Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС
статья на тему
Выступление на РМО учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov_k_shkole_v_usloviyakh_realizatsii_fgos.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение учителей начальных классов
Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС
Выступление подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2 г Суворова»
Серегина Ольга Ивановна
г Суворов, 2014г
Первый класс- один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них- эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка (слайд №2)
Психологи отмечают,что период адаптации к школе связан с возрастными особенностями первоклассников .(слайд №3)
*Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет .
*Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребёнка.
*Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
*Своё новое положение ребёнок не всегда осознаёт,но обязательно переживает его, он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение .
*Формируется самооценка личности.
*Первоклассник понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих.
*Дети возбудимы, легко отвлекаются,так как лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.
*Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни.
*Период приспособления к требованиям школьной жизни существует у всех первоклассников.У одних он длится 1 месяц, у других 1-ю четверть, у 3-их растягивается на учебный год.
В этот период дети испытывают определённые трудности (слайд №4)
*в первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
*Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбуждаются, очень эмоциональны, впечатлительны.
*Поведение нередко отличается неорганизованностью,несобранностью,недисциплинированностью.Для детей характерна высокая утомляемость.
От того , как пойдёт адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Адаптация к школе- это многоплановый процесс, проявляющий в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
(слайд №5)
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе мы стараемся создать психолого-педагогические условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению.
Каждый ребенок индивидуален и процесс адаптации каждый будет переживать по-своему. Первые 2-3 месяца – самые трудные!
(слайд №6)
В 1-ой четверти необходимо провести проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».
Для проведения потребуются 8 цветных карандашей:синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый , коричневый, черный. Задание№1-это дорожка из восьми прямоугольников.Надо выбрать карандаш и закрасить дорожку. Задание№2-это улица из 10 домиков, в которых живут чувства.Каждое чувство надо раскрасить подходящим карандашом.Список слов:счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.
Задание №3 В домиках живут необычные жильцы. В первом живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте домики.
№2-настроение, когда идёшь в школу, №3- настроение на уроке чтения, №4- на уроке письма, №5- на уроке математики,№6- ты разговариваешь с учителем, №7- ты общаешься с одноклассниками,№8- ты находишься дома,№9-ты делаешь уроки,№10- придумайте, кто живёт в этом домике Этот тест позволяет выделить первоклассников , которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. (слайд№7)
(слайд №8)
Первая группа детей (с высокой степенью адаптации), адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию. Это легкая форма адаптации.
(слайд №9)
Вторая группа детей со средней степенью, имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней степени адаптации.
(слайд №10)
Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении — ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению в школе. Это “группа риска”.
Целью адаптационного периода является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам. Различают несколько видов адаптации: ( слайд №11)
( слайд №12)
1.Социальная адаптация – процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе.
( слайд №13)
Перед ребенком ставятся задачи:
во-первых, он должен успешно овладеть учебной деятельностью;
во-вторых, освоить школьные нормы поведения и приобщиться к классному коллективу;
в-третьих, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму дня.
( слайд№14)
- Физиологическая адаптация.
- Физиологические бури (первые 2-3 недели). В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
( слайд №15)
- Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом.
( слайд №16)
Появляется новая социальная роль «ученик». Происходит переоценка ценностей: то, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным
Задача педагога в этот период - создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к
своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности.
Одним из благоприятных факторов адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности является функциональная готовность к школе. Подготовка проводилась в октябре – апреле месяце. Она предусматривает решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходит освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к адаптации учащихся в процессе всего периода обучения.
Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников.
В 1-х классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут, ежедневные динамические паузы, частая смена видов деятельности. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели. Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями. продолжительность урока не более 35 минут.
Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. На каждого ученика заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за
определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся.
Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий
внеурочной деятельности были учтены все направления, предложенные базисным учебным планом.
Таким образом, успешность адаптационного периода определяется признаками:
- Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
- Повышение степени самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий.
- Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
- Формирование адекватного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Направления внеурочной деятельности по ФГОС...
Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации федерального государственного общеобразовательного стандарта
В данной статье содержится материал о группах детей с высокой, средней и тяжелой степенью адаптации, даны понятия о различных видах адаптации: социальной,физиологической, социально-психологической. В ...
Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.
Представление опыта работы на окружном семинаре "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона "Об образовании в РФ"...
Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. ...
Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.
В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...
Научно-методическое пособие "Адаптация первоклассников к школе в условиях новых ФГОС"
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни ребёнка. Начало школьной жизни меняет весь образ бытия ребёнка.Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать...
Кл.час "Адаптация первоклассников к школе в условиях новых ФГОС".
Презентция к род.собранию по теме "Адаптация первоклассников школе в условиях новых ФГОС"....
Комментарии
Нужная информация, спасибо
Нужная информация, спасибо Вам