"Особенности адаптационного периода первоклассников" Семинар-тренинг для родителей
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Предлагаемый семинар-тренинг предназначен для родителей первоклассников и будущих первоклассников. Главная цель мероприятия – познакомить родителей с психологическими особенностями протекания адаптационного периода ребенка при поступлении в школу и научить их справляться с возникающими трудностями. На наш взгляд, данная форма работы с родителями наиболее эффективна, так как кроме теоретического материала, предлагаемого психологом, в ней содержатся несложные практические упражнения и задания, которые впоследствии могут быть использованы участниками тренинга в семьях вместе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_roditeley_pervoklassnikov.rar | 589.96 КБ |
adaptatsiya_pervoklassnikov.rar | 128.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №1» г. Губкинский ЯНАО
«ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКЛАССНИКОВ»
Семинар-тренинг для родителей
Автор-составитель:
Халитова Джамиля Чолпонбаевна
педагог-психолог МБОУ «ООШ№1»
Губкинский, 2012 г.
Цель:
Повышение психологической компетентности родителей в области взаимодействия с детьми на протяжении всего адаптационного периода первоклассника.
Задачи:
- Знакомство участников тренинга друг с другом.
- Создание атмосферы доброжелательности.
- Осознание причин и проявлений адаптационного периода первоклассника.
- Определение способов поддержки и помощи ребенку.
- Обобщение опыта и способов взаимодействия с детьми (собственный опыт родителей, педагога и психолога).
Краткое описание мероприятия
Предлагаемый семинар-тренинг предназначен для родителей первоклассников и будущих первоклассников. Главная цель мероприятия – познакомить родителей с психологическими особенностями протекания адаптационного периода ребенка при поступлении в школу и научить их справляться с возникающими трудностями. На наш взгляд, данная форма работы с родителями наиболее эффективна, так как кроме теоретического материала, предлагаемого психологом, в ней содержатся несложные практические упражнения и задания, которые впоследствии могут быть использованы участниками тренинга в семьях, вместе с детьми.
К данной разработке прилагается презентация, которая демонстрируется по ходу предоставления информации, и может быть использована ведущим по своему усмотрению.
Ход мероприятия
- Введение.
- Представление психолога.
Добрый день! Меня зовут Джамиля Чолпонбаевна, я педагог-психолог.
Цель нашей встречи сегодня – раскрыть особенности адаптационного периода первоклассника, выявить причины трудностей, которые могут возникнуть в вашей семье, с тем, чтобы суметь помочь нашим детям в этот непростой для них период жизни.
- Для начала я предлагаю познакомиться со всеми поближе. Сделаем это не совсем обычным способом. Поиграем в игру «Снежный ком». (Участники, сидя в кругу, каждый по очереди называют хорошее качество своего характера, которое начинается с первой буквы его имени. Например, Джамиля: «Д» -Добрая. Следующий участник называет себя и представляет предыдущих членов группы.)
- Деление участников тренинга на 2 группы. Проводится игра «Белый-пушистый». Образуются две группы: «белые» и «пушистые».
- Основная часть.
- Задание для работы в группе (5 минут):
Отметьте, какие изменения произошли в вашем ребенке при поступлении в первый класс? Например, ребенок стал более плаксивый, капризный или более самостоятельный (проявления могут быть как положительные, так и отрицательные).
По окончании отведенного времени каждая группа зачитывает результаты своей работы. Обсуждение.
Ведущий подводит итог.
- Задание для работы в группе (5 минут):
Определите основные пути и способы поддержки ребенка в адаптационный период? Например, как можно поддерживать оптимальный уровень работоспособности или тренировать волевые усилия, какие вы знаете пути и способы снятия напряжения и т.д.
По окончании отведенного времени каждая группа зачитывает результаты своих обсуждений.
Ведущий подводит итог и дополняет полученную информацию.
- Игра на снятие напряжения «Снежки»
Участники тренинга встают в круг. Каждому предлагается взять как можно больше листов бумаги, хорошо смять каждый лист в комок и бросить его в центр круга на пол. Формируя комочек, необходимо мысленно вложить в него все свои негативные эмоции. После того, как все листы будут превращены в комки, круг участников делится пополам, образуя две команды, стоящие друг против друга. По сигналу ведущего (например, зазвучала музыка), команды начинают перебрасывать «снежки» на территорию противника. Их задача – избавиться от снежных комочков. По окончанию музыки игра останавливается. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньше «снежков».
- Упражнение «У меня хороший ребёнок, потому что….»
Мы часто говорим о своих детях, мы часто видим недостатки наших детей. А всегда ли замечаем их достоинства?
Я предлагаю вам сейчас 10 раз продолжить предложение «У меня хороший ребёнок, потому что….»
- легко ли было это сделать?
- какие возникли затруднения?
- часто ли мы задумываемся о том, сколько хорошего в наших детях?
- зачем нам надо думать о положительных качествах детей, что это нам даст?
- Ведущий подводит итог, выводит общие рекомендации.
- Заключительная часть.
- Рефлексия.
- Заполнение анкеты:
- Был ли тренинг полезным для Вас?
- Что больше всего понравилось (не понравилось)?
-Появилось ли желание еще раз поучаствовать в подобном мероприятии?
Подписи к слайдам:
Чувстварадость тревогавосторг растерянностьудивление напряжение Первоклассник – это ребенок… воспитатель, группа беспечность, беззаботность игра детский сад (дошкольник) учитель, сверстники требования, обязанности учебная деятельность школа (школьник) В первые дни (недели) снижается сопротивляемость организма Может:Нарушаться сонНарушаться аппетитПовышаться температураОбостряться хронические заболеванияДети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут Свое пространство
портфель, тетради, учебники
соблюдениеграфика работы и отдыха
своя комната, рабочее место - письменный стол
Внешние атрибуты
Режим дня
Как помочь ребенку учиться в школе? Витамины комплекса В:В1 – хлеб с отрубями, крупы, фасоль, печень, свинина В2 В6 молочные продукты, рыба, яйца, свежие овощи В условиях стресса истощаются запасы: кальция магния Необходимо регулярное употребление витамина С Дневной сон
Расслабляющие ванны (пустырник, шалфей и др.)
Прогулки на улице не менее 2–х часов в день
Подвижные игры
РОДИТЕЛЯМСоставьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением.Не пропускайте трудности возможные у ребенка на начальном этапе обучения. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 летних детей.
ПЕРВОКЛАССНИКА Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо давать малышу физическую разрядку. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. С поступлением в школу в жизни ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Принимайте участие в жизни класса и школы.
ПАМЯТКА Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Искренне интересуйтесь его школьными делами. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость.Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. У д а ч и в а м!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности адаптационного периода первоклассников
Адаптация к первому классу – один из важнейших периодов в жизни ребенка, период формирования его ученических и личностных качеств. Нередко этот этап становится труднейшим испытанием, как для новоиспеч...
Особенности адаптационного периода пятиклассников
используется на родительских собраниях и педсоветах. Говорится о возрастных особенностях данного возраста и о трудностях адаптации....
Три главных праздника в 1 классе, как помощь в преодолении трудностей адаптационного периода обучющихся и их родителей.
Дополнительный материал для более успешной адаптации....
Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника.
Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных мо...
Особенности адаптационного периода у детей 1-х классов
Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4-6 недель, а у ослабленных – до 8 недель. Наблюдение за первоклассниками показало, что их адапта...
Особенности адаптационного периода первоклассников .
Как помочь ребёнку адаптироваться в школе...
Особенности адаптационного периода первоклассников
Психологическое состояние первоклассника, его физическое самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения во многом определяется способностью к адаптации. У некоторых детей она происходит с...