Развитие логического интеллекта у младших школьников через овладение техниками актуализации познавательных процессов.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Чурнусова Лада Александровна

Чтоб достичь успеха в определенной области, нужно развивать соответствующий интеллект (мышление) для этой области! В тоже время интеллект целостен и виды интеллекта всецело взаимосвязаны.  Развитие  в  одной  области качественно улучшает работу  мозга  и в  других, кажется  не  связанных, областях (системное  развитие). Обучая в  школе, невозможно передать  ребёнку груз знаний всего человечества, научить его всему, что может пригодиться в жизни. Решение проблемы я вижу в активном  развитии всех видов интеллекта ребёнка, имеющиеся у него от природы (принцип природосообразности), чтобы  он  сам  как можно раньше смог самостоятельно  работать  с информационными потоками.

 

            

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_logicheskogo_intellekta.docx453.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  логического интеллекта у  младших школьников через овладение техниками актуализации познавательных процессов

Не мыслям надо учить, а учить мыслить.

                                                                                                                              Иммануи́л Кант  

   

         Наука и технический прогресс развивается в геометрической прогрессии. И познания человечества о самом себе так же. В таком случае приходится переосмысливать  прежние понятия и по другому смотреть, к примеру, на интеллект и его развитие.

    Сегодня  я предлагаю  вам прикоснуться к  проблеме  развития  логического интеллекта у младших школьников через овладение техниками актуализации познавательных процессов.

       Согласно Линде Готтфредсон, интеллект - это общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.

 

     Человеческий интеллект имеет несколько существенных качеств - это любопытство и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность, критичность и широта мышления.

     Интеллект  – это способность, умственный навык (не  надо бояться  этого слова). Он  есть у  всех человеческих индивидов, и условно измеряется  коэффициентом интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флинн первый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна).  

    Существуют стандартизированные значения или уровни IQ:

  • IQ в диапазоне 65 – 85 означает низкий уровень интеллекта;
  • IQ в диапазоне 85 – 100 означает нормальный уровень, нижняя граница нормы;
  • IQ в диапазоне 100 – 115 означает нормальный уровень, верхняя граница нормы;
  • IQ в диапазоне 115 – 130 означает высокий уровень развития интеллектуальных способностей;
  • IQ в диапазоне 130 – 160 означает, что у человека умственная одаренность.

 Природа интеллекта двойственна - биологическая и логическая одновременно.  

Отсюда два типа интеллекта:

  1. Врождённый (Яблоко от яблони…) .
  2. Приобретённый (развивается  в  социуме) .

1. Врожденный интеллект - это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. С рождения  ребёнок  впитывает в  себя окружающий  мир. До 5 лет заполняется в мозгу МАТРИЦА поведения, он всё запоминает подсознательно и будет жить «по подобию» свою жизнь, накапливая  опыт, который или вносит изменения  в  матрицу или  развивает её в тех же направлениях.

       Родители должны знать и помнить: не только интеллект ребёнка таит неограниченные возможности, но и их собственный интеллект несёт в себе большой потенциал. Как ни удивительно, мнение о якобы снижении физических и умственных способностей с возрастом, неверно. Мозг человека с годами может улучшаться. Вплоть до глубокой старости наши нейроны способны образовывать всё более сложные связи.

 Отсюда вывод, что пример родителей, всё время находящихся в физическом тонусе и познавательном поиске, поможет детям в развитии и становлении, станет хорошей  «матрицей»   поведения.

       

2. Приобретённый  же  интеллект   по большей части состоят из приобретенных знаний и умений решать задачи различных классов. Так, что нет ничего лучше хорошего образования.  Тем не  менее, важно  помнить, что  мозг - это не  «накопитель», а «решатель» проблем. И самая важная  наука – это научить человека  мыслить  самостоятельно.

Существуют  разные классификации  видов  интеллекта. К примеру, одна  из  них. как  видите  интеллект отображает  практически все  направления  деятельности человека.

ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТА

10  видов интеллекта:

  Это деление - условность.  В чем то мы на все 60% лучше разбираемся (в той же математике), а вот в  эмоциональной  области - меньше 5% (не умеем общаться с людьми). Проценты выражают не общую развитость соответственной сообразительности, а то насколько в одном деле мы умнее, чем в другом.

        Чтоб достичь успеха в определенной области, нужно развивать соответствующий интеллект (мышление) для этой области!  

       В тоже время интеллект целостен и виды интеллекта всецело взаимосвязаны.  Развитие  в  одной  области качественно улучшает работу  мозга  и в  других, кажется  не  связанных, областях ( системное  развитие) .            

 

       Для формирования ЛИЧНОСТИ ЦЕЛОСТНОГО ЧЕЛОВЕКА  в  условиях   начальной школы  мы выделяем для развития 4  основных вида  интеллекта:

  • эмоциональный интеллект (Самопознание -  ключевая характеристика этого интеллекта. Отвечает за то, насколько вы себя знаете, уверенны в себе.  Умение общаться, способность повести за собой людей).
  • физический  интеллект (Способность   поддерживать свой организм в прекрасной, как физической форме, так и обладать отличным здоровьем).
  • духовный интеллект (Духовный интеллект развит в каждом – это наше внутреннее понимание добра и зла, что правильно, а что нет. Гуманизм в высшее ее степени – характеризует людей с высоким духовным интеллектом).  
  • логический интеллект (развивается через систематическое обучение. Ребёнок учится анализировать и синтезировать получаемую информацию, классифицировать что-либо, выделить по определённым критериям).

      Целостный человек  умеет взаимодействовать с информацией, готов  к общению и сотрудничеству с другими людьми, умеет управлять собой. В целом является  более  здоровым (в физическом, психическом и духовном планах) по сравнению с  другими людьми.

       Развивая интеллект, мы  даём ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Такие дети легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.

        Обучая в  школе, невозможно передать  ребёнку груз знаний всего человечества, научить его всему, что может пригодиться в жизни. Решение проблемы я вижу в активном  развитии всех видов интеллекта ребёнка, имеющиеся у него от природы (принцип природосообразности), чтобы  он  сам  как можно раньше смог самостоятельно  работать  с информационными потоками.

         Обучение  в школе – это  НАБОР  АЛГОРИТМОВ  ПО  РАБОТЕ С  ИНФОРМАЦИЕЙ.

     

      В условиях модернизации современного образования (ФГОС НОО)  ученик  должен  

уметь хорошо:

думать                                                                         саморегулирующаяся личность      

понимать                   ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ       самореализующаяся  личность

рассуждать                          ЛИЧНОСТЬ                  саморазвивающаяся  личность

     Сегодняшний день не умаляет значение знаний, но время требует на первое место поставить активную позицию в учебном процессе, создание для ученика возможностей активного познания окружающего мира, вступать с этой жизнью в диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.

     

     Никакие правильные правила или формулы успеха не помогут, без достаточного ума их применять.

       Деятельностный и личностно-ориентированный подходы предполагают, что в  результате  обучения ребёнок  приобретёт  компетенции, позволяющие  ему продуктивно работать с потоками  информации, реализовать себя  и поставленные цели.  

        Психопедагогика указывает  на  тесную связь видов  интеллекта с развитием  учебных универсальных действий (по сути УУД являются  инструментом  для развития интеллекта ребёнка):

  1. Регулятивные УУД (физический  интеллект – включают правильное  распределение  видов  работы  и отдыха, способы саморегуляции, целеполагания, способность прилагать волевое усилие).
  2. Коммуникативные  УУД ( эмоциональный интеллект – помогают осуществлению смыслового аспекта  общения и социального взаимодействия, установке  контактов, организации и осуществлению совместной  деятельности, налаживанию межличностных отношений).
  3. Личностные  УУД  (духовный интеллект -  опираются  на  нравственно-этическую ориентацию, способы самоактуализации, интуицию, смысл, цели).
  4. Познавательные УУД (логический  интеллект -  отвечают за  развитие  анализа и синтеза, систематическое  обучение).

     Ориентация на личность с высоким уровнем интеллекта, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.

      Я остановлюсь  на развитии логического интеллекта у младших школьников  через овладение  техниками  активизации познавательных процессов.

       Понятие "логический интеллект" (познавательные УУД) объединяет все познавательные способности индивида - ощущение, восприятие, внимание, память, представление, мышление и воображение, речь, волю.    Логический  интеллект отвечает за систематическое  обучение, за  развитие  самосознания, оценку  действий, поступков и в целом любой  информации, постановку  и решение  проблем.

     Развивая  логический  интеллект, мы  заботимся в первую очередь о формировании у  школьника  понятий, необходимых для  процесса обучения.

     Развивать логический интеллект можно, опираясь  на  известные  методы психопедагогики:

  • рефлексию и саморефлексию;
  • активизацию познавательных процессов;
  • формирование  ценностных ориентаций;
  • саморегуляцию  и т.п.

    Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей  учащихся выделяем следующие умения, приобретаемые детьми в учебной деятельности:

  • Искать - это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером.
  • Думать - обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку.
  • Планировать свои действия - видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности.
  • Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.
  • Приниматься за дело - включаться в работу самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать достигнутый результат.
  • Адаптироваться - использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях, стойко противостоять трудностям.

     

        Первые годы обучения в школе благоприятный период для формирования успешной учебной познавательной деятельности.  

     Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен.   Поэтому необходимо  активизировать  познавательный  интерес младших школьников  полагаясь на   следующие  принципы:

  • Принцип наглядности: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение.

 Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонек пытливости.

  • Принцип  доступности. Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание.  Успех хотя бы в одной сфере приводит к повышению самооценки. А в таком состоянии ваш ребёнок неизбежно улучшает свои показатели во всем остальном!  Важно помочь ему найти эту самую его сферу, его вид интеллекта.
  • Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли каждого ученика, а знание добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Познавательный интерес создает условия для проявления детьми творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать.   Пассивное восприятие и усвоение нового не  могут быть опорой прочных знаний.  

В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:  

  • самостоятельность мышления,
  • быстрота и прочность усвоения учебного материала,
  • быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
  • умение отличить существенное от несущественного,
  • различный уровень аналитико-синтетической деятельности,
  • критичность ума.

    Представляю вашему вниманию некоторые методы  и техники  активизации познавательных процессов:

1)   Максимальное  использование   раздражителей.

     Сильные раздражители (яркий свет, интенсивные краски, громкие звуки) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее вызываемое им возбуждение.    С другой стороны, даже самые слабые раздражители становятся объектом внимания, если они даются на фоне полного отсутствия других раздражителей (шорох страницы в  полной тишине).  Во всех этих случаях определяющим является контраст между раздражителями.  

     

Человек невольно обращает внимание на всякое значительное различие:

  • по форме,
  • величине,
  • цвету, продолжительности действия и т.п.

   

    (Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук - среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок - среди белых.   Цифра заметна среди букв; иностранное слово - в русском тексте; треугольник - рядом с квадратами).

     В большой мере привлекают внимание резкие или же многократно повторяющиеся изменения в раздражителях: значительные перемены во внешнем виде хорошо известных людей, вещей, периодическое усиление или ослабление звука, света ,движение  предмета и т.п.

      Важный источник непроизвольного внимания - новизна предметов и явлений. Шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое же легко становится объектом внимания.

 

2) Техника «Стратегия правописаний» (вверх-влево). Технология  основана  на  работе  левого (аналитического) полушария головного мозга человека , отвечающего  за   визуальную память.

  • Печатать словарные  слова чёрным  на белом. Размещение в  верхнем левом углу  доски всё, что надо  запомнить.

  • Техника « Стратегия  правописания»

Чтобы  запомнить нужное слово следуйте алгоритму:

  1. Закройте  глаза.
  2. Расслабьтесь, пусть нахлынут на  вас  приятные воспоминания.
  3. Когда  будете  готовы – откройте  глаза.
  4. Несколько  минут читайте слово, всмотритесь в  него.
  5.  Закройте  глаза  и запишите   слово на  своём  внутреннем экране.
  6. Слово можно  написать  ярким цветом, в  ярком красивом освещении, необычно.
  7. Прочитайте его, полюбуйтесь им, запомните его образ.
  8. Откройте  глаза и запишите  слово  в тетради.
  9. Повторите  упражнение  несколько раз.
  10. Выполняйте  движение глаз вверх-влево каждый раз, когда  вам   нужно вспомнить это слово  и читайте  его на  вашем  внутреннем  экране.

Используем  мотивацию:

- А  ты  хочешь  научиться правильно писать? (я раскрою тебе  секрет)

3) Закрепление в  памяти  чувственного образа.

         Эмоционально окрашенный материал запоминается лучше, при этом в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других - неприятное.

1. Техника  «Визуализация  понятия»

  1. Припомните  определение  понятия (можете  проговорить его вслух или  даже записать).
  2. Далее расслабьтесь любым возможнгым способом.
  3. Попробуйте  на  экране  внутреннего мира увидеть главную мысль, стоящую за понятием: цвет, размер, количество деталей, действие).
  4. Нужно озвучить картинку.
  5. Проверьте  свои  телесные  реакции, то есть как-то отнеситесь к изучаемому объекту. Что вы чувствуете?
  6. Запомните  это ощущение.
  7. При необходимости вспоминайте  его  и нужное  понятие от деталей к целому.

 

Например:

  1.Подумайте над формулировкой понятия патриотизм (долг, Отечество); можете проговорить его вслух или даже записать.

2.Далее расслабьтесь любым возможным способом.

3.Попробуйте на экране внутреннего мира увидеть главную мысль, стоящую за понятием в виде образа. Какова форма, размер, цвет, количество деталей и т.п.?

4.Какой звук есть в картинке?

5.Проверьте свои телесные реакции: вам нравится или не нравится то, что вы видите и слышите?

6.Какие изменения вы наблюдаете сами по сравнению с первым разом?

2. Техника «Вижу, слышу, чувствую»  (опора на работу правого полушария головного мозга).

     Чтение учителем стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста»

     Что я вижу на экране внутреннего взора (в процессе восприятия информации)?

  • Что я слышу?
  • Что я чувствую?

3. Техника «Якорение» (опора на работу правого полушария головного мозга).

     Якорение  -  процесс закрепления позитивного эмоционального состояния каким-либо способом: образом, звуком, жестом. Якорение нужно проводить на этапе наивысшего подъема эмоций ребёнка. В дальнейшем стихотворные строки, соединенные с жестом, могут возвращать его к проживанию того позитивного состояния, которое было у него в момент работы с текстом.

 3)  Техника «Целевая установка».

     Эффективность запоминания зависит от установки. Установка запомнить материал, чтобы ответить на уроке, не способствует долговременному запоминанию: после сдачи зачета материал быстро забывается.

    Иную роль играет понимание значимости материала для будущего, для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. За поминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

         Успех запоминания определяется также правильной организацией повторений. Лучший вид повторения – включение материала в последующую практическую деятельность.

   

4) Мнемоничекие  приёмы.

       Выделяют специальные приемы для облегчения запоминания информации – мнемотехники ( В.Д.Шадриков).

     Так, например группировка материала, написание конспектов, составление таблиц, схем облегчает запоминание.

       Применяется также метод ассоциаций, рифмования, аббревиатур (сокращения по первым буквам фразы).

      Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.

 

1)  Техника «Аналогии» (на  примере  словарных слов слово-рисунок).

 Аналогия - установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий  (демонстрация  записи словарных слов с  рисунками – аналогиями).

2)  Техника  «Рифмование».

 Стихи-запоминалки

 1)  Доезжай  до поворота:

     Вот  дворец, вот вход - ворОта.

2)  Я - начальник.

     И в момент

    Подпишу  вам докумЕнт.

3)   Мошенник  у  труженика

      У  крал одну «н».

4)           Глагол

А глагол всегда  в  работе

В напряженье  и заботе.

Пишет, моет, убирает.

Шьёт, рисует  и читает,

Варит, жарит мастерит,

Режет, пилит, говорит....

5)  Было СЪЕЛИ

Стало  СЕЛИ.

Догадаться  вы  сумели.

Поему случилось  так?

Кто виновник

-Твёрдый знак!

Твёрдый  знак  нам  нужен  тоже,

без него писать  не  сможем:

СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,

И ПОДЪЕЗД, И ОБЪЯВЛЕНЬЕ.  (Е. Измайлов)

3) Техника «Аббревиатура».

Например,  известная  всем стихотворная схема-аббревиатура  о цветах  радуги  и порядке  их следования: « Каждый  охотник  желает  знать, где  сидит фазан».

По первым буквам мы легко восстанавливаем всю последовательность: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный  и т.д.

4) Техника «Схемы-запоминалки» (математика)

  • Умножение на 5: дописать 0 и разделить на 2.

Например, 836×5=8360/2=4180

  • Умножение не 9: дописать 0 и отнять исходное число.

Например, 254×9=2540-254=2286

  • Умножать на 9 числа от 1 до 10 можно на пальцах. Вытягиваем 10 пальцев. Например, хотим умножить на 3. Загибаем третий палец и считаем вытянутые. Слева их 2, справа 7. Значит 27. И т.п.

  • Умножение на 9 от 1 до 9: пишем столбиком цифры от нуля до 8, а снизу вверх рядом от 1 до 9:

09

18

27

36

45

54

63

72

81

 

5) Техника «Ассоциативный  ряд». 

   Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности.

        Все ассоциативные методики похожи друг на друга и опираются на последовательное мышление, когда один образ цепляется за другой образ. С помощью ассоциаций вы можете запомнить все что угодно в любом количестве - здесь все полностью зависит от "накаченности" вашего мозга. Актеры часто используют ассоциации и визуальные образы, чтобы запоминать большие объемы стихов.

      Самым простым, но от этого не менее важным мнемоническим приемом является правило ассоциаций. Если вы вспомните один только предмет из ассоциативного ряда, вы тут же вспомните и все остальные предметы из него!

       Главной проблемой является создание искусственной ассоциации с ее последующим «увязыванием» в один информационный пласт.  Чем  нелепее ассоциативная связка, тем крепче  она уложится в  вашей  памяти.

При запоминании и усвоении информация всегда должна превращаться в образы.

  • Картинка должна быть необычной. Красочные, яркие и необычные связи запоминаются очень хорошо и быстро. К примеру, вместо «кленового листа» советуем использовать пример «ярко-желтого листа клена, глубоко врезавшегося в осеннюю землю». Данный прием отлично себя показывает в абсолютном большинстве случаев.
  • Картинка должна двигаться. Любой движущийся предмет намного лучше запоминается. Кроме того, в движении каждый предмет привлекает к себе больше внимания. Сами посудите: «шурупы и отвертка лежат на верстаке» и «слон закручивает шурупы отверткой в верстак». Когда запомнить большее число предметов проще?
  • Картинка должна быть эмоциональной. Это не только куда проще запомнить, но и просто интереснее и «легче».
  • Картинка должна обладать четкими связями между всеми своими элементами. Причем составляющие картинки должны быть логично и осознанно связываться друг с другом. Контуры всех составляющих картинки должны быть представлены вами на фоне специфической и подходящей для них обстановки. К примеру, вы легко запомните наименования целой горы фруктов, если будете их представлять на фоне овощного магазина.

     Лучше применять те образы, которые сразу приходят к вам в голову, пусть самые нелепые.

Например:

«Консенсус» (согласие и достижение взаимовыгодной позиции). Представляем картинку: на копне сена в телеге сидят двое мужчин, пожимающих друг другу руки. Рядом с ними сидит суслик.

         Как правило, мнемотехника признается практически всеми, но в обществе распространена ее неправильная трактовка. Многие думают о том, что «несерьезность» используемых методов не может дать хороший результат.  

        Ведь простые решения сложных проблем редко находят отклик в головах взрослых людей. Зато школьники и студенты быстро втягиваются в эту увлекательную и веселую «игру», с легкостью запоминая сотни и тысячи самых разнообразных терминов, дат и определений. Причем результаты бывают самыми фантастическими!

      Кроме мнемотехники, никакая прочая методика не даст столь впечатляющих результатов.  

   

5)  Техника «Синквейн» (яркий  образ понимания материала)

В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк.  

        Начинать работу можно, как только первоклассники познакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». Первое время работа может быть коллективной. Дети учатся ставить вопросы, составлять словосочетания, строить предложения, расширяют словарный запас. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой  теме.

Дети очень  ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

            Предлагаю вашему вниманию синквейны,  написанные учениками.

         Школа                                                                    Каникулы

Просторная, шумная                                       Веселые, долгожданные.

Учит ,воспитывает, удивляет                         Отдыхать,  смотреть, играть.        

Я люблю свою школу                                     Прекрасная пора.

 Друзья.                                                             Мало.

          Зима                                                                     Осень                      

Румяная, снежная.                                          Разноцветная, печальная.

Морозит, заметает, украшает.                       Разукрасила, затихла, намочила.  

Зимой  холодно и красиво.                            Осень - прекрасная пора.

 Волшебница.                                                   Художник.    

5) Алгоритмы чтения: интегральное чтение и дифференциального чтение.

   

       Как известно, одно из УУД, которое мы должны формировать у младших школьников  в  соответствии с ФГОСНОО - это  смысловое чтение, проявляющееся в работе не только с литературным, но и информационным текстом (учебным, научно-познавательным, справочным). Такие тексты постоянно сопровождают младшего школьника, однако работа с ними на уроке, как правило, осуществляется по упрощенной схеме: чтение, ответы на фактуальные  вопросы, составление логического плана, полный или краткий пересказ.

    Интегральный алгоритм чтения - это последовательные блоки, помогающие выстроить процесс чтения с максимальной эффективностью. Следование этому алгоритму активизирует мышление и способствует восприятию текста после первого прочтения, повышая скорость освоения текста в несколько раз. 

 

     Интегральным этот алгоритм назван потому, что он применяется ко всему тексту. Текст является продуктом мыслительной деятельности человека.  

 Блок-схема интегрального алгоритма чтения выглядит так:

  1. Наименование (книги, статьи).
  2. Автор.
  3. Источник и его данные (год, №).
  4. Основное содержание, тема.
  5. Факты, данные (смысловое усвоение, запоминание).
  6. Критика (учёт индивидуальных особенностей слушателя,саморефлексия6 что  нравится? не  нравится?
  7. Новизна  материала и возможности его использования в жизни. ( Что с  этой информацией могу сделать? Чем полезна для  меня?).

           (Демонстрировать дерево)

     Интегральный алгоритм чтения - это последовательные блоки, помогающие выстроить процесс чтения с максимальной эффективностью.    Блоки интегрального алгоритма помогают организовать память в виде специальных отделов, в которые поступает на хранение информация после ее анализа на соответствие тому или иному блоку.  

     Рассмотрим, например, как заполняются блоки интегрального алгоритма при чтении текста «Что такое интеллект?»

 1. Название: «Что такое интеллект?».

 2. Автор: А.А. Леонтьев

 3. Выходные данные: Москва, 1984 г.

 4. Основное содержание: тема – «интеллект»; идея – «интеллектуальное поведение всегда предполагает выбор из нескольких возможностей»; проблематика – интеллектуальная основа поведения человека; структура интеллектуального акта.

 5. Фактографические данные: профессор Московского университета психолог А. Р. Лурия; семь восьмых человеческого поведения складывается из интеллектуальных актов и только одна восьмая – «чистые» условные и безусловные рефлексы; фазы интеллектуального акта – ориентировка, исполнение, сличение результата с поставленной целью.

 6. Критическая оценка: статья познавательная и полезная.

 7. Возможность использования на практике: следует помнить, что выбор способа достижения поставленной цели зависит от самого человека, его интеллектуальных способностей; чтобы достичь своей цели, надо тщательно продумать, оценить, взвесить все возможные пути ее достижения.

        Чтобы применять эту модель на практике, необходимо соблюдать некоторые правила:

1.  Перед тем как погрузиться в изучение текста, нужно вызвать в памяти блоки алгоритма. Этим действием программируется автоматическая способность использования алгоритма в процессе чтения.

2. После прочтения всего текста вновь нужно обратиться к мысленному воспроизведению рисунка схемы интегрального алгоритма. Это прием своеобразного повторения пройденного материала. Происходит более глубокое понимание смысла текста и более стойкое отражение в памяти.

   

     При традиционном чтении несистемная обработка текста приводит к неполному его пониманию: читатель вновь вынужден обращаться к ранее прочитанным фрагментам. Следование алгоритму активизирует мышление и способствует восприятию текста после первого прочтения.  

2. Дифференциальный алгоритм чтения

      Интегральный алгоритм облегчает поиск нужной информации в целом. Но для активизации чтения нужно знать, прежде всего, что следует отыскать в каждом смысловом отрезке текста (части, абзаце, предложении). Эту задачу выполняет дифференциальный алгоритм чтения   (Слайд №).

      Дифференциальный алгоритм имеет структуру, подобную структуре интегрального, но применяемую к значительно меньшему объему текста. То есть его функция - разделение (дифференциация) текста на элементы.

  Дифференциальный алгоритм   представляет собой следующую  блок-схему:

  1. Выделение ключевых слов (признак предмета, «ключевое » - помогает открыть).
  2. Выявление смысловых рядов (комбинация  ключевых слов, содержание  абзаца).
  3. Выявление цепи значений (доминанта, смысл  текста).

Опорные слова - это слова, несущие основную смысловую нагрузку. Это в основном существительные, прилагательные, глаголы, иногда наречия, но ни в коем случае не служебные слова. Бывает, что целый абзац не содержит ключевых слов.

Смысловые ряды представляют собой словосочетания, в которые входит ключевое слово и определяющее и дополняющее его слово. Именно смысловые ряды и отражают основное содержание текста. При чтении текста сознание прочитывает именно смысловые ряды, мысленно считывающиеся как непрерывная цепочка пар слов.  

Доминанта – это главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами, является: результатом переработки текста в соответствии с индивидуальными особенностями читателя.

 Применять его на практике можно следующим образом :

  1. Вначале внимание концентрируется на той части текста, которая представляется законченной по смыслу (один  или несколько абзацев).
  2. Затем происходит заполнение первого блока дифференциального алгоритма путем определения ключевых слов.  
  3. Выявленные ключевые слова помогают составить содержание второго блока, определяя смысловые ряды. Эти ряды являются золотым ядром печатного материала.  Смысловой ряд представляет собой сочетание двух слов. (Примером именного ряда может служить сочетание «современный компьютер». Это сочетание может быть выделено из более сложной синтаксической единицы — «компьютер, обладающий в данное время наивысшими возможностями в скорости обработки информации и выдачи результата». Название описанному объекту дает вышеприведенный именной ряд.)
  4. Весь лексический материал текста преобразуется в смысловое ядро, занимающее гораздо меньший объем и, соответственно, требующий меньше времени для понимания.

   Мыслительный процесс направлен на то, чтобы преобразовать полученную информацию в авторском изложении в свою привычную систему выделения значений слов.

       Рассмотрим пример  чтения текста в соответствии с блоками дифференциального алгоритма.

    "Человек - существо социальное. Он живет в обществе и многими своими чертами обязан именно обществу.

     Биологически организмы человека и высших животных, а также процессы, протекающие в них, в значительной степени сходны.

    Коренное же отличие человека от высших животных в тех специфических биологических особенностях, которые обусловлены социальными факторами."

  

Как видно из приведенного примера, текст читается три раза:

  1. Первое чтение: подчеркиваем только ключевые слова, то есть это те слова, которые затем будут использоваться для последующих построений.
  2. Второе чтение: строим смысловые ряды, записывая их на отдельном листе.
  3. Третье чтение: формируем значения, из которых затем складывается доминанта.

   

Зрительно этапы работы по алгоритму О.А. Андреев и Л.Н. Хромов предлагает представлять в виде системы облаков .

     Первые облачка - ключевые слова - разряжаются мелким дождем. Затем они сливаются и образуют облака смысловых рядов, что выражено в крупных каплях, и, наконец, третий образ - туча, которая вмещает в себя все предыдущие облака, - туча значения, она проливается еще более крупными каплями, а возможно, и градом.

    О таком трояком чтении писал известный просветитель XIX века Я.Б. Княжнин: «Читается трояким образом: первое – читать и не понимать; второе – читать и понимать; третье – читать и понимать даже то, что не написано».

        Освоение метода дифференциального алгоритма подобно упражнениям с интегральным алгоритмом:

  1. Вначале в памяти должно быть закреплено содержание блоков и порядок их расположения друг за другом.
  2. Затем нужно подобрать две страницы текста научно-популярного жанра и приступить к неторопливому чтению, отмечая части по алгоритму. Выделенные связанные значения образуют фрагменты текста, которые несут основной смысл, заложенный в него автором. Это то, что называется доминантой. Доминанта перекодируется читателем в привычную ему систему языковых единиц.

     Когда процесс чтения по дифференциальному алгоритму автоматизирован, осмысление текста происходит как бы само собой.

 

      Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях его обучения и отношения к нему. Решающая роль в обеспечении таких условий принадлежит, конечно, учителю. Желаю всем профессиональных побед в обучении и развитии  своих талантливых учащихся, будущих  гениев, президентов  и  просто  успешных  людей!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цель: формировать у педагогов установку на использо­вание методов и приемов повышения учебной мотивации школь­ников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...

Опыт работы по теме "Формирование грамотности младшего школьника через овладение навыками самоанализа"

Модульное представление опыта работы. Грамотность всегда будет важна для человека....

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

"Тренинг когнитивных способностей младших школьников" (сборник упражнений для развития познавательных процессов)

Очень интересное и доступное пособие по развитию коггнитивных способностей младших школьников....

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышение эффективности познавательного процесса

Мотивация – это ключ к успеху в учебе.Рекомендации для родителей, как повысить учебную мотивацию....

Формирование ключевых компетенций младших школьников через творческую деятельность в учебном процессе .

Основные задачи современной школы – раскрытие творческих способностей каждого ученика, чтобы они могли самостоятельно ставить и достигнуть серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ...