Формирование информационной культуры обучающихся"
методическая разработка на тему

Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий» (Гендина Н.Дидактические основы формирования информационной культуры/Н.Гендина//Школьная библиотека, 2002, №7 с.25).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ  НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МОУ Проводниковская ООШ имени Героя РФ А.С.Маслова

Формирование информационной культуры обучающихся

Подготовила учитель начальных классов, педагог-психолог Митькова Т.В.

Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий» (Гендина Н.Дидактические основы формирования информационной культуры/Н.Гендина//Школьная библиотека, 2002, №7 с.25).

Свое выступление я хочу продолжить притчей Н.Пезешкиана

(по мотивам статьи Ш.Амонашвили «Дети, давайте учиться летать!»)

О мудрости воспитания.

Сидит старик у обочины дороги и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.

-Жду тебя!- ответил старик. –Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

-Верно!-удивился человек.

-Так бери с собой мудрость:

Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.

Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Если отважился воспитать человек ребенка, верни его крылатым.

-Как я это сделаю, если сам не умею летать?

-А ты попробуй!-сказал старик и закрыл глаза.

Старик сидел на том же самом месте и смотрел в небо. Видит летит ребенок, а за ним его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

-Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на питомца.

А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:

-А меня больше радуют твои крылья…

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является низкая компьютерная грамотность участников этого процесса.

Есть такое мудрое изречение у немецкого философа Ницше: «Чтобы научиться летать, надо сначала научиться ползать, ходить, бегать, прыгать». Педагоги, закончившие ВУЗы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы. Применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности. При этом наиболее востребованным программным продуктом является пакет прикладных программ фирмы Microsoft Office: Word, Excel, Power Point. Очень грустно было слушать выступления участников научной конференции в МГОСГИ г. Коломна, посвященной внедрению новых образовательных стандартов в образовательные учреждения, когда учитель начальных классов и по совместительству заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе МОУ Песковская СОШ с горечью говорила о том, что учителя пенсионного и препенсионного возраста отказываются набирать в новом учебном году первый класс в связи с внедрением новых информационных технологий и с какой тревогой она говорила о том, что придут молодые кадры, которые неизвестно как поведут себя. Но из каждой трудной ситуации можно найти выход. В каждой школе есть учитель информатики или разбирающийся в новой современной компьютерной технике ( а показали ее достаточно много – это не только компьютер, но и нетбуки для детей, в которые не входит полностью вся та информация, которая предложена на дисках к предметам, это и микроскопы, работать с которыми также необходимо научиться, это и так называемый прибор офис – прибор, о котором рассказывал нам директор МОУ Проводниковской ООШ)

Но несмотря на все эти трудности, учащийся должен обладать определенным уровнем знаний, позволяющим ему свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, т.е. владеть информационной культурой.

Поэтому целью работы каждого учителя становится воспитание личности, способной осваивать и употреблять новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, т.е формирование информационной культуры ученика школы. Критерии оценки результативности работы:

1.Повышение качества знаний

2.Повышение мотивации обучения.

Одна из эффективных технологий ИКТ.

Ознакомление с информационными технологиями по новым стандартам, должно начинаться в начальной школе. По оценкам многих, именно в начальной школе овладение компьютерным обучением развивается гораздо более эффективно, чем где бы то ни было. Я расскажу о своих уроках с использованием ИКТ. Благодаря электронным приложениям к учебникам стараюсь систематически формировать информационную культуру у детей. На каждом этапе урока используется цифровой образовательный ресурс.

На этапе сообщения темы использую следующие приемы: поставьте слова в правильном порядке, прочитайте буквы в звездочках, собери слова, исключи повторяющиеся буквы, прочитай слово по схеме, с пропущенными буквами, собери слова.

При организации процесса усвоения  нового материала мне помогают проблемные ситуации: «Найди ответ!», т.е правильно расставь способы решения прблем, раздели предметы на группы, нарисуй знаки, узнай по голосу. Проблемные вопросы: почему многие растения и животные становятся редкими и исчезают совсем? Сделай подписи к знакам правила поведения в природе ( в программе Word). Демонстрируются фотографии и рисунки на слайдах.

На этапе закрепления изученного материала использую тесты, кроссворды, загадки, игры. Осуществляю на уроках дифференцированное обучение. Предлагаю детям разноуровневые задания, учитываю психофизиологические особенности детей.

В работе использую электронные учебные материалы на уроках обучения грамоте, русского языка, математики, окружающего мира.

На уроках грамоты использовала компьютерную игру «Филин учиться читать». Она помогает первоклассникам легко запоминать буквы, выделять слияния в словах, учит читать, искать закономерности, развивать критическое мышление и пространственные отношения. Использование компьютерных игр на урок усиливает мотивацию обучения и даже «слабые» учащиеся боле активно и заинтересовано выполняют задания.

На уроках русского языка и математики использую обучающий программно-методический комплекс «Семейный наставник». Он предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.

По окружающему миру созданы презентации по темам: «Лес», «Водоемы», «Поле», «Луг», «Звезды», «Сад», «Москва» и др. с презентациями работаем на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Мультимедийные презентации содержат карты, схемы, таблицы, тесты, кроссворды, иллюстративно-текстовый материал, имеют аудиосопровождение, видеоматериалы. Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс мультимедийных презентаций открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Создание и использование презентаций – весьма интересное и творческое дело. Интерес к презентациям и эффективность восприятия намного превосходят любые традиционные наглядные пособия.

Работая со справочными пособиями «Большая детская энциклопедия» и «Детская энциклопедия  Кирилла и Мефодия», учащиеся расширяют и обогащают свои знания по всем предметам, изучаемым в начальной школе. Электронные пособия, содержащие статьи представляют собой материал доступный младшему школьнику, и рассчитаны на разный уровень готовности к обучению и на запросы ученика, интересующегося данной областью знаний. Таким образом, дополнительный материал может быть использован дифференцированно.

На уроках использую одну из форм организации учебного процесса – компьютерное тестирование. Оно позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы.

Хочется сказать, что содержательные и целенаправленные уроки с применением компьютера вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность.

Но несмотря на все это, хочу вернуться к определению информационная культура.

Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий» (Гендина Н.Дидактические основы формирования информационной культуры/Н.Гендина//Школьная библиотека, 2002, №7 с.25).

Это не только использование информационных технологий, но это и библиотечно-библиографическая культура. Работа с книгой, куда без нее. Как ребенок может сочинить сказку по картинке, а такие задания очень часто даются с внедрением новых стандартов, если он не поработает с книгой. Мы не всегда можем рассчитывать на ИКТ, сейчас мы готовимся к урокам вдвойне, с расчетом на то, что подведет техника.

Закончить свое выступление я хочу опять притчей:

«Один мудрец на белом листе нарисовал точку и спросил своих учеников, что они видят?

-Точку – сказал один ученик.

-Черную точку – сказал другой  ученик.

-Жирную точку, -сказал третий ученик.

Заплакал мудрец.

-Почему ты плачешь? – спросили ученики.

-Ни один из вас не увидел белого листа, на котором нарисована эта точка.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование информационной культуры у младших школьников"

Многочисленные документы правительства РФ свидетельствуют о том что образование и развитие человека XXI века неполноценны без информационной культуры, которая помогает ему адаптироваться к жизни ...

Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.

Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...

Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".

Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....

"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г

Цели: : ü  расширить представление о времени, дате,ü  ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü  раскрыть понятие «календарь» и его зн...

Тема по самообразованию «Повышение компетентности младших школьников через формирование информационной культуры и информационной грамотности» 2014г

В докладе говорится о формировании информационной культуры и информационной грамотности младших школьников....