Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Серегина Ольга Ивановна

Выступление на РМО учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение учителей начальных классов

Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС

                                                                                                               

                                                                                             Выступление подготовила                                                                      

                                                                                               учитель  начальных классов                                                          

                                                                                 МБОУ «СОШ №2 г Суворова»

                                                                                 Серегина Ольга Ивановна

                                               

                                                   г Суворов, 2014г                                          

Первый класс- один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них- эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка (слайд №2)

Психологи отмечают,что период адаптации к школе связан с  возрастными особенностями первоклассников .(слайд №3)

*Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет .

*Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребёнка.

*Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

*Своё новое положение ребёнок не всегда осознаёт,но обязательно переживает его, он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение  .

*Формируется самооценка личности.

*Первоклассник понимает, что  оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих.

*Дети возбудимы, легко отвлекаются,так как лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.

*Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни.

*Период приспособления к требованиям школьной жизни существует у всех первоклассников.У одних он длится 1 месяц, у других 1-ю четверть, у 3-их растягивается на учебный год.

В этот период дети испытывают определённые трудности (слайд №4)

*в первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

*Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбуждаются, очень эмоциональны, впечатлительны.

*Поведение нередко отличается неорганизованностью,несобранностью,недисциплинированностью.Для детей характерна высокая утомляемость.

От того , как пойдёт адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.  

Адаптация  к школе- это многоплановый процесс, проявляющий в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

(слайд №5)

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности  его  протекания зависит не только успешность овладения учебной  деятельностью, но и  комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его  отношение  к школе и учению. В связи  с введением новых стандартов проблема  адаптации детей  к  школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому  в  школе  мы стараемся создать психолого-педагогические условия, которые обеспечивают  благоприятное течение приспособления  первоклассников к обучению. 

                Каждый ребенок индивидуален и процесс адаптации каждый будет переживать по-своему. Первые 2-3 месяца – самые трудные!

(слайд №6)

В 1-ой  четверти необходимо провести проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».

Для проведения потребуются 8 цветных карандашей:синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый , коричневый, черный.    Задание№1-это дорожка из восьми прямоугольников.Надо выбрать карандаш и закрасить дорожку. Задание№2-это улица из 10 домиков, в которых живут чувства.Каждое чувство надо раскрасить подходящим карандашом.Список слов:счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Задание №3 В домиках живут необычные жильцы. В первом живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте домики.

№2-настроение, когда идёшь в школу, №3- настроение на уроке чтения, №4- на уроке письма, №5- на уроке математики,№6- ты разговариваешь с учителем, №7- ты общаешься с одноклассниками,№8- ты находишься дома,№9-ты делаешь уроки,№10- придумайте, кто живёт в этом домике Этот тест позволяет выделить первоклассников , которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. (слайд№7)

(слайд №8)

Первая группа детей (с высокой степенью адаптации), адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию. Это легкая форма адаптации.

(слайд №9)

      Вторая группа детей  со средней степенью, имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней степени адаптации.

(слайд №10)

       Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении — ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению в школе. Это “группа риска”.

Целью   адаптационного периода  является  создание  наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни  по школьным правилам. Различают несколько видов адаптации:               ( слайд №11)

( слайд №12)

1.Социальная адаптация – процесс  и  результат  приспособления ребенка к жизни в обществе.

( слайд №13)

 Перед ребенком ставятся задачи:

во-первых, он должен успешно овладеть учебной деятельностью;

во-вторых, освоить школьные нормы поведения и приобщиться к классному коллективу;

 в-третьих, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму дня.

 ( слайд№14)

  1.  Физиологическая адаптация.

- Физиологические бури (первые 2-3 недели). В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие  к  оптимальным  варианты  реакций  на новые  условия.

  - После этого наступает период относительно устойчивого приспособления.        Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Многие родители  склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности  к  саморегуляции  поведения.

                                                            ( слайд №15)

  1. Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления личности к взаимодействию  и общению с новым коллективом.

                                                 ( слайд №16)

Появляется новая социальная роль «ученик». Происходит переоценка ценностей: то, что было значимым раньше, становится    второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным

             Задача  педагога в этот  период - создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к

своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности.  

     Одним  из благоприятных  факторов  адаптации  первоклассников  к  учебно-познавательной  деятельности  является  функциональная  готовность  к  школе. Подготовка  проводилась в октябре – апреле месяце. Она предусматривает решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходит освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный  и  индивидуальный  подход  к  адаптации учащихся  в  процессе  всего  периода  обучения.

       Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются  особенности  первоклассников.

       В 1-х классах  введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут, ежедневные динамические паузы, частая смена видов деятельности. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся  двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы  в  феврале  сроком  в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели. Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями. продолжительность урока не более 35 минут.

        Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС.  На каждого ученика заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт  деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за

определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся.      

               Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий

внеурочной деятельности были учтены все направления, предложенные базисным учебным планом.

                                                               

Таким образом, успешность адаптационного периода определяется признаками:

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
  •  Повышение степени самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий.
  •  Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
  •  Формирование адекватного поведения.

                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации федерального государственного общеобразовательного стандарта

В данной статье содержится материал о группах детей с высокой, средней и тяжелой степенью адаптации, даны понятия о различных видах адаптации: социальной,физиологической, социально-психологической. В ...

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Представление опыта работы  на окружном семинаре   "Обеспечение качества образования в условиях реализации Федерального закона  "Об образовании в РФ"...

Адаптация первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.     ...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...

Научно-методическое пособие "Адаптация первоклассников к школе в условиях новых ФГОС"

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни ребёнка. Начало школьной жизни меняет весь образ бытия ребёнка.Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать...

Кл.час "Адаптация первоклассников к школе в условиях новых ФГОС".

Презентция к род.собранию по теме "Адаптация первоклассников  школе в условиях новых ФГОС"....


 

Комментарии

 Екатерина Викторовна Сотникова

Нужная информация, спасибо Вам