Урок ОРКСЭ "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Мухина Татьяна Георгиевна

Использование педагогических технологий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse.docx415.19 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии и способы преподнесения информации ведущих ценностей православия на уроках ОРКСЭ

(модуль "Основы мировых религиозных культур")

Конспект урока ОРКСЭ

Тема урока:  Добро и зло

Цели: систематизировать знания о добре и зле; развивать понятие добродетели; научить  различать добрые и злые поступки.

Предметные результаты: дети научатся подбирать однокоренные слова; совершенствуют понятие добра и зла на примерах литературы и живописи.

УУД:

Регулятивные:предвидеть возможности получения конкретного результата.

Познавательные:контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю и одноклассникам.                                                 Личностные: давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности

Структура урока

УУД

Пед.

технологии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.  момент.

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

– У нас сегодня необычный урок. Нам предстоит научиться «отличать черное от белого». Что это значит - сейчас вы узнаете.

2.Актуализация знаний

Регулятивные:подготовка учащихся к  «открытию нового знания».

Познавательные: дать понятие слову «добро»;

Коммуникативные:уметь принимать решение и давать конкретный ответ.

Личностно-ориентированные технологии

На доске 5 карточек, с буквами Р,О,Б,Д,О.

- Послушайте притчу:

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка.        Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы, и складывала их в сумку.                        

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на ее приветствие.                        Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- Ребята, о чем эта притча? (О добре)

- Теперь мы можем составить это слово из карточек.

- Тема сегодняшнего урока «Добро и зло».  Как вы думаете, почему я не предложила вам составить из карточек слово «зло»?

В этом и состоит цель нашего урока: научиться «отличать чёрное от белого». Хотите научиться? «Хочу, значит смогу». А пока я надеюсь, что доброта поможет вам хорошо поработать на уроке и уважительно относиться к ответам своих товарищей.

Дети составляют

Дети высказывают предположения

3.Самоопределение к деятельности.

Регулятивные: делать вывод о лексическом значении слова.

Познавательные: умение работать с текстовой информацией

Коммуникативные:умение объективно высказывать свое мнение.

Работа с текстовой информацией

1.        Работа со словарем

- У вас на столе есть толковые словари разных авторов: В.И.Даля, С. А. Кузнецова, С.И.Ожегова. Найдите в них значение слова «добро», прочитайте.

- Какой вывод вы можете сделать о значении этого слова?

- Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову «добро».

(Учитель обращает внимание на слово «добродетель»)

- Ребята, как вы считаете, что такое добродетель?

 - Рассмотрим слово по частям: добро -детель(деятель), деятель добра, добрые дела. Кто может делать добрые дела, творить добро?(человек). Приведите примеры добродетели.

Дети зачитывают значения слова из разных источников.

Дети делают вывод: лексическое значение слова «добро» у разных авторов одинаков.

Дети подбирают однокоренные слова.

Дети высказывают свои определения.

4.Открытие новых знаний

Регулятивные:уметь предвидеть конечный результат.

Познавательные: формировать нравственные ценности на примере литературы и искусства.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к товарищу или учителю.

Информационно-коммуникационные технологии

Наглядный метод восприятия

Проблемно-поисковый метод

2.

- Скажите, по отношению к кому можно творить добрые дела? Можно ли быть добродетельными к нашим меньшим братьям? В чем заключается добродетель по отношению к животным?

Видеоролик  «Бродяжки»

- Какие чувства испытали вы, просматривая этот ролик? Что-то хотелось изменить? А вы в силах сделать это?

- Послушайте стихотворение неизвестного автора.

Он шел по улице и тихо плакал.

Облезлый, одноухий, и с больною лапой.

 Повисший хвост, несчастные глаза,

 А в них жемчужинкой дрожит слеза.

 Его никто вокруг не замечал,

 А если и заметил, то ворчал,

 А мог еще и палкой замахнуться.

 Он убегал, когда мог увернуться.

 Он с грустью думал:”Я такой урод…

Ну, кто такого жить к себе возьмет».

 Так шел он, шел по краешку дороги.

 И вдруг перед собой увидел ноги.

 Огромные такие две ноги,

Обутые в большие сапоги.

 В смертельном страхе он закрыл глаза,

 А человек нагнулся и сказал:

 «Красавец-то, какой!

 А ухо! Взгляд!

Пойдешь со мной?

 Я буду очень рад.

 Принцессу и дворец не обещаю,

 А молочком с сосиской угощаю».

 Нагнулся, протянул к нему ладошку.

 Он первый раз держал в ладошках кошку.

 Взглянул на небо, думал, дождь закапал.

 А это кот в руках от счастья плакал.

3.- Примеры добродетели мы можем видеть и в творениях художников. Рассмотрим иллюстрации к Библии.  

        

        

4.Работа с учебником

- Откройте учебник на с.24, прочитайте первые два абзаца текста.

- Скажите, каков был замысел Творца? Почему человек не имел права срывать плоды с дерева познания добра и зла? Что было бы, если человек не нарушил запрет?  

Дети приводят примеры

Дети высказывают предположения

Дети читают текст.

Рефлексия

Регулятивные: умение обобщать и делать выводы

Познавательные: определить временные рамки «добродетели»

Коммуникативные:учить работать в группах

– Вспомните слово, которое мы собрали в начале урока из карточек.

- Какую цель мы поставили  перед собой в начале урока?

- Можно ли за 45 минут научиться быть добрыми, творить добро?

- Сколько времени понадобится для этого?

Я вспомнила очень хорошую  пословицу «Жизнь дана на добрые дела». Спешите делать добро и оно к вам же вернется.

Итог урока

Регулятивные: осознание  учебной деятельности

Познавательные: самооценка результатов своейдеятельности и  класса.

Коммуникативные:доброжелательное отношение к товарищам.

– Что показалось вам трудным на уроке?

- Кто рассуждал без особого труда?

-  Кому нужна была помощь учителя?

- Вам понравился урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...