Тема по самообразованию «Повышение компетентности младших школьников через формирование информационной культуры и информационной грамотности» 2014г
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Брызгалина Вера Вячеславовна

В докладе говорится о формировании информационной культуры и информационной грамотности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1(ТЕХНИКУМ)»

ДЕПАРТАМЕНТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

ГОРОДА МОСКВЫ»

  1. Тема

по самообразованию

 «Повышение компетентности младших школьников через формирование информационной культуры и информационной

грамотности»

Брызгалина В.В.

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

город Москва,2014г.

  1. Потребление информационных ресурсов: вкусы, нормы, ценности.

Возрастающая доступность информационных ресурсов - характерная особенность постиндустриального общества. Каждый человек при желании может вспользоваться разнообразной печатной продукцией, аудио- и видеоинформацией, возможностями компьютерных технологий. Младший школьник потребляет эти блага цивилизации в той мере, в какой это позволяет делать его ближайшее окружение, в первую очередь — семья ученика.

Основными проблемами взаимодействия младших школьников с информационной средой могут быть названы:

  •         информационная неразборчивость;
  •         информационные перегрузки;
  •         отсутствие информационной безопасности;
  •         у значительной части детей - информационная беспризорность.

Дети читают (если не книги, то рекламу),слушают радио, смотрят многочисленные телевизионные программы, все чаще пользуются компьютером для досуговой и познавательной деятельности. Далеко не всегда взаимодействие младшего школьника со средствами массовой информации и современной печатной продукцией происходит под контролем взрослых. Нередко (в силу разных причин) дети оказываются предоставленными сами себе. В этом случае их «плавание» в информационном «море» ограничивается доступностью информационных источников и наличием (или отсутствием) у каждого конкретного ребенка информационных предпочтений и потребностей.

Нельзя не видеть, что инновационные процессы в российском образовании происходят в русле глобальных образовательных тенденций,к числу которых относятся: ориентация образовательной деятельности на активное освоение человеком способов добывания новой информации; постоянное стимулирование познавательных запросов и потребностей личности. Сковывая информационную свободу растущего человека, выполнить эти задачи современного образования невозможно. Разумеется, проблема информационной безопасности для детей младшего школьного возраста существует. Ограждать школьников от вредной и опасной информации необходимо. Но сказанное вовсе не означает, что следует отказываться от использования новых возможностей, которые открывает перед школой развивающееся общество. Скорее, речь должна идти не об ограничениях на использование разнообразных информационных источников, а о воспитании у школьников информационных вкусов, о развитии таких информационных потребностей младших школьников, которые вписывались бы в систему общечеловеческих нравственных норм и ценностей: добра, чести, совести,справедливости, трудолюбия, ответственности, гражданственности, патриотизма, уважения к культуре своего народа, толерантности.

Информационная культура младшего школьника.

Существует множество определений понятия «информационная культура». Термин «информационная культура» базируется на двух исходных понятиях: «информация» и «культура».

Информация есть:

  1. сообщение        о чем-либо;
  2. сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи....

Понятие «культура» (от лат. cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание) можно трактовать как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

Культура (информационная культура в том числе) не может рассматриваться исключительно с позиций дидактики. Она включает в себя помимо практических умений широкие познавательные мотивы, вкусы, информационные потребности, т.е. тесно связана с воспитанием и развитием личности.

Глубокое исследование, посвященное вопросу соотношения между категориями «информация» и «культура» и возникновению понятия «информационная культура ребенка», проведено E.JI. Харчевниковой. Автором научного исследования предложено следующее определение:

Информационная культура есть «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне».

Наряду с термином «информационная культура» в педагогике и психологии образования звучат понятия «культура мышления»,«культура оформления мыслей», «культура познания» и пр. Часть исследователей прочно связывают понятие «информационная культура» с использованием компьютерной техники. Другие относят к информационной культуре умение пользоваться источниками информации: справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телепередач и пр. Третьи предпочитают более широкое толкование, понимая под информационной культурой культуру обращения с информацией, максимально сближая понятие «информационная культура» с понятиями «культура мышления и «культура познания». Отсюда очевидна необходимость уточнить смысл применяемой терминологии.

Информационная культура характеризуется  как мотивационная и операционная готовность учеников самостоятельно работать с информацией любого вида: текстовой, звуковой, графической и др.

Следует специально оговорить принципиальное положение: понятие «информационная культура» не связано исключительно с использованием современных информационных (компьютерных) технологий. Мир информации чрезвычайно широк и многообразен. Представление его в различных информационных источниках (будь то книга, аудио- и видеоматериалы, интернет, человек как информатор, натуральный объект окружающего мира как предмет изучения и наблюдения) не изменяет суть проблемы научения ребенка приемам ориентировки в мире информации.

Эти основные приемы базируются на вполне конкретных умениях, которые могут быть обозначены следующим образом:        

• На этапе принятия учебной задачи - это умение осознать, вычленить,сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить его адекватность сформулированному запросу.

  •         На этапе поиска информации - умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.
  •         На этапе обработки информации - умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей.
  •         На этапе хранения информации - осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Научить другого человека можно лишь тому, что умеешь сам. Качество информационных вкусов, потребностей, ценностей ученика начальных классов напрямую связано с желанием и умением учителя регулярно и комплексно работать с разными источниками информации.

Выделяя курсивом слово «желание», нужно обратить внимание на главную отправную точку любой информационной деятельности (как взрослого, так и ребенка): чтобы привить вкус к работе с разными видами представления информации, надо, прежде всего, пожелать этого.

Как возбудить у младшего школьника желание выйти за пределы учебной книги всякий раз, когда информация покажется ему скудной, недостаточной? Как прививать вкус к поиску информации яркой, интересной, полезной, достойной внимания с точки зрения культурного человека?

Автор курса «Информатики для малышей» В.В. Дубинина обращает внимание на необходимость организации специальной работы по формированию у детей собственного отношения к информации.

Научно-педагогический опыт В.В. Дубининой убедительно доказал, что такая работа должна строиться на постоянном анализе и сравнении информации разного вида на уроках в начальных классах.

Вкус школьников к работе с разными информационными источниками прививается постепенно в результате их постоянного и комплексного использования:

а)        в процессе наблюдений;

б)        в процессе проведения экспериментов, опытов;

в)        в процессе познавательного общения;

г)        в процессе чтения;

д)        в процессе использования медиаресурсов и компьютерной техники.

Информационная грамотность в свете требований ФГОС НОО.

Принципиальная особенность новых образовательных стандартов- требования к метапредметным результатам образования.Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.Среди универсальных учебных действий (УУД) в документах ФГОС НОО названы познавательные (общеучебные и логические)действия, такие как: поиск информации, знаково-символическое моделирование, структурирование информации, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения и классификации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование и другие. Эти УУД связаны с процедурами поиска и логической обработки информации. Новые образовательные стандарты включают в себя вполне конкретные требования к формированию информационной грамотности младших школьников.Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией. Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например при работе над проектами.Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:


• оценивать потребность в дополнительной информации;        определять возможные источники информации и способы ее поиска;

  •         осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
  •         анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
  •         организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
  •         наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания,обновляя представления о причинно-следственных связях;
  •         создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
  •         использовать информацию для построения умозаключений;
  •         использовать информацию для принятия решений;
  •         при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

В программе начального общего образования по формированию информационной грамотности младших школьников приведены примеры тех видов заданий, которые может использовать учитель на уроках, факультативах и кружках. Например, для формирования у школьников мотивации к поиску дополнительной информации предлагаются следующие виды работ: задачи с неполными исходными данными; задания, требующие поиска дополнительных сведений в учебниках по другим предметам, справочниках, энциклопедиях и прочих изданиях; тексты с избыточным и недостающим содержанием.

Обучая детей приемам обработки полученной информации, учитель может предложить ученикам представить (изложить) одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированными на разную аудиторию; каждый из способов может быть как однородным (например, текст), так и комбинированным (текст, набранный разными шрифтами, со схемами или картинками). Программа ФГОС НОО по развитию информационной грамотности школьников рекомендует выполнение детьми самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации:телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер. Умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности.

В программе даны рекомендации, какие именно упражнения целесообразно выполнять в рамках конкретных учебных дисциплин.

Например, на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, внеурочной деятельности рекомендуется обучать умению определять возможные источники информации и способы ее поиска, осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете, получать информацию из наблюдений, при общении. Организовывать информацию тематически, по алфавиту, по числовым данным предлагается на уроках математики, русского языка, окружающего мира.

  1. Информационная грамотность и информационная культура - сопоставление понятий

В предложенных выше трактовках понятия «информационная грамотность» и «информационная культура» не противоречат друг другу, но охватывают разновеликие области.

 Содержание термина “информационная культура” гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.

Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:

 1)информационная грамотность...

  1.         осознанную мотивацию личности на удовлетворение своих информационных потребностей...
  2.         определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.

Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» дает Н.И. Гендина в исследовании, посвященном формированию информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях:

«Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии; возрастание объемов информации; информатизация общества, развитие информационной техники и технологии; становление информационного общества - все эти факторы обусловили появление и развитие в России такого сложного и многозначного понятия, как "информационная культура”, определили становление информационной культуры как самостоятельного научного направления и образовательной практики. Причины того, что термин информационная культура получил в России большее распространение, чем термин “информационная грамотность” нам видятся в следующем.

В самом слове “грамотность” есть оттенок элементарности, примитивности, отражение самого простого, начального уровня образования.Применительно ко всему многообразию знаний, умений и самостоятельных действий человека при работе в такой сфере, как информация и современные информационные технологии, термин “информационная грамотность”, по нашему мнению, не вполне адекватен. Гораздо более соответствует масштабу рассматриваемого феномена (феномена информации и информационных технологий, информационного общества в целом) понятие информационной культуры: информационная культура личности - одна из составляющих

общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному

удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных и технологий...».

Итак, понятия «информационная грамотность»и «информационная культура» близки, но не идентичны. С точки зрения многих исследователей, информационная грамотность является частью информационной культуры личности.

Огромным достижением в развитии отечественной системы образования, что, в соответствии с рекомендациями ФГОС НОО, «информационная грамотность» наконец нашла свое место в начальном общем образовании как востребованная, крайне необходимая составляющая образовательного процесса.

И все же акцент в начальной школе лишь на формировании информационных умений (поисковых и аналитических), составляющих основу информационной грамотности, представляется недостаточным. Обращаясь к более широкому понятию - информационной культуре младшего школьника, хотелось бы обсудить не только процесс совершенствования информационных знаний и умений ученика, но и особенности формирования его информационного мировоззрения, информационных вкусов и потребностей, его готовности относиться к информации избирательно, в соответствии с принятыми нормами и ценностями человеческого общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...

Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность

Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно-нравственное воспитание»

Предлагаю Вам рекомендации по формированию коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста. Статья может быть полезна учителям начальных классов....

Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деятельность

Всякое знание остаётся мёртвым, еслив учащихся не развивается инициативаи самодеятельность: учащихся нужноприучать не только к мышлению, но и кхотению.Н. А. Умов      ...

Тема опыта: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников через групповую работу»

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в группах лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работ...