УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
статья на тему
В настоящее время актуальность увеличения количества детей с вредными привычками становится всё более очевидной, поскольку за последние годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобрели новые качественные и количественные характеристики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_profilaktiki_detskogo_addiktivnogo_povedeniya.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
М.В. Константинова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ») maryana271986@mail.ru
В настоящее время актуальность увеличения количества детей с вредными привычками становится всё более очевидной, поскольку за последние годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобрели новые качественные и количественные характеристики.
На сегодняшний день статистика такова, что процент взрослого курящего населения закономерно снижается, но процент мальчиков и девочек, у которых имеются вредные привычки подростков, значительно увеличился за последнее время. Доля начинающих курить уже в 10–летнем возрасте относительно велика–8,7%. Как и курение, употребление алкоголя начинается еще с раннего школьного возраста, когда мальчики начинают пробовать алкогольные напитки, а в более взрослом возрасте (13-14 лет) у них уже начинает развиваться зависимость. Девочки в этом вопросе присоединяются немного позже, начиная с подросткового возраста. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет – к наркомании их приобщают родители-наркоманы.
Каждому человеку необходимо приобрести такие привычки, которые были бы его «друзьями», а не «врагами», чтобы они помогали жить и работать, а не мешали в жизни, чтобы не приходилось тратить много сил и энергии на борьбу с ними.
Отсюда ясно, что задачей учителя является воспитание у школьников полезных привычек и искоренение вредных. Причем делать это лучше всего в более раннем возрасте, когда пластичность нервной системы у детей еще достаточно велика. Нельзя забывать о том, что надо предупреждать образование дурных привычек, а для этого не повторять вредное действие.
Правильная организация учебно-воспитательной работы, умелое педагогическое влияние на ребенка, в частности воспитание у него чувства долга, умения видеть свои недостатки, воспитание волевых качеств, целеустремленности и трудолюбия, в большой степени облегчат выработку у него хороших привычек и предупредят появление и закрепление привычек вредных.
Возникновение аддиктивного поведения имеет личностные особенности с характерными средовыми воздействиями. Основой зависимого поведения являются потребности человека. Потому любое поведение, которое характеризуется признаками зависимости, имеет как раз внешнее, а не внутреннее происхождение [1].
Аддиктивное поведение по определению Ц.П. Короленко и М. Сигала характеризуется стремлением к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния. У большинства складывается впечатление о возможности решения этой проблемы посредством использования «простых» способов: запретов, наказаний, пропагандистских кампаний, принудительного лечения и др. [3].
Стремительный рост количества детей с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной психолого-педагогической литературе.
Развитию аддиктивного поведения способствуют биологические (способы реагирования на различные воздействия), социальные (семейные и внесемейные взаимодействия) и психологические факторы (личностные особенности, отражение в психике травм в различных периодах жизни).
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом [3].
Змановская Е.В. выделяет следующие направления психопрофилактической работы:
1. Организация социальной среды. Не секрет, что в настоящее время психопрофилактическая работа проводится главным образом в учреждениях образования. Недостатком такой работы является в первую очередь то, что сформированные установки, приобретенные умения не находят подкрепления в семье и микросоциуме подростка. Таким образом, необходимым представляется кооперация усилий всех структур, связанных с воспитанием и обучением школьников.
2. Информирование. Профилактика должна опережать негативное влияние «опытных» сверстников и более старших товарищей. Начало реализации профилактической работы должно предварять экспериментирование. Чрезвычайно важна работа в местах, где школьники проводят свой досуг и общаются.
Профилактическая работа должна избегать тактики прямого запугивания. Сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся с взглядами учащихся на окружающее, вызывают сомнения в достоверности источника и эффект когнитивного диссонанса.
Профилактика должна избегать полуправды, способствующей возникновению барьера недоверия. Сведения, предъявленные осторожно и честно, дадут больший эффект, чем однобокая устрашающая информация.
3. Активизация личностных ресурсов. Главный мотив убеждения должен быть позитивным. Профилактическая работа должна взывать к уверенности школьников в себе, чувству гордости за свои достижения. Надо поощрять их стремление контролировать собственное поведение и не перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Вот почему неотъемлемой частью любого курса профилактики аддиктивного поведения должны быть занятия, направленные на воспитание психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с психологическими трудностями и жизненными проблемами.
4. Организация деятельности, альтернативной аддиктивному поведению. Успех в профилактике аддиктивного поведения достигается в тех случаях, когда школьник увлечен чем-то, что захватывает его целиком, принося при этом положительный эмоциональный эффект. Заинтересованность индивида в деятельности, достижении целей во многом определяют включение личностной активности [2].
Следовательно, необходимо формировать культ здорового образа жизни в школьной среде, пропагандируя соответствующие способы активности (познание (путешествия), значимое общение, творчество, деятельность).
Школьникам необходимо помогать в выявлении и анализе внутренних скрытых эмоциональных или социальных причин аддиктивного поведения, помощь нужна также в обретении навыков реального решения личных проблем, чтобы избавиться от потребности в объекте аддикции как иллюзорном средстве «облегчения жизни».
Резюмируя сказанное, хочется отметить, что стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности.
Таким образом, предложенные направления психопрофилактической работы позволят повысить ее эффективность и снизить риск формирования детской аддикции.
Детское аддиктивное поведение – явление довольно распространённое. Но уделять внимание важно не только крайне тяжёлым формам этого явления. Большого внимания требуют к себе те, чей уход от реальности пока ещё не нашёл своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реальности.
Профилактика аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста в образовательной среде будет наиболее эффективна при создании определённых условий:
- Служить примером. Дети и подростки должны поверить учителю, авторитет его рекомендаций не должен подвергаться сомнению.
- Оставаться вовлечёнными. Учащийся должен иметь возможность продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
- Учащийся должен иметь возможность выражать свои чувства, особенно положительные, понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. Учителю, в свою очередь, нужно любить и уважать детей, понимать и принимать их такими, какие они есть.
- Практика авторитетного воспитания. Авторитетное воспитание показало высокую эффективность в сокращении употребления психоактивных веществ в раннем взрослом возрасте. Подлинный авторитет учителя-воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества.
- Толерантность и гибкость в отношениях. Толерантность подразумевает наличие со стороны учителя умеренного, а не высокого уровня контроля, умения быть гибким в ответ на различные ситуации [4].
С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход начальной школы на стандарты второго поколения. В материалах, относящихся к стандартам второго поколения, речь уже идёт не об общеучебных умениях, а об универсальных учебных действиях. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы способствует реализации вышеперечисленных условий. Таким образом, школе должна отводиться одна из первых ролей в деле профилактики аддиктивного поведения младших школьников.
Список литературы:
- Гоноболин, Ф.Н. Психология. –М.: Просвещение .– 1973 г.– 240 стр.
- Змановская, Е.В., Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.– С. 103-108.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.– Новосибирск: Изд–во НГПУ, 1999.– С.332-340.
- Blackston и соавторы. «Взаимодействие между темпераментом ребёнка и родительской практикой». Американский журнал, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи образовательного учреждения и деятельности педагогов в работе по профилактике аддиктивного поведения в образовательной среде.
К статье добавлен материал одного из классных часов, который возможно использовать образовательными учреждениями в своей работе по проф...
"Правила поведения детей на улице" ( классный час по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)
Эти правила нужны - эти правила важны! Обращение к водителям ученика 3 - Б класса Жиркова Матвея...
Программа профилактики аддиктивного поведения с воспитанниками младшего школьного возраста
Профилактическая деятельность педагога-психолога...
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работ...
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Новое время диктует свои условия современной школе, предъявляет свои требования к структуре личности ученика. Сегодня учителя и родители хотят видеть своих детей предприимчивыми, социально адаптирован...
Методическая разработка по профилактике аддиктивного поведения в подростковой среде "Вредным привычкам скажем:"Нет!"
В настоящее время здоровье большого количества детей страдает от наличия вредных привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, наоборот, тормозят ее станов...
Аддиктивное поведение классификация, факторы, провоцирующие аддиктивное поведение
Статья об аддиктивном поведении обучающихся...