Индивидуальня коррекционная программа для учащегося с ЗПР и нарушением речи
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа для индивидуальной работы с ребёнком, обучающимся по индивидуальной программе для детей с ЗПР и нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_programma_bakunina_o.yu_.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Донская общеобразовательная школа I –III ступеней
Симферопольской РГА в Республике Крым
Согласовано Согласовано «Утверждаю»
Методист ЦДЮТ на МО учителей начальных классов директор школы
_______________ протокол № __ от_ _____2014г. ______________
_______________ Н.В. Мельник
Программа
коррекционно – развивающих занятий
для учащейся 4 класса
( для учащихся с ЗПР и нарушениями речи)
Составитель:
Практический психолог
Бакунина О.Ю.
с.Донское
2014 г
Пояснительная записка
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР .
При работе с ребёнком учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, развитие речи и коммуникативных способностей, коррекцию эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности.
Цель этой работы — коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.
Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию определенных функций, процессов, способностей, навыков. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развитие сенсорно-перцептивной деятельности и психических процессов.
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия ребенком программного материала, специфике его мотивации, а так же поведенческих особенностях. Форма проведения занятий должна обеспечить право каждому ребенку на индивидуальное развитие. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.
Результативность коррекционно-развивающей работы по индивидуальной адаптивной программе оценивается участием ребенка в реализации Программы, как активного субъекта совместной деятельности, индивидуальным прогрессом в основных сферах личностного развития – эмоциональной и познавательной.
Обучающие коррекционно-развивающие цели:
1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;
2. развитие речи учащегося как средство общения и как способа коррекции его мыслительной деятельности;
3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с выполнением недостающих компонентов;
5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
6. подведение под понятие, выведение следствий;
7. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
- умение ориентироваться в задании;
- планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным
образом или словесном указании педагога;
- осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах,
явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику
воспринимать учебный материал сознательно.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений
(операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки,
логической классификации, умозаключений и др.)
Повышение общего уровня развития школьника и коррекция индивидуальных
отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня
развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в
развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).
Формирование учебной мотивации.
Формирование ИКТ компетенции.
Воспитывающие:
1. Формирование социально-нравственного поведения:
- ответственное отношение к учебе;
- соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;
- осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.);
- осознание необходимости самоконтроля;
2. Эстетическое и экологическое воспитание.
4. Принципы коррекционно-развивающей работы:
* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной
пользой и в интересах ученика;
* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением
интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика,
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
* принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных
функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений ;
* принцип развивающей направленности обучения;
*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;
* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала,
применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
*принцип вариативности;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя
задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя
знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
5. Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Программа коррекционной работы на ступени начального образования
включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают
ее основное содержание:
5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
2. развитие навыков каллиграфии;
3. развитие артикуляционной моторики
5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
1. развитие зрительного восприятия и узнавания;
2. развитие зрительной памяти и узнавания;
3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
4. развитие пространственных представлений и ориентации;
5. развитие временных понятий;
6. развитие слухового внимания и памяти;
7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
5.3. Развитие основных мыслительных операций:
1. формирование навыков относительно анализа;
2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
4. формирование умения планировать свою деятельность;
5. развитие комбинаторных способностей
5.4. Развитие различных видов мышления:
1. развитие наглядно-образного мышления;
2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
5.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).
1. Развитие речи, владение техникой речи.
2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.
3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы
соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной
деятельности.
6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.
6. Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:
* словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
* практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.
7. Методы по степени активности познавательной деятельности:
* репродуктивные;
8. Методы организации деятельности и опыта поведения:
* поручение;
* упражнение;
* приручение;
* оценивание;
* создание воспитывающей ситуации.
Основные блоки работы
№ | Коррекционный блок | Содержание работы | Прим |
1 | Развитие познавательной сферы | Развитие памяти | |
Развитие мышления | |||
Развитие внимания | |||
Развитие творческих способностей | |||
2 | Развитие речи и коммуникативных способностей | Развитие речевых навыков и функций, работа над звукопроизношением | |
Работа над развитием фонематического слуха | |||
Работа над предложением и связной речью | |||
Формирование изобразительно – графических способностей, развитие мелкой моторики | |||
Коррекция несовершенного навыка чтения | |||
Формирование понимания текста | |||
3 | Развитие навыков социальной компетенции | Понимание мотивов собственных действий и действий других людей; принятие разных социальных ролей и действовие в соответствии с ними в контексте ситуации; | |
Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирован6ие результатов действий и поступков; регулирование конфликтов | |||
4 | Предупреждение отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии | Упражнения на развитие произвольной сферы (регуляция и контроль) | |
Мотивационный блок | |||
5 | Эмоциональная сфера | Формирования позитивного настроя на занятия | |
Снятие напряженности и скованности, снятие напряженности | |||
Повышение самооценки, формирование адекватного отношения к себе | |||
Коррекция тревожности, отработка страхов |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Содержание занятия | Дата | Прим |
1 | «Хорошо много знать!» | Мотивационные упражнения. Игра «Настроение в цвете», Игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". | ||
2 | «Запоминай, играя!» | Психогимнастика. Упражнения на развитие памяти. Графический диктант. | ||
3 | «Думай, анализируя!» | Психогимнастика. Упражнения на развитие мыслительных операций. | ||
4 | «Я в мире людей» | Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов | ||
5 | «В гостях у сказки!» | Психогимнастика. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления Графический диктант. | ||
6 | «Я – ученик» | Упражнения на развитие мотивации к учению | ||
7 | «Угадай слово!». | Психогимнастика. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Шифровка | ||
8 | «Развитие самопознания и индивидуальности» | Мой портрет. Я сегодня, вчера и завтра. | ||
9 | «Найди лишнее…!» | Психогимнастика. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Копирование | ||
10 | Речевые упражнения | Упражнения на правильное дышание, ритмирование. Чистоговорки, скороговорки. | ||
11 | «Ожившая картинка!» | Психогимнастика. Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | ||
12 | Психо- мышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | ||
13 | «Загадки» , пословицы, поговоки | Развитие способности по ряду признаков определять предмет, понимание пословиц и поговорок | ||
14 | Игры на укрепление мышц и позвоночника, тренировку правильного дыхания | Упражнения на правильное дышание, ритмирование, укрепление артикуляционного аппарата | ||
15 | «Просьба и мое отношение к ней» | Психокоррекционное занятие | ||
16 | Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа. | Самомассаж. Пальчикоя гимнастика. Наша ладонь. | ||
17 | Речевые упражнения | Чистоговорки, скороговорки. Развитие артуляционного аппарата. Звукобуквенный анализ. | ||
18 | «Учусь слышать и запоминать!» | Психогимнастика. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | ||
19 | Работа с текстами. | Рассказы Л.Н.Толстого. Чтение. Понимание. Пересказ | ||
20 | Психо - мышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | ||
21 | Интеллектуальный тренинг | Корректурные пробы, «Найди отличия», «Что изменилось» | ||
22 | Повышение скорости чтения | Чтение таблиц слогов | ||
23 | Занятие с элементами арт - терапии «Мои чувства» | Рисование красками. | ||
24 | «Аналогии» | Развитие аналитического мышления | ||
25 | «Я в другой роли» | Навыки конструктивного поведения через ролевой тренинг: «Чему меня могут научить трудные ситуации» | ||
26 | «Кляксы» | Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка | ||
27 | Развитие произвольной сферы | Упражнения «Говори наоборот», «Рукавичка» | ||
28 | «Знакомство со страной чувств. Страх». | Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов. Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом. Обучение способам релаксации и дыхательным техникам. | ||
29 | «Сложи узор» | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей | ||
30 | «Учись, рассуждая!» | Психогимнастика. Развитие логического мышления. Поиск закономерностей Графический диктант. | ||
31 | Расскажи сказку. | Упражнения с элементами сказкотерапии. Проигравание сказки с помощью бумажных кукол | ||
32 | «Учусь говорить и читать» | Упражнения для развития артикуляционного апппарата | ||
33 | Психо - мышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | ||
34 | «Кто ясно мыслит – ясно излагает…!» | Психогимнастика. Развитие речевого синтеза. Совершенствование мыслительных операций. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением речи
Материал содержит основные арифметические задачи по которым подразделяется мышление у детей с нарушением слуха....
Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.
Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи...
Аннотация на коррекционную программу для учащихся с ТНР имеющих нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР, ФНР, ГНР (3-5 класс)
Программа предназначена для работы с учащимися 3-5 классов, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР,ФНР, ГНР на этапе восполнения пробелов в звуковом и грамматическом строе речи...
Программа коррекционной работы с учащимися начальных классов с нарушениями речи.
Программа коррекционной работы предназначена для учителей - логопедов с детьми с задержкой психического развития, расчитанная на 4 года обучения....
Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2 класс на тему: «Светлые и темные качества человека»
В технологической карте представлены эффективные приемы, способствующие формированию у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи стремления к самопознанию и умению адекватно оценивать себя....
Рабочая программа индивидуальной коррекционной логопедической работы в 1 классе (с нарушением интеллекта)
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.Нарушения речи у большинства учащихся носят характер системного недоразвит...