Применение методов атр-терапии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми младшего школьного возраста
методическая разработка по теме
В основе данной методической разработки программы лежат упражнения арт терапии. Тематика программы построенна таким образом, чтобы ребенок последовательно включался в работу, ощущая психологический комфорт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка программы по арт терапии | 34.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение методов атр-терапии на коррекционно-развивающих занятиях с детьми младшего школьного возраста.
Методическая разработка программы
«Мы рисуем».
Актуальность
Арт-терапия – это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества. Наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение в виде образов в рисунках. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их. Занятия с элементами арт терапии как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются.
Цель -
снятие эмоционального напряжения, самопознание.
Задачи:
- коррекция поведения,
- коррекция агрессии, тревоги,
- коррекция самооценки,
- развитие познавательной потребности,
- развитие коммуникативной сферы,
- развитие навыков саморегуляции и межличностного взаимодействия,
- развитие творческого мышления,
- профилактика асоциального поведения,
- профилактика зависимостей.
Адресат.
Данная программа адресована детям младшего школьного возраста.
Режим работы:
1 раз в неделю, по 45 - 60 минут, продолжительность зависит от качества внимания, поведения детей. Программа запланирована на 26 занятий (8 месяцев). Занятия проводятся в подгруппе по 3 -4 человека.
Методы:
- метод рисунка,
- музыкотерапия,
- драматизация,
- сказкатерапия.
Принципы проведения занятий:
- субъектность – отношение к детям, участвующим в арт-терапевтическом процессе, не как к пассивным участникам коррекционных и развивающих воздействий, а как к субъектам с индивидуальным набором потребностей, взглядов, установок;
- активность – всемерное вовлечение участников арт-терапевтического процесса в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы и ответственности;
- постоянная обратная связь – отчет участников о своих чувствах, мыслях и впечатлениях от работы и взаимодействии друг с другом и ведущим;
- интегративность – активизация и развитие в ходе занятий эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности ребенка, преодоление противоречий между чувствами, мыслями и поступками;
Структура встречи:
1. Вводная часть. Упражнение на создание благоприятного психологического климата, доверительных отношений.
2. Основная, практическая часть – собственно изобразительная деятельность (художественный замысел и его реализация).
3. Презентация и обсуждение работ, подведение итогов по теме занятия, прощание.
Правила совместно организованной деятельности:
- не вредить себе;
- не вредить другим: не бить других, не портить рисунки других детей;
- не портить комнату и материалы;
- не оценивать поведение и работы участников группы;
- не говорить о том, что рассказывали и как вели себя другие дети на занятии.
«Только тогда, когда я понимаю чувства и мысли, которые кажутся вам такими ужасными, такими глупыми, такими сентиментальными или эксцентричными, только когда я понимаю их так, как вы, и принимаю их так, как вы, - только тогда вы действительно чувствуете, что у вас есть свобода исследовать все глубоко скрытые расщелины и укромные уголки вашего внутреннего опыта.
Предполагается также и полная свобода от какой-либо моральной или диагностической оценки с моей стороны. Любые оценки содержат в себе угрозу для личности»
Карл Роджерс
Структура решаемых задач:
I. Создание положительного настроя в группе, атмосферы психологической комфортности для каждого ребенка, самопознание (изобразительная деятельность в личном пространстве).
II. Развитие навыков сотрудничества (совместный рисунок).
На данном этапе предполагается наличие чувства доверия у ребенка к группе (к взрослому и детям).
III. Коррекция страхов, тревоги, негативных воспоминаний (занятия, затрагивающие такие темы как «страх», «я не хочу об этом вспоминать»).
После осознания ребенком своих страхов создаются защитные амулеты.
IV. Завершающий этап:
- коррекция эмоциональной сферы, развитие творческого воображения (изобразительная деятельность на определенные темы и с использованием нетрадиционных техник рисования),
- развитие познавательной деятельности, развитие саморегуляции поведения, навыков сотрудничества, коррекция агрессии (совместные настольные игры).
Каждое занятие включает в себя решение следующих задач:
- развитие навыков саморегуляции;
- развитие межличностного взаимодействия, то есть умения слушать другого человека, проявлять интерес к ответам, рассказам и работам других, уважать окружающих людей;
- самопознание (ответы на вопросы «Что я чувствую?», «Кто я и зачем я есть?», «Какой я сейчас и каким могу стать?»).
№ | Название | Структура занятия | Задачи |
1 | Рисунок состояния | 1. Приветствие. «Передай рукопожатие по кругу», «Прошепчи свое имя». 2. Упражнение «Нарисуй себя на лесенке». 3. Закончи предложение. 4. Рисунок состояния | - развитие творческого мышления, - осознание чувств, - диагностика самооценки. |
2 | Создание группового панно «Поляна» | 1. Приветствие «Передай цветок по кругу», «Назови свое имя» 2. Рефлексия Расскажите, какое неприятное событие произошло с вами за неделю? Какое приятное событие? 3. Представьте себе поляну цветов. Нарисуйте. 4. Создание группового панно. | - создание положительного настроя в группе, атмосферы психологической комфортности для каждого ребенка, - развитие навыков сотрудничества; |
3 | Волшебная страна эмоций | 1. Приветствие. Упражнение «Имя». 2. Упражнение «Позитивные мысли». 3. Упражнение «Веселый счет». 4. Волшебная страна эмоций. | - развитие навыков сотрудничества, - диагностика эмоционального состояния; |
4 | «Я радуюсь, когда…» | 1. Упражнение «Волшебная рука». 2. Упражнение «Называем чувства». 3. Упражнение «Я радуюсь, когда…» 4. Картина «Радость». | - рефлексия чувств, - развитие способности выражать чувства и представления в образах и словах; |
5 | Волшебники | 1. Приветствие. «Назови себя по имени и при этом выполни какие-нибудь движения. Все за тобой повторят». 2. Ромашка «Я радуюсь, когда…». 3. Игра «Изобрази…» 4. Упражнение «Волшебная коробка». 5. Рисунок «Мы - волшебниками». | – создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу. - творческое самовыражение; |
6 | Отпечатки | Отпечатки. 1. Упражнение «Здравствуй по секрету» 2. Упражнение «Прогноз погоды». 3. Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни» 4. Упражнение «Клубок». 5. Упражнение «Отпечатки». | - развитие креативности; - снижение тревоги. |
7 | Злоба | 1. Упражнение «Подарок». 2. Введение правил поведения на занятиях. 3. Упражнение «Платок». 4. Упражнение «Мусорное ведро». 5. Нарисуйте злость. | - снятие эмоционального напряжения, - отреагирование внутренних конфликтов; |
8 | Мой друг | 1. Приветствие «Передай рукопожатие». 2. Игра «Прояви смекалку». 2. Игра «Я никогда не...» 3. Беседа «Дружеские отношения». 4. Упражнение «Через окно». 5. Рисунок «Мой друг». | - расширение знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу; |
9 | Человек | 1. Игра “ На что похоже моё настроение?” 2. Игра «Лгун». 3. Упражнение «Нас объединяет...» 4. Выбери картинку человека, наклей на лист, дорисуй окружение. Расскажи, что происходит с этим человеком, или что он думает или говорит? | - развитие творческих способностей, воображения; |
10 | Когда я стану взрослым | 1. Упражнение «Рисунок себя» 2. Упражнение “ Что я люблю?” 3. Упражнение «Мы – взрослые» 4. Рисунок «Когда я стану взрослым». | - развитие самосознания; |
11 | Новый год |
2.Упражнение «Дела выходного дня» 2. Создание объемной открытки с Новым годом. | -создание положительного эмоционального фона, - расширить сферу самооценки ребенка. |
12 | Я – реальное, я - идеальное | 1. Упражнение “ Неоконченные предложения” 2. Упражнение «Психологический автопортрет» 3. Рисунок «Мальчик, девочка и я». | - способствование осознанию и принятию своей индивидуальности, - диагностика представлений об Я – реальное, Я – идеальное, о противоположном поле. |
13 | «Совместный рисунок» | 1. Упражнение «М-М-М по кругу» 2. Незаконченные предложения. 3. Создание совместной изобразительной работы всей группой, в отсутствие словесного контакта. | - развитие навыков сотрудничества, - воспитание терпимости к непохожести, - самопознание. |
14 | Страх | 1. Игра "Аплодисменты по кругу". 2. Упражнение “ Закончи предложение” 3. Упражнение «Сказка о страхе». 4. Рисунок «Маска страха». | - повышение уверенности в себе, преодоление замкнутости, - коррекция страхов. |
15 | Я об этом не хочу вспоминать | 1. Приветствие, настрой на работу. 2. «Я об этом не хочу вспоминать». Обсуждение данной темы, рисунок. 3. Упражнение «Коробка переживаний» 4. Упражнение «Избавление от тревог» | - отреагирование внутренних конфликтов, - развитие творческого мышления, - исследование собственных чувств и переживаний, - снятие мышечных, эмоциональных напряжений; |
16 | Защитный амулет | Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов. | - снижение психоэмоционального напряжения. |
17 | Сказка | 1. Рассказ от имени героев сказки «курочка ряба». 2. Рисование музыки. Использование гуаши. | - развитие творческих способностей; - развитие и совершенствование эмоциональной сферы. |
18 | Дорога. | 1. Приветствие. Рисуем свое настроение в образе погоды. 2. В окружении выбрать предмет. Рассказать историю от имени этого предмета. 3. Рисунок «Дорога». | - развитие самосознания, - отреагирование внутренних конфликтов; - развитие творческих способностей, - формирование уверенности в себе. |
19 | Сон | 1. Приветствие «Поздоровайтесь плечами». 2. Игра «Разыщи радость» 3. Рисунок «Сон игрушки». | - Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности. - развитие творческого воображения, - развитие познавательных способностей. - развитие эмпатии. |
20 | Благодарность | 1. Упражнение «Я начинаю разговор…». 2. Упражнение «Благодарность». 3. Рисунок «Те, кому я благодарен». | - развитие самосознания. |
23 | То, о чем я мечтаю |
| - снятие эмоционального напряжения, - отражение внутреннего мира. |
24 | Рисование жесткой кистью | 1. Приветствие. 2. Рисунок на свободную тему. 3. Презентация работ. | - снятие эмоционального напряжения. |
25 | Восковые мелки и акварель | 1. Приветствие. 2. Рисунок на свободную тему. 3. Презентация работ. | – создание положительного эмоционального фона, |
26 | Чернильные пятна и бабочки | 1. Приветствие. 2. Рисунок на свободную тему. 3. Презентация работ. | - развитие творческого воображения, |
Заключение.
Данная программа реализуется в работе с детьми с задержкой психического развития и легкой степенью умственной отсталости, оставшихся без попечения родителей. Дети проявляют интерес к занятиям. Отмечается положительная динамика в эмоциональной, поведенческой сфере, развитие саморегуляции детей, навыков межличностного взаимодействия.
Программа «Мы рисуем» может быть использована в работе с детьми с развитием в норме, а так же с детьми с различными отклонениями в развитии.
Литература.
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.
- А.И. Копытин. Арт – терапия психических расстройств. – СПб.: Речь, 2011. – 368 с.
- Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с., илл.
- Никушкина Н. Социализация детей-сирот: развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Чистые пруды, 2007.
- Крюкова С. В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2005. – 208 с., илл.
Приложение.
Конспект занятия «Мой друг».
- Приветствие.
Задача - создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу.
Инструкция: «Передай рукопожатие».
2. Игра «Прояви смекалку».
Задачи – положительный настрой на работу, развитие внимания.
Инструкция. Постарайтесь ответить как можно быстрее. За правильный ответ можно выдавать жетоны, заранее вырезанные, например, в форме цветов, машинок. Необходимо проследить, чтобы каждый ребенок получил жетон.
Вопросы:
- Кто громче замычит, петух или корова?
- Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
- Кто лечит детей и взрослых?
- Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
- У кота забрали рыбу, должен кот сказать…?
- Маша, Лена, Юля, Саша, Таня – это…? Какое имя лишнее? Почему?
- Утро – завтрак, а вечер - …?
- Бурый, неуклюжий, косолапый - …
- Сумма 3 и 10 равна…
3. Игра «Я никогда не...».
Задача - игра поможет людям лучше узнать друг друга.
Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить крупные фасолины, спички, или другие небольшие одинаковые предметы.
Первый игрок говорит: «Я никогда не ...». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность). Например:
- не был за границей,
- не носил сапоги,
- не брился и т.д.
Допустим, игрок сказал «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали.
Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.
- Беседа «Дружеские отношения».
Задачи: – осознание и расширение знаний детей о способах, благодаря которым можно подружиться,
- формирование понятия о друге,
- сознание своих положительных качеств,
Какие вы знаете способы, которыми пользуетесь, чтобы с кем-то подружиться?
- продолжите фразу «Друг – это человек, который…»
- что в тебе есть такого, за что твои друзья тебя любят?
5. Упражнение «Через окно».
Задача – развитие воображения.
Ведущий. Вы видели, конечно, как разговаривают сквозь окно. Станьте друг против друга. Вообразите, что вас и вашего партнера разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки докричаться бесполезны. Однако вам необходимо сообщить ему важную вещь. Как бы вы повели себя, что бы вы делали в подобных обстоятельствах?
- Рисунок «Мой друг».
Задача – исследование особенностей представлений о друге.
Детям предлагается нарисовать своего друга. После рисования, начинается презентация работ. Каждый показывает свой рисунок и рассказывает про своего друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста
Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего школьного возраста, направленного на профилактику агрессивных тенденций в поведении «Путешествие по сказочной полянке».
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего школьного возраста, направленного на профилактику агрессивных тенденций в поведении «Путешествие по сказочной полянке».Цель: создание ...
Применение метода"Мандала" в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста
Материал посвещен применению Арт-терапевтического метода "Мандала" в работе психолога, для коррекции негативных эмоций....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Добрая сказка» о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу«Добрая сказка»о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста...
Рабочая тетрадь для развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста
Рабочая тетрадь с заданиями для занятий с психологом...
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми младшего школьного возраста с дизартрией по теме автоматизации звука "Ж"
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...