УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
статья на тему
В настоящее время актуальность увеличения количества детей с вредными привычками становится всё более очевидной, поскольку за последние годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобрели новые качественные и количественные характеристики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
М.В. Константинова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ») maryana271986@mail.ru
В настоящее время актуальность увеличения количества детей с вредными привычками становится всё более очевидной, поскольку за последние годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобрели новые качественные и количественные характеристики.
На сегодняшний день статистика такова, что процент взрослого курящего населения закономерно снижается, но процент мальчиков и девочек, у которых имеются вредные привычки подростков, значительно увеличился за последнее время. Доля начинающих курить уже в 10–летнем возрасте относительно велика–8,7%. Как и курение, употребление алкоголя начинается еще с раннего школьного возраста, когда мальчики начинают пробовать алкогольные напитки, а в более взрослом возрасте (13-14 лет) у них уже начинает развиваться зависимость. Девочки в этом вопросе присоединяются немного позже, начиная с подросткового возраста. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет – к наркомании их приобщают родители-наркоманы.
Каждому человеку необходимо приобрести такие привычки, которые были бы его «друзьями», а не «врагами», чтобы они помогали жить и работать, а не мешали в жизни, чтобы не приходилось тратить много сил и энергии на борьбу с ними.
Отсюда ясно, что задачей учителя является воспитание у школьников полезных привычек и искоренение вредных. Причем делать это лучше всего в более раннем возрасте, когда пластичность нервной системы у детей еще достаточно велика. Нельзя забывать о том, что надо предупреждать образование дурных привычек, а для этого не повторять вредное действие.
Правильная организация учебно-воспитательной работы, умелое педагогическое влияние на ребенка, в частности воспитание у него чувства долга, умения видеть свои недостатки, воспитание волевых качеств, целеустремленности и трудолюбия, в большой степени облегчат выработку у него хороших привычек и предупредят появление и закрепление привычек вредных.
Возникновение аддиктивного поведения имеет личностные особенности с характерными средовыми воздействиями. Основой зависимого поведения являются потребности человека. Потому любое поведение, которое характеризуется признаками зависимости, имеет как раз внешнее, а не внутреннее происхождение [1].
Аддиктивное поведение по определению Ц.П. Короленко и М. Сигала характеризуется стремлением к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния. У большинства складывается впечатление о возможности решения этой проблемы посредством использования «простых» способов: запретов, наказаний, пропагандистских кампаний, принудительного лечения и др. [3].
Стремительный рост количества детей с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной психолого-педагогической литературе.
Развитию аддиктивного поведения способствуют биологические (способы реагирования на различные воздействия), социальные (семейные и внесемейные взаимодействия) и психологические факторы (личностные особенности, отражение в психике травм в различных периодах жизни).
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом [3].
Змановская Е.В. выделяет следующие направления психопрофилактической работы:
1. Организация социальной среды. Не секрет, что в настоящее время психопрофилактическая работа проводится главным образом в учреждениях образования. Недостатком такой работы является в первую очередь то, что сформированные установки, приобретенные умения не находят подкрепления в семье и микросоциуме подростка. Таким образом, необходимым представляется кооперация усилий всех структур, связанных с воспитанием и обучением школьников.
2. Информирование. Профилактика должна опережать негативное влияние «опытных» сверстников и более старших товарищей. Начало реализации профилактической работы должно предварять экспериментирование. Чрезвычайно важна работа в местах, где школьники проводят свой досуг и общаются.
Профилактическая работа должна избегать тактики прямого запугивания. Сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся с взглядами учащихся на окружающее, вызывают сомнения в достоверности источника и эффект когнитивного диссонанса.
Профилактика должна избегать полуправды, способствующей возникновению барьера недоверия. Сведения, предъявленные осторожно и честно, дадут больший эффект, чем однобокая устрашающая информация.
3. Активизация личностных ресурсов. Главный мотив убеждения должен быть позитивным. Профилактическая работа должна взывать к уверенности школьников в себе, чувству гордости за свои достижения. Надо поощрять их стремление контролировать собственное поведение и не перекладывать ответственность за свою жизнь на других. Вот почему неотъемлемой частью любого курса профилактики аддиктивного поведения должны быть занятия, направленные на воспитание психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с психологическими трудностями и жизненными проблемами.
4. Организация деятельности, альтернативной аддиктивному поведению. Успех в профилактике аддиктивного поведения достигается в тех случаях, когда школьник увлечен чем-то, что захватывает его целиком, принося при этом положительный эмоциональный эффект. Заинтересованность индивида в деятельности, достижении целей во многом определяют включение личностной активности [2].
Следовательно, необходимо формировать культ здорового образа жизни в школьной среде, пропагандируя соответствующие способы активности (познание (путешествия), значимое общение, творчество, деятельность).
Школьникам необходимо помогать в выявлении и анализе внутренних скрытых эмоциональных или социальных причин аддиктивного поведения, помощь нужна также в обретении навыков реального решения личных проблем, чтобы избавиться от потребности в объекте аддикции как иллюзорном средстве «облегчения жизни».
Резюмируя сказанное, хочется отметить, что стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности.
Таким образом, предложенные направления психопрофилактической работы позволят повысить ее эффективность и снизить риск формирования детской аддикции.
Детское аддиктивное поведение – явление довольно распространённое. Но уделять внимание важно не только крайне тяжёлым формам этого явления. Большого внимания требуют к себе те, чей уход от реальности пока ещё не нашёл своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реальности.
Профилактика аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста в образовательной среде будет наиболее эффективна при создании определённых условий:
- Служить примером. Дети и подростки должны поверить учителю, авторитет его рекомендаций не должен подвергаться сомнению.
- Оставаться вовлечёнными. Учащийся должен иметь возможность продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
- Учащийся должен иметь возможность выражать свои чувства, особенно положительные, понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом. Учителю, в свою очередь, нужно любить и уважать детей, понимать и принимать их такими, какие они есть.
- Практика авторитетного воспитания. Авторитетное воспитание показало высокую эффективность в сокращении употребления психоактивных веществ в раннем взрослом возрасте. Подлинный авторитет учителя-воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества.
- Толерантность и гибкость в отношениях. Толерантность подразумевает наличие со стороны учителя умеренного, а не высокого уровня контроля, умения быть гибким в ответ на различные ситуации [4].
С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начинается переход начальной школы на стандарты второго поколения. В материалах, относящихся к стандартам второго поколения, речь уже идёт не об общеучебных умениях, а об универсальных учебных действиях. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы способствует реализации вышеперечисленных условий. Таким образом, школе должна отводиться одна из первых ролей в деле профилактики аддиктивного поведения младших школьников.
Список литературы:
- Гоноболин, Ф.Н. Психология. –М.: Просвещение .– 1973 г.– 240 стр.
- Змановская, Е.В., Рыбников, В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.– С. 103-108.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.– Новосибирск: Изд–во НГПУ, 1999.– С.332-340.
- Blackston и соавторы. «Взаимодействие между темпераментом ребёнка и родительской практикой». Американский журнал, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи образовательного учреждения и деятельности педагогов в работе по профилактике аддиктивного поведения в образовательной среде.
К статье добавлен материал одного из классных часов, который возможно использовать образовательными учреждениями в своей работе по проф...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/09/picture-622789-1589020317.jpg)
"Правила поведения детей на улице" ( классный час по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма)
Эти правила нужны - эти правила важны! Обращение к водителям ученика 3 - Б класса Жиркова Матвея...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/25/picture-407774-1514178033.jpg)
Программа профилактики аддиктивного поведения с воспитанниками младшего школьного возраста
Профилактическая деятельность педагога-психолога...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/30/picture-646245-1435661658.jpg)
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/30/picture-646245-1435661658.jpg)
ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Новое время диктует свои условия современной школе, предъявляет свои требования к структуре личности ученика. Сегодня учителя и родители хотят видеть своих детей предприимчивыми, социально адаптирован...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/07/picture-45566.jpg)
Методическая разработка по профилактике аддиктивного поведения в подростковой среде "Вредным привычкам скажем:"Нет!"
В настоящее время здоровье большого количества детей страдает от наличия вредных привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, наоборот, тормозят ее станов...
![](/sites/default/files/pictures/2025/02/05/picture-1177212-1738775684.jpg)
Аддиктивное поведение классификация, факторы, провоцирующие аддиктивное поведение
Статья об аддиктивном поведении обучающихся...