Причины аддиктивного поведения и факторы защиты
статья на тему
В данной работе раскрываются некоторые социальные и психологические причины причины возникновения аддикций у детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_vozniknoveniya_addiktsiy.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Коррекционная школа-интернат г. Катав-Ивановска»
Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области
УТВЕРЖДАЮ Руководитель методического объединения классных руководителей и воспитателей МОУ Микляева Е.В. _________________ |
ДОКЛАД
по теме: «Причины аддиктивного поведения и факторы защиты»
Выполнила: учитель начальных классов Кель А.М. |
2017г
Причины возникновения аддикций
Нельзя говорить о том, что существует какая-то конкретная причина формирования аддиктивного поведения. Можно говорить, что аддикции формируются у определенных личностей при определенных условиях.
Личностными особенностями подростков, способствующих формированию аддикций, являются следующие:
- Комплекс неполноценности.
- Склонность ко лжи.
- Страх перед социальными контактами
- Избегание ответственности.
- Обидчивость и подозрительность.
- Высокая тревожность, зависимое поведение.
- Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.
- Сниженная переносимость трудностей
Выделяются три типа личностных мотиваций, характерных для аддиктивного поведения:
- позитивная (для получения удовольствия),
- негативная (защита, бегство от тоски, проблем и т.п.)
- нейтральная (для приспособления к окружающим, по привычке). Одной из преобладающих мотивацией приема ПАВ для российских подростков является стремление "быть своим" в микрогруппе.
Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных личностных особенностей со следующими условиями:
- Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
- Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
- Низкая адаптация к условиям школы.
- Нестабильность, незрелость личности.
Некоторые психологи выделяют дополнительные факторы риска, которые повышают вероятность возникновения аддиктивного поведения:
- Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
- Азартность, стремление к острым ощущениям.
- Низкая психологическая устойчивость.
- Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
- Чувство одиночества, беззащитности.
- Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
- Эмоциональная скудность.
Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию.
Связь зависимости родителей и аддиктивного поведения у детей может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией.
В категорию риска попадают следующие типы дисфункциональных семей:
- Неполная семья.
- Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
- Криминогенная семья.
- Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.
- Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания. К таким семьям относят семьи с эмоциональной холодностью (воспитание по типу "Золушки"), гипоопеку с эмоциональным принятием (мало родительского контроля и внимания компенсируются вседозволенностью), доминирующая гиперопека (чрезмерный контроль, лишение самостоятельности), потворствующая гиперопека (воспитание по типу "кумира семьи"), непоследовательный и противоречивый стиль семейного воспитания.
Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.
Факторы защиты от развития аддиктивного поведения у детей и подростков
Психологи и наркологи выделяют факторы защиты (протективные факторы) — обстоятельства, достоверно снижающие шансы на развитие аддиктивного поведения подростка.
К макросоциальным факторам защиты (на уровне государства) относятся:
• продуманная государственная политика в отношении семьи как социального института;
• низкая криминогенность;
• высокое качество медицинской помощи;
• доступность служб социальной помощи;
• организация доступного и разнообразного досуга подростков;
• законодательно закрепленные запреты в отношении продажи легальных ПАВ несовершеннолетним и контроль за их соблюдением;
• ограничение рекламы ПАВ в СМИ;
• организованная ранняя превентивная работа с детьми и подростками в школах.
Микросоциальные факторы — это непосредственное окружение ребенка: семья, школа и те люди, с которыми он общается помимо семьи и школы. На школьном уровне к факторам защиты можно отнести такие как
- высокая школьная успеваемость,
- позитивный характер общения и удовлетворяющая подростка позиция в школьном коллективе,
- хорошие отношения с учителями,
- социальноприемлемый тип референтной группы.
К микросоциальным семейным факторам защиты относят
• функциональная семья;
• гармоничные детско-родительские отношения;
• привитые с детства навыки общения с людьми;
• высокие моральные принципы и интеллектуально-культурная ориентация жизни в семье;
• уважение семейных ценностей.
Факторами защиты от развития аддиктивного поведения, относящимися к личностной, когнитивной и поведенческой сферам, являются:
• высокая самооценка;
• стрессоустойчивость;
• развитый самоконтроль;
• навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки;
• устойчивость к негативному влиянию сверстников;
• высокий уровень интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи образовательного учреждения и деятельности педагогов в работе по профилактике аддиктивного поведения в образовательной среде.
К статье добавлен материал одного из классных часов, который возможно использовать образовательными учреждениями в своей работе по проф...
Психологическая основа аддиктивного поведения.
В статье рассматриваются причины поведения подростков склонных к аддиктивным формам поведения....
Аддиктивное поведение
Презентация - можно использовать на родительском собрании или педсовете...
Тема родительского собрания: "Аддиктивное поведение - саморазрушение путём ухода от реальности"
Отсутствие необходимой стимуляции центров удовольствия в головном мозгу аддиктов. Предполагается, что мозг любого здорового человека имеет центр удовольствия, активизация которого вызывает огромное чу...
Программа профилактики аддиктивного поведения с воспитанниками младшего школьного возраста
Профилактическая деятельность педагога-психолога...
УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В настоящее время актуальность увеличения количества детей с вредными привычками становится всё более очевидной, поскольку за последние годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобр...
Аддиктивное поведение классификация, факторы, провоцирующие аддиктивное поведение
Статья об аддиктивном поведении обучающихся...