Особенности адаптационного периода первоклассников
статья (1 класс)

Романова Ирина Николаевна

Психологическое состояние первоклассника, его физическое самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения во многом определяется способностью к адаптации. У некоторых детей она происходит с определёнными трудностями, на которые нужно вовремя обратить внимание. В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, но этого не следует пугаться. Своевременная работа со специалистом поможет избежать проблем в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптационный период в 1-м классе  в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

При зачислении в 1-й класс ребенок получает новый статус – учащийся. Быть школьником, выполнять все требования взрослых, получить новые права и обязанности - это серьезное испытание для детей.

Процесс привыкания к новому статусу и условиям обучения мы называем адаптационным периодом.

Учебный год в 1-м классе делится на адаптационный (2 месяца) и основной периоды. Трудность первого года обучения определяется новыми условиями жизни, новыми условиями деятельности, новыми требованиями к ребенку. Особенно трудными физиологически и психологически являются первые 3-4 недели обучения, поэтому введение ребенка в школьную жизнь должно проводиться постепенно.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально- психологическая адаптация может проходить по – разному:

  1. Примерно 50- 60 %  адаптируются в течение 2-3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к учителю, коллективу, приобретает друзей, старается проявить себя (предлагает помощь, принимает поручения, участвует в коллективной деятельности). У этих детей обычно хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу;
  2. Примерно 30% детей требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются  выполнять  требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
  3. Примерно у 14 % детей к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными  формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями: с ними не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста - они задираются, мешают проводить уроки, передвигаются по классу и т.п.

В адаптационный период  учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации детей к школе. Особое внимание должно уделяться организации учебной деятельности. Это и ступенчатый режим обучения в 1 полугодии, наличие динамической паузы после 2 урока, проведение не менее 2 физминуток, обучение без отметок и дом. заданий и т.д.

Есть особенности и организации внеурочной деятельности.

  • Она не является обязательной для всех обучающихся
  • Процесс внеурочной деятельности не определен во времени и не имеет постоянного состава участников. Дети могут менять направления деятельности по своему желанию.

Обучающиеся могут посещать не все занятия внеурочной деятельности, предлагаемые образовательным учреждением или вообще отказаться от этих занятий. Вопросы участия учащихся во внеурочной деятельности в образовательных учреждениях дополнительного образования решаются по письменному заявлению родителей (законных представителей) обучающегося.

 

Теперь обращаясь к своему классу хочу сказать, что на сегодняшний день ( а первоклассники  в школе уже 2,5 месяца) адаптировались не все дети. В моем классе 19 человек (10 мальчиков и 9 девочек). 8 человек довольно успешно адаптировались ( Барбашин Саша, Горшкова Ева, Гуртов Данила, Джафаров Аким, Кулагина Лиля, Овчинников Артемий, Орлов Егор , Сохликов Андрей).

Проблемы с адаптацией наблюдаются у 4 человек. Это Андронова Настя, Гришкин Богдан, Минаева Лиля, Трофимов Илья. У Гришкина Б.слабое зрение и плохая речь, многие звуки не поставлены, говорит примитивно с искажением слов, присутствуют  физические проблемы. Особенно тяжело дается ему математика, на уроках часто приходится объяснять Богдану отдельные задания.  Минаева Л. крайне медлительная девочка, не успевает за темпом работы на уроке, ей постоянно нужна индивидуальная помощь. У Андроновой Н. речь неразвитая и  неуверенная, девочка испытывает определенные трудности на уроках чтения и математики. Трофимову И. тяжело даются уроки письма, мальчик путает строки, забывает, как писать и соединять буквы,  почти всегда нуждается в помощи учителя.

Есть дети – Гражданцева Даша, Макаров Максим, Петренко Аня, Горяимова Полина, Скворцов Семен, Тимошкова Даша, Храброва Даша адаптируются  к школьной жизни без особых трудностей, просто им нужно больше времени.

В целях более успешного прохождения адаптации стараюсь в своей работе учитывать все особенности организации учебного процесса, провела открытые уроки- целью которых было наблюдение за организацией учебной д-сти в адаптационный период, часто провожу родительские собрания с анкетированием родителей по вопросам адаптации. И вот что пишут родители на вопрос, что их больше всего беспокоит  по вопросу адаптации ребенка в школе…

 В заключение скажу, что работа по адаптации будет продолжена и далее.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности адаптационного периода первоклассников" Семинар-тренинг для родителей

Предлагаемый семинар-тренинг предназначен для родителей первоклассников и будущих первоклассников. Главная цель мероприятия – познакомить родителей с психологическими особенностями протекания ад...

Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...

Особенности адаптационного периода первоклассников

Адаптация к первому классу – один из важнейших периодов в жизни ребенка, период формирования его ученических и личностных качеств. Нередко этот этап становится труднейшим испытанием, как для новоиспеч...

Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному.  Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника.

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных мо...

"Особенности и трудности адаптационного периода первоклассников"

Начало обучения ребёнка в школе - это сложный и ответственный этап его жизни. От того, как пройдёт адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие г...

Особенности адаптационного периода первоклассников .

Как помочь ребёнку адаптироваться в  школе...