Поддержка и развитие социального интеллекта у младших школьников
план-конспект занятия по теме

Бурцева Марина Дмитриевна

   Данное  внеклассное  занятие  направлено на поддержку и развитие социального интеллекта  в младших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПб  ГАОУ  средняя школа №577

Бурцева М.Д.

Воспитатель ГПД

Поддержка и развитие социального интеллекта  у младших школьников

Санкт-Петербург

2013

       В  1920 г  Э. Торндайк ((1874-1949) - американский психолог и педагог)  ввёл в психологию термин "социальный интеллект" для обозначения "дальновидности в межличностных отношениях".  Основная функция социального интеллекта, по мнению автора  – прогнозирование поведения. По мнению Г. Олпорта  (американского психолога, теоретика черт личности),   социальный интеллект это особый "социальный дар", обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми.

     В отечественной  и зарубежной  психологии существует множество  вариантов структуры социального интеллекта. В  основном авторы отмечают  следующие  структурные  элементы- способности:

-  предвидение и контроль  последствия поведения, исходя из имеющейся информации;

- успешное взаимодействие  в обществе («коммуникативная компетентность» - умение ладить с людьми);

- управление  суждениями и действиями других людей,  положительное влиять на них;

- расположение  к себе людей;

-  нахождение   нестандартных  решений  в предлагаемых жизнью ситуациях;

- высокая  сопротивляемость  эмоциональным, нервно-психическим перегрузкам,  возникающим в чрезвычайных ситуациях;

-  адекватная  самооценка,  развитое чувство собственного достоинства, самодостаточность.

     В настоящее время  умение  человека общаться  конструктивно играет всё более  важную роль.   Потребность общества в социально одарённых  людях,  обладающих  высокой  социальной мотивацией, направленной на взаимодействие с людьми, а также потребностью  в достижении успеха велика.  Высокий  уровень коммуникативных  умений даёт возможность  успешно устанавливать  зрелые взаимоотношения  с другими людьми в любых  видах деятельности.  Индивиды с высоким уровнем социального интеллекта не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, проявляют инициативу в общении, принимают решения в трудных, нестандартных ситуациях.  Именно такие люди нужны современному  обществу.  Поэтому, задача современной  школы  -  поддерживать и развивать у учащихся социальный интеллект.
    Развивать коммуникативные и организаторские способности можно в любом возрасте. Но  начинать формировать  коммуникативные умения  лучше всего в младшем школьном возрасте. Именно  этот возраст  является сенситивным и  обладает большими  предпосылками поэтапного развития социального интеллекта    в будущем. «Податливость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования вышеуказанных качеств личности. Именно способность к коммуникации дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявлять эмоциональный отклик, развивать самоконтроль и организаторские способности. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению».

 

   Данное  внеклассное  занятие  направлено на поддержку и развитие социального интеллекта  в младших классах.

                   Занятие № 1 - «Общаюсь с радостью»

Цель: поддержка и развитие  умения слушать и слышать собеседника, работать в общем режиме группы; снятие телесных зажимов.

Оборудование. Ватман, краски, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши, ластики.

Ведущий: Здравствуйте, девочки и мальчики.  Наше  сегодняшнее занятие посвящено умению общаться. У каждого из вас много интересных необычных мыслей,  масса привлекательных задумок, таких, которых нет у ваших одноклассников.  Все вы разные. Но все вы очень любите общаться. И это здорово! Другой разговор: всегда ли вы  получаете радость от этого общения?

Дети: Нет.

Ведущий: Что же вам мешает общаться и радоваться?

Дети: Каждый хочет, чтобы только его слушали.

В:  Конечно, не обращая внимания на чувства и желания других, мы настаиваем на своём. Другие в это же время  тоже настаивают на своём. И каждый считает, что только он имеет право получить задуманное. Какие чувства вы испытываете в этих случаях?

Дети: Злость, обиду.

В: Да. А за ними  следуют слёзы, раздоры  и нежелание общаться дальше. Мы не получаем то, к чему стремились, а получаем испорченное настроение, теряем друзей.  Нравится вам такое общение? Разве вы этого хотели?  Что же делать в этом случае?

Д: Нет. Учиться общаться.

В:  Конечно, учиться общаться. И в этом вам помогут животные. Надеюсь, с их помощью вы сможете понять, как жить и общаться с радостью.

Упражнение дыхательная релаксация «Доброе животное»

«- Встанем в круг и возьмёмся за руки.  Мы  все – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит».

В кругу дети прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей.

 «А теперь подышим вместе! Вдох – все делаем  шаг в круг, поднимаем  руки  вверх. Выдох – шаг назад, руки опускаем».

Повторить  5-6 раз.

Рефлексия: 1. Что вы чувствовали в начале упражнения?

2. Было что-то трудно выполнять? Почему?

3. Что  изменилось к концу упражнения?

4. Какой вывод можете сделать?

В:  Я правильно вас поняла: прислушиваясь к другим, легче выполнять общее дело?

Д: Да

В: Это здорово. Вот ещё одно животное идёт к вам на помощь – гусеница. Чем она интересна?

Д: У неё много ножек. Она многоножка.

В: Верно. Вспомните, как она двигается. Путается ли она когда какую ножку поднять, какую опустить? Вот и мы  все  станем одной гусеницей – многоножкой. И нам тоже нужно будет научиться не путать ножки.                      

                   Упражнение «Гусеница-многоножка»

        - Выбираем «голову». Остальные – приседаем  на корточки, берём  друг друга за пояс.  Следуем  за «головой» везде, повторяем её движения. Не отрываем рук от пояса, чтобы не порвать «тело» многоножки.  Стараемся  передвигаться всем «телом».  Обходим все  препятствия, падаем  на бок,  двигаясь быстрее или медленнее, заворачиваемся в кольцо.

  Ваша задача – не выбиваясь из общего ритма, не отрываясь от «тела» дойти до финиша. Приступили!

Рефлексия: 1. Кому было трудно выполнять данное задание? Что конкретно вызывало трудности?

2. Что вам удалось  сделать?

3. Что всё-таки не получилось? Как думаете, почему?

В:  Кто сможет сделать вывод?

В: Конечно. Во время общения всё внимание нужно отдавать собеседнику, пытаться услышать и понять его.

В: Думаю, что сегодняшние наши гости-животные помогли вам немного разобраться в том, как вести себя в группе.

В: А теперь следующее  задание: создать один общий  рисунок  «Наш счастливый класс».

В: Подумайте, когда все будут счастливы?

Д: Когда каждый будет счастлив. Когда нет обид, слёз, раздоров. Когда каждый будет слышать, что хочет сказать  одноклассник. Когда каждый сможет понять соседа и если нужно – уступить.

В: Т.е. когда сможем договариваться друг с другом по любому вопросу.

              Коллективный рисунок «Наш счастливый класс»

В: - Распределяемся, кого кто хочет рисовать.

- Выбирает себе место для рисунка на большом листе.

- Приступаем к созданию нашего «Счастливого класса».

Дети рисуют. Ведущий наблюдает, отслеживает ситуацию,  если нужно  помогает.

    Готовый рисунок вывешивается на доску.

Рефлексия: 1. Какие чувства вы испытывали во время этой работы?

2. У кого получилось общаться без обид, упрёков, обвинений? Что для этого делали?

3. Что так и не получилось в этом задании? Почему?

В: Этот вопрос вам остаётся домашним заданием до следующего занятия.

Прощание. Поблагодарим друг друга за общение.  ( В кругу – правая  рука  на груди, поклон головой,  благодарность  улыбкой и глазами всем одноклассникам.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений и развитие социальных компетенций у младших школьников

Распространение собственного педагогического опыта учителя...

Развитие социально-эмоциональной сферы младших школьников (из опыта работы)

В данном материале представлены формы и методы работы по планомерной и целенаправленной деятельности  по развитию эмоциональной сферы младших школьников. Положительные эмоции улучшают запоми...

Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...

«Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ОВЗ через комплексное профориентационное занятие «МИР ПРОФЕССИЙ»

Основными направлениями профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ являются: • профессиональная информация — ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства,...

Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников

В педагогическом материале говорится, что эмоциональный интеллектиграет решающую роль во многих профессиональных областях, включаяпедагогику. Учитель рассуждает о сути дидактики, психологии детского т...

Развитие логического интеллекта у младших школьников через овладение техниками актуализации познавательных процессов.

Чтоб достичь успеха в определенной области, нужно развивать соответствующий интеллект (мышление) для этой области! В тоже время интеллект целостен и виды интеллекта всецело взаимосвязаны.  Р...

Развитие социального интеллекта у младших подростков с ОВЗ

Социальный интеллект является объектом изучения довольно долгое время. Специалисты определяют его как процесс формирования понимания некоторой социальной действительности. У детей с ОВЗ зачастую наблю...