Индивидуальня коррекционная программа для учащегося с ЗПР и нарушением речи
рабочая программа (4 класс) на тему

Бакунина Ольга Юрьевна

Программа для индивидуальной работы с ребёнком, обучающимся по индивидуальной программе для детей с ЗПР и нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma_bakunina_o.yu_.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Донская общеобразовательная школа I –III  ступеней

Симферопольской РГА в Республике Крым

              Согласовано                                                            Согласовано                                              «Утверждаю»

          Методист ЦДЮТ                               на МО учителей начальных классов                         директор школы

        _______________                                    протокол  № __ от_ _____2014г.                            ______________

        _______________                                                                                                                                Н.В. Мельник

Программа

 коррекционно – развивающих занятий

для учащейся 4 класса

( для учащихся с ЗПР и нарушениями речи)

Составитель:

   Практический психолог

Бакунина О.Ю.

        

с.Донское

2014 г

Пояснительная записка

    Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР .

    При работе с ребёнком  учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.

   Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, развитие речи и коммуникативных способностей,  коррекцию эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности.

   Цель этой работы — коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.

Содержание индивидуальных занятий направлено на развитие и коррекцию определенных функций, процессов, способностей, навыков. Одна часть индивидуальных занятий предусматривает работу по тематическим блокам, вторая предусматривает развитие сенсорно-перцептивной деятельности и психических процессов.

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить об особенностях восприятия ребенком программного материала, специфике его мотивации, а так же поведенческих особенностях. Форма проведения занятий должна обеспечить право каждому ребенку на индивидуальное развитие. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, способных сделать познавательную деятельность более привлекательной и значимой для ребенка. Планируется не столько достижение отдельного результата, сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом.

Результативность коррекционно-развивающей работы по индивидуальной адаптивной программе оценивается участием ребенка в реализации Программы, как активного субъекта совместной деятельности, индивидуальным прогрессом в основных сферах личностного развития – эмоциональной и познавательной.

Обучающие коррекционно-развивающие цели:

1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной  координации ;

2. развитие речи учащегося как средство общения и как способа коррекции его мыслительной деятельности;

3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание с выполнением недостающих компонентов;

5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

6. подведение под понятие, выведение следствий;

7. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:

- умение ориентироваться в задании;

- планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным

образом или словесном указании педагога;

 - осуществлять самоконтроль и самооценку и др.

Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах,

явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику

воспринимать учебный материал сознательно.

Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений

(операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки,

логической классификации, умозаключений и др.)

Повышение общего уровня развития школьника и коррекция индивидуальных

отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.

Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня

развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в

развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

Формирование учебной мотивации.

Формирование ИКТ компетенции.

Воспитывающие:

1. Формирование социально-нравственного поведения:

- ответственное отношение к учебе;

 - соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;

- осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.);

- осознание необходимости самоконтроля;

2. Эстетическое и экологическое воспитание.

4. Принципы коррекционно-развивающей работы:

* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной

пользой и в интересах ученика;

* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и

развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции

нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением

интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля,

взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика,

участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

* принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных

функций в процессе организации совместной деятельности;

* принцип усложнения заданий, упражнений ;

* принцип развивающей направленности обучения;

*принцип наглядности и занимательности обучения;

* принцип доступности обучения;

* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала,

применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;

*принцип вариативности;

*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя

задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя

знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

5. Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Программа коррекционной работы на ступени начального образования

включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают

ее основное содержание:

5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

2. развитие навыков каллиграфии;

3. развитие артикуляционной моторики

5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

1. развитие зрительного восприятия и узнавания;

2. развитие зрительной памяти и узнавания;

3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); 

4. развитие пространственных представлений и ориентации;

5. развитие временных понятий;

6. развитие слухового внимания и памяти;

7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

5.3. Развитие основных мыслительных операций:

1. формирование навыков относительно анализа;

2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

4. формирование умения планировать свою деятельность;

5. развитие комбинаторных способностей

5.4. Развитие различных видов мышления:

1. развитие наглядно-образного мышления;

2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

5.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

(релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

1. Развитие речи, владение техникой речи.

2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы

соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.

Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной

деятельности.

6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.

6. Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

* словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;

* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;

* практические методы: копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.

7. Методы по степени активности познавательной деятельности:

* репродуктивные;

8. Методы организации деятельности и опыта поведения:

* поручение;

* упражнение;

* приручение;

* оценивание;

* создание воспитывающей ситуации.

Основные блоки работы

Коррекционный блок

Содержание работы

Прим

1

Развитие познавательной сферы

Развитие памяти

Развитие мышления

Развитие внимания

Развитие творческих способностей

2

Развитие речи и коммуникативных способностей

Развитие речевых навыков и функций, работа над звукопроизношением

Работа над развитием фонематического слуха

Работа над предложением и связной речью

Формирование изобразительно – графических способностей, развитие мелкой моторики

Коррекция несовершенного навыка чтения

Формирование понимания текста

3

Развитие навыков социальной компетенции

Понимание мотивов собственных действий и действий других людей; принятие разных социальных ролей и действовие в соответствии с ними в контексте ситуации;

Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирован6ие результатов действий и поступков; регулирование конфликтов

4

Предупреждение отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии

Упражнения на развитие произвольной сферы (регуляция и контроль)

Мотивационный блок

5

Эмоциональная сфера

Формирования позитивного настроя на занятия

Снятие напряженности и скованности, снятие напряженности

Повышение самооценки, формирование адекватного отношения к себе

Коррекция тревожности, отработка страхов

Календарно – тематическое планирование

Тема урока

Содержание занятия

Дата

Прим

1

«Хорошо много знать!»

Мотивационные упражнения. Игра «Настроение в цвете», Игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться".

2

«Запоминай, играя!»

Психогимнастика.

Упражнения на развитие памяти.

 Графический диктант.

3

«Думай, анализируя!»

Психогимнастика.

Упражнения на развитие мыслительных операций.  

4

«Я в мире людей»

Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов

5

«В гостях у сказки!»

Психогимнастика.

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления

Графический диктант.

6

«Я – ученик»

Упражнения на развитие мотивации к учению

7

«Угадай слово!».

Психогимнастика. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

Шифровка

8

«Развитие самопознания и индивидуальности»

Мой портрет. Я сегодня, вчера и завтра.

9

«Найди лишнее…!»

Психогимнастика.

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Копирование

10

Речевые упражнения

Упражнения на правильное дышание, ритмирование. Чистоговорки, скороговорки.

11

«Ожившая картинка!»

Психогимнастика. Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

12

Психо- мышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

13

«Загадки» , пословицы, поговоки

Развитие способности по ряду признаков определять предмет, понимание пословиц и поговорок

14

 Игры на укрепление мышц и позвоночника, тренировку правильного дыхания

Упражнения на правильное дышание, ритмирование, укрепление артикуляционного аппарата

15

 «Просьба и мое отношение к ней»

Психокоррекционное занятие

16

Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа.

Самомассаж. Пальчикоя гимнастика. Наша ладонь.

17

Речевые упражнения

Чистоговорки, скороговорки. Развитие артуляционного аппарата. Звукобуквенный анализ.

18

«Учусь слышать и запоминать!»

Психогимнастика. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций

19

Работа с текстами.

Рассказы Л.Н.Толстого. Чтение. Понимание. Пересказ

20

Психо - мышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

21

Интеллектуальный тренинг

Корректурные пробы, «Найди отличия», «Что изменилось»

22

Повышение скорости чтения

Чтение таблиц слогов

23

Занятие с элементами арт - терапии «Мои чувства»

Рисование красками.

24

«Аналогии»

Развитие аналитического мышления

25

«Я в другой роли»

Навыки конструктивного поведения через ролевой тренинг: «Чему меня могут научить трудные ситуации»

26

«Кляксы» 

Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка 

27

 Развитие произвольной сферы

Упражнения «Говори наоборот», «Рукавичка»

28

«Знакомство со страной чувств. Страх».

Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов.

Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом.

Обучение способам релаксации и дыхательным техникам.

29

«Сложи узор» 

Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей

30

«Учись, рассуждая!»

Психогимнастика. Развитие логического мышления. Поиск закономерностей    Графический диктант.

31

 Расскажи сказку.

Упражнения с элементами сказкотерапии. Проигравание сказки с помощью бумажных кукол

32

 «Учусь говорить и читать»

Упражнения для развития артикуляционного апппарата

33

Психо - мышечная тренировка

Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

34

«Кто ясно мыслит – ясно излагает…!»

Психогимнастика. Развитие речевого синтеза.  Совершенствование мыслительных операций.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением речи

Материал содержит основные арифметические задачи по которым подразделяется мышление у детей с нарушением слуха....

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи...

Аннотация на коррекционную программу для учащихся с ТНР имеющих нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР, ФНР, ГНР (3-5 класс)

Программа предназначена для работы с учащимися 3-5 классов, имеющих нарушения письменной речи, обусловленные ФФНР,ФНР, ГНР на этапе восполнения пробелов в звуковом и грамматическом строе речи...

Программа коррекционной работы с учащимися начальных классов с нарушениями речи.

Программа коррекционной работы предназначена для учителей - логопедов с детьми с задержкой психического развития, расчитанная на 4 года обучения....

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2 класс на тему: «Светлые и темные качества человека»

В технологической карте представлены эффективные приемы, способствующие формированию у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи стремления к самопознанию и умению адекватно оценивать себя....

Рабочая программа индивидуальной коррекционной логопедической работы в 1 классе (с нарушением интеллекта)

Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.Нарушения речи у большинства учащихся носят характер системного недоразвит...