Социальный проект "Моя семья".
проект (1 класс) по теме
За основу проекта берется одна из глобальных социальных проблем современности - кризис семьи, который, по данным социологов, педагогов, психологов, охватил практически весь мир, за исключением исламских стран. Деятельность индивидуальная и групповая в одном классе. Ребятам предлагается цветными карандашами изобразить свой выходной день в семье. Оценивается цветовое решение с опорой на цветовые тесты Люшера и композиция рисунка: где, с кем, при каких обстоятельствах изобразил себя ребенок. Результатом может быть анализ рисунка ребенка и последующее обсуждение выявленных проблем с его родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальный проект "МОЯ СЕМЬЯ" | 41.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект
Автор проекта: Владышникова Людмила Александровна,
классный руководитель 2 класса МБОУ Екатериновской сош.
2012-2013 уч.г.
Тема: «Моя семья».
Проблема: Главенствующая роль семьи в воспитании детей.
Цель проекта: Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитании школьников.
Задачи проекта:
- выявить особенности внутрисемейных отношений;
- оценить восприятие ребенком семьи.
Целевая аудитория: учащиеся начальной школы и их родители.
Деятельность групповая и индивидуальная.
Этапы проекта:
1.Представление проблемной ситуации, цели и задач проекта (не озвучиваются).
2.Проведение с учащимися цветового теста Люшера.
3.Интерпретация результатов теста.
4.Дети цветными карандашами изображают свой выходной день в семье.
5.Индивидуальная беседа с ребенком о рисунке.
6.Интерпретация результатов теста:
- Оценка педагогом цветового решения с опорой на цветовые тесты Люшера.
- Оценка общей структуры.
- Определение наиболее привлекательного персонажа (или вызывающего наибольшую тревожность).
- Ребенок о себе.
- Дополнительные персонажи.
- Родительская пара.
- Идентификация.
- Отказ от изображения того или иного члена семьи.
- Последовательность изображения. (Устанавливается педагогом в ходе наблюдения).
7.Проведение теста « Мера заботы» с родителями.
8.Обработка результатов.
9.Выявление проблем, существующих в семье.
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Обсуждение проблем с родителями.
12.Выработка рекомендаций для родителей.
13.Организация индивидуальной помощи семьям.
Содержание проекта.
1 Введение.
Современный мир с его экономическими кризисами, постоянными стрессами истощает людей физически, эмоционально и духовно. Поэтому им все труднее воспитывать детей. Именно дети, которые наиболее уязвимы, больше всего нуждаются в любви, тяжелее всего страдают в этом мире.
Главенствующая роль в воспитании ребенка принадлежит семье. Каким человеком станет сегодняшний ребенок зависит от того, как его воспитают родители, какое педагогическое влияние на него они окажут, в какой семейной атмосфере будет проходить социализация. Семья является для ребенка первой ступенькой социализации, в семье закладываются нравственные ростки поведения.
В основе любых человеческих отношений лежит любовь. Родительская любовь должна быть мудра и терпелива.
2. Организация и проведение с учащимися цветового теста Люшера.
Процедура обследования протекает следующим образом: испытываемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнеся его ни с расцветкой одежды, ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими или при данном выборе или в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Обследование лучше проводить при дневном освещении. Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. Педагог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Каждый раз испытываемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две-пять минут, перемещав их предварительно, в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытываемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно. Приэтом надо пояснить, что испытываемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые. Педагог переписывает номера карточек в разложенном порядке.
3. Обработка результатов.
Выявление цветовых предпочтений, порядка выбора цвета, соседство с другими цветовыми карточками. Также выясняется, какие цвета отвергает ребенок.
Дело в том, что, рисуя свою семью, самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, а нелюбимые достаются отвергаемым ребенком людям.
4.Рисование детьми своего выходного дня в семье.
Для проведения этого теста необходимы:
а)Лист белой бумаги формата А4;
б)шесть цветных карандашей: черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый.
Педагог просит детей нарисовать свою семью в выходной день.
Если ребенок задает уточняющие вопросы (например, «А кого мне нарисовать?», « А бабушку с дедушкой рисовать?» и тому подобные, то необходимо повторить инструкцию: «Нарисуй свою семью». Значение слова не объясняется, иначе смысл тестирования будет утерян.
Процедура тестирования:
а) Перед ребенком горизонтально кладется лист бумаги.
б) Педагог объясняет, что нужно рисовать.
в) Наблюдает за ходом рисования и отмечает в заметках данные своих наблюдений:
- время начала и окончания рисования;
- время, затраченное на изображение каждого персонажа; (при индивидуальном тестировании)
- последовательность рисования деталей.
Время на выполнение задания не ограничивается. После завершения работы дети подписывают свои рисунки.
5. Проведение обсуждения рисунка с каждым ребенком индивидуально.
Вопросы для обсуждения:
- Кто здесь нарисован?
- Где это происходит?
- Что вы делаете?
- Кто из нарисованных членов семьи самый счастливый (или самый грустный)? Почему?
6.Интерпретация результатов теста. (При анализе рисунков учитываются результаты цветового теста Люшера, п.3)
Рисунок1.
Ребенок изобразил себя на прогулке вместе с младшей сестрой. Отсутствие взрослых членов семьи и преобладание желто-оранжевого цвета свидетельствует о желании освобождения от назиданий взрослых. Желтый цвет означает легкость, беззаботность. Ребенок ощущает себя комфортно (улыбающееся солнце на рисунке) в данной ситуации, т.к. у него появляется возможность распоряжаться или по крайней мере руководить, о чем свидетельствует обилие зеленых тонов на рисунке.
Рисунок 2.
На рисунке семья за просмотром любимой передачи по телевизору. Ребенок изображен между родителями как свидетельство одинаковой привязанности к ним. Цветовое и композиционное решение рисунка означает, что в семье налажен эмоциональный контакт, ребенок ощущает себя нужным, необходимым, родители удовлетворяют его потребность в любви, нежности, ласке. Преобладание красно-синих цветов свидетельствует о жизненной силе, единении, тесной связи членов семьи. Однако присутствие в одежде отца черного (нелюбимого цвета ребенка) означает протест против каких-либо его действий.
Рисунок 3.
Ребенок проживает в приемной семье, но изобразил себя в окружении прежней. Центральная фигура – мама (погибла 2 года тому назад) изображена красным цветом означает ощущение жизненной силы, которое могла бы дать ребенку настоящая мать. Девочка скучает по матери. В присутствие бабушки (синий цвет символизирует покой) ребенок обретает чувство удовлетворения. Изображая себя в желтых красках, ребенок хочет выразить желание изменить свою жизнь и вернуть прошлое, так как не ощущает себя членом новой семьи. Синие огромные облака – символ покоя и удовлетворения, в данном случае - свидетельство того, что ребенок нуждается в защите и безопасности. Предпочтение фиолетового цвета (цветовой тест Люшера) «говорит»о следующем: «все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности». Фиолетовый цвет означает магию, волшебство.
Рисунок 4.
Ребенок изобразил себя играющим в прятки с младшим братом. Родители на рисунке отсутствуют, что может свидетельствовать как об отсутствии эмоционального контакта с ними, так и об его избытке. Преобладание зеленого цвета означает самоутверждение, притязание на гордую оппозиционную независимость. Изображение себя в красных одеждах означает стремление добиваться влияния, завоевывать успех и в то же время тревожность.Отвержение синего цвета говорит о том, что ребенок лишен умиротворяющего влияния сопричастности, в котором он так нуждается. Крупное дерево, изображенное коричневым карандашом можно интерпретировать как повышенную потребность в отдыхе, создаваемом уютом и чувственным умиротворением.
Рисунок 5.
На рисунке изображена одна мама в черно-красных тонах. Так как черный цвет у ребенка любимый (результат цветового теста Люшера – второй по предпочтению), это означает привязанность к матери. Красный цвет отнесен ребенком к нелюбимым, что говорит о двояком отношении к ней. Скорее о страхе (руки у матери угрожающе подняты, пальцы растопырены, волосы растрепаны). Таким образом ребенок изобразил некую угрозу, исходящую от матери, волнение. Отца на рисунке нет, что говорит об отсутствии эмоционального контакта с ним.
Отсутствует сам автор рисунка - ребенок отторгнут, трудности в отношениях с близкими людьми, его не замечают. Изображение на рисунке домашнего животного указывает на попытку заполнить пустоту, нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаток эмоциональных связей, потребность иметь постоянного спутника в играх (ребенок единственный в семье).
Выбор черного цвета ребенком означает отказ от всего, что может волновать . Перед черным стоит синий – свидетельствует о потребности в покое без напряжения.
Рисунок 6.
Цветовое и композиционное решение рисунка говорит о том, что ребенок чувствует себя в безопасности, в уравновешенном гармоничном состоянии (в ряду из 8 цветов зеленый и желтый стоят рядом друг с другом и образуют одну группу). Семья занята общим делом. Фигура автора расположена рядом с сестрой, что говорит о предпочтении ребенка. Короткие руки персонажей выдают нерешительность, внутреннюю слабость и недостаток общения.
Рисунок 7.
По рисунку видна большая эмоциональная близость к приемной матери. Глаза членов семьи большие, расширенные воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи. Возможны семейные проблемы. Преобладающий зеленый цвет – знак напряженности. Достаточно часто ребенок использовал синий цвет – свидетельство его желания ощутить покой и удовлетворение. Присутствие черного цвета (отвергнут ребенком как наименее приятный) в отдалении на экране телевизора означает протест против сложившейся психологической обстановки в семье.
Рисунок 8.
Семья занята работой на приусадебном участке. Ребенок нарисовал себя первым, он ощущает себя нужным и необходимым в семье. Рядом изображен старший брат крупнее других членов семьи, что говорит о его непререкаемом авторитете для ребенка. Мама изображена на некотором расстоянии от ребенка, отец на рисунке отсутствует. Ребенок ощущает недостаток внимания со стороны родителей, нуждается в большей заботе. Цветовое решение – ярко желтая одежда матери (надежда, ожидание счастья) означает неудовлетворенную душевную привязанность.
7. Проведение теста «Мера заботы» с родителями.
Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция.
Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.
"Категорически не согласен" - 1 балл.
"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла.
"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.
"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.
1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
6. Воспитание - это тяжелый труд.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.
14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.
15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.
8.Обработка результатов.
Педагог обрабатывает результаты теста, после сообщает родителям следующую информацию:
Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".
От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.
Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!
9.Выявление проблем, существующих в семье.
С этой целью организуются индивидуальные беседы с родителями. Вопросы для беседы:
- Какими вы считаете взаимоотношения в вашей семье?
- Какие семейные традиции существуют в вашей семье?
- Что делает ваша семья, собравшись вместе?
- Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
- Чем они обусловлены?
- Каковы способы разрешения конфликтов в вашей семье?
- Как реагируют дети на семейные конфликты?
- Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?
10.Оформление результатов проектной деятельности.
ДЕТИ
Удовлетворены своей ролью в семье | Чувствуют недостаток внимания со стороны родителей | Испытывают чувство изолированности, ощущение отчужденности |
40% детей | 50% | 10% |
МЕРА ЗАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ
Детоцентристские семьи. Чрезмерная опека | Уделяют достаточное внимание воспитанию ребенка | Низкий уровень самоорганизации семьи, недостаточное использование педагогического потенциала | Самоотстранение от функций воспитания |
10% | 20% | 60% | 10% |
11. Обсуждение проблем с родителями.
- Недостаток материнского и отцовского тепла, атмосферы счастья.
- Низкий уровень самоорганизации семьи.
- Отсутствие педагогических навыков, незнание детской психологии.
12. Выработка рекомендаций для родителей.
. 10 заповедей для родителей
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2.Не думай, что ребенок принадлежит тебе, он не твоя собственность.
3.Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Ты дал ему жизнь, как он может благодарить тебя: он даст жизнь другому, тот – третьему.
4.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5.Не относись к его проблемам свысока: тяжесть в жизни дана каждому по силам, и будь уверен, что его тяжесть не меньше, чем твоя. А может и больше, потому что у него нет привычки.
6.Не унижай ребенка никогда!
7. Не мучь себя, если не сможешь что-то сделать для своего ребенка.
8.Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
9.Не обманывай ребенка ни в чем!
10.Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Законы воспитания ребенка в семье.
- Закон единства требований отца и матери.
- Закон значимости похвалы для ребенка.
- Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
- Закон разделения в равной мере материальных благ между взрослыми и детьми.
13.Организация индивидуальной помощи семьям.
- Индивидуальные беседы;
- консультирование, переписка;
- педагогическая и психологическая помощь;
- выполнение индивидуальных поручений;
- совместный поиск решения проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный паспорт семьи
Социальный паспорт семьи...
Социальный паспорт семьи (Бланк)
для родителей...
Методический проект "День открытых дверей в начальной школе как одно из средств решения социального заказа семьи"
В ходе Дня открытых дверей родители получат возможность ознакомиться с особенностями реализации ФГОС НОО в ОУ...
Социальное партнерство семьи и школы.
Материал по обобщению опыта работы с родителями с учащимися класса....
Гендерное воспитание детей в условиях приёмного отделения ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям "Семья"
Представленный материал отражает вопросы использования игровой деятельности в процессе полоролевого воспитания детей, а также формы взаимодействия с родителями в вопросах формирования полоролевого пов...
Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением
Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...
"Акт обследование материально-бытовых и социальных условий семей учащихся, находящихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, замещающих семей (многодетных), проживающих на дачах."
Данная "заготовка" поможет учителям в оформлении документации....