Программа по сказкотерапии для младших школьников
рабочая программа по теме
Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
СОГЛАСОВАНО Руководитель МО _____Е.Б.Сунцова «_____» ___________2012 г. Заместитель директора________Н.И.Фролова «____» ____________2012 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МБОУ «СОШ № 5» _______________ В.А. Кошкарева от _______ № ________________ |
Программа групповых коррекционных занятий с элементами сказкотерапии
для младших школьников
2012-2013 учебный год
Педагог-психолог: Е.А. Васильева
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов курса: 20часов
Составлена в соответствии с:
- Конституцией РФ;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»;
- Законом РФ “Об образовании”.
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей.
Протокол от «__»_________2012г. №__
г. Нефтеюганск
2012год
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
- Актуальность программы.
- Цель, задачи. Основной метод.
- Условия реализации программы.
Основные блоки, цели, задачи и результаты выполнения программы.
- Тематическое планирование.
- Содержание коррекционно-развивающей работы по программе.
- Используемая литература.
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность проблемы.
Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки. Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с неадекватной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста.
1.2. Основным методом в работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку, была избрана сказкотерапия, как процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.
Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к позитивным изменениям благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста (Кроули Р.).
В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:
• сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
• сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
• сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
• сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциал | личности.
• сказкотерапия - процесс экологического образования воспитания ребенка.
• сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
• сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
• сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.
• сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.
Цель коррекционной программы - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально - психологических игр на основе эклектического подхода.
Задачи программы:
1. Формировать у детей адекватные эмоциональные реакций в отношении себя, своих возможностей;
2. Формировать и закреплять саногенные состояния;
3. Обучать детей техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов;
4. Формировать у детей опыт конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.
2. Условия реализации рабочей программы.
2.1. Основные блоки, цели, задачи и ожидаемые результаты выполнения программы.
блок | цель | задачи | Ожидаемый результат |
Ознакомительно-организационный | Настройка детей на занятия Диагностика самооценки «Лесенка» | Создать доверительную атмосферу в группе. Знакомство с правилами группы. Установление межличностных контактов между детьми. | Активное включение обучающихся в групповое взаимодействие. |
Коррекционно-развивающий | Снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка | Формировать у детей положительные эмоциональные реакции в отношении себя, своей внешности, формировать желание нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка. Развивать чувство уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств. Обучать детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе. | Ученик, с адекватной самооценкой, владеющий техниками конструктивного решения конфликтов. |
Аналитико-рефлексивный | Диагностика самооценки «Лесенка» | Развивать коммуникативные умения и навыки в общении со сверстниками и взрослыми. Подвести итог всей проделанной работе. | Анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу. |
3. Тематическое планирование.
3.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по программе.
№ занятия | Тема | Краткое содержание | Предполагаемый результат | Сроки выполнения |
1 | Давай познакомимся. | Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей. | Активное участие каждого ребенка | |
2 | ||||
3 | Мир эмоций. | Цель: Снятие эмоционального напряжения. | Преодоление своих страхов | |
4 | ||||
5 | Научись любить себя. | Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка. | Выявление своих положительных и отрицательных качеств | |
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | Все в моих силах. | Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний. | Актуализация потенциала ребенка, его достоинств. | |
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | Вместе тесно, а врозь скучно. | Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе. | Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций | |
16 | ||||
17 | Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. | Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми. Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с веселыми детскими мелодиями. | Ученик, владеющий техникой конструктивного разрешения конфликтов | |
18 | ||||
19 | Праздник. Заключительное занятие – рефлексия. | Цель: подвести итог всей проделанной работе. | Ученик, умеющий работать в паре. Установление доброжелательных отношений между детьми | |
20 | ||||
Всего часов: 20 |
- Используемая литература.
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь 2004.
Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб: Речь. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"
Цель программы: Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...
Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Программа разработана в рамках ФГОС для учащихся начальных классов....
Программа по культуре поведения младших школьников.
Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...
Программа курса «Граждановедение» для младших школьников
Программа курса «Граждановедение» для младших школьников рассчитана на обучающихся 3 - 4 классов и разработана на основе Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающих...
Сказкотерапия для младших школьников
В статье рассматриваются направления работы со сказкой, основные методы сказкотерапии. Представлен пример сказкотерапевтического занятия....
Сказкотерапия для младших школьников
Жили-были... Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают ...
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития школьного образования является применение инновационных образовательных технологий. Сегодня существует мн...