«Экспертная оценка психологического статуса учащихся 1- 4 классов»
учебно-методическое пособие по теме
Целью экспертной оценки является изучение психологического статуса ребенка на этапе диагностического минимума.
Полученные данные составляют основу психолого-педагогической карты школьника и помогают планировать психологическое сопровождение как целенаправленный, последовательный процесс с четкими целями и задачами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Экспертная оценка психологического статуса учащихся 1- 4 классов» | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспертная оценка психологического статуса учащихся 1 -4 классов.
Основой для разработки экспертной оценки служила авторская модель Битяновой М.Р. «Организации психологической службы в школе».
Сопровождая ребенка в процессе обучения, психологу необходимо знать особенности, которые существенно влияют на успешность его обучения и развития. Совокупность этих особенностей – психологический статус школьника. Он является ориентиром для построения всей системы психологической работы с ребенком в рамках школьного сопровождения.
В пределах статуса были выделены характеристики, обязательные для выявления и анализа на этапе диагностического минимума. По этим характеристикам отслеживаются особенности обучения, поведения и психического состояния детей. Они составляют основу психолого-педагогической карты школьника.
Психологический статус учащегося содержит следующие характеристики:
- Особенности познавательной сферы: развитие внимания, мышления,
речи, памяти и сформированность учебных навыков.
- Особенности мотивационной и личностной сфер: наличие и характер учебной мотивации, состояние эмоционального состояния, умственная работоспособность и темп учебной деятельности.
- Особенности отношения к миру и самому себе: самооценка, характер взаимоотношений, особенности волевой сферы, адаптация к учебной нагрузке.
В первом классе адаптация к школьной нагрузке изучается дополнительно, поэтому она не входит в экспертную оценку.
Учителя, работающие с детьми, знают их лучше всех. Именно поэтому оценку статусу ученика дают они.
4. Целью экспертной оценки является изучение психологического статуса ребенка на этапе диагностического минимума.
Полученные данные составляют основу психолого-педагогической карты школьника и помогают планировать психологическое сопровождение как целенаправленный, последовательный процесс с четкими целями и задачами.
Возраст детей: от 6 до 11лет.
Материалы: бланки «Экспертная оценка психологического статуса учащихся», бланк ответов, ручка или карандаш.
Для заполнения бланка ответов на один класс отводиться один час. Но учитель может справиться с поставленной задачей и за меньшее количество времени. Это зависит от его индивидуальных особенностей и темпа работы.
Для заполнения бланка ответов учителю дается следующая инструкция:
«Внимательно просмотрите бланк. Слева записаны фамилии и имена учеников. Сверху проставлены цифры. Это порядковый номер утверждения из бланка «Экспертная оценка психологического статуса». Вам необходимо оценить параметры статуса для каждого ребенка и проставить в соответствующей клетке оценку: «+» - высокий уровень развития; «-« - низкий; «\/» - средний. Рекомендация: наиболее удобно оценивать одну характеристику для всех учащихся, затем следующую характеристику также для всех учащихся и т.д. Вывод о соответствии психологическому статусу в графу «заключение» заноситься психологом».
Прежде чем учитель преступит к работе, надо убедиться, что поставленная задача ясна полностью. При необходимости нужно прочитать вместе с учителем бланк с утверждениями и разъяснить все неясные моменты. Но эта необходимость отпадает, если такая работа уже в системе.
Обработка и анализ результатов проводиться психологом. Для наглядности клетки с ответами можно окрасить . Например, средний уровень в зеленый, высокий – в красный, низкий – в синий. Графа «заключение» заполняется психологом. Он анализирует полученные данные и проставляет соответствующую оценку ( +, -, \/ ). Далее на основе экспертной оценки заполняется психолого-педагогическая карта учеников и делается вывод о необходимости более глубокого изучения особенностей развития учащегося.
В первом классе исследование проходит в конце учебного года. Это может быть конец апреля или начало мая. Во втором и третьем классах – в начале второй четверти. В четвертом классе исследование проводится в начале четвертой четверти. В пятом классе исследование проводиться в конце первой четверти. А также, в пятом классе дополнительно изучается адаптация к обучению в среднем звене .
Апробация данного инструментария проводилась на базе Семёновской сош Экспертная оценка эффективна и удобна в работе , легко и быстро обрабатывается, дает все необходимые данные на уровне диагностического уровня.
«Экспертная оценка психологического статуса учеников 1 класса».
Экспертный лист заполняется учителем и воспитателем 1 класса.
Оценки:
«+» - высокий уровень развития;
«-« - низкий ;
«\/» - средний.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА.
1.Способен сосредотачиваться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения.
2.Может распределять свое внимание между разными видами действий.
3.Способен выделить существенные связи, свойства и отношения.
4.Способен обобщать имеющие знания.
5.Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами.
6.Словесно-логическое смысловое запоминание преобладает над наглядно-образным.
7.Развитие повествовательной речи.
8.Понимает требования учителя и старается их выполнять.
9.Выполняет основные требования к письму.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕР.
10.Учебная мотивация.
11 Активность на уроке.
12.Умение контролировать свои эмоции.
13.Повышенная тревожность не замечена.
21.Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего дня.
22.Способен работать в одном темпе с классом.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ К МИРУ И САМОМУ СЕБЕ.
23.Адекватная самооценка.
24.Взаимоотношения с учителями.
24.Взаимоотношения со сверстниками.
25.Волевой самоконтроль.
26.Успеваемость.
Вывод фиксируется в графе «заключение» психологом.
«Экспертная оценка психологического статуса учеников 2,3 классов».
Экспертный лист заполняется учителями 2, 3 классов.
Оценки:
«+» - высокий уровень развития;
«-« - низкий;
«\/» - средний.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА.
1.Способен сосредотачиваться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения.
2.Может распределять свое внимание между разными видами деятельности.
3.Может поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться ее достижения.
4.Способен выделить существенные связи и отношения.
5.Способен обобщать имеющиеся знания.
6.Способен к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.
7.Может пересказать содержание текста или рассказа учителя своими словами.
8.Словесно-логическое смысловое запоминание преобладает над наглядно-образным.
9.Связно выражает свои мысли.
10.Речь громкая отчетливая.
11.Развитие повествовательной речи.
12.Понимает требования учителя и старается их выполнять.
13.Развитие основных учебных навыков.
14.Сформированность внутреннего плана действий.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕР.
15.Редко пропускает занятия.
16.Проявляет заинтересованность в хорошей оценке.
17.Достаточно активен на уроке.
18.Перепадов настроения нет.
19.Контролирует свои эмоции.
20.Повышенная тревожность не замечена.
21.Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течении всего учебного дня.
22.Способен работать в одном темпе с классом.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ К МИРУ И САМОМУ СЕБЕ.
23.Адекватная самооценка.
24.Взаимоотношения с учителями.
25.Взаимоотношения со сверстниками.
26.Волевая регуляция.
27.Адаптация к учебной нагрузке.
28.Успеваемость.
Вывод фиксируется в графе «заключение» психологом.
«Экспертная оценка психологического статуса учеников 4,5 классов».
Экспертный лист заполняется классным руководителем и учителями 4,5 классов.
Оценки:
«+» - высокий уровень развития;
«-« - низкий;
«\/» - средний.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА.
1.Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче.
2.Может распределять свое внимание между разными видами деятельности.
3.Может быстро концентрировать свое внимание.
4.Способен к установлению причинно-следственных связей между изучаемыми понятиями.
5.Хорошо развито абстрактное мышление.
6.Хорошо запоминает абстрактный материал.
7.Полно, системно и точно запоминает и воспроизводит материал (за счет логического осмысления).
8.Владеет сложноподчиненными конструкциями в устной и письменной речи, связное изложение своих идей. Использование доказательств.
9.Грамотный и богатый словарный запас устной речи.
10.Понимает смысл изучаемых понятий, речи, обращенной к нему.
11.Ориентируется на всю систему требований, заданных учебной задачей.
12.Систематизация знаний, перенос учебных навыков.
13.Самостоятельно организует свою деятельность в рамках учебных или иных целей, заданных взрослым.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕР.
14.Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.
15.Проявляет интерес к закономерностям, принципам.
16.Предпочитает трудные задачи.
17Перепадов настроения нет.
18.Эмоционально-положительно воспринимает школу, учение, учителей.
19.Эмоционально-положительно воспринимает отношения со сверстниками.
20.Сохраняет учебную активность в течении всего урока.
21.Способен работать в едином темпе с классом.
ОСОБЕНОСТИ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ К МИРУ И САМОМУ СЕБЕ.
22.Адекватно оценивает себя и свои поступки.
23.Владеет собой в ситуациях требующих сосредоточения, молчания, ограничения.
24.Способность к ответственному поведению, его моральная регуляция.
25.Адаптация к учебной нагрузке.
26.Успеваемость.
Вывод о соответствии статусу заносится в графу «заключение» психологом.
БЛАНК ОТВЕТОВ.
№ вопроса/ Ф.И. ученика |
1 | 2 | И т.д. | Заключение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая характеристика учащегося начальных классов
Материал создан в помощь учителю и для консультации родителей...
Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (1 класс)
Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своём месте в мире и в отношениях с другими людьми....
Формирование рефлексивной морально-нравственной самооценки как условие сохранения психологического здоровья учащихся (2 класс)
Более подробно остановлюсь на своей работе по формированию рефлексивной самооценки. Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью так...
Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (3 класс)
Действие самооценки является не только регулятивным универсальным учебным действием, но и составной частью такого личностного УУД как самоопределение. Самооценка является важнейшим психологическ...
Формирование рефлексивной самооценки как условие сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся (4 класс)
Вся моя работа была посвящена одной теме – развитию рефлексивной самооценки. Но каждый год у нас появлялся особый аспект рефлексивной самооценки, на котором и делался акцент в работе. В пер...
Родительское собрание "Психологическая подготовка учащихся 3 класса к региональным диагностическим работам (РДР)"
Родительское собрание в 3 классе Психологическая подготовка учащихся к региональным диагностическим работам (РДР)...
МАСТЕР - КЛАСС « Оценка группового проекта учащихся четвёртых классов в рамках реализации ФГОС»
Актуализация.Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.В современном мире особое значение прио...