создание ситуации успеха
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Создание ситуации успеха.
Все мы знаем, насколько важно чувствовать себя успешным в разных делах и в жизни. Особенно это важно ребёнку, так как он постигает всё впервые, для него всё в новинку. Ребёнок многое пробует, сталкивается с разными новыми задачами, и нет ничего странного в том, что ему многое не удаётся с первого раза. А ведь всем известно, как неприятно, если что-то не получается. Часто родители ругают своих детей за какие-то неудачи и проступки, за неправильно решённые задачи и неумение что-то сделать. Многим известна ситуация: ребёнок захотел помочь маме и предложил помочь помыть посуду. Конечно, мать не отказала ему и дала полотенце, чтобы он вытирал чистые чашки и тарелки. Но вдруг ребёнок не удержал чашку и уронил её на пол. Конечно, чашка разбилась. Как вы думаете, повела себя мать ребёнка? Ответ очень легко предугадать… Другая ситуация: ребёнок делал домашнее задание, долго думал, подбирал самые разные варианты решения, даже такие, которые не сразу и взрослый заметит, но не смог решить задачу - неправильно сосчитал и его ответ не совпал с правильным. Как вы думаете, поступит большинство родителей – похвалит ли за усердие и настойчивость или же скажет, что ребёнок невнимателен и не может сосчитать правильно?… Таких ситуаций множество и они рождают у детей переживания по поводу своих способностей и умений, и, в конце концов, ребёнок начинает считать себя неудачником.
“Неудачник” в детском саду или в школе и дома – это потенциальный неудачник на работе, в семье, в жизни. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к детскому саду, к познанию нового, поэтому оправдано создание для ребёнка ситуации успеха.
Что же такое ситуация успеха и как создать её для ребёнка?
Ситуация успеха – это эмоциональное переживание ребёнка, удовлетворение собой в ходе и результате совершения какой-либо деятельности. Ребёнок чувствует, что у него получается хотя бы что-то, и ему хочется большего, хочется пробовать свои силы в новых делах.
Как создать для ребёнка такую ситуацию?
Это достигается несколькими способами:
1. Подбадривающие слова и мягкие интонации. Старайтесь показать ребёнку свою доброжелательность и уверенность в нём. Говорите чаще ему: “Я в тебя верю”, “Может, сегодня не получилось, но в следующий раз у тебя обязательно получится”. Дайте понять ребёнку, что любите его не за его успехи или неудачи, а за его качества – доброту, самостоятельность, настойчивость и умение доводить дело до конца и не сдаваться в трудных ситуациях – это поможет ребёнку поверить в свои силы и стараться добиваться хороших результатов. Не указывайте ему, что он неудачник и что у него никогда ничего не получается и что неудивительно, что и в этот раз у него не получилось ничего.
2. Корректность общения. Старайтесь не показывать ребёнку, что он ещё маленький и должен слушаться вас во всём. Пусть он сам учится, ищет и предлагает свои пути решения каких-либо задач, а вы постарайтесь поддержать его находки (пусть порой и неверные), а не отметайте сразу всё, говоря: “Это глупость”, “Делай, как тебе говорят взрослые, потому что они умнее”. Дайте ребёнку возможность почувствовать себя вашим партнёром, будьте с ним на равных, пусть он чувствует себя личностью, которую ценят и уважают. Это придаст уверенности в себе, создаст ощущение значимости, а также поможет установить доверительные отношения между родителями и ребёнком – он будет доверять и знать, что его всегда выслушают и поддержат.
3. Спокойная и доброжелательная речь. Даже если ребёнок что-то испортил или не понимает, как сделать что-то – не повышайте на него голос, старайтесь мягко и спокойно объяснить, почему у него не получилось, и посоветуйте, как надо сделать, чтобы добиться желаемого результата.
4. Давайте ребёнку посильные задания. Ведь не всегда ребёнок не может справиться с чем-то, потому что у него не хватает терпения или он не старается. Часто задание оказывается не под силу ребёнку, так как он ещё не обладает знаниями, необходимыми для решения или не может выполнить чего-то, потому что устал или у нет сил. В таком случае он может просто отказаться от задания, так как не захочет чувствовать себя неудачником. Также можно специально дать ребёнку более лёгкое задание, справившись с которым он почувствует свои силы, свою способность и умение справляться с данными поручениями и захочет сделать что-то посложнее.
5. Ситуация успеха особенно важна для детей, поведение которых осложнено целым рядом причин. Быть может ребёнок и сам чувствует, что он делает всё медленнее, чем остальные дети; что он часто ругается с другими и прочее. Как поступить в такой ситуации? Покажите ребёнку его “плюсы” (например, хоть он и делает медленнее, чем другие, но у него получается всё аккуратно и красиво), а также подскажите – как вести себя (например, если ребёнок очень агрессивен и не знает, как вести себя с другими детьми – научите управлять своими эмоциями – не кричать, не бить других, и подскажите – как правильно общаться – как попросить что-то необходимое, как поблагодарить, как разобраться в ссоре, не применяя кулаков и т.д.).
6. Однако важно не перехваливать ребёнка. Пусть ребёнок знает свои истинные успехи и достижения. Не хвалите его за то, что он итак хорошо умеете делать. Не надо не замечать неудач ребёнка, пусть он учится на них, это его опыт. Помните, что успех приходит только тогда, когда ребёнок достигает чего-то нового, развивается. А создание ситуации успеха – это лишь помощник и способ направить ребёнка на развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника.
Для учителя очень важно выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, чтобы помочь и сильным, и слабым учащимся овладеть необходимыми знаниями. умениями и навыками, чтобы каждый из детей пове...
Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников
Использование игровых пособий из «комнаты психомоторного» развития для создания ситуации успеха в деятельности младших школьников...
Необходимость создания ситуации успеха на уроке - неотъемлемая часть формирования ключевых компетентностей.
В данной статье изложены материалы из опыта работы по развивающей программе "Школа 2100". Представлены приёмы, методы, пути создания проблемной ситуации на уроке.Проблемная ситуация создаё...
"Создание ситуации успеха."
Выступление в городской творческой группе учителей города Салават "Здоровье через образование"...
Создание ситуации успеха на уроке
Методический материал для учителя, раскрывающий проблему создания ситуации успеха на уроке....
Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению
В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...
Приемы и методы создания ситуации успеха на разных этапах урока
Опыт работы учителя начальных классов по организации приемов и методов создания ситуации успеха на разных этапах урока...