Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка на тему

Козлова  Надежда  Николаевна

 

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon indiv_marshrut1.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИОМ

(индивидуально-образовательный маршрут)

 

ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________

Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________

Тема

ЗУН

ОУУН

Задания, способы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

 

 

Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

Проблемной группой учителей нашей школы были разработаны рекомендации по профилактике трудностей в обучении учащихся в рамках индивидуально – ориентированной программы:

Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации

  1. При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
  2. Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.

Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.

  1. Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
  2. Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
  3. Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
  4. Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.

Важность такого подхода в образовании детей очевидна.

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

  Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащегося, родителей, педагогов, психологов) и определяется:

  уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту;

  здоровьем и психическим состоянием учащегося;

  потребностями учащегося;

  социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения).

Коррекция индивидуального образовательного маршрута учащегося осуществляется педагогическим консилиумом на основе рекомендаций педагогов и психологов с согласия родителей и учащегося.

Содержательное наполнение образовательной программы может корректироваться в соответствии с изменениями реальной социально-образовательной ситуации в школе, определяемой контингентом учащихся, социальными и образовательными запросами учащихся и их родителей, образовательными приоритетами, расширением связей с учреждениями культуры (в том числе с ВУЗами) и др.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.

Временная структура индивидуального образовательного маршрута

  1. Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением, например полугодие 10-го класса или целиком 11-й класс. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в школе.
  2. Фиксируется общий срок выполнения. Он может совпадать с выбранным отрезком школьного обучения, но может и отличаться от него, если программа индивидуального обучения предполагает ускоренный или замедленный темп развития ученика, учитывает внешние обстоятельства его жизни (длительные поездки, участие в соревнованиях, профессиональное обучение и т.п.).
  3. Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.

Содержательная структура индивидуального образовательного маршрута

Она основана на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут.

  1. Фиксируются обязательные модули, то есть модули, предполагающие учебные занятия, входящие в инвариантную часть образования.
  2. Определяются модули по выбору ученика, входящие в обязательную для выполнения часть индивидуального образовательного маршрута.
  3. Выбираются факультативные модули.

Эта структура соответствует трем общепринятым видам учебных занятий – обязательным занятиям, составляющим инвариантную часть образования, обязательным занятиям по выбору учащегося и факультативным занятиям.

Соотношение между тремя видами учебных занятий (тремя видами учебных модулей) определяется стандартным образом. Каждый модуль при его построении обладает определенным числом баллов – числом часов учебной программы, покрываемых модулем (оно, разумеется, может не совпадать с объемом времени, отводимым индивидуальным учебным планом на выполнение модуля). С другой стороны, выбранный общий учебный план регламентирует распределение часов (в расчете на полугодие) между тремя видами учебных занятий. Тем самым суммы баллов, приписанных модулям трех различных видов, должны укладываться в рамки распределения, предписанного общим учебным планом.

Контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута

В эту структуру входят контрольные точки соприкосновения ученика со школой. Они могут быть подразделены следующим образом.

  1. Текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (классным руководителем), посещение консультаций и т.п.
  2. Отчетность по выполнению учебных модулей.
  3. Итоговая аттестация достижений.

Все три структуры индивидуального образовательного маршрута могут быть отражены в одном документе – временном графике.

Корректировка индивидуального образовательного маршрута

В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится тьютором (классным руководителем) и доводится до сведения администрации школы и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного времени и т.п.), она должна утверждаться администрацией школы и согласовываться с родителями.

8. Организационно-педагогические условия

Переход ученика на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые устанавливает учебное заведение. При этом правила должны предусматривать:

  • оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу;
  • желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;
  • согласие родителей.

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами:

  1. Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Наряду с посещением уроков по выбранной теме (модулю) в своем классе, может быть организовано классное обучение в другом классе своей или другой школы.
  2. Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
  3. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.
  4. Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования, государственном и частном секторе экономики.

В раздел практики мы отнесем и многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее.

Обеспечивает индивидуальное обучение, несет персональную ответственность за организацию и ход этого обучения тьютор, в обязанности которого входят:

  • оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение;
  • выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута;
  • контакты с местами прохождения практики (местами выполнения учебных модулей, расположенных вне школы);
  • регулярные встречи с учеником, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута (рекомендуется выделить для таких встреч один час в неделю);
  • корректировка образовательного маршрута;
  • контакты с родителями ученика;
  • оформление результатов аттестации ученика (внесение оценок и другой информации о достижениях в школьную документацию).

Использование школой программ индивидуального обучения предполагает наличие в ней организационно-педагогических условий, обеспечивающих высокое качество индивидуальной подготовки.

К их числу можно отнести:

  • наличие психологической и валеологической служб, позволяющих принимать грамотные и взвешенные решения относительно условий обучения отдельных учеников;
  • широкий спектр реализуемых образовательных программ, позволяющий создавать учебные модули с учетом индивидуальных особенностей учащегося;
  • наличие шефских и иных связей с предприятиями города, обеспечивающих индивидуальное использование образовательных ресурсов вне школы;
  • техническая оснащенность школы, внедрение новых информационных технологий.

9. Аттестация достижений

Использование сложившейся системы аттестации ученика, занимающегося по индивидуальной программе, имеет некоторые особенности.

  1. Текущий контроль. Ведущее место здесь занимает еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального маршрута.
  2. Самоконтроль и самооценка. Умелая организация самоконтроля и самооценки учащегося (например, с помощью специальной системы анкетирования) не только позволяет проверить его успехи, но и развивает индивидуальные черты личности.
  3. Нацеленность на результат при обучении с помощью системы учебных модулей. Результату желательно придать конкретный вид: зачет (с указанием формы его проведения), реферат (с указанием примерного объема), отчет о практике, выступление на кружке, изготовление конкретного изделия (с теоретическим описанием или рефератом), компьютерное тестирование и т.п.
  4. Кредитная система. Эта система получила в последнее время широкое распространение в различных сферах обучения. Ее смысл состоит в том, что каждый фрагмент обучения (учебный модуль) имеет заранее заданный вес (число баллов). Обучение считается успешным при достижении определенной суммы баллов (предполагается, что обучаемый имеет некоторую свободу в выборе модулей). При этом кредитная система обычно бывает неодномерной – модулю предписывается не только вес, но и принадлежность к определенному предмету (скажем, изучение литературы или производственная практика). Успешность обучения предполагает не просто суммарный набор числа баллов, но и достижение определенного порога по отдельным направлениям (скажем, набрать не менее 100 баллов, причем из них не менее 20 – по истории, не менее 15 –за практику и т.д.).
    По желанию школы кредитная система может применяться в предлагаемой программе индивидуального обучения, так как каждый учебный модуль имеет заранее заданный вес (число часов учебной программы). Применение кредитной системы целесообразно в случае дробления программы на мелкие модули и при обеспечении достаточной свободы в выборе образовательного маршрута и гибкости в его корректировке.
  5. Итоговая аттестация. По окончании срока индивидуального обучения используются все принятые школой формы итоговой аттестации. Выполнение отдельных модулей может предполагать оценку, даваемую вне стен школы (скажем, сдача экзамена или зачета в другом учебном заведении, при обучении экстерном или вне школы). Использование этой оценки при итоговой аттестации (внесение ее в аттестат зрелости) должно быть указано в договоре школы с внешним учреждением, являющимся базой для выполнения учащимся учебного модуля.

Если срок индивидуального обучения не совпадает со сроком окончания школы, то одним из результатов итоговой аттестации должна быть рекомендация по использованию на следующем этапе обучения той или иной образовательной программы.

Портфолио как основа индивидуального маршрута обучения

Тема: Организация работы медицинских отделений и служб, Общие вопросы кадровой работы, Квалификация персонала 

Источник: Журнал "Главная медицинская сестра", №8- 2009 

Автор: Степанова М.П. 

В рамках новой образовательной парадигмы ведется разработка и внедрение инновационных технологий обучения, направленных на развитие специальных и ключевых компетенций выпускников. Одним из способов оценивания компетентности учащихся является учебный портфель (портфолио). Данную технологию можно использовать как основу индивидуального маршрута обучения. Она дает студенту возможность работать в собственном темпе. Портфолио нужно для развития навыков рефлексивной деятельности, а также для формирования умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и дополняет традиционные средства контроля обучения.

Функции портфолио. Учебный портфель – это набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы над модулем, проектом, учебным исследованием, при подготовке к экзамену, а также своеобразная «копилка» достижений – грамот, сертификатов, отзывов с баз практики. Кроме накопительной, портфолио выполняет модульную функцию, отражая динамику развития учащегося, результатов достижения цели обучения, его самореализацию, а также демонстрируя стиль учения и показывая особенности его общей и профессиональной культуры, интеллекта. Портфолио помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы, самостоятельно устанавливать связи между предыдущими и новыми знаниями, готовить обоснования будущей исследовательской работы.

Конечная цель учебного портфолио заключается в доказательстве результата обучения. Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. В зависимости от содержания можно выделить следующие виды портфолио:

  • портфолио достижений (результаты работы учащегося по конкретному модулю, теме учебного материала);
  • рефлексивный портфолио (материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов учебной работы; а также по анализу особенностей работы с различными источниками информации);
  • проблемно-ориентированный портфолио (все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы);
  • тематический портфолио (материалы, отражающие работу в рамках той или иной темы или модуля).

Рассмотрим пример использования портфолио в преподавании дисциплины «акушерство». Тематический вид портфолио является наиболее приемлемым, т. к. работа над ним не растянута во времени, что позволяет сохранить интерес студента к работе и поддержать познавательную активность на достаточно высоком уровне.

Алгоритм запуска портфолио в общем виде может быть представлен следующим образом.

Начинать работу следует с мотивации: каждому студенту должно быть понятно, зачем нужен портфолио, что он позволит ему получить. Затем совместно со студентами выбирается вид портфолио, устанавливаются сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы или домашней подготовки. Определяется общее количество рубрик, из них часть – обязательные, часть – по выбору. Критерии оценки можно вынести на обсуждение, однако некоторые критерии, такие как наличие всех обязательных рубрик, аккуратность выполнения работы и т. п., являются обязательными и не подлежащими обсуждению.

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Общепринятой является структура портфолио, включающая четыре основных раздела. В разделе «Портрет» студенты представляют себя любым доступным способом: фотографиями, резюме, эссе и др. Раздел «Коллектор» включает информацию, связанную с тематикой, но не являющуюся продуктом деятельности автора: глоссарий, приказы и инструкции, бланки анализов, бланки истории родов, диспансерной карты, индивидуальной карты беременной, информационные материалы, полученные от преподавателя, алгоритмы манипуляций, алгоритмы решения ситуационных задач, стандарты деятельности акушерки, любой иллюстративный материал и др. «Рабочие материалы» – раздел, включающий информацию, которая была использована студентом в процессе подготовки и выполнения заданий: опорные конспекты, рисунки, решения задач, дневники наблюдения за беременными, роженицами, родильницами в роддоме, оформленные учебные истории родов, планы ведения родов, дневники работы в различных подразделениях роддома, графические материалы (таблицы, партограммы, графики, схемы, лото, домино, кроссворды и др.), тексты сообщений и докладов, бесед с пациентами, творческие работы; выполненные контрольные и самостоятельные работы; материалы по проектной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской деятельности и др. Этот раздел представляет собой «копилку» работ, выполненных автором портфолио в процессе обучения. Раздел «Мои достижения» содержит работы, демонстрирующие успехи студента, его прогресс в обучении. Это могут быть результаты контрольных и самостоятельных работ, отзывы акушерок, врачей лечебно-профилактических учреждений, пациентов, сертификаты, грамоты научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов и др. Приветствуется наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела.

Можно использовать модель портфолио, которая наряду с блоком, обеспечивающим достижение образовательного стандарта, включает рубрики, содержащие индивидуально значимую информацию. Такая модель портфолио включает обязательную и вариативную части.

В обязательную часть портфолио студент помещает выполненные им задания, опорные конспекты, схемы, практические работы в соответствии с требованиями ГОС по дисциплине. Вариативная часть предполагает расширенный или углубленный уровень освоения содержания модуля и рассчитана на высокую познавательную активность студентов. Здесь наряду с заданиями повышенной сложности могут быть предложены работы исследовательского характера. Поэтому вариативная часть может включать дополнительные рубрики, которые студент предлагает сам.

Использование такой модели позволяет учащимся самостоятельно конструировать структуру и содержание портфолио, поэтому создаются условия для разноуровневого освоения учебного содержания модуля, выбора форм учебной работы, приемов и способов оценивания и презентации готовых материалов. За счет этого реализуется индивидуальный маршрут обучения.

Оценивается портфолио по всем разделам и рубрикам по заранее определенным критериям. На итоговом занятии проводится презентация портфолио с использованием мультимедийной техники.

Таким образом, в процессе учебной работы, организованной с использованием портфолио, учащимся представилась возможность самостоятельно планировать свою работу, работать в собственном темпе, иметь свободу выбора маршрута обучения, что позволяет значительно повысить познавательную, творческую активность студентов и обеспечить компетентность студентов по предмету.

Индивидуальный образовательный маршрут

Куприянова Г.В.

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной подготовки является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
  • возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

-  самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
  • конкретизация цели (выбор курсов),
  • оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
  • учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;
  • особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;
  • варианты расчета учебной нагрузки;
  • правила заполнения бланка;
  • возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Эта работа может проводиться как в рамках внеклассной деятельности (например, на классных часах) так и информационно-ориетационного курса. При проведении данной работы целесообразно использовать активные методы и формы деятельности (например, имитационные игры, коллективная рефлексия, «бортовой журнал», дневник и др.).

Выбор учащимися курсов может осуществляться в трех плоскостях:

  • осмысление дальнейшего пути получения образования, в том числе и профессионального (кем быть? каким быть? что изучать? как? где? зачем?);
  • совершенствование в избранной сфере деятельности (например, в выбранном предмете);
  • повышения функциональной грамотности в той или иной сфере (предмету).

Результаты проектирования учащийся заносит в бланк индивидуального образовательного маршрута.

Базовыми школами были апробированы различные варианты оформления индивидуального образовательного маршрута. Рассмотрим некоторые варианты.

Лист индивидуального маршрута обучения

ФИО __________________________________________

гимназиста (ки) ______ класса гимназии №1 г. Ярославля

на _______/_______ учебный год

Название элективного курса (9 кл.)

ФИО учителя

Количество

часов

Сроки прохождения курса

Подпись преподавателей

Итого

102

Зам. директора по УВР ______________/___________ /

Гимназист(ка)            ________________/____________/

В данный лист ученик заносит информацию о курсах по выбору, а также информацию о сроках освоения того или иного курса. Наличие последней графы «Подпись преподавателя» позволяет проконтролировать факт посещения занятий классному руководителю, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. Последняя строка «Итого» дает возможность предупредить превышение нагрузки учащегося (практика показывает, что учащиеся стремятся выбрать за один раз не два-три курса, как им рекомендуют, а большее количество).

Индивидуальный образовательный маршрут

ФИО _________________________________________________,

ученика (цы)_____ класса школы № ____ г. __________

на ______/_____ учебный год

Планы на будущее_______________________________________

_______________________________________________________

Дни недели

Курсы по выбору

Кол-во часов

Сроки

прохождения

Дополнительное образование (предметы, курсы)

Самостоятельная работа

ученика

Выводы и рекомендации: _____________________________________________

В данный маршрут заносятся сведения о курсах по выбору и занятиях вне стен школы, например, в учреждениях дополнительного образования. Включение графы «Дни недели», с одной стороны, позволяет узнать о занятости учащегося в разные дни, а с другой, своевременно скорректировать учебную нагрузку.

Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план может быть представлен  как совокупность учебных предметов, выбранных обучающимся из учебного плана образовательного учреждения. Структура предлагаемого учебного плана разработана в соответствии со структурой регионального учебного плана для 9-классов.

Индивидуальный  учебный план

учащегося  9 «__» класса сош №___

ФИО __________________________________________________

Учебные предметы

Количество часов

Русский язык

70 (2)

Литература

105 (3)

Иностранный язык

105 (3)

Математика

175 (5)

Информатика и ИКТ

70 (2)

История

70 (2)

Обществознание

35 (1)

География

70 (2)

Физика

70 (2)

Химия

70 (2)

Биология

70 (2)

Искусство (музыка и ИЗО)

35 (1)

Физическая культура

70 (2)

Историческое краеведение

35 (1)

итого

1050 (30)

Региональный компонент (предпрофильная подготовка)

Курс по выбору «…»

17

Курс по выбору «…»

17

Курс по выбору «…»

17

Курс по выбору «…»

17

Курс по выбору «…»

17

Курс по выбору «…»

20

итого

105 (3)

Компонент образовательного учреждения

Учебный предмет «…»

35 (1)

Учебный предмет «…»

35 (1)

итого

70 (2)

Предельно допустимая  аудиторная нагрузка (при 6-дневной учебной неделе)

1225 (35)

Индивидуальная составляющая в учебном плане учащегося просматривается через вариативную часть, а именно через «курсы по выбору».

В практике работы базовых школ использовался вариант индивидуального учебного плана, который разрабатывался на основе учебного плана образовательного учреждения.

Индивидуальный учебный план

ФИО _________________________ученика (цы) ______ класса  школы № 32 г. Рыбинска  на _______________ учебный год

Предпрофильная подготовка

1-й поток (три месяца)

2-й поток

3-й поток

1

2

3

4

Всего часов на предпрофильную подготовку (3 часа в неделю/ 105 в год)

35 часов

35 часов

35 часов

Перечень курсов

Объем часов

Объем часов

Объем часов

….

Итого

В предлагаемом варианте индивидуального учебного плана исключен федеральный компонент. Курсы по выбору, составляющие предпрофильную подготовку, ученик выбирает сам.  Так как курсы по выбору реализуются в три потока (этапа) то  и выбор учащиеся делают три раза в году. Учебный план школьника может формироваться на протяжении всего учебного года. Первый раз учащийся оформляет 1-ю и 2-ю графы, вписывая в первую названия курсов, которые выбрал, а во вторую - количество часов. По окончании трех месяцев учащийся вновь осуществляет выбор. При этом он работает с 1-й и 3-й графами, а спустя еще три месяца - с 1-й и 4-й, дописывая на основе своего выбора названия курсов и количество часов, которые будет осваивать в этот период.

При выборе ученик не только ориентируется на перечень курсов, но и на нормы времени, выполняя подсчет суммарного объема часов (строка «Итого»). Это позволяет предупредить перегрузку, а также построить маршрут освоения курсов во времени (сроки). Например, когда ученик делает выбор двух-трех курсов, которые по объему часов превышают предельно допустимые нормы времени (для конкретного временного периода). В этом случае он определяет порядок освоения курсов и соответственно делает записи во всех четырех графах (как проект), тем самым устанавливая последовательность освоения курсов по выбору. По завершении первого потока (этапа) он имеет право внести коррективы в свой учебный план.

Индивидуальная образовательная программа

Технологическим средством реализации индивидуального образовательного маршрута является индивидуальная образовательная программа, которая в соответствии с заданной функцией должна обладать следующими характеристиками:

  • обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата, направления деятельности (базовый компонент содержания выполняет функцию формирующего механизма самообразования и самореализации ученика через комплекс основных видов деятельности, в которых он ощущает себя свободным в выборе);
  • возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
  • наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика;
  • ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей учащихся .

Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика 9-го класса представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной подготовки), видов деятельности учащегося. Как показывает практика, индивидуальная образовательная программа чаще всего реализуется в условиях экстерната (образовательная программа индивидуального обучения ) и представляет собой описание алгоритма решения педагогических задач. Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами: целевое назначение, исходный уровень знаний учащегося, продолжительность обучения, ожидаемый результат, учебный план, учебные программы, организационно-педагогические условия, формы аттестации достижений учащегося .

В заключение еще раз отметим, что разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (программы) является условием осуществления индивидуализированной психолого-педагогической помощи ученику 9-го класса в самоопределении направления дальнейшего обучения (в том числе и профиля).

Литература

  1. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына.  А.П. - СПб, 1997.
  2. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
  3. Машарова Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростка в учебной деятельности: Автореф. диссертации на соиск. ученой степени доктора пед. наук. – Ярославль, 1999.
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
  5. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М., 2004.
  6. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.

Индивидуальные общеобразвательные траектории

  1. Т.И. Крячкова,
  2. Саратов, учитель математики
  3. МОУ «СОШ №66 им. Н.И. Вавилова»

Согласно  Закону РФ “Об образовании” система образования должна обеспечивать “…самоопределение личности, создавать  условия для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества”.

Одним из возможных путей реализации данного закона являются создание индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) и индивидуальных профильных маршрутов (ИПМ), которые представляют собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

http://www.saripkro.ru/konf_psi/images/image1.jpg

http://www.saripkro.ru/konf_psi/images/image2.jpg

Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения. Кроме того, индивидуально-образовательная траектория, адекватно личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественна ему, так как имеет специфические особенности. Она разрабатывается для конкретного ученика как его индивидуальная образовательная программа, и  в этом случае личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальная образовательная траектория при условии использования функциональных возможностей педагогической поддержки.

Содержание индивидуальной образовательной траектории определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ученика (уровнем готовности к освоению программы), содержанием программы. И это четко прослеживается при обучении математике. Инновационные процессы в современной школе актуализируют проблему совершенствования методики обучения математике, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию личности ребенка. При проектировании и реализации индивидуально-образовательной траектории главным требованием при обучении математике становится удовлетворение познавательного интереса учеников.

В этом случае, система образования становится гибкой, вариативной, чутко реагирующей на изменение запросов общества и отвечающей образовательным потребностям обучающегося. Основной задачей школьного образования становится перенос акцентов с увеличения объема информации на формирование умений использовать информацию. Реализация на практике высказанного положения означает оправданный перенос акцента с “математического образования” на “ образование с помощью математики”, позволяющего более эффективно решать проблему формирования личности учащегося, его нравственного и интеллектуального потенциала, подготовку творчески мыслящего и социально активного человека. Многочисленные исследования в области методики математики можно объединить тезисом “не учение для математики, а математика для учения” (Г.В.Дорофеев).

С появлением индивидуальных образовательных траекторий мы можем несколько по иному взглянуть на образовательный процесс.

В этом случае учитель математики должен провести диагностику обучаемости и обученности учащихся, обучение должно быть дифференцировано, причем к каждой теме должны быть поставлены разноуровневые цели, что позволит учителю использовать индивидуальный подход к ученикам, управлять их учебно-познавательной деятельностью.

Кроме того, обучение в этом случае носит рефлексивный характер, учащиеся сами оценивают свои возможности и результаты, осуществляют выбор содержания и форм учения, а формы контроля могут быть самыми разнообразными: самоконтроль, взаимоконтроль учащегося и контроль со стороны учителя. Все это дает комплексный подход к получению объективной оценки.

Выбрав свой индивидуальный образовательный маршрут,  ученик получает целую систему дифференцированных заданий на протяжении всей темы, а работа с алгоритмами, тестами - позволяет организовать доминирующую самостоятельную деятельность ученика по целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке и коррекции своих знаний, умений и навыков.    

Таким образом, учитель управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся, организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку. А это значит, что, применяя на практике здоровьесберегающие технологии обучения на уроках математики, учитель  вовлекает каждого ученика в процесс само - и соуправления своим развитием.

Следовательно, ИОТ учащегося направлена на обеспечение его психического  здоровья, способствует созданию благоприятного психологического фона на уроке,  появлению и сохранении интереса к учебному материалу, создает условия для самовыражения учащихся, а, значит, является здоровьесберегающим.

Модель индивидуального маршрута учащегося, представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:

  1. Концептуальный, который рассматривается в качестве системообразующего и представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута
  2. Содержательный, который включает в себя содержание образования, которое осваивается в процессе реализации маршрута
  3. Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.

Педагогическое осмысление понятия индивидуальный маршрут учащегося позволяет определить его, как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.

Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий участников образовательного процесса и обеспечивает достижение каждым учащимся поставленных учебных целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.

Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:

дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.

методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:

возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;

образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром; аутентичной системы оценивания результатов обучения.

При выстраивании  ИОМ для каждого ребенка с проблемами в развитии  мы учитываем следующие принципы:

1) систематическая диагностика;

2) индивидуальный подбор педагогических технологий;

3) контроль и корректировка;

4) систематические наблюдения;

5) пошаговая фиксация.

Материальным выражением ИОМ является карта индивидуального сопровождения ребенка, которая находится у воспитателей каждой возрастной группы.

Карта индивидуального сопровождения ребенка является документом, в котором фиксируются коррекционно - развивающие мероприятия, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника и на который опираются воспитатели при планировании индивидуальной работы с детьми.

Модель коррекционной работы логопеда включает:

- проведение работы по стимуляции развития речи и профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста;

- осуществление коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;

- осуществление координации и взаимодействия всех участников коррекционно – развивающего процесса (специалистов ДОУ, родителей),

- повышение уровня компетентности воспитателей и родителей, вовлечение их в процесс коррекции и  развития речи ребенка.

Коррекционная работа логопеда включает такие задачи:

- стимулирование речевой активности детей;

- устранение нарушений устной речи: нормализация и развитие речевой моторики; развитие просодических элементов, устранение недостатков звукопроизношения, формирование и развитие фонематического восприятия, ликвидация пробелов и совершенствование лексико – грамматической стороны связной речи;

- предупреждение нарушений письменной речи: развитие неречевых и речевых и функций, необходимых для овладения грамотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - образовательный маршрут

Цель: ликвидация пробелов по предмету...

Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС

Представлен перспективный маршрут профессионального совершенствования учителя начальных классов в условиях перехода на новые ФГОС...

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

по новым требованиям современного образования с нас учителей требуют индивидуальные образовательные маршруты.нашла образец.Буду рада ,если кому-нибудь в работе пригодится...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

ИОМ разработан на три года. Тема по самообразованию: «ПОДВИЖНЫЕ   ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ » Этапы  работы: 1...

Индивидуальный образовательный маршрут как условие создание комфортной и здоровьесберегающей среды для детей с различными образовательными возможностями в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

Индивидуальный образовательный маршруткак условие создание комфортной и здоровьесберегающей средыдля детей с различными образовательными возможностямив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Над...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО

   Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответс...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ .

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития....