Психологические особенности развития личности детей.
презентация к уроку по теме
Психолого - физиологические особенности развития ребенка младшего школьного возраста. Психические особенности личности. Свойства нервной системы. Характер. Воля. Восприятие. Внимание.Память. Виды памяти и способы их развития. Общение в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospriyatie_vnimanie_i_pamyat.pptx | 192.3 КБ |
temperament_i_kharakter.pptx | 95.55 КБ |
osobennosti_uchashchikhsya.pptx | 448.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Восприятие - субъективное (психическое) отражение предметов и явлений объективной действительности, как результат их непосредственного воздействия на органы чувств. Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Внимание несет регулирующую функцию. Классификация: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное .
Основные характеристики внимания Объем - количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. Избирательность - выбор из множества сигналов только некоторых. Устойчивость - это способность субъекта не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. Концентрация - способность субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Распределение - возможность субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких независимых переменных одновременно. Переключение - перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.
В зависимости от деятельности хранения материала выделяют : Мгновенную ( иконическая ) - представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с. Кратковременную - сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз". оперативную -рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней. долговременную - способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями. генетическую память - обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение.
В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют : Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память . Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят : Произвольная ( перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение) , осуществляемая благодаря волевым усилиям.) Непроизвольная ( функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека.)
Общение в жизни человека
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми , заключающийся в обмене информацией , а также в восприятии и понимании партнерами друг друга . Субъектами общения являются живые существа , люди .
Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. Общение основная функция между взрослым и ребенком. Учитель- ребенок Ребенок- ребенок Учитель- родитель Основной тезис работы учителя : «Не делай как Я» , «Не надо» «Не рядом , а вместе»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.
Свойства темперамента индивидуальный темп и ритм психических процессов степень устойчивости чувств степень волевого усилия
Параметры темперамента — эмоциональная возбудимость; — возбудимость внимания; — сила эмоций; — тревожность; — реактивность непроизвольных движений (импульсивность); — активность волевой, целенаправленной деятельности; — пластичность — ригидность; — резистентность ; — субъективация .
Типы темперамента . Сангвиник - можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, выразительность, иногда поверхностность, непостоянство Холерик - можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, а ффективность . флегматик - можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень. меланхолик - можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем–то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность.
Характер греч. character – черта, признак, примета, особенность) — достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений.
ведущий показатель характера воля (лат. vоluntas – воля). Это — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий.
Общий источник воли - потребности человека. Воля складывается из двух моментов: а) внутренних (борьба мотивов), воля проявляется в большей степени, б) внешних (преодоление трудностей). Функции воли: 1) интеграция - внутренняя функция (мобилизует все потенциалы психики); 2) регулирование - внешняя функция (когда усилия носят коллективный характер).
Волевые качества целеустремленность (умение ставить и достигать цели), решительность (быстрый и продуманный выбор цели, определение способов достижения), устойчивость (способность длительное время направлять и контролировать поведение), выдержка (самообладание), самостоятельность (собственная инициатива) Волевые действия: 1) Простые: - постановка цели - исполнение 2) Сложные: - осознание цели - смутное влечение, желание, мотив; - планирование - намечение пути и средства - исполнение - связано с преодолением препятствия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Младший школьный возраст (с 6,5-7 лет до 10-11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка– поступлением в школу. новое место в системе отношений людей: появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью . происходит перестройка всех систем отношений с действительностью.
Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. изменяется эмоциональное состояние , повышается психическая напряжённость . отражается как на физическом здоровье, так и на поведении.
Характер адаптации ребёнка способствуют развитию чувства личности . появляется новый статус : он ученик и ответственный человек. новая социальная роль требует развития определённых психических свойств : Мышление, внимание, память , на определённые морально-волевые качества ( усидчивость , исполнительность, добросовестность ).
Возрастные особенности учащихся 1 класс Первичное осознание позиции школьника через новые обязанности (учится выполнять). Быть хорошим и любимым. Учебная деятельность осуществляется через игры( наличие элементов соревновательности). Внимание и п амять в основном непроизвольны. Внимание определяется темпераментом. 2 класс Активное освоение учебной деятельности. Учится оценивать причины своих достижений и неудач. Острое желание быть успешным в учебе. Появляется тенденция к снижению самооценки. Активно развивается воля ребенка. Развивается произвольное внимание и память. Стремление к лидерству, появляется соперничество. Учатся договариваться, уступать друг другу. Осознает свою роль в семье.
3 класс Развивает познавательных рефлексию Существенное снижение творческих способностей. Острое желание быть успешным в учебе « быть хорошим и любимым» Социальные страхи ( допустить ошибку, сделать что-то не так). Учится преодолевать трудности. Становится критичнее к педагогу Появляется желание иметь больше свободы. 4 класс- «завершение детства- перехода ко взрослости» Заканчивается формирование фундаментальных характеристик ребенка. Формирование произвольности познавательных процессов: внимание , памяти, восприятия. Познавательная рефлексия. Личностная рефлексия. Первичное осознание потребности в саморазвитии, между «хочу» и «могу». Устойчива самооценка ребенка. «Я» – «умелость, компетентность». Сверстники становятся более значимыми. Мнение превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество Активизируется межполовое общение. Усваивают разницу в социальных статусах. Возрастные особенности учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности обучения леворуких детей.
Люди с преимущественно левыми признаками более эффективно адаптируются к природным факторам среды, а не к социальным условиям, где у них выше вероятность срыва при стрессе по сравнению с другими вариа...
Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста
АннотацияВ настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, свя...
Концепция развития кабинета начальных классов с учетом психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста и здоровьесберегающей среды.
Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающей среды кабинета начальных классов...
«Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с РАС младшего школьного возраста »
Термин аутизм . Клиническая картина синдрома РАС.Основные симптомы аутизма. Особенностях поведения при РДА разной степени тяжести....
Особенности развития личности у детей с нарушениями интеллекта
В статье рассказывается особенностях, встречающихся в развитии личности детей с нарушением интеллекта....
Психологические теории развития личности ребенка
Психологические теории развития личности ребенка...
Психологические особенности развития произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста
С раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запо...