Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста
статья по теме
Аннотация
В настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, связанные с трудностями развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями, возрастными кризисами. Актуальность проблемы состоит в том, что cоциальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности, может спровоцировать появление страха «быть не тем», тревожности, что порождает трудности в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_razvitiya.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности развития
детей младшего школьного возраста
Автор: Галеева Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №35
Аннотация
В настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, связанные с трудностями развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями, возрастными кризисами. Актуальность проблемы состоит в том, что cоциальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, долга, обязанности, может спровоцировать появление страха «быть не тем», тревожности, что порождает трудности в обучении.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.
Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе [3].
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.
Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.
Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка взрослыми. Ребёнок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками. Младший школьный возраст - это возраст когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это собственно страх как воспринимаемая угроза для жизни, в то время, как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте - это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т.е. обо всём том, что объединено в понятие «совесть», которое является центральным психологическим образованием данного возраста. Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребёнка [4].
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребёнка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи [2].
Можно с уверенностью сказать, что даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания ребёнка. Им необходима помощь родителей. Для этого существуют родительские собрания и частные беседы, в которых учитель и родитель могут поделиться своими знаниями о ребёнке, объяснить свои цели и взгляды на воспитание.
Причиной неуспеваемости также могут являться индивидуальные недостатки ребёнка. Многие из них исправляются именно в труде и прежде всего в труде. Коллективная работа преодолевает эгоизм ребёнка и его изолированность от коллектива, способствует росту его социального статуса и веры в себя, помогает найти своё место в коллективе, учит целесообразному взаимодействию с другими людьми [1].
Список литературы
1. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / истратова О.Н., Эксакусто Т.В. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 г. с. 443.
2. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Серия «Высшее образование». Ростов –на-Дону: Феникс, 2004 г. с.284.
3. Немов Р.С., 1995 Издательство «Просвещение», 2001.
4. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз: Учебное пособие / Под ред. Котовой И.Б., Рогова Е.И. Ростов н/Д, 1991 г. с.172.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция развития кабинета начальных классов с учетом психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста и здоровьесберегающей среды.
Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающей среды кабинета начальных классов...
Дипломная работа по психологии "Психологические особенности личности детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей"
Данная работа посвящена проблемам у детей, воспитывающихся в семье, где родители страдают алкогольной зависимостью....
Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста 7 – 8 лет (презентация для родительского собрания)
Цель презентации:1. Помочь родителям понять значимость перехода ребенка в новое психофизическое состояние.2. Познакомить родительский коллектив с возрастными о...
Особенности развития детей младшего школьного возраста
Закономерности возрастного развития детей младшего школьного возраста представленные ниже необходимо знать учителям и родителям...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В работе раскрывается взаимосвязь физического и умственного развития....
Родительский всеобуч «Индивидуальные особенности развития детей младшего школьного возраста»
Родительский всеобуч «Индивидуальные особенности развития детей младшего школьного возраста». Для ознакомления родителям...
«Особенности развития детей младшего школьного возраста»
Родительское собрание на тему: «Особенности развития детей младшего школьного возраста»...