Задачи образовательного учреждения и деятельности педагогов в работе по профилактике аддиктивного поведения в образовательной среде.
статья по теме
К статье добавлен материал одного из классных часов, который возможно использовать образовательными учреждениями в своей работе по профилактике употребления психоактивных веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Samouvazhenie.doc | 470 КБ |
Предварительный просмотр:
Берестова Т.Н., педагог- организатор,
учитель начальных классов,
ГОУ СОШ № 163, г. Москва
Задачи образовательного учреждения и деятельности педагогов в работе по профилактике аддиктивного поведения в образовательной среде.
В последнее время перед нашим обществом остро стоит вопрос формирования аддиктивных форм поведения, связанным с употреблением ПАВ среди детей и подростков. Решением этой проблемы занимаются многие: наркологи, психологи, психотерапевты и др. Однако, туда чаще всего обращаются или попадают люди уже попавшие под влияние психоактивных веществ. Мы же ставим своей целью оградить подрастающее поколение от употребления этих веществ. Чтобы справиться с этой проблемой нужно вести профилактическую работу, которая будет способствовать созданию условий в формировании личностных качеств, способствовать развитию личности, ориентировать ребят на здоровый образ жизни.
Важную роль в формировании этих качеств играет образовательное учреждение. Каждый человек с детства привык действовать в своей повседневной жизни определённым привычным ему способом, обладает определённым набором поведенческих навыков. Одним из важнейших направлений в профилактической работе должно стать формирование у детей и подростков умения справляться со стрессами, агрессией, умения разрешать конфликтные ситуации, отстаивать свою точку зрения, выслушивать, уважать и принимать чужое мнение, правильно оценивать свои возможности, уметь спланировать свою деятельность в данный отрезок времени и в будущем.
Чтобы это стало возможным просто необходимо внести изменения в образовательную среду, таким образом, чтобы она повернулась лицом к ребёнку, к его проблемам. Эти изменения должны произойти не только в плане образования, но также в эмоциональном и физическом плане. Все изменения должны идти изнутри. То есть и педагоги, и психологи, и учащиеся должны осознавать необходимость в этом направлении, находится в позиции сотрудничества и взаимопонимания друг с другом. Только в этом случае удастся избежать формального подхода и возможно будет достичь эффективности в достижении поставленной цели.
Школа должна стать тем местом, где ученики всегда смогут найти поддержку, взаимопонимание, узнать много нового и интересного, научиться общению друг с другом и окружающими. А для этого педагоги и психологи, которые работают в образовательном учреждении должны сами очень хорошо осознавать и понимать задачи и цели профилактической работы, владеть психологическими техниками, уметь общаться, уметь сопереживать, видеть в учениках личность и направлять её развитие в нужном направлении. Ведь ни для кого не секрет, что зачастую та среда, в которой воспитывается ребёнок до школы, не способствует этому. Нередко дети не находят поддержки в семье и стремятся на улицу, туда, где их понимают и принимают такими какие они есть. Там они получают первый негативный опыт общения, пробуют сигареты, алкоголь, наркотики, находя в этом сомнительное удовольствие и тем самым получая на какой-то период времени решение своей проблемы. Они ещё не способны заглянуть в будущее и понять к чему в результате это их приведёт, живут сегодняшним днём.
Таким детям жизненно важно, чтобы нашёлся рядом тот человек, который вовремя подскажет, научит, направит, поймёт и примет. И кто как не педагоги и психологи, работающие в образовательном учреждении, могут оказаться теми людьми. Ведь ребёнок в школе проводит достаточно большой отрезок времени и школа, при определённых условиях, способна стать для него вторым домом, а педагоги друзьями и помощниками в решении всех его проблем. Наши школы должны стать тем местом, где дети почувствуют заинтересованность к их судьбе и тогда многие проблемы могут быть решены.
Главной задачей школы, до недавнего времени, было дать знания любой ценой, не взирая на личность ученика. В этом и состоит ошибка. Нельзя научить не заинтересовав, не объяснив для чего нужны эти знания, где их можно применить в жизни. Преподнесение готовых знаний менее эффективно, чем добывание их в процессе обучения детьми самостоятельно, осознанно.
Так же и в отношении психоактивных веществ. Можно сколько угодно говорить об их вреде, но до тех пор пока ребёнок сам не сделает выводы и не примет это как своё решение результата не будет. Поэтому очень важно научить ребёнка самого делать выводы, уметь находить все плюсы и минусы, принимать правильное решение, разбираться в ситуации и уметь заглянуть в будущее, чтобы сделать правильный выбор, учить умению общаться, научить говорить «нет» в нужной ситуации, учить подчинять свои желания и потребности тому, что действительно принесёт ему пользу. А учебный и воспитательный процессы должны стать тем инструментом, который поможет ребёнку в выборе правильного жизненного пути и будет направлен на саморазвитие личности ученика. Педагог же должен стать для ребёнка одним из тех людей, которые помогут ему выбрать правильный образ жизни и верную дорогу в нашем противоречивом мире.
Добиться этого можно только в совместной деятельности учителя и ученика: в учении, общении, в игре, в трудовой деятельности. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности своих учеников, владеть информацией о социуме, в котором находится он за пределами образовательного учреждения, уметь подобрать подход к различным возрастным категориям. Для этого педагоги могут и должны использовать в своей работе различные приёмы, методы, средства, психологические техники как на уроках, так и во внеурочной деятельности: на внеклассных мероприятиях, классных часах и т.д.
Очень эффективны и дают положительный результат игровые ситуации на уроках, психологические разминки, уроки-соревнования, уроки-дискуссии, ролевые игры, работа в малых группах, уроки-экскурсии, уроки-тренинги, проведение совместных праздников и др. При этом учитель должен уважать своего ученика, как человека, который осознаёт себя, может оценивать свои поступки с позиции норм морали и собственными потребностями. Это приводит к тому, что ученик сам учится уважать и ценить мир другого человека, лучше понимать свой внутренний мир. То, что учитель находится с ними на равных, высказывает своё мнение, свой взгляд на ситуацию, очень ценно для ученика.
Чтобы профилактическая работа оказалась действенной и эффективной. мероприятия должны проводится не от случая к случаю, а в системе, каждодневно. Только при таком условии можно увидеть результаты своей работы и помочь ребятам.
Основу профилактической работы должны составлять следующие принципы:
- давать возможность ребенку сознательно формировать свою личность;
- обеспечить доверительные отношения между учителем и учеником, проявлять любовь и уважение к детям;
- создавать ситуации успеха;
- обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности ребенка;
- давать ребенку право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуа циях.
Основные задачи профилактической работы:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учеников;
- создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе;
- обеспечение условий защищенности каждого его члена;
- создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в формах обще ственно - приемлемого поведения, обретение каждым необходимого для него ува жения, социального статуса в среде сверстников;
- создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценностей и смыс ла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания;
- обучение учащихся способам делать правильный выбор;
- привитие оптимистического мировосприятия.
Заповеди воспитания:
- не воспитывай в плохом настроении («спокойствие, только спокойствие»);
- определи, чего хочешь для ребенка, узнай, что он думает по этому поводу;
- предоставь возможную самостоятельность;
- не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему;
- не пропусти первый успех ребенка;
- делай своевременные замечания;
- оценивай поступок, а не личность.
- А главная заповедь — не навреди.
Далее в своей статье я хотела бы привести, как пример, материал одного из классных часов, который возможно использовать образовательными учреждениями в своей работе по профилактике употребления психоактивных веществ.
Уважение и самоуважение..
Тема. Положительный образ Я.
Цель. Способствовать самоуважению учащихся.
Задачи. Поговорить о качествах достойных уважения.
Перечислить качества, которые детям хотелось бы развить в себе.
Теоретические положения. Уважение означает положительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Самоуважение – признание собственных достоинств. Каждому человеку необходимо уважение окружающих и самоуважение для самореализации и успешного взаимодействия с людьми. Самоуважение защитный фактор против приобщения к психоактивным веществам.
Словарь.
Уважение – это хорошее отношение окружающих людей к человеку, который много знает и умеет.
Самоуважение – это уважение к самому себе.
Цель – это то, к чему стремится человек.
Материалы для урока. Доска, мел, белый лист бумаги для плаката, фломастеры, картинки с сюжетами.
Подготовка к уроку. Подберите рисунки с сюжетами, изображающими достойные уважения поступки. Подготовьте плакат «Дерево достижений класса».
Ход урока.
Занятие начинается с разминки «Комплименты».
Участники сидят в кругу и говорят друг другу комплименты.
Что вы сейчас почувствовали? Что оказалось для вас приятнее говорить комплименты или принимать их? Когда хочется говорить человеку приятные слова?
Тема нашего сегодняшнего занятия « Уважение и самоуважение».
1.Расскажите о ситуациях, в которых люди или герои литературных произведений проявляли достойные уважения качества. (обсуждение представленных ситуаций)
2.Чтение рассказа «В школу на санках».
- Обратите внимание на иллюстрацию к рассказу.
- Перечислите качества героев рассказа, обсуждение этих качеств.
3.Давайте разобьёмся на группы по 5 человек. Каждая группа получит сюжетную картинку с какой-то ситуацией. Вы обсудите качества, которые проявляют люди в этих ситуациях. Докажите, что их обладатели достойны уважения.
(после обсуждения выслушиваются ответы каждой группы и делаем обобщающий краткий вывод)
4. А сейчас мы будем работать в парах. Для этого вернёмся в круг. И разделимся на пары кто с кем рядом сидит. Вы должны перечислить положительные качества друг друга, достойные уважения окружающих и гордости их обладателя. (выслушиваются ответы пар)
Каждый человек должен осознавать свои положительные качества и уважать себя за них.
5. Перечислите качества, которые нравятся вам в самих себе.
Я могу ……………………………
Я горжусь ……………………….
Лучше всего у меня получается ………………………
Меня часто хвалят за …………………………
(желающие могут зачитать написанное вслух)
6. Давайте сейчас прикрепим эти листочки к нашему «Дереву достижений класса».
7. Человек, который достигает поставленной цели достоин уважения окружающих, а сам испытывает положительные чувства. Поэтому очень важно уметь ставить перед собой цели и добиваться их. Цели могут быть разные. Всегда нужно ставить перед собой цели, достижение которых возможно. Приведите примеры целей. Невозможно достичь цели, если не приложить к этому усилий. Если на пути достижения цели встречаются трудности или неудачи, это не должно становиться причиной для отказа от неё.
8. Подумайте и расскажите каковы ваши цели. (выслушиваются все желающие)
Целеустремлённость достойна уважения.
9.Выводы.
- Многих людей можно уважать за их знания и умения.
- Каждый человек может уважать сам себя.
- Целеустремлённость достойна уважения.
10. А сейчас давайте вернёмся в круг и каждый поделится тем, что дало ему это занятие, какие чувства и впечатления он сейчас испытывает, что унесёт с собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СтатьяБЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ В КЛАССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ МОТИВАЦИИ РЕБЁНКА К УСПЕШНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Правдина Елена АнатольевнаУчи...
Свидетельство"Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXIвека"
IntelОбучение для будущегоСвидетельство Подковиной Елены Владимировны об успешном прохождении обучения по курсу Intel " Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века"...
Межпредметная деятельность. Интегрированный урок литературного чтения, русского языка и универсальной образовательной среды ПервоЛого. Проект «Поздравительная открытка к 9 Мая»
Образовательная система "2100", 2 класс...
Сайты совместной деятельности в образовательной среде
Названия сайтов, которые можно использовать в совместной работе через интернет....
Интеграция урочной и внеурочной деятельности «Путешествие тучки по Европе» (ИКТ, окружающего мира (естествознание) и универсальной образовательной среды ПервоЛого)
Образовательная система "Школа 2100"...
Особенности проектирования педагогической деятельности в условиях функционирования информационной образовательной среды.
Повышение качества образования связано не столько с развитой инфраструктурой — обеспечение учащихся компьютерами, скоростным Интернетом и т.п. — сколько с организацией единой, изолированной информацио...
"Формирование адаптационных форм поведения у детей с ОВЗ в образовательной среде".
Социализация детей с ОВЗ предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей среде, соблюдая определенные правила и нормы поведения....