Трудности в обучении
рабочая программа (1 класс) по теме
Процесс обучения в школе включает не только усвоение системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка. Познавательно-личностное развитие школьников предполагает формирование умений осуществлять различные умственные действия, развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формирование таких психологических качеств и умений, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал. Именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения.
Уважаемы коллеги, далее представлены программа развития познавательных процессов младших школьников, конспекты занятий, картотека методик диагностики трудностей в обучении, книга А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костроминой Как преодолеть трудности в обучении детей - практическое пособие по диагностике типичных трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, их локализации и последующей коррекции с помощью психодиагностических методик и коррекционных упражнений. Психодиагностические таблицы, методики и коррекционные упражнения систематизированы в группы развития речи, памяти, внимания, наглядно-образного и логического мышления, личностно-мотивационной сферы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ №18
_____________/Казанцева Н.А./
29.08.2014 г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Рабочая программа
развития
познавательных способностей
младших школьников
Составитель: Дремина Т. В.
Педагог-психолог высшей категории
МАОУ «СОШ №18»
2014-2015 учебный год
г. Златоуст
Пояснительная записка
Процесс обучения в школе включает не только усвоение системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов — внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка. Познавательно-личностное развитие школьников предполагает формирование умений осуществлять различные умственные действия, развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формирование таких психологических качеств и умений, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал. Именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения.
При составлении программы развития познавательных способностей школьников были использованы материалы и рекомендации Ануфриева А. Ф., Костроминой С. Я., Забрамной С.Д., Локаловой Н.П., Истратовой О.Н., Чистяковой М. И., Дубровиной И. В., Лютовой Е. К., Мониной Г. Б., Овчаровой Р.В., Ильина Е.П., Немова Р.С., Рогова Е.И.
Цели программы:
развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);
формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции;
развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Задачи программы:
- способствовать развитию познавательных процессов учащихся;
- формировать умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы;
- формировать положительную мотивацию к учению и познавательную активность;
- формировать произвольность психических процессов и механизмы волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
- развивать работоспособность, умения сосредоточиваться на заданном действии;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца;
- создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе;
- формировать навыки общения и совместной деятельности;
- формировать адекватную самооценку.
Принципы коррекционно-развивающей работы:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Началу любой коррекционно-развивающей работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционно-развивающей работы через активизацию активной деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития каждого ученика.
Принцип учета возрастных возможностей и резервов с опорой на сензитивность того или иного возрастного периода, на зону ближайшего развития.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
Категория: учащиеся в возрасте от 7 до 11 лет;
Формы работы: индивидуальная и групповая
Условия проведения занятий:
продолжительность одного занятия не более 45 минут;
частота занятий – 1 или 2-3 в неделю.
Режим коррекционно-развивающей работы определяется задачами, возрастом ее участников, степенью трудностей (производится собственно коррекция или профилактически-развивающая работа).
Методы коррекционно-развивающей работы: сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (проективные методики, арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика, сюжетно-ролевые игры и т.д.).
Использование в программе как традиционных методов и приемов, так и инновационных создает положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, повышает адаптационные способности детей, способствует их самовыражению.
Организационная структура программы:
Первый этап
Диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти).
Основной этап
Развитие познавательных процессов, коммуникативной, эмоционально-волевой, речевой сфер учащихся, мелкой моторики, формирование навыков саморегуляции.
Заключительный этап
Диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти).
Организационная структура занятий:
1. Ритуал приветствия, знакомства.
Ритуал приветствия способствует сплочению детей, способствует установлению благоприятного эмоционального фона, позволяет создать атмосферу группового доверия и принятия.
2. Разминка
Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность, снятие психоэмоционального напряжения.
3. Основной этап.
Задания и упражнения, направленные на развитие и совершенствование познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания, мышления, памяти; развитие мелкой моторики, произвольности, коммуникативных навыков.
4. Заключительная часть.
Рефлексия позволяет создать чувство принадлежности к группе, закрепить положительные эмоции.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Необходимым условием плодотворной работы с учащимися является создание ситуации успеха на занятиях. С этой целью каждое занятие заканчивается упражнениями, помогающими ребенку поверить в свои силы, почувствовать себя успешным.
Ожидаемый результат:
Создание комфортных развивающих условий для учащихся, способствующих развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.
Положительная мотивация к учению.
Развитие речевой активности учащихся.
Создание в детском коллективе атмосферы доверия, принятия и взаимопонимания.
Литература:
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб.и дополн. — М.: Издательство «Ось—89», 2003.
Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.. 1993.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. (Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике). - М.: «Ось-89», 1997.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / под редакцией Истратовой О. Н. — Ростов н/Д : Феникс, 2007.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.
Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
Тематическое планирование 1 класс
№ | Название темы | Кол-во занятий |
Раздел I «Диагностика познавательных процессов» | 4 | |
Диагностика особенностей развития внимания и памяти. | 1 | |
Диагностика компонентов учебной деятельности. | 1 | |
Диагностика особенностей развития мышления. | 1 | |
Диагностика восприятия и пространственных представлений. | 1 | |
Раздел II «Развитие познавательных процессов» | 26 | |
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка опосредованной памяти. | 1 | |
Развитие произвольности, мышления (операции сравнения) | 1 | |
Развитие пространственных представлений и понятийного мышления | 1 | |
Развитие наглядно-образного мышления, распределения внимания. | ||
Установление закономерностей. | 1 | |
Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. | 1 | |
Развитие пространственных представлений. | 1 | |
Развитие мышления. | 1 | |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). | 1 | |
Развитие словесно-логического мышления (аналогии). | 1 | |
Тренировка распределения и избирательности внимания. | 1 | |
Тренировка вербальной опосредованной памяти. Развитие вербального, логического мышления. | 1 | |
Развитие творческого мышления, операции сравнения. | 1 | |
Развитие вербально-понятийного мышления, мыслительных операций анализа и синтеза. Тренировка произвольного внимания. | 1 | |
Развитие мышления (процессов обобщения). Установление закономерностей. | 1 | |
Способность мыслить последовательно, рассуждать. | 1 | |
Развитие внутреннего плана действия. | 1 | |
Тренировка логической памяти. Развитие произвольности. | 1 | |
Пространственное восприятие и мышление. Методика "Двойственные изображения". | 1 | |
Тренировка логической памяти. Развитие произвольности. | ||
Развитие мышления (процессов обобщения). | ||
Развитие мышления (нахождение общих признаков), произвольности. | ||
Развитие гибкости мышления, увеличение объема внимания | ||
Способность мыслить последовательно, рассуждать. | ||
Развитие мышления (классификация). | ||
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | ||
Раздел III «Диагностика познавательных процессов» | 4 | |
Диагностика особенностей развития внимания и памяти. | 1 | |
Диагностика компонентов учебной деятельности. | 1 | |
Диагностика особенностей развития мышления. | 1 | |
Диагностика восприятия и пространственных представлений. | 1 | |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Название темы | Кол-во занятий |
Раздел I «Диагностика познавательных процессов» | 1 | |
Диагностика особенностей развития внимания. | 1 | |
Диагностика особенностей развития памяти. | 1 | |
Диагностика восприятия и пространственных представлений. | 1 | |
Диагностика особенностей развития мышления. | 1 | |
Раздел II «Развитие познавательных процессов» | ||
Развитие наглядно-образного мышления, распределения внимания. | 1 | |
Развитие восприятия и пространственных представлений. | 1 | |
Развитие мышления (установление закономерностей), тренировка зрительной памяти. | 1 | |
Развитие внимания (устойчивость), развитие памяти. | 1 | |
Тренировка опосредованной памяти, развитие наглядно-образного мышления. | 1 | |
Развитие операций мышления (анализа и синтеза), зрительного восприятия. | 1 | |
Развитие словесно-логической памяти, вербального мышления. | 1 | |
Развитие мышления (нахождение общих признаков), произвольности. | 1 | |
Развитие гибкости мышления, увеличение объема внимания | 1 | |
Развитие пространственных представлений и понятийного мышления | 1 | |
Развитие умения анализировать и сравнивать, зрительной памяти. | 1 | |
Развитие пространственных представлений, памяти, мышления (выделение главного). | 1 | |
Развитие словесно-логического мышления (аналогии). | 1 | |
Развитие воображения и вербального, логического мышления. | 1 | |
Установление закономерностей, тренировка устойчивости и распределения внимания. | 1 | |
Развитие мышления (операции обобщения, конкретизации), переключения внимания. | 1 | |
Развитие творческого мышления, опосредованной памяти. | 1 | |
Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. | 1 | |
Развитие произвольности, мышления (операции сравнения) | 1 | |
Развитие мышления | 1 | |
Развитие мышления (операции анализа и синтеза), зрительной памяти. | 1 | |
Развитие мышления (обобщение, конкретизация), внимания. | 1 | |
Развитие дивергентного мышления. | 1 | |
Развитие мышления (абстрагирования), распределения внимания, логической памяти. | 1 | |
Развитие творческого воображения и конструкторского мышления. | 1 | |
Развитие мышления (классификация). | 1 | |
Раздел III «Диагностика познавательных процессов» | 4 | |
Диагностика особенностей развития внимания. | 1 | |
Диагностика особенностей развития памяти. | 1 | |
Диагностика особенностей развития мышления. | 1 | |
| Диагностика восприятия и пространственных представлений. | 1 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 3 класс
№ | Название темы | Кол-во Занятий |
Раздел I «Диагностика познавательных процессов» | ||
1. | Диагностика особенностей развития внимания и памяти. | 1 |
2. | Диагностика особенностей развития мышления. | 1 |
Раздел II «Развитие познавательных процессов» | ||
3. | Выделение существенных и второстепенных признаков, развитие памяти | 1 |
4. | Развитие вербально - логического мышления, тренировка зрительной памяти. | 1 |
5. | Развитие способности к классификации и абстрагированию | 1 |
6. | Развитие воображения Совершенствование мыслительных операций | 1 |
7. | Выделение основных признаков предметов. Классификация предметов | 1 |
8. | Развитие произвольного внимания Развитие логического мышления (установление связи между понятиями) | 1 |
9. | Развитие мышления, речи, внутреннего плана действий | 1 |
10. | Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза | 1 |
11. | Нахождение закономерностей Развитие логической памяти. | 1 |
12. | Развитие мышления (классификация). | 1 |
13. | Развитие концентрации и избирательности внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
14. | Развитие мышления (операции анализа и синтеза), зрительной памяти. | 1 |
15. | Развитие устойчивости внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 |
16. | Развитие логического мышления | 1 |
17. | Тренировка зрительно-пространственного восприятия. Развитие дивергентного мышления. | 1 |
18. | Развитие способности мыслить последовательно, рассуждать. | 1 |
19. | Развитие логического мышления. Развитие опосредованной памяти | 1 |
20. | Развитие словесно-логического мышления (аналогии). | 1 |
21. | Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | 1 |
22. | Развитие зрительного внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 |
23. | Развитие умения анализировать и сравнивать, зрительной памяти. | 1 |
24. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
25. | Развитие дивергентного мышления. | 1 |
26. | Развитие зрительной и слуховой памяти. Развитие вербально-понятийного мышления | 1 |
27. | Решение нетрадиционных задач | 1 |
28. | Развитие абстрактного и логического мышления. Развитие опосредованной памяти | 1 |
29. | Развитие логического мышления и творческого воображения. | 1 |
30. | Развитие вербально – логического мышления. | 1 |
31. | Развитие мышления, внимания и памяти. | 1 |
32. | Развитие аналитических познавательных способностей. Развитие зрительной и слуховой памяти. | 1 |
Раздел III «Диагностика познавательных процессов» | ||
33. | Диагностика особенностей развития внимания и памяти. | 1 |
34. | Диагностика особенностей развития мышления. | 1 |
Итого | 34 |
Тематическое планирование 4 класс
№ | Название темы | Кол-во Занятий |
Раздел I «Диагностика познавательных процессов» | ||
1. | Диагностика особенностей развития внимания и памяти. | 1 |
2. | Диагностика особенностей развития мышления. | 1 |
Раздел II «Развитие познавательных процессов» | ||
3. | Развитие вербально – логического мышления. Тренировка внимания. | 1 |
4. | Развитие вербально – логического мышления. Выделение основных признаков предметов. | |
5. | Развитие памяти. Классификация различным способом. | 1 |
6. | Развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 |
7. | Развитие способности к объединению частей в систему. Тренировка зрительной памяти. | 1 |
8. | Формирование умений находить закономерности. | 1 |
9. | Развитие аналитических познавательных способностей. Тренировка слуховой памяти. | 1 |
10. | Развитие вербально – логического мышления. Решение комбинаторных задач. | 1 |
11. | Установление причинно-следственных связей между объектами. Развитие логического мышления | 1 |
12. | Развитие мышления, внимания и ассоциативной памяти. | 1 |
13. | Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений. | 1 |
14. | Развитие способности к анализу, синтезу, классификации. | 1 |
15. | Развитие аналитических познавательных способностей. Развитие произвольности внимания. | 1 |
16. | Развитие концентрации и избирательности внимания. Развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 |
17. | Развитие ассоциативного мышления. Развитие распределения внимания | 1 |
18. | Развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей. | 1 |
19. | Нахождение закономерностей. Развитие пространственного воображения. | 1 |
20. | Совершенствование мыслительных операций. Развитие устойчивости внимания | 1 |
21. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
22. | Решение логических задач. Развитие словесно-логической памяти. | 1 |
23. | Развитие умения решать нестандартные задачи. Развитие устойчивости и концентрации внимания. | 1 |
24. | Нахождение закономерностей в ряду чисел. Решение задач-шуток, головоломок. | 1 |
25. | Развитие вербально – логического мышления. Развитие опосредованной памяти. | 1 |
26. | Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 |
27. | Развитие аналитических познавательных способностей. Развитие зрительной и слуховой памяти | 1 |
28. | Развитие логического мышления и творческого воображения. | 1 |
29. | Развитие дивергентного мышления. Развитие пространственного воображения. | 1 |
30. | Решение комбинаторных задач. | 1 |
31. | Решение логических задач. | 1 |
32. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
Раздел III «Диагностика познавательных процессов» | ||
33. | Диагностика особенностей развития внимания и памяти. | 1 |
34. | Диагностика особенностей развития мышления. | 1 |
Итого | 34 |
Предварительный просмотр:
Психодиагностическая таблица определения трудностей в обучении (начальная школа) | ||||||
Типичные трудности | Недостаточный уровень развития произволь-ности и самооргани-зации. | Несформи-рованность учебной мотивации. | Высокий уровень тревожности | Низкий уровень самооценки, неуверенность в себе. | Высокая утомляемост, низкая работоспо-собность. Низкая подвижность психических функций, медлитель-ность. | Трудности, связанные с недостаточ-ным уровнем развития познаватель-ной сферы. |
Психодиагностический инструментарий | Методики «Графический диктант» Д.Б.Ельконина, «Образец и правило». | Методики «Беседа о школе» Нежновой Т.А., «Опросник школьной мотивации» Лускановой. | Методики «Детский тест тревожности», «Опросник школьной тревожности Филипса». | Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. | Методики «Счёт с переключении-ем», «Скорость протекания мыслитель-ного процесса», «Шифровка». | Методики «Исследование вербально-логического мышления», изучение слуховой памяти «10 слов», исследование внимания «Текст с пропусками», «Коррек-турная проба», «Шифровка», диагностика зрительно-моторной координации «Гештальт-тест Бендр». |
Психодиагностическая таблица определения трудностей в обучении (средняя, старшая школа) | |||||||
Типичные трудности | Недостаточный уровень развития произвольности и самоорганизации | Несформированность учебной мотивации, познавательной активности | Высокий уровень тревожности | Низкий уровень самооценки, неуверенность в себе. | Акцентуация характера | Низкая подвижность низкая лабильность психических функций. | Трудности, связанные с недостаточным уровнем развития познавательной сферы. |
Психодиагностический инструментарий | Методики Локус контроля Дж. Роттер, «Проверь свою организованность» Е. И. Комарова. | Методики «Мотивационный профиль» Гусева Е.А. «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы», Ч.Д. Спилберг, модифицированный А.Д. Андреевой. | Методики «Опрос- ник школьной тревожности Филипса» «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы», Ч.Д. Спилберг, модифицированный А.Д. Андреевой. | Методика «Диагностика уровня самооценки личности». Г. Н. Казанцевой. | Методика Адаптированный подростковый вариант опросника Шмишека (12-18 лет) (описание типов по А. Е. Личко). | Методика ШАС | Методика ШТУР |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания, мышления
Задачи: развитие внимания, логического мышления.
1. «Говори наоборот»
Большой – маленький, веселый – грустный, жара – холод, быстрый - медленный, добро – зло, пустой - полный, умный - глупый, смеяться – плакать, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, ложиться – вставать, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, говорить – молчать, твердый - мягкий, шершавый – гладкий, друг – враг, здоровый – больной, горький – сладкий, белый – черный, закрывать – открывать.
2. Поставь значки.
3. Скажи по другому.
Есть слова, которые означают одно и то же. Например:
жесткий - твердый, печальный - грустный, смелый - храбрый, блестеть - сиять, сердиться - злится, враг - противник, лошадь – конь, врач - доктор, чашка - кружка, еда – пища, крепкий – прочный, здание – дом, приятель – друг, глядеть – смотреть, торопиться – спешить.
4. Найди выделенные фрагменты и обведи их.
физкультминутка
5. Методика «Продолжи узор»
Узор выполняется двумя цветами, например красным и синим. Работа состоит из двух частей: 1) срисовывание и продолжение трех узоров; 2) самоконтроль и в случае необходимости перерисовывание узора (узоров), в котором (в которых) допущены ошибки.
1. Посмотрите на первый узор и нарисуете в тетради – такой же, как на доске, – и продолжите его до конца строки.
2. Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и его тоже продолжите до конца строки.
3. А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки.
Теперь сверьте всю вашу работу с узорами, нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже.
6. Доскажи словечко.
Песок сыплют, а воду…(льют)
Котлеты жарят, а суп…(варят)
Стол накрывают, а постель…(застилают)
Цветы водой поливают, а огонь водой…(тушат)
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…(вбивают)
Стол может сломаться, а стакан….(разбиться)
Воду можно разлить, а горох…(рассыпать)
Сено косят, а волосы…(стригут)
Платье шьют, а шарф…(вяжут)
7. Раскрашивание фигур.
Внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами.
8. «Назови одним словом»
Чашка, ложка, тарелка, блюдце. (посуда)
Яблоко, лимон, банан, апельсин. (фрукты)
Земляника, вишня, абрикос, малина. (ягоды)
Голубь, павлин, ласточка, цапля. (птицы)
Собака, корова, коза, баран. (дом. животные)
Зима, весна, лето, осень. (времена года)
9. Дорисуй половинку.
10. Итог.
Предварительный просмотр:
Развитие мышления (аналогии), внимания.
1. Разминка.
- Упаковка для писем. (Конверт)
- Главная песня государства. (Гимн)
- Вырастает на елке, иногда на лбу? (шишка)
- Если б не было его, не сказал бы ничего. Что это? (язык)
- Масса индейки – 8 кг и еще половина ее собственной массы. Сколько весит индейка? (12 кг)
- Говорят, что когда она есть, ума не требуется. Что это? (сила)
- Сколько пальцев на 2 руках? (10) А на десяти? (50)
- Наименьшее двузначное число? (10)
- Лестница из девяти ступеней. На какую ступень надо встать, чтобы быть на середине лестницы? (5)
- Одно яйцо сварится за 4 минуты. За сколько минут сварится 3 яйца? (4)
- На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4.)
- Медлительное животное, которое никогда не расстаётся со своим домиком.
- Рейсовый самолёт летит по расписанию от города А до города Б - один час 20 мин. А обратный перелёт он совершает всего за 80 мин. Как это можно это объяснить?
- Какая фигура не имеет ни начала, ни конца. (Кольцо)
- Сколько месяцев в году?
2. Составь предложение.
Машина, груша; солнце, карандаш; заяц, рюкзак, дом, море.
3. Слова рассыпались
Составь слово, не добавляя ни одной буквы
Азубр – арбуз, аарм – рама, налеп пенал, чкато – точка, гаинк – книга, кайач – чайка, толбфу – футбол, траса – астра.
4. Аналогия.
- Варежка – рука, а ботинок – нога
- Ворона – птица, а малина – ягода
- Дешевый – дорогой, а день – ночь
- Трава – зеленая, а снег – белый
- Собака – шерсть, а гусь – перья
- Стул – дерево, а гвоздь – железо
- Медведь – лес, а верблюд – пустыня
- Корова – молоко, а пчела – мед
- Телевизор – смотреть, а радио – слушать
- Солнце – яркое, а луна – тусклая
- Смех – громкий, а шепот – тихий
- Чай – горячий, а мороженное – холодное
- Человек – одежда, а конфета – фантик
- Зима – снег, а лето – дождь
- Улица – широкая, а переулок - узкий
5. Оценка слуховой памяти.
прочитать 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.
6. Найди слова и подчеркни.
роллгнерекадьбтрдомпнеавмячррклщшнгехлебпаесврлщюлаорпакнигаиустлдшгелосьаувимлдщгшедабллшгекулёдаквкпаедлонкошкаасвыкотмавдлглимонвукндлуквылдволкдлтилисатетрадьимпмирждлшгнщёткадльбжирафлрпакинодлтимсысумкалдорпитпартаитпнмканикулыиопгзебраиропгключироп
7. «Найди лишнее»
Запишите лишнее слово и объясните, почему оно сюда не подходит.
Гусь, утка, курица, петух, рыба.
Морковь, огурец, картофель, конфеты, капуста.
Ложка, хлеб, тарелка, вилка, нож.
Солнце, луна, ветер, звезда, планета.
Тюльпан, гвоздика, ромашка, арбуз, роза.
Катя, пальто, юбка, кофта, платье.
Кукла, мячик, карандаш, мишка, машинка.
Волк, овца, коза, собака, лошадь.
Грузовик, самолет, троллейбус, поезд, велосипед.
Весна, лето, осень, мороз, зима.
Сапожник, врач, столяр, стекольщик, кузнец.
Ель, дуб, лес, сосна, липа.
8. Итог.
Предварительный просмотр:
Выделение существенных и второстепенных признаков, развитие памяти.
Задачи:
развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков),
развитие умения сравнивать,
развитие памяти.
1. Разминка. Как это называется?
1. Как называется второй день недели? А девятый? (вторник)
2. Наименьшее двузначное число?
3. Главная песня государства. (Гимн)
4. Кошка весит 3 кг. Это на 2 кг меньше, чем весит собака. Сколько весит собака?
5. На столе стояли 3 стакана сока. Вова выпил 1 стакан сока. Сколько стаканов на столе? ( 3 )
6. У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? ( 4 )
7. Какое число становится больше, если его поставить вверх ногами (Число 6).
8. Остаток дерева, заменяющий табурет. (Пень)
9. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? ( 1 )
10.Пространство над землёй, в котором много звёзд. (Небо)
11. Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым).
Слова для запоминания (14): хлеб, кровать, облако, слон, звезда, пенал, кошка, ручка, стена, дорога, карман, змея, квадрат, кольцо.
3. «Сходство и различие»
1. Яблоко – груша
2. Луна – солнце
3. Летчик — танкист
4. Лыжи – коньки
5. Трамвай – автобус
6. Дождь – снег
7. Ворона – воробей
8. Поезд – самолет
9. Удача – достижение
10. Обман – ошибка
4. «Выбери главное»
Учеников просят подобрать к слову, написанному заглавными буквами, два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним.
- УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, мел, доска).
- РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
- САД (растения, садовник, собака, забор, земля).
- САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
- ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
- БОЛЬНИЦА (помещение, операция, врач, радио, больные).
- БИБЛИОТЕКА (город, книги, полки, читатели, библиотекарь).
- КНИГА (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
- СПОРТ (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
- ПЕНИЕ (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
- ВОЙНА (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).
5. Собери слово:
АКША (каша)
СЫУБ (бусы)
ШИАМНА (машина)
ТЕЕВР (ветер)
ФЕКРИ (кефир)
ЕЗЕЖОЛ (железо)
6. «Объедини пословицы»
Учитель на доске записывает несколько пословиц и просит детей объединить их в группы по смыслу:
- Волков бояться - в лес не ходить. (1)
- Дело не медведь - в лес не уйдет. (2)
- Смелость города берет. (1)
- Семеро одну соломинку поднимают. (2)
- Семь раз отмерь - один раз отрежь. (3)
- Семеро одного не ждут. (4)
- Кто встал пораньше - ушел подальше. (4)
- Поспешишь - людей насмешишь. (3)
7. Отыщи спрятавшееся слово.
Смех, тюльпан, молоко, коса, зубр, удочка, мель, набор, укол, паровоз, дорога, олень, пирожок, китель.
Вспомнить слова, зашифрованные в начале урока.
8. «Составь предложение»
Учитель записывает на доске два столбика из трех слов, которые называют ученики (названия любых предметов, явлений, животных, имена людей и др.). Со словами каждого столбца нужно придумать предложение.
Предварительный просмотр:
Развитие способности к классификации и абстрагированию
Задачи:
Развитие понятийного мышления (классификации и абстрагирования)
Развитие воображения.
1. Разминка.
- Ежедневно в семь утра я трещу «Вставать пора!»
- Мороженое в шоколаде. (Эскимо)
- Нахмурится, насупится, в слёзы ударится – ничего не останется. (Туча)
- Вторая буква слова-отгадки на загадку: на прогулке бегуны одинаковой длины через луг бегут к березке, тянут за собой полоски. («Ы», лыжи)
- Страна всех сумчатых. (Австралия)
- В комнате было 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1 петух и 2 курицы. Сюда зашёл хозяин с собакой. Сколько в комнате стало ног? ( 52 )
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы).
- Полосатая африканская лошадь?
- На каком дереве растут жёлуди?
- Чем жалят пчёлы и осы?
- У Васи несколько орехов, а у Вити их в два раза больше. А всего орехов 6. Сколько орехов у каждого? ( 2 и 4 )
- Маша тратит на дорогу в школу 5 минут. Сколько минут она потратит на эту дорогу, если пойдёт вдвоём с мамой?
- Сколько квадратиков ты видишь на картинке? (6)
2. Классификация Раздели на группы. Укажи общий признак, по которому выполнено деление на группы, и дай название каждой группе.
«Петушок и бобовое зёрнышко», «Сивка – бурка», «Конёк – горбунок», «Сказка о золотом петушке».
1. Роза, смородина, ежевика, репейник, волчья ягода.
2. Ковер-самолёт, вертолёт, сапоги-скороходы, ступа, самокат, автомобиль.
(сказочный – настоящий, способ передвижения – земля, воздух).
3. Сосна, малина, шиповник, можжевельник, береза, яблоня.
(по видам растений: деревья – кустарники, по наличию плода: есть плод или его нет, по форме листьев: лиственные и хвойные и т.д.).
4. Жираф, морж, лосось, какаду, слон, пингвин, пиранья, обезьяна.
(травоядные и хищники; звери, рыбы, птицы)
5. Ягода, трактор, поле, кузнец, окно, море, лес, школа, песня, орехи.
(ж.р, м.р, с.р)
3. Что это значит?
Пример: обвести вокруг пальца – обмануть
Намылить шею – наказать, победить
Развесить уши - прослушать
Водой не разольёшь — о крепкой дружбе
Дождь как из ведра - сильный дождь
Душа в пятки ушла - человек перетрусивший, испугавшийся
На краю земли - где-то очень далеко
На седьмом небе - быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
Повесить нос - грустить
Как две капли воды — похожи, неотличимы
Море по колено – о решительном, бравом, смелом человеке
Плыть по течению — подчиняться влиянию обстоятельств, ходу событий
После дождичка в четверг — никогда.
Буря в стакане воды — большие волнения по ничтожному поводу.
4. Исключение лишнего
- Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша
- Секунда, час, год, вечер, неделя
- Ложка, тарелка, кастрюля, завтрак, кружка
- Писать, рубить, шить, читать, кровать
- Мыло, метла, зубная паста, шампунь, гель
- Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень
- Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг
- Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень
- Храбрый, злой, смелый, отважный
- Книга, телевизор, радио, магнитофон
- Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён
- Дом, мечта, машина, корова, дерево
- Узкий, угловатый, короткий, высокий, широкий
- Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий
- Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно
- Прилечь, приподняться, присесть, прислониться, привстать
- Старый, дряхлый, маленький, ветхий, изношенный
5. Придумайте предложения с существительным ж.р., обозначающем время года, явление природы.
6. На что похоже?
7. Анаграммы
ЛБКО (блок), РАЯИ (ария), УПКС (пуск), НИЗЬЖ (жизнь), ДЕЗЗАВ (звезда), РКДЕТИ (кредит), ОГЯЛВОТР (торговля), АВОЗРРОГ (разговор).
8. Итог.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении.
Начало учебного года – время и радостное и тревожное. Успешная адаптация в первом классе во многом зависит от того, насколько ребенок готов к обучению в школе. Свою точку зрения на проблему «предшколь...
Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения
Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...
Виды трудностей при обучении первоклассников и возможные причины этих трудностей.
В таблице представлены возможные причины трудностей при обучении первоклассников....
Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей...
: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"
Пособие посвящено разработке и применению в учебном процессе активных методов обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...