимые навыки, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающееся у детей с ЗПР недоразвитие процессов памяти.

1. Формирование у них логической памяти

2. Обучение правильной организации повседневной учебной деятельности, формирование у них прилежания и аккуратности, что позволяет преодолевать свойственные им неумение сосредоточивать своё внимание.

Причины нарушения памяти у детей с ЗПР обусловлены различными клиническими заболеваниями.

1. Церебральный соматический фактор заболевания

2. Замедленный темп созревания отдельных областей  мозга

3. повышенная тормозимость

4. Уменьшение объёма памяти  и скорости запоминания

Для развития зрительно – моторной и зрительной памяти я использую:

- работа по образцу, т. е. Ученик работает с постоянной зрительной опорой на образец

- затем время рассматривания образца постепенно сокращаю по  15- 20 сек.,  в зависимости от сложности работы ( но так, чтобы ученик успел рассмотреть и запечатлеть образец) . Эти виды упражнений проводятся: рисование, лепка, списывание с доки, работа с конструктором, матем. ( рисование узоров по клеточкам)

     Кроме того, на моих уроках, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляю на определённое ограниченное время какую либо сюжетную картинку, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. За тем предъявляю похожую картинку, в которой не достаёт каких-то деталей, или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить ученики. (Всё это так же можно записать в тетрадях, в зависимости с какой целью я это провожу на уроке).

       Аналогичное упражнение: на столе стоит 8-10 предметов, которые ученики должны внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрываю и прошу учеников их перечислить, т. е. записать в тетрадях. Это задание можно дополнить и усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество на столе, а затем попросить учеников точно воспроизвести исходный порядок. Так  же всё записывается в тетрадях. Если за время урока некоторым учащимся не удалось до конца осмыслить преподнесённый материал, нужно провести дополнительную коррекционную работу с этими учащимися.

Для развития вербально-моторной памяти я использую:

- упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти.

Добавляю следующие упражнения:

- например, прошу учеников выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти:     воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию, или вылепить из пластилина буквы, которые уже выучили на уроке чтения.  

Для развития логической памяти я использую упражнения:

Читаю ученикам набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д.), а затем прошу назвать слова, которые они запомнили.

     Всё это записывается в тетрадях. Тот кто не мог, или сделал много ошибок, на уроках коррекции работаем над этим видом памяти.

      Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, на сколько  сформированы у ученика механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти.

      Если обнаружится, что мой ученик не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старался запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он и сам убедиться, что так запоминать легче.

    (Можно менять задания, использовать различные предметы, цвета, последовательность событий и т. д.)

Для развития эмоциональной памяти я использую упражнения:

 На уроках чтения прошу учащихся рассказать или поделиться о своих ощущениях, пережитых чувствах; на определённые события, которые произошли в прошлом, вспомнить, какие они были: положительные или отрицательные;

      Примерные темы: когда мы были на берегу реки, на экскурсии в парке или кто был на море (ощущения запаха, шума моря и т. д.), тем самым развивать устную речь.

На уроках русского языка прошу учеников записать в тетрадь свои ощущения, пережитые чувства, когда мы на экскурсии в музее и т.д. могу этот вид памяти использовать в интегрированном уроке.

На уроке чтения начать эту работу, и продолжить на уроке русского языка (написать сочинения т. д.)

Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности ребёнка. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Эта память - важнейшее условие духовного развития человека. Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определённом условии: при повторном восприятии или припоминании того, что связано с ним в прошлом.

Как отмечалось уже выше, для детей более естественно запоминание такого материала, который включён в игровую деятельность. Работая с упражнениями, которые изложила выше, очень часто использую сюжетные   ролевые игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др. , могу попросить детей запомнить нужный им материал таким образом, чтобы  суметь точно воспроизвести его и на следующий день. А при воспроизведении на другой день, так же использую игру, говорю, что тоже самое они должны будут вспомнить и завтра.

      Однако, давая такое задание, я должна позаботиться о том, чтобы не забыть проверить точность его выполнения.

Для заучивания наизусть я использую рациональное повторение:

В 1-ый день – информацию повторить 2 раза;

В 2 – ой день – 1 раз;

В 4 – ый день – 1 раз;

На 7 – ой день – всё повторить.

1

2

3

4

5

6

7

*  *

*

-

*

-

-

*

Если нужно запомнить на несколько дней, повторить через 15-20 мин., через 8-9 часов, через 24 часа (кратковременная память).

Заучивание на длительное время:

В 1-ый день – 1раз сразу после запоминания;

В 2 – ой день – 1 раз, примерно через полчаса повторить;

В 3 – ий день – 1 раз, через день;

На 4 – ый день – 1 раз, через 2-3 недели повторить.

Повторить:   осознанно,

                     осмысленно,

                           активно,

                 Не торопиться.

Основными задачами изучения учебного курса являются:

- расширение кругозора детей;

- обогащение жизненного опыта;

- уточнение, расширение и активизация лексического запаса;

- мыслительной деятельности

- развитие устной монологической речи.

       Уроки проводятся в разнообразных формах: уроки – путешествия, уроки – экскурсии, уроки – викторины, уроки КВН и др. Также используются исторические справки, тесты, задания на смекалку и  кроссворды.

Работа по формированию коммуникативных способностей данных детей позволяет сделать вывод: у учащихся с задержкой психического развития и нарушение интеллекта расширился словарный запас, совершенствовалась диалогическая и монологическая речь, улучшилась память. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы. Развился грамматический строй речи.

 По результатом ГПМПК в течение четырёх лет было рекомендовано обучение в массовой школе 5 учащимся.



Предварительный просмотр:

Целенаправленная система коррекции памяти у детей с ЗПР.  

http://www.azovschool7.ru/images/stories/1111/6.JPG

Недбайло Марина Александровна

Учитель начальных классов

Высшая квалификационная категория

                                                                               Память является      важнейшей

                                                                         познавательной функцией

                                                                         и может быть подвергнута

                                                                                    тренировке, как любая функция.  

                         Выгодский Л. С.

Память это способность нервной системы,  точнее головного мозга, воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать её в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть их.

  Как утверждает современный крупнейший математик и кибернетик   фон Нейман, никто не знает границ своей памяти. Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, и память мы используем на ничтожную долю своей мощности. Память является познавательной важнейшей функцией и может быть подвергнута тренировке, как любая функция.

  Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо, и по имени всех своих солдат, а количество их у каждого полководца превышало 30 тыс. человек. Современник А. Ф. Иоффе – академик  С. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу наизусть, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет 5 назад случайно, всего один раз. Все эти примеры наглядно демонстрируют большие возможности памяти. Эти люди обладали феноменальной памятью.

  Всякий учитель знает, что есть материал, который требует заучивания и повторений, и есть материал, который запоминается сразу; ведь никто никогда не пытался заучивать решение арифметических задач. Достаточно один раз понять ход решения, для того чтобы в дальнейшем иметь возможность эту задачу решить.

  Ряд наблюдений показывают, что память чрезвычайно сильна в раннем возрасте, и по мере развития ребёнка становится слабее и слабее.

 Память ребёнка в раннем возрасте не идёт ни в какое сравнение с памятью подростков  и особенно взрослого человека. Но вместе с тем ребёнок в 3 года, который легче усваивает иностранные языки, не может  усваивать систематизированных знаний из области географии, а школьник в 9 лет, с трудом усваивающий иностранные языки, с лёгкостью усваивает географию, взрослый же превосходит ребёнка в запоминании систематизированных знаний.

  Развитие памяти первоклассников достигает уже довольно высокого уровня.

Дети хорошо помнят яркие и впечатляющие события своей жизни, эмоционально насыщенные рассказы, сказки, картинки или описания. Запоминают они в основном непроизвольно. Однако с момента прихода в школу перед ребёнком возникает множество задач, требующих постановки специальной цели запомнить. На первоклассника обрушивается  буквально лавина сведений, правил, заданий: режим дня, правила поведения школьника в классе, в школе, на улице, первые сведения из изучаемых основ науки.

Развивать память любого типа помогает заинтересованность материалом       ( человек запоминает не всё в равной степени, а по преимуществу то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию его памяти.  Поэтому для развития памяти ребёнка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминания, а формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

   В учении становится очевидной связь памяти и мышления. Надо не просто загрузить свою память беспорядочной грудой сведений, а «уложить» их так, чтобы в любой момент можно было бы взять нужное для работы, а для этого требуется одно: запоминая, понимать, что к чему.

Виды памяти

1. Словесно – логическая

2. Образная

3. Двигательная ( моторная)

4. Эмоциональная

        Процессы памяти

1. Запоминание

2.Сохранение

3. Воспроизведение

3. Забывание

Типы памяти

1. Наглядно – образный

2. Словесно – абстрактный

3. Промежуточный

Но обычно у людей не наблюдается чистого типа памяти. Часто встречается смешанный тип: зрительно – двигательный, зрительно – слуховой, слуха – двигательный. Уровни развития памяти в значительной мере зависят:

От

Возраста детей

От

Общего состояния организма

От

Направленности деятельности

У разных людей доминируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, у музыкантов – слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, у философов, политиков, дипломатов – словесно – логическая, у учёных – абстрактно – логическая .

Дети    с    ЗПР

Среди  различных видов и форм памяти к ранним относится непроизвольная память. Наблюдения за детьми с ЗПР указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормальный ребёнок запоминает легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

  В младшем школьном возрасте развитие непроизвольной памяти не останавливается, она продолжает совершенствоваться и широко использоваться на следующих этапах. Тем не менее, по мере взросления ребёнка на передний этап всё более выдвигается произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Целенаправленность запоминания и воспроизведения информации привносит в поведение ребёнка новые черты. Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти, невозможно полноценное обучение, так как  учебный процесс, особенно в старших классах, опирается преимущественно на эту форму памяти.

       Известно, что в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается лучше. Форма предъявления материала особенно важна для отстающих детей. Преобладание наглядной памяти над словесной проявилось у них гораздо сильнее, чем в норме.

Дефектологи Т. А. Власова и М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у  учащихся с ЗПР как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

   Уменьшение объёма памяти и скорости запоминания у детей с ЗПР является их неумение рационально организовывать и контролировать свою работу, а также применять приёмы запоминания.

    Очень часто, поработав с учеником, над каким либо материалом, на  следующий день я вижу, что он его не может воспроизвести. В развитии произвольной памяти и заключается особенность работы с детьми с ЗПР.

Своих учеников я ориентирую чаще всего на то, на какой срок необходимо запомнить ( навсегда, до завтра, до контрольной) и с какой целью оно необходимо ( чтобы ответить урок, чтобы выполнить ответственное задание, чтобы стать знатоком своего дела).

 А так же, на развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности учащихся, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ученика очень наглядный, конкретный смысл. Чаще всего, то что привлекло внимание, или то что интересно, то и запомнил.

    При целенаправленной коррекционной работе моим ученикам можно привить необходимые навыки, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающееся у детей с ЗПР недоразвитие процессов памяти.

1. Формирование у них логической памяти

2. Обучение правильной организации повседневной учебной деятельности, формирование у них прилежания и аккуратности, что позволяет преодолевать свойственные им неумение сосредоточивать своё внимание.

Причины нарушения памяти у детей с ЗПР обусловлены различными клиническими заболеваниями.

1. Церебральный соматический фактор заболевания

2. Замедленный темп созревания отдельных областей  мозга

3. повышенная тормозимость

4. Уменьшение объёма памяти  и скорости запоминания

Для развития зрительно – моторной и зрительной памяти я использую:

- работа по образцу, т. е. Ученик работает с постоянной зрительной опорой на образец

- затем время рассматривания образца постепенно сокращаю по  15- 20 сек.,  в зависимости от сложности работы ( но так, чтобы ученик успел рассмотреть и запечатлеть образец) . Эти виды упражнений проводятся: рисование, лепка, списывание с доки, работа с конструктором, матем. ( рисование узоров по клеточкам)

     Кроме того, на моих уроках, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляю на определённое ограниченное время какую либо сюжетную картинку, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. За тем предъявляю похожую картинку, в которой не достаёт каких-то деталей, или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить ученики. (Всё это так же можно записать в тетрадях, в зависимости с какой целью я это провожу на уроке).

       Аналогичное упражнение: на столе стоит 8-10 предметов, которые ученики должны внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрываю и прошу учеников их перечислить, т. е. записать в тетрадях. Это задание можно дополнить и усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество на столе, а затем попросить учеников точно воспроизвести исходный порядок. Так  же всё записывается в тетрадях. Если за время урока некоторым учащимся не удалось до конца осмыслить преподнесённый материал, нужно провести дополнительную коррекционную работу с этими учащимися.

Для развития вербально-моторной памяти я использую:

- упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти.

Добавляю следующие упражнения:

- например, прошу учеников выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти:     воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию, или вылепить из пластилина буквы, которые уже выучили на уроке чтения.  

Для развития логической памяти я использую упражнения:

Читаю ученикам набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д.), а затем прошу назвать слова, которые они запомнили.

     Всё это записывается в тетрадях. Тот кто не мог, или сделал много ошибок, на уроках коррекции работаем над этим видом памяти.

      Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, на сколько  сформированы у ученика механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти.

      Если обнаружится, что мой ученик не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старался запомнить механически, можно объяснить и показать ему, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он и сам убедиться, что так запоминать легче.

    (Можно менять задания, использовать различные предметы, цвета, последовательность событий и т. д.)

Для развития эмоциональной памяти я использую упражнения:

 На уроках чтения прошу учащихся рассказать или поделиться о своих ощущениях, пережитых чувствах; на определённые события, которые произошли в прошлом, вспомнить, какие они были: положительные или отрицательные;

      Примерные темы: когда мы были на берегу реки, на экскурсии в парке или кто был на море (ощущения запаха, шума моря и т. д.), тем самым развивать устную речь.

На уроках русского языка прошу учеников записать в тетрадь свои ощущения, пережитые чувства, когда мы на экскурсии в музее и т.д. могу этот вид памяти использовать в интегрированном уроке.

На уроке чтения начать эту работу, и продолжить на уроке русского языка (написать сочинения т. д.)

Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности ребёнка. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Эта память - важнейшее условие духовного развития человека. Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определённом условии: при повторном восприятии или припоминании того, что связано с ним в прошлом.

Как отмечалось уже выше, для детей более естественно запоминание такого материала, который включён в игровую деятельность. Работая с упражнениями, которые изложила выше, очень часто использую сюжетные   ролевые игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др. , могу попросить детей запомнить нужный им материал таким образом, чтобы  суметь точно воспроизвести его и на следующий день. А при воспроизведении на другой день, так же использую игру, говорю, что тоже самое они должны будут вспомнить и завтра.

      Однако, давая такое задание, я должна позаботиться о том, чтобы не забыть проверить точность его выполнения.

Для заучивания наизусть я использую рациональное повторение:

В 1-ый день – информацию повторить 2 раза;

В 2 – ой день – 1 раз;

В 4 – ый день – 1 раз;

На 7 – ой день – всё повторить.

1

2

3

4

5

6

7

*  *

*

-

*

-

-

*

Если нужно запомнить на несколько дней, повторить через 15-20 мин., через 8-9 часов, через 24 часа (кратковременная память).

Заучивание на длительное время:

В 1-ый день – 1раз сразу после запоминания;

В 2 – ой день – 1 раз, примерно через полчаса повторить;

В 3 – ий день – 1 раз, через день;

На 4 – ый день – 1 раз, через 2-3 недели повторить.

Повторить:   осознанно,

                     осмысленно,

                           активно,

                 Не торопиться.

Основными задачами изучения учебного курса являются:

- расширение кругозора детей;

- обогащение жизненного опыта;

- уточнение, расширение и активизация лексического запаса;

- мыслительной деятельности

- развитие устной монологической речи.

       Уроки проводятся в разнообразных формах: уроки – путешествия, уроки – экскурсии, уроки – викторины, уроки КВН и др. Также используются исторические справки, тесты, задания на смекалку и  кроссворды.

Работа по формированию коммуникативных способностей данных детей позволяет сделать вывод: у учащихся с задержкой психического развития и нарушение интеллекта расширился словарный запас, совершенствовалась диалогическая и монологическая речь, улучшилась память. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы. Развился грамматический строй речи.

 По результатом ГПМПК в течение четырёх лет было рекомендовано обучение в массовой школе 5 учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстафета памяти нашим детям

70 -летию Московской битвы посвящается...

Упражнения на закрепление оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников «Расшифруй словарное слово».

Представленные дидактические материалы могут быть использованы логопедами на занятиях по устранению конкретных оптико-кинетических ошибок, учителями начальных классов на уроках русского языка в качест...

Коррекции памяти умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия

Упражнения lдля коррекции памяти  умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия могут предлагаться детям разного возраста, при этом подбирается определенный стимульный мате...

Система коррекции оптической дисграфии в современной школе.

В презентации передставлено описание возникновения дисграфии с научной точки зрения и практический опыт по работе с оптической досграфией....

Статья "Система коррекции процесса обучения чтению детей-инофонов в русской школе"

Данная статья поможет педагогам ускорить процесс овладения детьми-инофонами правильного словогово чтения. Приведены конкретные приемы коррекционной работы, проверенные на практике....