Коррекционно-развивающая программа "Будь внимательным!"
рабочая программа (1 класс) по теме
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 323.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа "Будь внимательным!"
Пояснительная записка
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.
Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, паять, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе. Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.
Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.
Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Актуальность
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.
Основная цель реализации программы: коррекция и развитие познавательной сферы учащихся.
Основные задачи реализации программы:
- психологическое изучение готовности ребенка к школе;
- создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе;
- развитие интеллектуальных способностей (мышление);
- развитие памяти, внимания, воображения;
- развитие познавательной активности;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- сформировать внутреннюю позицию школьника;
- создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов.
Предполагаемый положительный результат: у учащихся прошедших курс занятий по данной программе:
- увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
- совершенствуется фонематический слух;
- развитие произвольного и непроизвольного внимания;
- развитие мышления.
Прогнозируемый результат: уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.
Форма работы: групповая, индивидуальная и п/группам.
Основные методы: игры, упражнения.
Продолжительность занятия: 35 мин.
Проведение занятий: два раза в неделю.
Количество человек: 4–5 человек.
Ход работы (Приложение 1):
1. Ритуал приветствия
2. Игры и упражнения
3. Ритуал прощания
Тематическое планирование
№ | Задачи урока | Содержание занятий |
Занятие 1. | – развитие точно и правильно называть предметы; | Ритуал приветствия. |
Занятие 2. | – развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 3. | – развитие переключаемости произвольного внимания; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 4. | – развитие концентрации и устойчивости внимания; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 5. | – развитие произвольного внимания; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 6. | – развитие фонетико-фонематического восприятия; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 7. | – развитие слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого); | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 8. | – развитие распределения внимания, зрительное и слуховое восприятие; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 9. | – развитие устойчивости внимания, зрительное восприятие; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 10. | – развитие моторно-слуховой памяти; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 11. | – развитие таких свойств внимания, как сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение; | Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!» |
Занятие 12. | – развитие произвольного внимания; | Ритуал приветствия «Улыбнитесь!» |
Занятие 13. | – развитие произвольного внимания; | Ритуал приветствия «Улыбнитесь!» |
Занятие 14. | – развитие зрительных ощущений и образного мышления; | Ритуал приветствия «Улыбнитесь!» |
Список литературы:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.
2. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание)
3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.
4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.
5. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.
6. Шевердина Н,А., Сушинкас Л.Л. Тестирование будущих первоклашек / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288 с.
7. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003. – 96 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занятие 1.
Задачи урока:
-развитие точно и правильно называть предметы;
-развитие умения копировать образец;
-развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).
Ритуал приветствия: «Улыбнитесь! Желаем друг другу хорошее настроение!»
Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
(активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.
Основная часть
Задание 1. «Назови предметы»
Ребята по очереди называют все предметы, которые их окружают в классе. Затем по заданию психолога называют слова на темы: «овощи», «мебель», «одежда», «посуда», «растения», «магазин».
Задание 2. «Раскрась правильно»
Материал к заданию: каждый учащийся должен иметь карандаши и лист бумаги с контурами домиков и полосками из квадратиков. <Рисунок1>
А) психолог говорит: «Раскрасьте, синим карандашом второй домик слева. Раскрасьте красным карандашом третий домик справа. Раскрасьте зеленым карандашом домик, который находиться перед синим. Раскрасьте желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и желтым. Раскрасьте коричневым карандашом домик, который следует за желтым.
Б) внимательно рассмотреть порядок следования кружков и заполнить пустые клеточки.
Упражнение: « Четыре стихии»
Упражнение направлено на развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией. Дети слушают психолога, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
Команда | Движение руками |
Земля | опускаем руки вниз |
Вода | вытягиваем руки вперед |
Воздух | поднимаем руки вверх |
Огонь | прижимаем руки к груди |
Задание 3. «Развитие мелкой моторики»
Материал к заданию: листки в клетку.
Ребятам необходимо будет продолжить до конца строки узор из линий по образцу. (узоры по типу «Графического диктанта»)
Упражнение: «Цветок настроения». <Рисунок2>
Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Ребенка просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Откроет глаза и раскрасит его этим цветом.
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 2.
Задачи урока:
-развитие произвольного внимания, объема внимания, пространственного восприятия;
-развитие умения копировать образец
-развитие способности к анализу и синтезу, установления закономерностей пространственных соотношений;
-развитие способности к обобщению, умения дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов;
Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
(активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.
Основная часть
Задание 1. «Домик»
Материал к заданию: образец домика. <Рисунок3>
Ребенку предлагается, как можно точнее срисовать изображения домика. После окончания работы ребенку предлагается проверить все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Задание 2. «Разрезные картинки»
Материал к заданию: любые разрезные картинки.
Ребенку предлагается из разрезанной картинки, составить целостную картинку.
Упражнение «Кто летает?»
«Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «летает». Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».
Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер…
Задание 3. «Корректурная проба»
Материал к заданию: бланк с буквами, время работы 5 минут.
Ребятам предлагается, на бланке с буквами просматривая каждую строчку вычеркивать все встречающиеся букву «А», работать следует быстро и точно.
Упражнение: «Цветок настроения»
Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Ребенка просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Откроет глаза и раскрасит его этим цветом.
Итоги занятия. Ритуал прощания.
Занятие 3.
Задачи урока:
-развитие переключаемости произвольного внимания;
-развитие продуктивности и устойчивости внимания;
-развитие объема внимания;
-развитие слуховых ощущений.
Ритуал приветствия: «Улыбнитесь!»
Упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения»
(активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад.
Основная часть
Задание 1. «Треугольники»
Материал к заданию: листки в клетку.
Ребенку предлагается нарисовать треугольники (2-3 строки) «Будьте очень внимательными! Вы должны их правильно выполнить. Первое задание – рисовать треугольники уголком вверх (показать на отдельном листке или доске) после этого образец убрать». Через 2- 2,5 строчки рисунка предлагается второе задание – продолжать рисовать треугольники, но уголком вниз (показать образец). Второе задание выполняется также в 2-3 строки
Задание 2. «Найди и вычеркни».
Материал к заданию: рисунок с изображением простых фигур, секундомер, простой карандаш. <Рисунок4>
«Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: я покажу вам картинку, на которой нарисовано много разных знакомых вам узоров. Когда я тебе скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». В это время вы должны будете остановиться и показать мне то изображения предмета, которое вы увидели последним. Я отмечу на вашем рисунке место, где вы остановились, и снова скажу «начинай». После этого продолжишь искать и вычеркивать из рисунка заданные узоры. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «стоп». На этом выполнение задания завершиться».
Упражнение: «Назови и проверь постукиванием»
Дети вместе с психологом выбирают 7 разнообразных предметов, находящихся в разных концах комнаты, и прислушиваются, как они звучат от удара по ним карандашом. Затем ребята закрывают глаза. Психолог ударяет карандашом, по какому – либо из этих предметов 5-10 раз. Дети должны назвать этот предмет, подойти к нему и также постучать по нему карандашом.
Задание 3. «Кто точнее нарисует?»
Материал к заданию: таблицы с нарисованными геометрическими фигурами и значками внутри них, чисты лист бумаги и карандаш. <Рисунок5>, <Рисунок6>
Психолог показывает, ребятам таблицу 1 на 2-3 сек. Убирает ее. Ребята зарисовывают то, что им удалось рассмотреть. Проверяется правильность воспроизведения. Аналогичным образом показываются таблицы 2,3. За каждую правильно воспроизведенную геометрическую фигуру и значок начисляется по одному баллу (максимальное число баллов за первую таблицу – 4, за вторую – 6, за третью – 8).
Упражнение: «Цветок настроения»
Учащимся дается лист с нарисованным цветком и говорится, что один из его лепестков такой, какое сейчас у него настроение. Ребенка просят закрыть глаза и представить себе, какого цвета один из его лепестков сейчас расцветет. Откроет глаза и раскрасит его этим цветом.
Итоги занятия. Ритуал прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа "Будь внимательным!"
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается ...
Коррекционно-развивающая программа "Учусь быть внимательным"
Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на развитие, воспитание и обучение младших школьников, требующих психологической поддержки и оказании помощи в раз...
Тема: «Учусь быть внимательным » Индивидуальное коррекционно – развивающее занятие 4 «б» класс ССД
Цель: - коррекция произвольного вниманияЗадачи: - учить детей уметь сосредоточиться на задании и удерживать внимание; ...
Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Стань внимательным!"
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с СДВГ....
Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"
В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...
Коррекционно-развивающее занятие "Учимся быть внимательными"
Это коррекционно-развивающее занятие содержит различные задания, способствующие развитию внимания.Подходит для учащихся начальных классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...
Комментарии
Развитие и коррекция познавательной сферы
Основная цель реализации программы: коррекция и развитие познавательной сферы учащихся.