Проективная методика "Три дерева"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №1
Проективная методика «Три дерева»
Подготовила: Воспитатель ГПД
Кузнецова Ю.В.
Липецк, 2014 г
Проективная методика «Три дерева»
Цель: определить психологический микроклимат в семье и психологичекий комфорт.
Инструкция по проведению теста “три дерева” предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет. После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, “любые три дерева”. Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.
Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.
Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.
Символообразование формируется по принципу сгущения . Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета выделяют два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что помогает сделать затем необходимые диагностические выводы.
После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему “больше всего нравится”. Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением. В этом плане психолог как бы компенсирует позицию слишком доминирующей матери, которая, исходя из своих собственных патологических страхов и комплексов, не относится с достаточным уважением к внутреннему пространству ребенка, например, ставя уже достаточно повзрослевшему ребенку клизмы, не замечая, что вторгается в частную, интимную сферу. Ребенок чувствует, что его тело принадлежит не ему, а матери. Таким образом, у него может происходить некоторое отчуждение собственного тела.
Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:
- Какое дерево самое большое?
- Какое дерево самое маленькое?
- Какое дерево самое молодое?
- Какое дерево самое старое?
- Какое дерево самое красивое?
Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. К примеру , обращение вначале внимания на “высокое дерево” отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к “более маленькому дереву” воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о “более молодом дереве”, а лишь затем о “более старом”.
Вопросы “Какое дерево тебе больше всего нравится” и “Какое дерево самое красивое?” специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы у ребенка не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. Тем временем, “больше всего нравится” не обязательно “самое красивое” дерево.
Все характеристики деревьев психолог с разрешения ребенка подписывает под соответствующим деревом на рисунке.
В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей. Дети должны ответить на вопрос: “Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?” В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: “А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо.” Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.
Прежде чем попросить ребенка сравнить нарисованные и описанные деревья с членами его семьи психолог предлагает какое-нибудь интерферирующее задание, чтобы избежать прямых сравнений и ассоциаций обсужденных свойств деревьев с особенностями членов семьи. К примеру , ребенка можно попросить проранжировать предметы в школе по ступенькам своеобразной лестницы - от самого приятного до самого неприятного. Или психолог может провести какой-либо тест. Лишь после этого ребенка просят сравнить каждое дерево с членами его семьи. Когда ребенок это сделает, его просят подписать на рисунке около каждого дерева, с кем он его мог бы сравнить. При этом для каждого члена семьи ребенок подбирает подходящий этому человеку цвет.
+ | цвет | _ |
любовь, страсть эротическое начало вдохновение | красный | агрессия ненависть опасность |
разум дисциплина порядок, верность | синий | безумие иррациональность |
открытость активность свобода, слава, сила | желтый | ревность, зависть жадность, лживость мания, бред |
Зрелость личности радость энергия, сила | оранжевый | вытесняет другие цвета страсть борьбы и войны |
витальное начало рост надежда | зеленый | яд болезнь незрелость |
равновесие мистика, колдовские чары сокровенное знание покаяние | фиолетовый | внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия |
материнство плодородие земля | коричневый | грязь гной кал |
достоинство торжественность | черный | смерть траур грех |
чистота гармония | белый | привидение траур |
серый | неясность туман депрессия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики “три дерева” .
Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «три дерева»....
Проективная методика "Изучение ценностей ребенка"
Разработана для детей 1 класса. Учащимся предлагается рассмотреть картинки. Учитель поясняет, что это различные ценности, к которым человек прибегает в течении жизни. Для каждого они...
Проективная диагностическая методика на основе интерактивного упражнения «Дерево в бурю».
В своей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста вот уже несколько лет я использую авторскую проективную диагностическую методику «Дерево в бурю» для определения успешности прохо...
Проективная личностно- социометрическая методика «Именное классное дерево» на интерактивной доске.
Ребятам предлагается при помощи имен одноклассников нарисовать дерево. Работа ведется на интерактивной доске, выбирается цвет на палитре и пишете имена одноклассников (будем называть изогнутое, ...
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»
Методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе...
Проективная методика "Рисунок школы"
Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности....
Проективная рисуночная методика «Вулкан»
Методика «Вулкан» – одна из наиболее интересных, но малоизвестных проективных рисуночных техник в работе педагога-психолога. Цель методики: диагностика эмоциональ...