Родительский всеобуч «Индивидуальные особенности развития детей младшего школьного возраста»
методическая разработка

Евстахова Альфия Наильевна

Родительский всеобуч «Индивидуальные особенности развития детей младшего школьного возраста». Для ознакомления родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_vseobuch.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский всеобуч «Индивидуальные особенности развития детей младшего школьного возраста» (Слайд 1)

Дата проведения: 26.10.16, 18.00

Задачи: (Слайд 2)

  • Познакомить родителей с понятием "темперамент";
  • Показать родителям необходимость индивидуального подхода в обучении и воспитании детей;
  • Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника;
  • Дать рекомендации по выработке стиля поведения и общения взрослого с ребёнком каждого типа темперамента.

Этапы подготовки:

  1. Подготовка информации для родителей по теме «Система взаимоотношений с ребенком в семье».
  2. Составление памятки для учащихся на основе правил С.Соловейчика.
  3. Подбор литературы для родителей по теме собрания.

Ход собрания:

  1. Классный руководитель открывает собрание вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.
  2. Копилка родительского опыта. Работа с памятками, подготовленными к родительскому собранию классным руководителем. Их обсуждение и анализ.

Содержание выступления учителя:

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о возрастных и индивидуальных особенностях детей младшего школьного возраста. Все мы знаем, что ребёнок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста и веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов, которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека.

Каковы же анатомо-физиологические и психические особенности ребёнка семи-одиннадцати лет?  (Слайд 3) Рассмотрим лишь некоторые из них.

Костно-связочный аппарат  (Слайд 4) ребёнка 7-11 лет отличается сравнительно большей, чем у взрослого, гибкостью и податливостью к различным воздействиям. В костях ребёнка имеется большое количество хрящевой ткани, процесс окостенения ещё не закончен. Только в возрасте 9-11 лет у детей заканчивается окостенение запястья, фаланг пальцев рук.

В силу этих особенностей при неправильной посадке учащегося во время работы, при использовании мебели, не соответствующей его росту, при физической нагрузке, превышающей возможности ребёнка, у него может возникнуть искривление позвоночника.

Для правильного протекания процесса окостенения тканей ребёнку необходимо обеспечить полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, привлечение его к посильному физическому труду.

Мышечная система  (Слайд 5) развивается вместе с костной, они совместно участвуют в движении. Движение в свою очередь влияет на все важнейшие физиологические процессы - кровообращение, обмен веществ, а также и на развитие психики ребёнка. При организации физических упражнений следует считаться с возрастными возможностями ребёнка.

Чрезмерно большое мышечное напряжение вредно отражается на жизнедеятельности всего организма, недостаточная работа отдельных мышечных групп ведёт к нарушению условий нормального физического развития.

Большую роль в обеспечении жизненных функций организма имеют органы дыхания (Слайд 6). Глубокое дыхание обеспечивается хорошо развитой мускулатурой грудной клетки. Поэтому гимнастика, физический труд - необходимые условия для правильного развития ребёнка.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы (Слайд 7), её несовершенство, несоответствие в развитии сердца и сосудистой системы опять - таки требуют практиковать физический труд, подвижные игры на свежем воздухе.

Большое внимание родителей и воспитателей заслуживает нервная система (Слайд 8). Она регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший отдел центральной нервной системы - головной мозг. Большие полушария головного мозга, и особенно кора больших полушарий, являются основным аппаратом психической жизни человека, его сознания, мышления. В коре головного мозга непрерывно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Возбуждение и торможение у детей очень легко распространяется по коре больших полушарий. Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста. У каждого человека, в том числе у каждого ребёнка, имеются индивидуальные различия в протекании процессов возбуждения и торможения (по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов). Вот почему мы говорим о необходимости индивидуального подхода к детям в учебной и воспитательной работе.

В процессе усвоения учебного материала у ребёнка обогащается и совершенствуется память. В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая, они лучше запоминают конкретный материал. Ребёнку самому трудно оценить, насколько хорошо он приготовил урок. Поэтому особое внимание надо уделять развитию логического мышления и памяти, способности критически относиться к своей работе. Дети этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны. (Слайд 9)

Мир чувств младшего школьника значительно богаче, чем дошкольника. Он особенно восприимчив к красоте окружающих его предметов, природ, человеческих отношений. Осознаннее становятся такие понятия, как ответственность за свои дела и поступки, долг перед семьёй, классом, товарищем. Мышление ребёнка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.

Мозг ребёнка быстро утомляется. (Слайд 10) Утомление наступает вследствие истощения - снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Первый признак утомления организма - ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. Утомление снимается во время отдыха.

Вот такие физиологические особенности имеют дети младшего школьного возраста.

А теперь я предлагаю вам проверить правильность ваших представления об отличительных чертах мальчиков и девочек.

ТЕСТ (Слайд 11, 12)

Один французский психолог составил тест, который раскрывает некоторые предрассудки взрослых в подходе к воспитанию мальчиков и девочек. Каждый родитель с помощью этого теста может проверить, насколько верны его представления об их психологических особенностях.

Утверждения

ДА или НЕТ.

Девочки более послушны, чем мальчики.

В раннем детстве девочки действительно более послушны.

Девочки лучше относятся к слабым и больным людям, животным, растениям.

Пока не установлено фактов, дающих повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых. Разве что в возрасте 6-9 лет.

Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

Это не так. Девочки могут решать сложные задачи не хуже мальчиков.

Мальчики испытывают большее желание отличиться.

До 10-12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше чем мальчики, думают о будущем.

Мальчики больше одарены в математике.

Девочки и мальчики одарены одинаково, всё зависит от того, как мы их ориентируем. Считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.

Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды, домашней обстановки и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Они более чувствительны к боли, страданию. Мальчики лишь делают вид, что им не больно, поскольку их учат, что мужчина не должен плакать.

Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки устно и письменно высказывают свои мысли более чётко, чем мальчики.

У мальчиков лучше развита зрительная память, а у девочек - слуховая.

Исследования показали, что на протяжении всей жизни эти способности у мальчиков и девочек одинаковы. Если и есть разница, то только индивидуальная.

Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правило.

Мальчики агрессивнее.

Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в 2-3 года, когда начинает формироваться их личность.

Девочки менее активны.

Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют её более шумно и очевидно (в драках). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Мальчики же склонны к коллективным играм, собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают.

Девочки более ласковы.

До определённого возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы. Мальчики в определённый период тоже требуют ласкового обращения.

Девочки легче попадают под чужое влияние.

Напротив, мальчики скорее склонны принимать "на веру" мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

Мальчики более предприимчивы.

В этом качестве до определённого возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

Девочки более трусливы.

Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

Не больше мальчиков. Девочки лучше "вооружены" по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

Девочки реже соперничают между собой.

В этом отношении ни у кого нет преимуществ. Всё зависит от личности. Соперничать и "мериться силами" друг с другом могут и мальчики и девочки.

Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своём. Они более самоуверенны.

У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого - то больше способностей, у кого - то меньше, пол здесь не имеет значения.

По данному тесту можно определить правильность ваших представлений на отличие в воспитании мальчиков и девочек. (Слайд 13)

Не забывайте, ребёнок любого возраста любит ласковое, доброе к нему отношение, он любит, когда взрослые считаются с ним, с его мнением, уважают его личность и достоинство.

Кроме возрастных особенностей педагогическая наука рекомендует учитывать в воспитании и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

(Слайд 14) Индивидуальные особенности ребёнка в первую очередь обусловливаются типом нервной системы. Выделяются 4 основных типа нервной системы: ФЛЕГМАТИК, САНГВИНИК, ХОЛЕРИК И МЕЛАНХОЛИК. Остановимся немного на них. (

ФЛЕГМАТИК. (Слайд 15)

Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, но медлителен и в работе, и разговоре с другими людьми. Эмоционально возбудим слабо, но чувства глубокие постоянные.

Воспитание ребёнка с данным типом нервной системы должно быть направленно на закрепление положительных черт его характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если же родитель будут постоянно попрекать ребёнка за медлительность, он может замкнуться, начать проявлять равнодушие, а иногда и грубость.

В работе с детьми этого типа надо иметь терпение и выдержку. Поощрять детей надо за проявление активности, быстроты в движениях.

САНГВИНИК (Слайд 16)

Сильный, уравновешенный, подвижный тип; характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Ребёнок с данным типом нервной системы подвижный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключится с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки. При воспитании ребёнка этого типа нужно поддерживать в нём такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребёнка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Ребёнок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать у него перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает их творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.

ХОЛЕРИК (Слайд 17)

Сильный, но неуравновешенный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. У него процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Такой ученик не всегда умеет сдерживать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки напористы.

Воспитание такого ребёнка должно быть направленно на выработку выдержки, умения обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала такого ребёнка развивает у него самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.

МЕЛАНХОЛИК (Слайд 18)

Слабый тип нервной системы. Ребёнок с этим типом нервной системы быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. В воспитании таких детей требуется поддержка его начинаний, подбадривания во время работы, поощрение добрым словом. Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

Дети этого типа нервной системы больно реагируют на резкий крикливый тон. Это может привести к полной заторможенности, тяжёлому состоянию угнетенности и подавленности.

Таким образом исходя из характеристик каждого типа нервной системы вы уже можете скорректировать общение с вашим ребёнком и действовать в правильном направлении.

Но следует помнить, выделенные типы темперамента в чистом виде почти не встречаются, обычно у человека сочетаются черты отдельных темпераментов. Необходимо помнить, что при воспитании детей, тип нервной системы можно в какой-то мере изменить, то есть развивать недостающие качества.

Назвать один тип темперамента хорошим, а другой плохим нельзя. Каждый темперамент содержит в себе такие предпосылки, которые в известных условиях нужны человеку. Например, есть профессии, для которых необходимы внимательность, тщательность и аккуратность или, наоборот, большая эмоциональность.

(Слайд 19) На основе темперамента идёт формирование характера, в котором сочетаются наиболее устойчивые, существенные особенности личности. Темперамент является базой для формирования черт характера ребёнка. Например, с раннего возраста у детей надо воспитывать такое нравственное качество личности, как доброта. Оно воспитуемо у детей с разными темпераментами.

Воспитание навыков культуры общения, готовности прийти на помощь товарищу, отзывчивости на чужую беду необходимо у детей с разными темпераментами. Однако средства воздействия со стороны родителей должны быть индивидуальны для каждого ребёнка в зависимости от его темперамента.

Мне бы хотелось, чтобы наша сегодняшняя встреча и информация, которую я донесла до вас, принесла пользу вам и помогла бы правильно построить вам взаимоотношения с вашими детьми, избегая конфликтов и непонимания, как с вашей стороны, так и со стороны ваших детей. Я надеюсь, памятки вам помогут в этом. (Слайд 20)

Решение собрания:

  1. Не перегружать детей скучной и нудной работой, предлагать больше разнообразия, больше возможностей для выбора.
  2. Чаще интересоваться мотивами выполняемой детьми деятельности.
  3. Поддерживать в детях познавательную активность – любознательность.
  4. Пользоваться не инструкциями и правилами, а личным примером. У много знающего родителя ребенок стремится знать еще больше.

Ошибки, которые могут допустить и родители, и дети.

1.        Родители ограничиваются вопросом: «Ты сделал уроки?» Это не проверка. И дети вскоре это понимают.

2.        Дети выполняют упражнение, а потом учат правило, а не наоборот!

3.        Взрослые чрезмерно контролируют школьника или стремятся сделать все за него сами.

4.        Родители забывают хвалить ребенка за удачно выполненное задание.

5.        Если ребенок не усвоил тему, родители начинают объяснять по-своему. Ребенок теряется, не знает, кого слушать: учителя или родителей.

Как избежать ошибок?

1.        Если ребенок пропускает гласные буквы, хорошо записать его в хор. В пении гласные протягиваются и не теряются при письме. Ритмический рисунок песни научит его слушать, а значит, грамотно писать диктанты.

2.        При чтении не торопите ребенка. Следует, чтобы он точно проговаривал слова. Изредка задавайте вопросы: «как ты это понимаешь?» Обязательно читайте на ночь вслух, по очереди. Обязательно хвалите ребенка!

3.        Выполняя задания по русскому языку, обращайте внимание на выполнение задания полностью. Правила старайтесь объяснить своими словами.

4.        Хорошо над столом повесить памятку по приготовлению уроков.

5.        Памятка нужна не только детям, но и родителям!

•        Не стойте за спиной!

•        Не злите ребенка и не сердитесь на него.

•        Будьте терпеливы!

Пусть качество выполнения работ оценивает сам ребенок, а вы помогите отыскать причины неудач, скажите, что завтра получится лучше, вселите в него уверенность в своих силах.

6.        Займите позицию доброжелательного советчика.

Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня

НЕЛЬЗЯ:

  • Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
  • Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
  • Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
  • Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
  • Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.
  • Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
  • Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
  • Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 - 45 минут в день.
  • Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
  • Ругать ребенка перед сном.
  • Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
  • Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.

Памятки

ПРАИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФЛЕГМАТИКОМ

Демонстрация практического результата выполняемой работы.

Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).

Использование положительных методов воздействия.

Отсутствие в речи взрослых ярлыков

Поддержка начинаний ребёнка, проявления им собственной инициативы.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕЛАНХОЛИКОМ

Эмоциональное поглаживание и эмпатия.

Создание условий для выполнения совместной групповой работы.

Демонстрация достижений ребёнка.

Объективная оценка вклада его действий в общее дело.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С САНГВИНИКОМ

Чёткая постановка целей деятельности.

Возможность демонстрации ребёнком его достижений.

Одобрение и поддержка взрослого.

Учёт интересов ребёнка в порученном деле.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ХОЛЕРИКОМ

Спокойный ровный тон взрослого.

Предъявление чётких и обоснованных требований.

Демонстрация перспектив деятельности.

Положительная оценка деятельности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста

АннотацияВ настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, свя...

Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста 7 – 8 лет (презентация для родительского собрания)

Цель презентации:1.    Помочь родителям понять значимость перехода ребенка в новое психофизическое состояние.2.    Познакомить родительский коллектив с возрастными о...

Особенности развития детей младшего школьного возраста

Закономерности возрастного развития детей младшего школьного возраста представленные ниже необходимо знать учителям и родителям...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе раскрывается взаимосвязь физического и умственного развития....

"Рекомендации педагога – психолога по работе с учащимися, с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста"

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...

«Особенности развития детей младшего школьного возраста»

Родительское собрание на тему: «Особенности развития детей младшего школьного возраста»...