Психологическая основа аддиктивного поведения.
статья по теме
В статье рассматриваются причины поведения подростков склонных к аддиктивным формам поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_osnova_addiktivnogo_povedeniya.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая основа аддиктивного поведения.
Психологической основой аддиктивного поведения является стремление к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психического состояния.
Применяя наркотические средства, человек стремится к самостимуляции или самоуспокоению. Одни наркотические вещества стимулируют повышение настроения, чувства радости, эйфории. Другие, успокаивающие препараты, вызывают расслабление и снижение тревоги.
Основным мотивом поведения подростков склонным к аддиктивным формам поведения являются внешние и внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в учёбе, неуспехи, обеднённая стимулами среда, конфликты с родителями, учителями, сверстниками, низкая самооценка, конфликты между своими потребностями и возможностями, чувство одиночества, тревожности, угнетённости, скуки.
От всего этого хочется убежать, заглушить и изменить своё психическое состояние, пусть временно, но в лучшую сторону. Этим детям не удаётся найти в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь, вызвать положительную эмоциональную реакцию. Только после употребления психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации. Далее ситуация в семье, школе становится ещё более непереносимой, конфликтной. Так возникают всё большая зависимость и отторжение от реальной действительности.
В жизни всегда существуют препятствия для достижения каких-либо целей. Большинство людей справляются с этими причинами, не прибегая к искусственному изменению состояния. В идеальном случае человек преодолевает эти препятствия, используя зрелые механизмы совладания, не защищаясь и уклоняясь от них, тем самым, повышая свою адаптацию к миру, ссоциальным условиям.
Но есть люди, которые не в состоянии справится с давлением внешних и внутренних факторов.
Здоровые механизмы совладания с критическими ситуациями воспитываются у человека в родительской семье - на примерах родителей, их успешности в решении жизненных проблем. Неразвитая воспитательская функция семьи создаёт предпосылки к срыву адаптации в кризисные периоды жизни.
Не случайно для начала аддикции опасен именно подростковый возраст, когда личность переживает кризис идентичности, отвергает авторитеты, ценности и образ жизни значимых людей с целью самоопределения. Поэтому в этот период опасны те жизненные события и межличностные контакты, которые наносят ущерб самооценке. Попытки компенсации самооценки выражаются вытеснением, отрицанием тяжёлых чувств, переживаний и следующей за этим опустошённостью.
Началом аддикции является принятие решения попробовать какое-либо средство для изменения своего психического состояния. При этом в сознании, в силу защитного механизма отрицания, присутствует понимание только того, что существует, найден, опробован наиболее эффективный способ, с помощью которого можно оносительно легко и быстро изменить своё состояние. Напряжение на какое-то время снимается, наступает облегчение. Тем самым нарушается механизм адаптации, так как включились механизмы образования условного рефлекса. Человек привыкает, что вместо того, чтобы добиваться чего-то, например успеха в жизни, внимания любимого человека, осуществления мечты, можно просто принять алкоголь или наркотическое средство и получить облегчение.
Далее случаи злоупотребления повторяются и в итоге приводят к зависимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи образовательного учреждения и деятельности педагогов в работе по профилактике аддиктивного поведения в образовательной среде.
К статье добавлен материал одного из классных часов, который возможно использовать образовательными учреждениями в своей работе по проф...
Аддиктивное поведение
Презентация - можно использовать на родительском собрании или педсовете...
Тема родительского собрания: "Аддиктивное поведение - саморазрушение путём ухода от реальности"
Отсутствие необходимой стимуляции центров удовольствия в головном мозгу аддиктов. Предполагается, что мозг любого здорового человека имеет центр удовольствия, активизация которого вызывает огромное чу...
Программа профилактики аддиктивного поведения с воспитанниками младшего школьного возраста
Профилактическая деятельность педагога-психолога...
Причины аддиктивного поведения и факторы защиты
В данной работе раскрываются некоторые социальные и психологические причины причины возникновения аддикций у детей и подростков....
УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В настоящее время актуальность увеличения количества детей с вредными привычками становится всё более очевидной, поскольку за последние годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобр...
Аддиктивное поведение классификация, факторы, провоцирующие аддиктивное поведение
Статья об аддиктивном поведении обучающихся...