Проект программы по теме «Психологическая коррекция познавательной сферы младших школьников»
проект (3, 4 класс)

Двирная Ольга Владимировна

        Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление недостатков психофизического развития, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья и содействие приближению их уровня развития к норме, называется коррекция.

Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы  является  психологическая  коррекция. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvirnaya_ov_proekt_programmy.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект программы по теме

«Психологическая коррекция познавательной сферы младших школьников»

 

          Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление недостатков психофизического развития, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья и содействие приближению их уровня развития к норме, называется коррекция.

Одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами

развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы  является  психологическая  коррекция.  

          Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пункт 2 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»): «Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции».

Актуальность программы 

Состав группы обучающихся с ОВЗ в настоящее время явно меняется, одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжёлыми комплексными нарушениями. Вследствие чего встают задачи более точной, чем в настоящее время, дифференциации уровней образования детей с ОВЗ и обеспечения гарантий получения специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка. Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, её смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как дети с задержкой психического развития (ЗПР).  Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных и педагогических факторов.

Данная категория детей нуждается в глубоком всестороннем изучении и в организации специальной психолого-педагогической помощи. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.  

В  работах К. С. Лебединской выделяются четыре основных варианта ЗПР:

– конституционального происхождения;

– соматогенного происхождения;

– психогенного происхождения;

– церебрально-органического генеза.

Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений, что требует дифференцированного подхода к анализу структуры этих двух сфер у детей с ЗПР.

Учитывая  клинико-психолого-педагогические  параметры,  можно  выделить  четыре основные группы детей с ЗПР:

1.  Дети  с  относительной  сформированностью  психических  процессов,  но  со сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР  вследствие  психофизического  инфантилизма  и  дети  с  соматогенной  и  психогенной формами ЗПР.

2.  Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности.

Эту  группу  составляют  дети  с  легкой  формой  ЗПР  церебрально-органического  генеза,  с выраженной  ЗПР  соматогенной  формы  и  с  осложненной  формой  психофизического инфантилизма.

3.  Дети  с  выраженным  нарушением  интеллектуальной  продуктивности,  но  со сформированной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического  генеза,  у  которых  наблюдается  выраженная дефицитарность  отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).

4. Дети,  для  которых  характерно  сочетание  низкого  уровня  интеллектуальной

продуктивности и слабовыраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается первичная дефицитарность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и пр., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности.

Статус ребенка с ОВЗ определяет психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК).

Целевая группа, на которую направлена психологическая коррекция

Учащиеся с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту  группу  составляют  дети  с  легкой  формой  ЗПР  церебрально-органического  генеза,  с выраженной  ЗПР  соматогенной  формы  и  с  осложненной  формой  психофизического инфантилизма.

Психологические, физиологические особенности учащихся: 

  • Особенности аффективно-личностной сферы:

-  контакт  устанавливается постепенно, не всегда проявляется заинтересованность;

- интерес поверхностный, слабо стимулирует деятельность, частично компенсируется  стараниями получить положительную оценку взрослого;

- эмоциональная неустойчивость: вялость, раздражительность, инертность;

- самооценка неустойчивая, болезненно переносит критические замечания в свой адрес.

  • Особенности работоспособности

- недостаточный контроль и самоконтроль в процессе деятельности, не проявляет настойчивости, пассивен; часто нуждается в помощи педагога;

- низкий темп деятельности, проявляющийся  во всех сферах психической деятельности.  низкая работоспособность;

- повышенная утомляемость, истощаемость;

- объем внимания и устойчивость снижены, концентрация и переключаемость затруднены.

  • Особенности интеллектуально-мнестической сферы

- ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность длительно удерживать информацию различной модальности;

- мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации протекают замедленно и вызывают определенные затруднения;

- большинство вопросов и инструкций требуют уточнения, упрощения формулировки или даже демонстрации действий;

- испытывает значительные трудности в определении цели и удержании алгоритма деятельности (только с пошаговой помощью  педагога).

  • Особенности психомоторики  и сенсорных процессов

- мелкая моторика развита недостаточно, испытывают трудности при вырезании, конструировании из бумаги, при дорисовывании линий; недостаточно развита и общая моторика, координация движений;

-  зрительное   восприятие цвета, величины и формы не нарушены; пространственные представления нарушены незначительно (имеет нечёткие представления о левой и правой руке в разных пробах); временные представления нарушены незначительно, понятия «время дня», «части суток» ему знакомы, но он в них  не всегда ориентируется.

Цель программы: создать условия для развития познавательных психических процессов учащихся 2-3 классов с задержкой психического развития и обогащения их практического опыта наряду с преодолением имеющихся у них нарушений моторики, сенсорных, интеллектуально-мнестических функций, самоконтроля.

Задачи программы:

  • формирование  позитивной  мотивации  на познавательную деятельность;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности: развитие зрительно-пространственного восприятия. произвольного внимания и памяти; развитие мыслительных операций (анализ. синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение);
  • формирование навыков самоанализа, умения контролировать свою деятельность, перенос контроля с результатов выполнения деятельности на способы выполнения деятельности;

Сроки реализации программы: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут в течение одного учебного года.

Формы организации деятельности учащегося:  очная индивидуальная и  подгрупповая.

Принципы планирования занятий:

  • принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий,
  • принцип доступности заданий,  
  • принцип систематичности заданий, предусматривающий определенную частоту занятий, желательно не менее двух раз в неделю,
  • принцип закрепления  усвоенного с привлечением родителей, педагогов-дефектологов,  логопедов.

 Методы:

  • метод коррекции аналитико-синтетической деятельности;
  • метод коррекции восприятия;
  • метод коррекции внимания;
  • метод коррекции памяти.   

Ребенок с ЗПР нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, которое проходит ряд этапов:

  1. Диагностика: Цель обследования – выявление уровня развития познавательных процессов, разработка методов и комплекса специальных упражнений для коррекции познавательных процессов и проверка их эффективности.

Познавательные процессы

Использованные методики

Качественная

показатели

Зрительное

восприятие

«Узнавание перечеркнутых изображений»,

«Узнавание недорисованных изображений»,

«Узнавание наложенных изображений» (фигуры Поппельрейтора),

 зрительный гнозис

     

  Внимание

     Методика

    «Корректурная проба»

  концентрация, объем

  внимания, умственной

  работоспособности

 Таблицы Шульте

  устойчивость, распределение

  внимания

  Слухоречевая

  память,  

 слухоречевое

  восприятие

«Запоминание 10 слов»

(по А.Р.Лурия)

«Запоминание двух групп слов» 

(Н.Я.Семаго, М.М.Семаго)

исследование объема и скорости слухоречевого запоминания

  Зрительная

   память

Исследование зрительной памяти  (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго)

  исследование особенностей

  зрительного запоминания

  Смысловая

  память

   «Изучение логической и

     механической    памяти»

   объем смысловой и

   механической памяти

  Зрительно-пространственный праксис

  Проба Хеда,  «Воспроизведение по образцу положения пальцев»

  пространственная организация

  движений

  Конструктивный

  праксис

  Наглядно-действенное мышление

   Кубики «Косса»

  зрительный анализ и синтез,  

  исследование способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации

  Наглядно-

  образное

  мышление

  «Исключение предметов»

   абстрагирование и обобщение

Логическое мышление

  «Последовательность событий»

   (А.Н. Бернштейн),  

  “Существенные признаки”

 логичность суждений, умение строить самостоятельные умозаключения,  делать обобщения,  выдерживать причинно-следственные связи

  1. Коррекционно-развивающая работа

 Задача:  формирование и стимуляция мнемических и интеллектуальных процессов у детей

  • Психотехнические приемы коррекции внимания у детей с ЗПР

- Когнитивное упражнение "Ритм"

- Диктант  с комментированием

- Обнаружение ошибок в тесте

- Корректурные задания

- Арифметические диктанты

- Распределение чисел в определенном порядке

- упражнение «Найди слова»

- Графический диктант

- Цифровые таблицы

- Расшифровка загаданного слова

  • Психологическая коррекция памяти у детей с ЗПР

-  Воссоздание мысленных образов

-  Мнемический прием «группировка»

-  Мнемический прием «группировка по ассоциации»

-  Мнемического прием «классификация»

-  Методика «смысловые единицы»

-  Числовые ряды

-  Каскад слов

-  Разрезанные предложения

-  Сюжетная картинка

-  Фигуры из спичек

-  Создание мнемических опор

  • Психологическая коррекция мыслительных операций у детей с ЗПР

    -  Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные

       виды заданий с палочками или со спичками, задачи на разрезание и складывание,

       рисование, прохождение лабиринтов,  конструирование не только по наглядному

       образцу, но и по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка,

       модельное моделирование, конструирование по  условиям

    -  Для развития логического мышления можно использовать следующие упражнения:

       «Сходство и различие»,  «Исключение лишнего»,  «Поиск аналогов»,  «Способы

        применения предметов», логические задачи

Структура занятий. Все занятия построены следующим образом:

1. Разминка, настрой на занятие. (3-4мин)

2. Основная часть (коррекционно-развивающий блок) (15 мин).

3. Рефлексия занятия. (2-3 мин.)

Работа с родителями:

- включение родителей в коррекционный процесс;

- оказание психологической поддержки.

Работа с педагогами:

- консультации  («Психологические причины трудностей в усвоении детьми с ОВЗ материала по отдельным учебным предметам»);

- методические рекомендации.

Оценка эффективности коррекционных воздействий.

- функциональные пробы, направленные на анализ гностических процессов,

-  результаты педагогических наблюдений.

  1. Проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов учащегося 3-4 класса: улучшение адаптационных возможностей; положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы (активизация творческой и познавательной активность учащихся, рост показателей развития памяти, внимания, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической и доступном вербальном материале на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям).

Список литературы:

  1. Лубовский В. И. Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др., «Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.:Издательский центр «Академия». — 464 с.» 2005
  2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.  – СПб.: Речь, 2003
  3. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. – М.: ТЦ Сфера 2004
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" http://base.garant.ru/70862366/
  5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации к Диагностическому альбому для оценки познавательной деятельности детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной сферы младшего школьника

Опыт работы развития мыслительных операций: упражнения, игровые материалы и т.д....

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Библиографический список:1.           Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования...

Программа развития познавательной сферы младших школьников «Развивайка»

Программа интеллектуального и творческого развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Развивайка» (групповые занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста). Соста...

Комплекс диагностических методик по изучению познавательной сферы младших школьников

КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк...

Родительское собрание по теме: «О важности развития познавательной сферы младших школьников»

Цель:   Осознание родителями важности развития познавательной сферы младших школьников....

Психолого-коррекционная работа по развитию познавательной сферы младших школьников с ОВЗ

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, сост...

"Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР"

Данный материал можно использоать на выступлениях методического объединения узких специалистов. Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в сла...