Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении»
материал на тему
Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Цель Программы: Создание условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Задачи Программы:
- Изучить литературу по теме социализации учащихся из проблемных семей.
- Провести анализ организационно- педагогических условий для успешной социализации учащихся школы.
- Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся, через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур.
- Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
- Провести анализ эффективности программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_trsop.doc | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательно учреждение
Верхнеобливская основная общеобразовательная школа
Программа
«Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении»
Составитель: педагог – психолог Ольховатова Н.Н.
2013 – 2014 уч. год
Информационная карта
Полное наименование Программы | «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» |
Сроки реализации Программы | 2014-2016 учебный год |
Учреждение - заявитель | МБОУ Верхнеобливская ООШ |
Автор-составитель Программы | Ольховатова Н.Н. |
Вид Программы | Комплексная |
Цель Программы | Создание условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей. |
Задачи Программы | - Изучить литературу по теме социализации учащихся из проблемных семей. -Провести анализ организационно- педагогических условий для успешной социализации учащихся школы. -Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся, через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур. -Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей. -Провести анализ эффективности программы. |
Принципы разработки и реализации программы | 1. Принцип гуманизма 2. Принцип доверия и поддержки 3. Принцип сотрудничества 4. Принцип законности 5. Принцип индивидуального подхода. 6. Принцип ответственности |
Основные направления программы |
|
Предполагаемые результаты реализации программы |
|
1.Актуализация
Семья играет решающую роль в становлении человека. Это та малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, которая закладывает основы личности.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.
Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями СОП, просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального педагога, администрации ОУ, районным инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел.
Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей, и процесс социализации ребенка. Тем самым и обозначена необходимость создания и внедрения данной программы. Созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа, которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога в работе с родителями.
Цель Программы: Создание условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Задачи Программы:
- Изучить литературу по теме социализации учащихся из проблемных семей.
- Провести анализ организационно- педагогических условий для успешной социализации учащихся школы.
- Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся, через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур.
- Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
- Провести анализ эффективности программы.
Принципы разработки и реализации Программы:
1. Принцип гуманизма
2. Принцип доверия и поддержки
3. Принцип сотрудничества
4. Принцип законности
5. Принцип индивидуального подхода.
6. Принцип ответственности
Основные направления Программы:
- Диагностическое
- Профилактическое
- Организаторское
- Просветительское
Данные направления реализуются через:
- мероприятия с родителями: выступления на родительских собраниях, привлечение родителей к участию в мероприятиях школы;
- мероприятия с педагогами: выступления на семинарах, педсоветах;
- участие в заседаниях школьного совета профилактики
- социально-психологическое сопровождение проблемных семей учащихся;
- тематические классные часы;
Методы и формы:
- анкетирование;
- собеседование;
- родительское собрание
- консультация;
- тренинг;
- мониторинг;
Предполагаемые результаты реализации Программы:
- Положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения).
- Развитие умений и пополнение знаний родителей по вопросам воспитания детей, реальное повышение психолого-педагогической культуры родителей.
- Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
- Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод личности.
- Разработка социальным педагогом и психологом комплекса методических материалов по позитивному опыту семейного воспитания.
План работы с детьми и родителями из семей находящихся в социально – опасном положении
Работа с родителями
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Составление и пополнение банка данных семей, находящихся в социально-опасном положении, «группе риска». | В течение года | |
2. | Посещение на дому детей из семей СОП. Постановка на внутришкольный учет неблагополучных семей. | В течение года | |
3. | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания. | В течение года | |
4. | Выявление и постановка на учет семей, находящихся в социально-опасном положении и группы риска. | В течение года | |
5. | Организация консультаций со специалистами (врач- нарколог, представителями ГИБДД, психологами, социальным педагогом Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции). | В течение года | |
6. | Проведение анкетирований и опросов родителей, законных представителей. - Общение в семье. - Псхологический климат в семье с ребёнком, находящимся под опекой. - Подвержен ли ваш ребёнок риску пристраститься к алкоголю и курению.(3-4 кл.) | Октябрь Ноябрь февраль | |
7. | Оформление памяток, презентаций, информации для родительских собраний, тематических стендов для родителей, законных представителей. - Родителям первоклассника (памятка) - Здоровый образ жизни залог успешной учёбы (памятка) - Как научить детей общаться (памятка) - Принципы отношения родителей с детьми (памятка) - Привычки родителей – пример для детей (памятка) - Памятка по разрешению конфликтных ситуаций. - Разговор ребёнку – ремень брюкам (стенд). - Ошибки семейного воспитания (стенд). | В течение года | |
8. | Рейды в семьи, находящихся в социально-опасном положении. | ежемесячно | классные руководители. |
Мероприятия
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Участие во всех межведомственных операциях, акциях:
| В течение года | |
2. | Совет профилактики А) По плану. Б) Отчет кл. руководителей о проделанной работе с учащимися, состоящими на учете. | - Один раз в месяц - 1 раз в четверть | |
3. | Месячник профилактики правонарушений и преступлений | Декабрь | |
4. | Месячник «Здоровое поколение». КТД «Здоровый образ жизни» - Привычки родителей – пример для детей (памятка для родителей). - Беседа-презентация «Что такое хорошо, что такое плохо». 1-2 классы. - Беседа-презентация «Здоровье сгубишь, новое не купишь». 3-4 классы. | Ноябрь |
Методическая работа
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Пополнение педагогической копилки социального педагога. | В течение года | |
2. | Участие в городских семинарах, МО.МО классных руководителей школы. | В течение года | |
3. | Оказание методической помощи классным руководителям в работе с детьми: индивидуальное консультирование по возникшим проблемам | В течение года | |
4. | Оказание методической помощи классным руководителям по ведению документации. | В течение года | |
5. | Совместная деятельность в работе с проблемными детьми и семьями. | В течение года | |
6. | Оказание методической помощи в разработке классных часов, бесед, родительских собраний. | В течение года | |
7. | Совместное посещение детей на дому с целью изучения социально-бытовых условий жизни несовершеннолетних. | В течение года | |
8. | Оформление стенда для педагогов: «Рекомендации педагогам по работе с проблемными семьями». «Рука помощи». | октябрь декабрь |
Исследовательская работа
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Корректирование списков учащихся, выбывших из школы и вновь прибывших. | В течение года | |
2. | Анкетирования родителей и уч-ся.
| Сентябрь октябрь октябрь ноябрь
Февраль февраль | |
Мониторинг «Изучение внутрисемейных отношений и уровня комфортности ребенка в неблагополучных семьях»
| Октябрь-май Октябрь Ноябрь – Апрель Ноябрь – Апрель Апрель | ||
3. | Анализ работы за полугодие | Декабрь 2013 | |
4. | Анализ работы за учебный год | Май 2014 г. |
Работа с уч-ся
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Учет и контроль за движением учащихся, состоящих на учете. | В течение года | |
2. | Правовое сопровождение учащихся. | В течение года | |
3. | Обследования условий жизни и воспитания учащихся. | В течение года | |
4. | Индивидуальное консультирование учащихся по личным вопросам, проблемам. | В течение года | |
5. | Вовлечение учащихся в деятельность кружков, секций по интересам. | В течение года | |
6. | Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и уклоняющихся от обучения. | В течение года | |
7. | Осуществление контроля за учащимися по месту жительства. | В течение года | |
8. | Индивидуальные профилактические беседы. | В течение года | |
9. | Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций. | В течение года | |
10. | Индивидуальная работа по социально-педагогической реабилитации. | В течение года | |
11. | Контроль за успеваемостью и посещаемостью детей из семей СОП . | В течение года | |
12. | Анкетирование : - Семья и родители глазами ребёнка - Жестокое обращение. - Выявление отношения учащихся к алкоголю и табакокурению. | октябрь ноябрь февраль | |
13 | Организация занятости учащихся в период каникул. | В течение года |
Взаимодействие с другими службами
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Организация консультаций специалистов различных служб и ведомств системы профилактики с родителями и детьми. | В течение года | |
2. | Совместные рейды:
ЦЕЛЬ: знакомство с социально-бытовыми условиями проживания семей 1-классников, выявление социального неблагополучия.
ЦЕЛЬ: контроль за соблюдением прав ребенка.
(оставленных на повторный курс обучения) ЦЕЛЬ: уведомление родителей, знакомство с бытовыми условиями обучения ребенка.
ЦЕЛЬ: выполнение Закона РФ «Об образовании»
ЦЕЛЬ: Контроль за подростками, выполнение ФЗ РФ№ 120, выполнение Закона №148 – РЗ «О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений в РК».
ЦЕЛЬ: контроль за семьёй, условиями проживания ребенка.
ЦЕЛЬ: профилактика правонарушений, бродяжничества, безнадзорности. | В течение года | |
4. | Индивидуальные и коллективные беседы специалистов служб и ведомств системы профилактики, медицинских работников | В течение года | |
5. | Совместная работа по вовлечению несовершеннолетних в объединения дополнительного образования | В течение года | |
6. | Организация каникулярного времени, летнего отдыха учащихся. Трудоустройство. | В течение года | |
7. | Организация работы по профилактике раннего семейного неблагополучия с ДОУ и детскими поликлиниками.
| В течение года |
Приложение 1
Алгоритм взаимодействия педагогического коллектива с неблагополучной семьей
Алгоритм изучения семьи.
Приступая к работе с семьёй, следует изучить её по следующим параметрам:
- состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, родители разведены и т. д.);
- жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;
- воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).
Характер взаимоотношений в семье
" между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);
" между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);
" позиция ребенка в семье (педагогически оправданная; "кумир семьи"; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находится на положении "Золушки").
семья ведет здоровый образ жизни
один из родителей склонен к выпивкам, скандалам
родителей эпизодические запои, семейные скандалы
частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей
повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей
Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:
семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей
духовные потребности недооцениваются
для семьи характерна духовная, идейная индифферентность
преобладают стяжательские настроения
в семье допускаются любые средства достижения корыстных целей.
Характер эмоциональных отношений в семье:
атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки
отношения ровные, но без эмоциональной близости
эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность
эмоционально-холодные, отчужденные отношения
напряженно-конфликтные отношения
Положение ребенка в семье
" Я нужен и любим и люблю вас тоже;
" Я нужен и любим, вы существуете ради меня;
" Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам;
" Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.
Отношение ребенка к родителям
" дорожит семейными отношениями;
" родители авторитетны;
" относится пренебрежительно;
" остро переживает драму;
" тяготеет к одному из членов семьи.
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.
Выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на
ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи:
алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т. д.)
Приложение 2
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
учащегося _______ класса
1. Общие сведения о ребенке:
Ф.И.О._____________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________
Домашний адрес ____________________________________________
Год поступления в школу _____________________________________
2. Состояние здоровья и развития учащегося.
2.1. Общая оценка здоровья (по данным медицинской карты) ______________________________________________________________
2.2 Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки (нужное подчеркнуть).
2.3 Патологические влечения (нужное подчеркнуть):
– курение (не курит, эпизодически, систематически);
– употребление спиртных напитков (не употребляет, эпизодически, систематически);
– употребление ПАВ (не употребляет, пробовал один раз, систематически).
3. Социально-психологическая атмосфера семьи:
3.1 Сведения о родителях (нужное подчеркнуть):
Мать:
Ф.И.О. ____________________________________________________
Место работы ______________________________________________
Отец:
Ф.И.О._____________________________________________________
Место работы_______________________________________________
3.2 Другие члены семьи _______________________________________
3.3 Условия жизни в семье:
3.3.1 Тип семьи (нужное подчеркнуть):
– благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная);
– неблагополучная, в том числе:
а) педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);
б) нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, нигде не работают, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
в) конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера: между родителями постоянны конфликты, родители постоянно раздражительны, жестоки, нетерпимы).
3.3.2 Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть):
– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот и усилий);
– попустительство (уклонение от активного участия и пассивность в воспитании ребенка, признание полной автономности ребенка);
– сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т. д.)
3.3.3 Стиль отношений в семье (нужное подчеркнуть):
– попустительски-снисходительный;
– позиция круговой обороны;
– демонстративный;
– педантично-подозрительный;
– увещевательный;
– отстраненно-равнодушный;
– воспитание по типу «кумир в семье»;
– непоследовательный.
3.3.4 Имеются ли отклонения в поведении кого-либо из членов семьи (алкоголизм, хулиганство, судимость и т. д.)? ______________________
3.3.5 Организация режима труда и отдыха.
Какие обязанности ребенок выполняет в семье? __________________
Соблюдается ли режим дня? __________________________________
Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания? __________________________________________________
Чем занимается в свободное время _____________________________
4. Особенности учебной деятельности:
4.1 Успеваемость учащегося __________________________________
4.2 Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.
4.3 Интеллектуальные возможности: высокие, средние, низкие.
4.4 Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников (нужное подчеркнуть).
5. Положение в классном коллективе, отношение к нему:
5.1 Позиция учащегося в коллективе: лидер, предпочитаемый, отвергаемый, изолированный.
5.2 С кем из класса наиболее близок ___________________________
5.3 Взаимоотношения с другими одноклассниками: дружеские, деловые, конфликтные, ни с кем не общается.
5.4 Манера, стиль общения с окружающими:
– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
– недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
–экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
5.5 Отношение к общественному мнению:
– активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);
– пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
– безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
– негативное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведения не меняет).
6. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:
6.1 Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой, по настроению, недобросовестное, под нажимом.
6.2 Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.
6.3 Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно-пренебре-жительно, вплоть до умышленной порчи имущества.
7. Направленность интересов:
7.1 Проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, организаторской, художественной (артистической, литературной, музыкальной, хореографической), спортивной, ____________
7.2 Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, эпизодически, систематически).
7.3 В каких кружках (секциях) состоит (состоял)?_________________
8. Психологические особенности личности:
8.1 Развитие познавательных процессов:
– внимание (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное);
– память (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный, процесс запоминания механический);
– мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, сформированы мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; наблюдается ригидность мышления);
– речь (грамотная или неграмотная, внятная или невнятная, богатый или бедный словарный запас);
– воображение (развито, творческий подход к деятельности; слабо развито).
8.2 Сформированность волевых качеств:
– самостоятельность (познавательная, социально-бытовая)_________
– настойчивость (способность доводить начатое дело до конца, прикладывать волевые усилия для достижения цели, отказывается от дела, не доводит до конца);
– дисциплинированность (присутствует, не принимает или не выполняет правила поведения, неадекватно реагирует на ситуацию и замечания).
8.3 Самооценка учащегося:
– адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности, достижения и поражения);
– завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
– заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
9. Особенности поведения:
9.1 Положительные поступки учащегося:
Как часто они совершаются___________________________________
Возможные мотивы их совершения.
9.2 Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодические, систематические) и характер: грубость, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований и поручений, не реагирует на замечания, отвлекает других от работы, обижает младших и слабых, дерется.
Укажите конкретные случаи __________________________________
9.3 Отношение к своим проступкам: равнодушен, оправдывает, переживает, осуждает.
9.4 Как относится к педагогическим воздействиям: равнодушно, с ожесточением, понимает и старается выполнить требования.
9.5 Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство), избиение и проявление садистских наклонностей. Укажите конкретные случаи__________________________________________________________
9.6. Состоит на учете:
внутришкольном ___________________________________________
в ПДН_____________________________________________________
(КДН) ____________________________________________________
Основание для постановки на учет ____________________________
«___»________200__г.
______________
( подпись)
Приложение 4
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ
1. Дата обследования __________________________________________
2. Ф. И. О. ребенка ____________________________________________
3. Кто проводит обследование и почему ___________________________
4. Дата рождения _____________________________________________
5. Месторождения ____________________________________________
6. Национальность ____________________________________________
7. Адрес проживания, телефон __________________________________
8. Адрес прописки, телефон _____________________________________
9. Состоит ли на учете в ИДН (да/нет) ____________________________
10. Приводы в милицию: _______________________________________
Количество __________________________________________________
Причины ___________________________________________________
ОБУЧЕНИЕ
1. Место обучения ____________________________________________
2. Количество оконченных классов, дата окончания__________________
3. Успеваемость:
Русский язык ________________________________________________
Литература __________________________________________________
Алгебра _____________________________________________________
Геометрия __________________________________________________
История_____________________________________________________
География___________________________________________________
Биология___________________________________________________
Иностранный язык ___________________________________________
Физика _____________________________________________________
Химия ______________________________________________________
Физкультура_________________________________________________
Труд _______________________________________________________
4.Отношения с учащимися (нужное подчеркнуть)
Положительные со всеми
Положительные с некоторыми
Нейтральные со всеми
Отрицательные с некоторыми
Отрицательные со всеми
5. Отношения с учителями (нужное подчеркнуть)
Положительные со всеми
Положительные с некоторыми
Нейтральные со всеми
Отрицательные с некоторыми
Отрицательные со всеми
6.Опоздания в учебное заведение (нужное подчеркнуть)
Есть
Частые
Периодические
Нет
7. Прогулы (нужное подчеркнуть)
Есть
Частые
Периодические
Нет
8.Реакция на похвалу (нужное подчеркнуть)
Напрашивается на похвалу
Положительная
Спокойная
Негативная
9.Реакция на порицание (нужное подчеркнуть)
Слезы
Безразличие
Изображает улыбку
Агрессия
10.Любимые предметы ____________________________
11.Нелюбимые предметы __________________________
12.Способность к обучению (нужное подчеркнуть)
Хорошая
Средняя
Плохая
13. Статус в классе (нужное подчеркнуть)
Формальный лидер
Неформальный лидер
Изгой
«Шестерка»
ПОВЕДЕНИЕ
1.Пьянство (нужное подчеркнуть)
Не пьет
Эпизодически
Бытовое
Хроническое
2.Курение (нужное подчеркнуть)
Не курит
Эпизодически
Бытовое
Хроническое
3.Наркомания (нужное подчеркнуть)
Не употребляет
Эпизодически
Бытовая
Хроническая
4.Соблюдение режима (нужное подчеркнуть)
С желанием
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
5.Отношение к работе по дому, к дежурству
(нужное подчеркнуть)
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
6.Отношение к производственному труду
(нужное подчеркнуть)
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
7.Материальное положение ребенка в семье
(нужное подчеркнуть)
Высокое
Достаточное
Низкое
8.Отношение ребенка к его материальному обеспечению
(нужное подчеркнуть)
Положительное
Терпимое
Скрытое неприятие .
Открытое неприятие
9. Форма самообеспечения (нужное подчеркнуть)
Предпринимательство
Наемный квалифицированный труд
Наемный неквалифицированный труд
Попрошайничество
Иждивенчество
Воровство
Грабеж
Разбой
Проституция
ОТНОШЕНИЯ
Отношение к совместным социокультурным мероприятиям
(нужное подчеркнуть)
С семьей
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
С классом
Положительное
Пассивное
Скрытое неприятие
Открытое неприятие
Агрессивное неприятие
Приложение 5
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ
______ класса
Ф. И. О. _________________дата __________ 200__ г. ________ час.___
Мы, нижеподписавшиеся, ______________________________________
___________________________________________________________
посетили семью ______________________________________________,
проживающую по адресу: с целью________________________________
Состав семьи ________ человек _________________________________
____________________________________________________________
Семья занимает _________ кв. м. ________________________________
В момент посещения дома находились ____________________________
____________________________________________________________
Санитарное состояние жилья на момент проверки ___________________
____________________________________________________________
Ребенок имеет место для занятий, отдыха__________________________
____________________________________________________________
Место для сна ________________________________________________
Ребенок ложится спать ________________________________________
Загруженность домашними делами _______________________________
Ребенок занят в свободное время ________________________________
Родители контролируют выполнение домашних заданий ______________
Контакт осуществляется со школой ______________________________
Результат проверки (рекомендации, заключения) ____________________
____________________________________________________________
Подписи, Ф. И. О._____________________________________________
проверяющих:__________________________________________
Приложение 6
Определение обобщенного показателя
социального благополучия учащегося
№ п/п | Социальные характеристики | Балл |
1 | Состав семьи ребенка | |
Мать, отец, бабушка, дедушка | 5 | |
Только мать и отец | 4 | |
Мать, отчим; отец, мачеха | 3 | |
Одна мать, один отец | 2 | |
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 1 | |
2 | Школьная успеваемость | |
Хорошая | 5 | |
Удовлетворительная | 4 | |
Неудовлетворительная | 3 | |
Оставил школу, работает | 2 | |
Оставил школу, не работает | 1 | |
3 | Здоровье ребенка | |
Практически здоров | 5 | |
Часто болеет в пределах нормального развития | 4 | |
Имеет хронические болезни | 3 | |
Отставание в умственном развитии | 2 | |
Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни | 1 | |
4 | Санитарно-жилищные условия жизни семьи | |
Благоустроенная отдельная квартира | 5 | |
Отдельная квартира с родителями супругов | 4 | |
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | 3 | |
Комната в коммунальной квартире с удобствами | 2 | |
Комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 | |
5 | Доход семьи | |
Могут практически ни в чем себе не отказывать | 5 | |
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг | 4 | |
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | 3 | |
Живут от зарплаты до зарплаты | 2 | |
Денег до зарплаты не хватает | 1 | |
6 | Уровень социального благополучия семьи | |
Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | 5 | |
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | 4 | |
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам | 3 | |
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей | 2 | |
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 1 | |
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | 2 | |
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 | |
7 | Поведение ребенка в школе | |
Хорошее | 5 | |
Удовлетворительное | 4 | |
Неудовлетворительное | 3 | |
Неоднократно был замечен в асоциальном поведении | 2 | |
Стоит на учете в ПДН | 1 | |
8 | Внешкольное общение ребенка | |
На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов | 5 | |
Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени | 4 | |
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей | 3 | |
Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества | 2 | |
Криминогенные группы, состоящие на учете в ПДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики | 1 | |
9 | Жизненные цели ребенка | |
Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей | 5 | |
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны | 4 | |
Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось» | 3 | |
Ориентации на цели носят скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов | 2 | |
Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ПДН | 1 | |
10 | Эмоциональные отношения родителей с детьми | |
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 | |
Слепая любовь, гиперопека | 4 | |
Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное | 3 | |
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | 2 | |
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 |
При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:
• ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
• от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
• более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия)
Примерная схема первой беседы
1. Фамилия, имя, отчество родителей.
2. Состав семьи.
3. Осмотр помещения для составления акта жилищно-бытовых условий.
4. Семейный бюджет.
5. Свободное время (чем занимаются).
6. Мнение о своих детях как об учениках;
способный;
хороший;
средний;
неспособный и т.д.
7. Отношение к успехам и неудачам ребенка в учебе:
переживаю с ним его неудачи;
радуюсь его успехам;
считаю, что это его дело и т.д.
8. Какими качествами обладает ваш ребенок: честность, правдивость, доброта, лживость, любознательность, умение постоять за себя.
9. Посещаете ли вы школу: ежедневно, ежемесячно, один раз в четверть...
10. Совместное времяпрепровождение: ежедневно, по выходным дням, редко, почти никогда...
11. Совместная деятельность в семье: вместе выполняем домашнее задание, решаем проблемы, вместе работаем, каждый занят своим делом...
12. Каковы отношения в семье: хорошие, не очень хорошие, плохие, конфликтные.
13. Отношение ребенка к алкоголю, табаку, наркотикам: один раз употреблял, постоянно, периодически.
14. Чем ребенок любит заниматься: помогать младшим, трудиться на огороде, помогать взрослым, посещать различные кружки, секции, любит читать...
Занятия с элементами тренинга с родителями
Цель: раскрытие внутренних ресурсов, их активизация и оптимизация.
День 1.
Цель: знакомство с новой формой работы, раскрепощение, сплочение, поиск и раскрытие внутренних ресурсов.
Приветствие. В парах - презентация друг друга. –Как зовут? –Любимое блюдо? –Любимое дело? –Что во мне нравиться? (1 минута).
Обсуждение и принятие правил «Здесь и сейчас», «Уважение друг к другу».
Упр. «Круг удовлетворенности». Инструкция: «Отметьте на каждом луче степень удовлетворенности по пятибалльной шкале, 1 – меньше всего, 5 – больше всего). Соедините точки.
Обсуждение: Это колесо вашей жизни. Посмотрите, далеко ли вы на этом колесе уедете? Можно ли вообще на нем куда-то уехать? Что мешает ехать на этом колесе? Какие сферы у вас западают? (Именно эти сферы мешают ехать ровно). От кого зависит, что бы колесо стало ровное? Что вы можете для этого сделать? Что вам нужно для этого? (чего не хватает?).
Упр. «Меняются местами те, кто …»
Упр. «Точка опоры». Инструкция: «у каждого из нас есть сильные стороны, то есть то, что мы ценим, принимаем, любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем это «точкой опоры», ведь, действительно, эти качества помогают нам в трудную минуту. Давайте договоримся, не умаляя своих достоинств вы составите список своих сильных сторон. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены». Озвучивание в кругу своего списка. Группа дополняет список каждого участника.
Обсуждение: Что было легче: дополнять другого или определить свои черты? Не важно, трудно определять в себе или в другом сильные стороны, в любом случае, в каждом человеке есть ресурсы, которые помогают решать проблемы.
Упр. «Стул». Инструкция: Выберите круг, в центре поставьте стул. Возьмите лист бумаги, подпишите его красиво, сделайте красивый узор и т.д. Это – непростой круг, а волшебный. Когда вы будите сидеть на этом листе – вспомните ситуации, когда вы были успешными, когда вы решили какие-то проблемы, вам удавалось достичь чего-то. (5 минут). Сейчас сложите лист конвертом и положите к себе в карман. Носите этот лист всегда с собой и, когда вам будет трудно, достаньте лист и посидите на нем.
Упр. «Лев». Участники садятся спиной в круг. Инструкция: «Давайте поучимся у животных. Представьте себя сильной выносливой неуязвимой львицей или львом. Сядьте как это животное. Выпрямите спину. Сделайте осанку гордой и грациозной. Взгляд спокойный и уверенный. А теперь рыкните как львица. Громко. Еще раз. Как можно громче и увереннее заявите о себе».
Упр. «Я первый». Инструкция: «У вас были ситуации, когда в семье, в школе, среди соседей, друзей или во всей деревни (а может даже и на всей планете Земля) вы были первыми. Например: первыми купили магнитофон, научились доить корову, научились читать, закончили школу, водить автомобиль и т.д. Вспомните, что вы сделали первым» (5 минут).
Работа в парах: Поделиться друг с другом ситуациями. Были ли ситуации, которые были только у вас?
Работа в кругу: выявляются несколько индивидуальных ситуаций. «Вы были первыми! Молодцы! Здорово, что есть ситуации, когда вы можете крикнуть «Вау! У меня это получилось!» тогда, глядя на вас могут потянуться и другие, веря, что у них тоже получится.
Подведение итога: сегодня вы узнали, свои сильные стороны, вспомните ситуации, где вы были первыми, успешными. А зачем вам эти знания? Что дает вам уверенность? Зачем она вам нужна? Давайте вернемся к началу нашего занятия и посмотрим на то колесо, которое вы делали. Где вы поставили себе меньшую оценку? Что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию?
Согласна, что не все зависит только от вас, есть вопросы, на которые влияют другие факторы. Завтра мы поговорим с вами о том, как сделать так, чтобы эти факторы вам помогали.
День 2.
Цель: трансформация детских негативных переживаний в ресурсное состояние; постановка цели на ближайшее время; усиление и расширение внутренних ресурсов.
Приветствие. Здравствуйте, мы рады сегодня вас сегодня вас видеть. Мы начинаем 2-й день и хотели бы, что бы вы поделились своими впечатлениями о вчерашнем вечере и сегодняшнем утре. Что изменилось за это время? Как вы себя чувствуете?
Упр. «Машина стиральная». Инструкция: Представьте себя в каком-либо образе. Все мы – волшебная стиральная машина, которая может постирать абсолютно все.
Обсуждение: Вы всех стирали одинаково? От чего зависело то, как вы стирали? Вам понравилось, как вас стирали?
«Медитация детства» Инструкция: Выберите любое место в помещении (лучше угол) и встаньте лицом к стене. Сейчас будет звучать музыка, я буду говорить слова, прислушайтесь к ним, к тому, о чем я буду говорить и представьте эти образы. Если вам захочется плакать – плачьте.
Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили себя 5-6 – летним ребенком, когда вы были сильно расстроены чем-то, на кого-то сильно обижены или наказаны кем-то. Вы маленький и беззащитный человечек, который остался один на один со своими тревогами, обидами, проблемами. Вы зареванный и заплаканный стоите один и думаете – как несправедливо с вами поступили. Этот маленький ребенок чувствует нехватку любви и внимания, заботы мамы и папы. Чувствуя себя одиноким, вы стали бродить по дому, пока не нашли тихий уютный уголок. Вы забрались в кресло…или на диван…может быть это кровать или…место под столом… вы удобно устроились, поджав ноги под себя или свернувшись калачиком…вам стало спокойно…И вы замечаете, что этого маленького обиженного ребенка нежно гладит и прижимает к себе большой сильный взрослый. Это вы. Вы берете этого ребенка на руки, прижимаете к своей груди, успокаиваете его и говорите ему: «Какая ты замечательная девочка или замечательный мальчик, я так сильно тебя люблю» и говорите, что ей не надо переживать. У нее все будет хорошо, замечательно. Она не будет расстроенной и покинутой. Вы выполните это обещание. Этот ребенок, живущий в вас, никогда не испытает тревогу, унижения, горечь, обиду, несправедливость. И будет чувствовать только радость, заботу, спокойствие, успех, уважение, защиту, счастье… С этого дня вы обещаете заботиться о нем, любить его, уважать, называть только хорошими словами, слышать его, понимать его. С этого момента этот ребенок чувствует только любовь, уважение, заботу, поддержку, понимание, потому что рядом с ним всегда есть вы: взрослый… сильный… мудрый… заботливый… понимающий… любящий… Почувствуйте эту силу… значимость… мудрость… уверенность… надежность… стабильность… … … вы справитесь с любыми трудностями, преодолеете любые преграды, потому что с этого момента вы взрослый сильный, мудрый, уверенный, надежный, смелый.
Рисование Инструкция: Сейчас молча, не разговаривая, садимся, берем кисточку, краски, бумагу и рисуем. Рисунок может быть любым, по вашему желанию.
Меняем рисунки.
Составление характеристики Инструкция: Посмотрите на рисунок, который перед вами. Каким представляется вам человек, который это нарисовал? Напишите, что думаете об этом человеке.
Далее участники зачитывают свои характеристики.
Сейчас, я хочу, чтобы вы прочитали то, что написали не вслух, для себя. И подумайте, что из написанного напоминает вас.
В каждом человеке мы видим те качества, которые есть в нас самих. Они нам могут нравиться или нет, но они есть. И когда мы обращаемся за помощью к другому, мы думаем, что он нам может помочь. Когда вы ищите помощи или поддержки у других, теперь вы знаете, что можете обратиться к себе, потому что вы – взрослый, сильный, мудрый, уверенный, надежный, смелый.
Упр. «Дождь» Инструкция: все стоят в кругу. Ведущий щелкает пальцами – остальные присоединяются, строго по очереди. Далее идут другие движения (хлопки по плечам, хлопки по коленям, хлопки по плечам, щелканье пальцами, умолкание).
Упр. «Мои цели» Инструкция: подумайте и пропишите цель (цели), которую вы хотели бы достичь в течение года,.. пяти лет,… десяти лет … (7 минут).
Выберите какую-либо цель, которую вы поставили себе на год. Пропишите ее более подробно: при помощи каких шагов вы можете ее достичь, пропишите также временные рамки для каждого шага (8 минут).
«Мозговой штурм». Инструкция: Каждый участник в кругу проговаривает: а) при помощи каких ресурсов он может достичь своей цели, что поможет (ведущий параллельно прописывает все высказывания на доске),
б) что мешает достичь своей цели, как работать с тем, что мешает достижению
(ведущий параллельно прописывает все высказывания на доске).
Общее обсуждение: как устранить помехи, при помощи каких ресурсов можно достичь поставленную цель.
(ресурсы прописываются на доске)
Упр. «Прощание» Инструкция: у вас есть ровно одна минута для того, чтобы высказаться. Вы можете говорить о чем угодно, но у вас есть ровно одна минута.
Прощание. Пожать друг другу руки и сказать «Встретимся осенью!»
Китайская пословица.
Мне, также понравилось наше занятие, я благодарю вас всех за участие и хотела бы сказать одну древнюю китайскую пословицу: «Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни».
Литература и интернет -ресурсы
1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988
2.Никитина Л «Методика работы социального педагога»
3.Т.А Шишковец «Справочник социального педагога 5- 11 кл»
4. Гарбузов, Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация
5. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов на Дону, 2005
6.Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 № 3
7.Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа реабилитации семьи, находящийся в социально - опасном положении
Комплексная работа всех специалистов...
Программа реабилитации семьи, находящейся в социально-опасном положении.
Комплексная работа всех специалистов....
Выступление на РМО "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении"
Презентация к докладу "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении" 2015-2016 уч. год....
Выступление на РМО «Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении»
Работа с родителями....
Аналитический отчет о работе с семьей, находящейся в социально-опасном положении.
В отчете дан краткий анализ проведенной, в течение определенного срока, работы с семьей, находяейся в "социально-опасном положении"....
Работа воспитателя с семьями, находящимися в социально - опасном положении или в трудной жизненной ситуации
Решение проблем, преодоление трудностей и создание условий для социального становления семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации или социально - опасном положении....
Алгоритм работы социального педагога с детьми и семьями находящимся в социально опасном положении
Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он прово...