Программа диагностики для детей от 7 до 18 лет.
рабочая программа по теме

В работе педагога - психолога психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи педагога - психолога — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Вся работа педагога – психолога должна быть индивидуализирована, т. е. опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальных особенностей клиента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка:

         В наше время диагностика необходима для полноценной работы психолога и педагогов с детьми. В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей детей. Так, в практике проведения реабилитационной работы необходимо выявление психологических особенностей детей для осуществления индивидуального подхода к ним. Создание нормального социально-психологического климата в детском коллективе зачастую невозможно без анализа личностных качеств. Учет индивидуально-психологических особенностей детей необходим для повышения эффективности психолого-педагогической  деятельности.

       В психологической помощи нуждаются индивиды, оказавшиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, оказавшись в трудной жизненной ситуации, жизнью в целом).

      Таким образом, в работе педагога - психолога психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи педагога - психолога — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Вся работа педагога – психолога должна быть индивидуализирована, т. е. опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальных особенностей клиента.

Срок реализации программы:

- первичная диагностика - в течение 3 дней с момента поступления несовершеннолетнего в отделение дневного пребывания;

- вторичная (уточняющая) диагностика – в период продления срока реабилитации в отделении;

- итоговая диагностика– по завершении программы реабилитации.

Целевая группа: программа рассчитана  на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 7 до 18 лет и их родителей (законных представителей).

Цель программы:  психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально-психологических особенностей,  особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение  взаимоотношений в семье.

Задачи:

- определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;

- выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;

- определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;

- определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;

- оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;

- изучение общих способностей, вербально - логического мышления, определение объема внимания  и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;

- уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе;

- оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;

- выявление склонности к бродяжничеству, правонарушениям;

- выявление вредных привычек, нарушений в поведении;

- распознавание, оценка и диагностика возможных случаев насилия в отношении несовершеннолетнего.

Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу нужно принимать во внимание:

– физическое развитие и состояние ребенка;

– психофизиологические особенности его возраста;

– динамику физического развития (анамнез);

– состояние слуха, зрения;

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезии, навязчивых движений);

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

Этапы реализации программы.

• подготовка к диагностической процедуре;

• проведение психологической диагностики;

• анализ результатов.

Ожидаемые результаты: - определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;

- выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;

- определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;

- определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;

- оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;

- изучение общих способностей, вербально - логического мышления, определение объема внимания  и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;

- уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе;

- оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;

- выявление склонности к бродяжничеству, правонарушениям;

- выявление вредных привычек, нарушений в поведении;

- распознавание, оценка и диагностика возможных случаев насилия в отношении несовершеннолетнего.

Содержание программы:

Ι этап: Подготовительный.

- сбор данных о несовершеннолетнем, его семье и ближайшем окружении;

- изучение личного дела;

- подбор диагностических методик.

ΙΙ этап: Диагностический.

1 блок: Социальная ситуация развития.

Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально - психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение  взаимоотношений в семье.


1.1. Сфера воспитания:

Цель:  выявление стиля семейного воспитания ребенка, сложности в воспитании.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Тип семейного воспитания

(эмоциональная близость, взаимоотношения между членами семьи, слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.).  

Родительское отношение

Сложности в воспитании

Взрослым

Взрослым

Взрослым

«Стиль семейного воспитания»

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

1.2. Межличностное взаимодействие:

Цель: оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Взаимоотношения ребенка с взрослыми, членами семьи.

Взаимоотношения со сверстниками

Исследование характера отношений в детском коллективе.

От 7 лет до 18лет

От 7 лет до 18 лет

От 7 лет до 18т лет

Цветовой тест Люшера

«Рисунок семьи»

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест отношений

Социометрия (уточняющая).


2 блок: Изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.

Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально - психологических особенностей.

2.1.Интеллектуальная сфера, познавательные процессы:

Цель: изучение общих способностей, вербально - логического мышления, определение объема внимания  и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Мышление

Внимание

Память

Интеллектуальные особенности

Особенности восприятия

От 7 лет до 10лет

От 7 лет до 14 лет

От 11 лет до 18 лет

От 7 лет до 18 лет

От 7 лет до 18 лет

От 7 лет до 18 лет

От 7 лет до10 лет

До 8 лет

Методика «Исключение слов»;

Методика  «Простые аналогии».

Методика «Исключение лишнего»

Методика «Корректурная проба»

Методика «10 слов» ( А.Р. Лурия)

«Определение типа памяти»

«Нарисуй человека»

«7 типов интеллекта»

«Узнай фигуры»

«Почтовый ящик»


2.2. Эмоционально-личностные характеристики:

Цель: уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Самооценка

 

Тревожность

 

Эмоциональное состояние

Интересы

Мотивация

Поведение (агрессивность, произвольность)

 

Потребности

Особенности адаптации к школе.

7 лет

От 11 лет до 14 лет

От 15 лет до 18 лет

От 7 лет до 10 лет

От 11 лет до 18 лет

От 7 лет до 18 лет.

От 11 до 18 лет

От 7 лет до 10 лет

От 11 лет до 14 лет

От 15 лет до 18 лет

От 7 лет до 10 лет

От 7 лет до 18 лет

От 7 лет до 18 лет

От 7 лет до 10лет

Тест "Лесенка" (В.Г. Щур)

«Дом Дерево Человек»

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника»

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

Шкала личностной тревожности

(А. М. Прихожан)

Цветовой тест Люшера

«Эмоциональные сферы»

Анкета «Мои интересы»

Тест А.Л. Венгера

«Мотивационная готовность» (для уч.1 кл.). Опросник «Учебная мотивация школьников»

Методика «Учебная мотивация»  (Н.В Елфимова)

Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы»

( Домбровская И.С.)

Тест «Уровень агрессивности ребенка»  (для родителей учащихся начальной школы) «Кактус», «Несуществующее животное»

Тест эмоций (тест Басса -Дарки  в модификации Г.В.Резапкиной)

Опросник   Р. Кеттела (уточняющая)

Методика изучения потребности общения и потребности достижения

Методика Нежновой «Беседа о школе», проективная методика «Школа зверей»

2.3. Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.

Цель: оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

 Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков

От 7лет до 10 лет

Общая ориентация детей  в окружающем мире и запас бытовых знаний

3 блок: Изучение дезадаптирующих факторов

Цель: выявление причин нарушения поведения.

3.1. Склонности: к бродяжничеству, правонарушениям.

Цель: выявление склонности к бродяжничеству, правонарушениям.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Уход из дома, склонность к бродяжничеству

Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению

От 7 лет до 18 лет

От  15 лет до 18лет

1. Наблюдение

2. проективные методики (кинетический рисунок семьи, автопортрет, м-ка Р. Жиля);

3. опросник Шмишека;

4. социометрические методики

Методика диагностики склонности к   отклоняющемуся поведению (СОП)  А.Н. Орел

3.2. Наличие вредных привычек, нарушений в поведении: грызение ногтей, ручки, сосание пальцев, сквернословие, воровство,  табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и психотропных веществ и др.

Цель: выявление вредных привычек, нарушений в поведении.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Нарушение поведения – склонность к обману

Наличие вредных привычек

Нарушение поведения - демонстративность

От 7 лет до 18лет

От 7 лет до 18 лет

От 12 лет до 18 лет

От 7 лет до 18 лет

Методика Айзенка (шкала лжи), беседа с ребенком; беседа с преподавателями, сверстниками, родителями.

Опросник для родителей «Вредные привычки моего ребенка», наблюдение.

Анкета по выявлению вредных привычек

1. Проективные методики;

2. Опросник Шмишека;

3. 16 – факторный тест Кеттела;

3.3. Выявление возможных случаев насилия в отношении несовершеннолетнего

Цель: распознавание, оценка и диагностика возможных случаев насилия в отношении несовершеннолетнего, выявление родительского отношения к ребенку.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Выявление фактов жестокого обращения.

От 7 лет до 18 лет.

1.наблюдение за соматическим состоянием ребенка;

2. наблюдение за поведением;

3. наблюдение за игрой;

4. анализ продуктов творчества;

5.  рассказ самого ребенка и близких взрослых;

Тест Люшера «Цвета Выбора»;

 «Незаконченное предложение»;

«Несуществующее животное»;

«Дом – Дерево - Человек»;

«Рисунок семьи»;

 «Нарисуй человека».

ΙΙΙ этап: Аналитический

Цель: анализ диагностических данных.

  1. Интерпретация данных;
  2. Анализ данных;
  3. На основе данных интерпретации диагностики, педагог – психолог составляет индивидуальную программу реабилитации для дальнейшей работы, как с несовершеннолетним, так и с семьей.

Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности детей к обучению

Для определения  готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...

Диагностика готовности детей к школе

Особенности подготовки детей к школе...

Диагностика обученности детей младшего школьного возраста.

Диагностика обученности детей младшего школьного возраста. При использовании диагностики оценка обучающегося нравственна, т.к. в таблицах по диагностике прослеживается динамика обученности конкретного...

диагностика подготовки детей в школу

2.1. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школеПедагогическая диагностика готовности к школ...

Педагогическая диагностика готовности детей к школе

Педагогическая диагностика  готовности детей к обучению в школе  и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей...

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе

Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...