«Экспертная оценка психологического статуса учащихся 1- 4 классов»
учебно-методическое пособие по теме

Каткова Наталья Викторовна

Целью экспертной оценки является изучение психологического статуса ребенка на этапе диагностического минимума.

Полученные данные составляют основу психолого-педагогической карты школьника и помогают планировать психологическое сопровождение как целенаправленный, последовательный процесс с четкими целями и задачами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспертная оценка психологического статуса учащихся 1 -4 классов.

Основой для разработки экспертной оценки служила авторская модель Битяновой М.Р. «Организации психологической службы в школе».

Сопровождая ребенка в процессе обучения, психологу необходимо знать особенности, которые существенно влияют на успешность его обучения и развития. Совокупность этих особенностей – психологический статус школьника. Он является ориентиром для построения всей системы психологической работы с ребенком  в рамках школьного сопровождения.

В пределах статуса были выделены характеристики, обязательные для выявления и анализа на этапе диагностического минимума. По этим характеристикам отслеживаются особенности обучения, поведения и психического состояния детей. Они составляют основу психолого-педагогической карты школьника.

Психологический статус учащегося содержит следующие характеристики:

-  Особенности познавательной сферы: развитие внимания, мышления,

речи, памяти  и сформированность учебных навыков.

-  Особенности мотивационной и личностной сфер: наличие и характер учебной мотивации, состояние эмоционального состояния, умственная работоспособность и темп учебной деятельности.

-   Особенности отношения к миру и самому себе: самооценка, характер взаимоотношений, особенности волевой сферы, адаптация к учебной нагрузке.

В первом классе  адаптация к школьной нагрузке изучается дополнительно, поэтому она не входит в экспертную оценку.

Учителя, работающие с детьми, знают их лучше всех. Именно поэтому оценку статусу ученика дают они.

4. Целью экспертной оценки является изучение психологического статуса ребенка на этапе диагностического минимума.

Полученные данные составляют основу психолого-педагогической карты школьника и помогают планировать психологическое сопровождение как целенаправленный, последовательный процесс с четкими целями и задачами.

Возраст детей: от 6 до 11лет.

Материалы: бланки «Экспертная оценка психологического статуса учащихся», бланк ответов, ручка или карандаш.

Для заполнения бланка ответов на один класс отводиться один час. Но учитель может справиться с поставленной задачей и за меньшее количество времени. Это зависит от его индивидуальных особенностей  и темпа работы.

Для заполнения бланка ответов учителю дается следующая инструкция:

«Внимательно просмотрите бланк. Слева записаны фамилии и имена учеников. Сверху проставлены цифры. Это порядковый номер утверждения из бланка «Экспертная оценка  психологического статуса». Вам необходимо  оценить параметры статуса для каждого ребенка и проставить в соответствующей клетке оценку: «+» - высокий уровень развития; «-« - низкий; «\/» - средний. Рекомендация: наиболее удобно оценивать одну характеристику для всех учащихся, затем следующую характеристику также для всех учащихся и т.д. Вывод о соответствии психологическому статусу в графу «заключение» заноситься психологом».  

Прежде чем учитель преступит к работе, надо убедиться, что поставленная задача ясна полностью. При необходимости нужно прочитать вместе с учителем бланк с утверждениями и разъяснить все неясные моменты. Но эта необходимость отпадает, если такая работа уже в системе.

Обработка и анализ результатов проводиться психологом. Для наглядности клетки с ответами можно окрасить . Например, средний уровень в зеленый, высокий – в красный, низкий – в синий. Графа «заключение» заполняется  психологом. Он анализирует полученные данные и проставляет соответствующую оценку ( +, -, \/ ). Далее на основе экспертной оценки заполняется психолого-педагогическая карта учеников и делается вывод о необходимости более глубокого изучения особенностей развития учащегося.

В первом классе исследование проходит в конце учебного года. Это может быть конец апреля или начало мая. Во втором и третьем классах – в начале второй четверти. В четвертом классе исследование проводится в начале четвертой четверти. В пятом классе исследование проводиться в конце первой четверти. А также, в пятом классе дополнительно изучается адаптация к обучению в среднем звене .

Апробация данного инструментария проводилась на базе Семёновской сош Экспертная оценка  эффективна и удобна в работе , легко и быстро обрабатывается, дает все необходимые данные на уровне диагностического уровня.

«Экспертная оценка психологического статуса учеников 1 класса».

Экспертный лист заполняется учителем и воспитателем 1 класса.

Оценки:

«+» - высокий уровень развития;

«-« - низкий ;

«\/» - средний.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА.

1.Способен сосредотачиваться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения.

2.Может распределять свое внимание между разными видами действий.

     3.Способен выделить существенные связи, свойства и отношения.

4.Способен обобщать имеющие знания.

5.Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами.

6.Словесно-логическое смысловое запоминание  преобладает над наглядно-образным.

7.Развитие повествовательной речи.

8.Понимает требования учителя и старается их выполнять.

9.Выполняет основные требования к письму.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕР.

10.Учебная мотивация.

11 Активность на уроке.

12.Умение контролировать свои эмоции.

13.Повышенная тревожность не замечена.

21.Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего дня.

22.Способен работать в одном темпе с классом.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ К МИРУ И САМОМУ СЕБЕ.

23.Адекватная самооценка.

     24.Взаимоотношения с учителями.

24.Взаимоотношения со сверстниками.

25.Волевой самоконтроль.

26.Успеваемость.

Вывод фиксируется в графе «заключение» психологом.

«Экспертная оценка психологического статуса учеников  2,3 классов».

Экспертный лист заполняется учителями 2, 3 классов.

Оценки:

«+» - высокий уровень развития;

«-« - низкий;

«\/» - средний.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА.

1.Способен сосредотачиваться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения.

2.Может распределять свое внимание между разными видами деятельности.

3.Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения.

4.Способен выделить существенные связи и отношения.

5.Способен обобщать имеющиеся знания.

6.Способен к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.

7.Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами.

8.Словесно-логическое смысловое запоминание преобладает над наглядно-образным.

9.Связно выражает свои мысли.

10.Речь громкая отчетливая.

11.Развитие повествовательной речи.

12.Понимает требования учителя и старается их выполнять.

13.Развитие основных учебных навыков.


14.Сформированность внутреннего плана действий.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕР.

15.Редко пропускает занятия.

16.Проявляет заинтересованность в хорошей оценке.

17.Достаточно активен на уроке.

18.Перепадов настроения нет.

19.Контролирует свои эмоции.

20.Повышенная тревожность не замечена.

21.Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течении всего учебного дня.

22.Способен работать в одном темпе с классом.

 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ К МИРУ И САМОМУ СЕБЕ.

23.Адекватная самооценка.

24.Взаимоотношения с учителями.

25.Взаимоотношения со сверстниками.

26.Волевая регуляция.

27.Адаптация к учебной нагрузке.

28.Успеваемость.

Вывод фиксируется в графе «заключение» психологом.

«Экспертная оценка психологического статуса учеников 4,5 классов».

Экспертный лист заполняется классным руководителем и учителями 4,5 классов.

Оценки:

«+» - высокий уровень развития;

«-« - низкий;

«\/» - средний.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА.

1.Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче.

2.Может распределять свое внимание между разными видами деятельности.

3.Может быстро концентрировать свое внимание.

4.Способен к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми понятиями.

5.Хорошо развито абстрактное мышление.

6.Хорошо запоминает абстрактный материал.

7.Полно, системно и точно запоминает и воспроизводит материал (за счет логического осмысления).

8.Владеет сложноподчиненными конструкциями в устной и письменной речи, связное изложение своих идей. Использование доказательств.

9.Грамотный и богатый словарный запас устной речи.

10.Понимает смысл изучаемых понятий, речи, обращенной к нему.

11.Ориентируется на всю систему требований, заданных учебной задачей.

12.Систематизация знаний, перенос учебных навыков.

13.Самостоятельно организует свою деятельность в рамках учебных или иных целей, заданных взрослым.

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕР.

14.Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.

15.Проявляет интерес к закономерностям, принципам.

16.Предпочитает трудные задачи.

17Перепадов настроения нет.

18.Эмоционально-положительно воспринимает школу, учение, учителей.

19.Эмоционально-положительно воспринимает отношения со сверстниками.

20.Сохраняет учебную активность в течении всего урока.

21.Способен работать в едином темпе с классом.

ОСОБЕНОСТИ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ К МИРУ И САМОМУ СЕБЕ.

22.Адекватно оценивает себя и свои поступки.

23.Владеет собой в ситуациях требующих сосредоточения, молчания, ограничения.

24.Способность к ответственному поведению, его моральная регуляция.

25.Адаптация к учебной нагрузке.

26.Успеваемость.

Вывод о соответствии статусу заносится в графу «заключение» психологом.

БЛАНК ОТВЕТОВ.

   № вопроса/

Ф.И. ученика

 

1        

2

И т.д.

Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика учащегося начальных классов

Материал создан в помощь учителю и для консультации родителей...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (1 класс)

Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своём месте в мире и в отношениях с другими людьми....

Формирование рефлексивной морально-нравственной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (2 класс)

Более подробно остановлюсь на  своей работе по формированию рефлексивной самооценки. Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью так...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (3 класс)

Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение.  Самооценка является важнейшим психологическ...

Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (4 класс)

Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки.  Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер...

Родительское собрание "Психологическая подготовка учащихся 3 класса к региональным диагностическим работам (РДР)"

Родительское собрание в 3 классе Психологическая подготовка учащихся к региональным диагностическим работам (РДР)...

МАСТЕР - КЛАСС « Оценка группового проекта учащихся четвёртых классов в рамках реализации ФГОС»

Актуализация.Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.В  современном мире особое значение прио...