«Особенности развития детей младшего школьного возраста»
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Родительское собрание на тему: «Особенности развития детей
младшего школьного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osob_mlad_shkoln.docx | 42.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Особенности развития детей
младшего школьного возраста»
Переход к школьному обучению не легок даже для хорошо подготовленных детей. С приходом ребёнка в школу начинается совершенно новый этап в его развитии, который характеризуется возникновением новой социальной позиции: ребёнок становится учеником, т.е. участником учебной деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. Привыкание маленького ученика во многом к новым для него школьным требованиям происходит постепенно, не всегда гладко и обязательно сопряжено с ломкой сложившихся психологических стереотипов.
Прежде всего, меняется режим жизни. Теперь каждый день нужно вовремя вставать по будильнику, чтобы успеть сделать зарядку, умыться, одеться, поесть и не опоздать в школу к началу уроков. Надо научиться считать и ценить время, чтобы его хватило не только на учебу, но и на игры и прогулки. Причем отдыхать он сможет после того, как сделает главное – подготовится к завтрашнему учебному дню.
Происходит и перестройка ценностных ориентаций. Раньше ребенка хвалили за то, что он быстро ест, умывается, одевается. Теперь оказывается, что все это нужно для того, чтобы успеть выполнить, прежде всего, учебные обязанности. Часто его начинают ругать за то, за что раньше хвалили: «Опять играешь, вместо того, чтобы заниматься». И отношение к нему взрослых и сверстников будет во многом определяться его успехами в учении.
Главным делом ребенка становится учеба. О ней нельзя забыть, отложить, занявшись чем-либо более интересным, отказаться, если нет настроения. Изменяется и степень регламентированности поведения: на уроке: нельзя заниматься посторонним делом, быть невнимательным, требовать особого отношения к себе, задавать вопросы без разрешения учителя, обижаться на его замечания.
Уже этот далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкивается ребенок, показывает, что готовность к школе прямо не зависит от уровня его знаний.
Почему-то взрослые часто убеждают детей в том, что учиться в школе будет легко, и у них складывается представление об учебе как о новой увлекательной игре. Это серьезный труд, который требует напряжения всех внутренних сил о самого способного ученика. Не подготовленный к такому напряжению ребенок начинает впадать в отчаяние и испытывать отвращение к учебе, как только столкнется с первыми трудностями. Этого бы не произошло, если бы он знал, что они закономерны и не только вполне преодолимы, но и необходимы, нужны для того, чтобы научиться быть учеником.
Нужно объяснить ребенку, что с трудностями встречаются все люди, в том числе и взрослые, что любой труд (и учеба – тоже!) предполагает трудности, только тогда он и интересен. Более того, трудности должны привлекать ребенка, а их преодоление – доставлять радость, удовлетворение.
Очень важно, чтобы ученик одинаково ответственно относился ко всем школьным предметам.
Хочется предостеречь родителей от распространенного заблуждения – ориентации на отличные отметки. Родители часто говорят ребенку о том, что в школе они должны получать только хорошие отметки, так как плохие ставят нерадивым и неспособным. В результате у ребят складывается впечатление, что главная задача школьника – получение отличных отметок. Происходит подмена целей: главное – получить хорошую отметку, всячески избежать плохую, а не стремление к знаниям. Ребенок должен понять, что главное не сама отметка, а то, для чего она поставлена. Ведь сама по себе она ни хороша и ни плоха: отметка дает возможность увидеть свои промахи, ошибки и достижения. Двойку, полученную за неусвоенный учебный материал, необходимо обсудить с ребенком и постараться объяснить, что она подсказывает, чего он не знает, какое правило не применил. За «2» нельзя наказывать. Тут нужен особенно спокойный, доброжелательный, конструктивный подход, с тем, чтобы наметить конкретные меры преодоления отставания.
С пятерками дело иногда обстоит сложнее, чем с двойками. Ведь хорошие отметки могут быть обеспечены тем, что некоторые родители заранее проходят с детьми часть школьной программы. В таком случае «5» достаются легко, но они не будут связаны с открытием новых знаний, с преодолением трудностей. Если хорошая отметка – результат больших усилий ребенка, нужно обязательно помочь ему увидеть свое продвижение в знаниях и умениях, порадоваться тому, чему он научился, что узнал.
Воспитанный еще в дошкольном детстве интерес к окружающему, стремление узнать, как можно больше становится основой формирования потребности в учении, желания преодолевать трудности на этом пути. Однако нередко мы сталкиваемся с таким парадоксом: активный познавательный интерес, проявляемый ребенком в повседневной жизни, как бы гаснет в условиях обязательного и организованного школьного обучения, он не захватывает главную сферу его жизни – учебную, цель которой и состоит именно в ежедневном познании, открытии нового, неведомого ранее. Важно знать об этой опасности и сделать все, чтобы ребенок активно относился к учению, был лично заинтересован в приобретении знаний, испытывал удовольствие и радость от учебного труда, т.е. нужно превратить обязательное «надо» в «хочу».
Не менее важно неподдельное и постоянное внимание ко всем школьным делам маленького ученика, к его учению.
Цели, которые мы ставим перед ребенком, должны быть конкретными, понятными, вызывать стремление во что бы то ни стало их достичь. Ребенка мало воодушевляют отдаленные, расплывчатые перспективы. Например, мы говорим: «Научишься читать, сможешь сам читать книжки». Ребенок, который еще еле-еле умеет читать по слогам, может при этом испытать не радость, а разочарование: ему кажется, что он лишится того огромного удовольствия, которое доставляет ему чтение взрослого. Так стоит ли к этому стремиться? Когда же перед ребенком ставит цели доступные, и он убеждается, что изо дня в день с ними справляется, это вселяет в него веру в свои возможности, наполняет осмысленным содержанием его учение и способствует развитию познавательного интереса. Пусть при решении той или иной возникшей проблемы ребенок рассуждает вслух. Попробуем показать ему, что к одной и той же цели можно прийти разными способами. Тем самым мы обратим его внимание на способы деятельности и пробудим интерес к ним.
Предъявляют свои требования даже сверстники. Ребёнок начинает волноваться и пытается продумать ситуацию: сможет ли он учиться как все, будут ли дружить с ним ребята в классе, не будут ли они его обижать словами или действиями. Возникают межличностные связи, появляется взаимная требовательность и взаимная оценка, чувство симпатии к сверстнику становится устойчивым (он отстаивает свое право на симпатию к другому ребенку и может свое мнение противопоставить мнению взрослого, если он его выбор не одобряет). В этот период взрослым стоит обратить внимание, как дети обращаются друг к другу, пресекать недопустимые формы обращения.
Положительные взаимоотношения с другими детьми приобретают для младшего школьника большое значение, поэтому одним из основных мотивов его поведения является желание заслужить одобрение и симпатию других детей, и в то же время он стремится к признанию со стороны взрослого. Благодаря этому ребенок старается вести себя правильно, потому что им интересуются взрослые. В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим желаниям, а часто и здравому смыслу. При этом он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Поведение следования за сверстниками является типичным для данного возраста. Это подтверждается и на уроках: ребенок поднимает руку вслед за всеми, хотя не знает ответа на вопрос, не готов к ответу.
Ребенок пытается утвердить себя среди сверстников, быть лучше, чем все остальные. Это проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, прочитать текст. Если же ребенок не способен или же затрудняется выполнить то, что от него ожидают, то возникают детские капризы. Капризы – это часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, взять верх над взрослыми асоциальными формами поведения.
Родителям во избежание их возникновения стараться предъявлять посильные для каждого ребенка требования, чтобы он был способен выполнить то, что от него ожидают.
При всех этих произошедших существенных изменениях родителям не стоит забывать, что первоклассники остаются очень эмоциональными, обладают повышенной возбудимостью, поэтому быстро утомляются, их внимание очень неустойчиво, а поведение во многом зависит от внешней ситуации. Дети пока не умеют работать в коллективе. Новая, непривычная обстановка в школе не на всех действует одинаково: у кого-то возникает психологическое напряжение, кто-то реагирует на новизну физическим напряжением, что может сопровождаться нарушением сна, аппетита, ослаблением сопротивляемости болезням.
Необходимо развивать самостоятельность ребенка, пробуждать в нем чувство ответственности за дело, желание самому искать и исправлять свои ошибки. В тех случаях, когда он затрудняется, ему надо помочь, подсказать путь поиска, вместе найти его.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Психологи всего мира говорят о некоторой всеобщей инфантилизации детей, то есть современные семилетки личностно моложе своих же сверстников десятилетней давности. Несмотря на отбор, очень многие дети по-прежнему пропускают буквы и путают таблицу умножения. Но самым неприятным является то, что большинство современных детей не любят и не хотят учиться и что, даже окончив школу и сдав с помощью репетиторов экзамены в ВУЗ, они испытывают колоссальные трудности в процессе дальнейшего обучения и нередко так и не получают заветное высшее образование. Помимо этого, они почти так же, как и учащиеся начальной школы, неграмотно пишут и не всегда верно помнят таблицу умножения.
Это положение дел ни для кого не секрет. Не зря почти каждый новый министр образования пытается реализовать новую реформу образования, которая всегда затрагивает учащихся начальной школы. Однако если посмотреть на все сказанное выше глазами психолога, то одной из самых главных причин возникновения проблем и трудностей начального образования является то, что педагоги и учителя слабо себе представляют психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Выдающиеся психологи двадцатого века Л.С.Выготский и Ж.Пиаже настоятельно подчеркивали, что ребенок – это не маленький взрослый, что у него иная логика и другое, восприятие окружающего мира. Поэтому никакие инновации и новые оригинальные предметы ничего качественно изменить не могут, если только они неориентированы на особенности современных младших школьников.
Психологи связывают решение проблемы психологической готовности с кризисом семи лет.
Исходя из понимания кризиса как результата плавного накопления изменений, можно сказать, что 7 лет –очередной возрастной кризис. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках. Он осознает свое место в мире общественных отношений.
Стремление ребенка занять новое социальное положение приводит к образованию его внутренней позиции школьника. Значимой деятельностью становится учеба. В школе ребенок приобретает не только знания и умения, но и определенный социальный статус, изменяется его самосознание (рождение социального «Я»). Происходит переоценка ценностей, интересы и мотивы связаны с учебой.
В это же время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В основе такой перестройки лежит эндокринный сдвиг. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности детей 7 лет, как повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость. Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирование, выполнение программ действий, осуществление контроля).
Кризис происходит и в эмоционально-мотивационной сфере ребенка. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы.
В этом периоде приходят в противоречие два определяющих мотива поведения: мотив желания «хочу» и мотив долженствования «надо». Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.
В зависимости от того, какое влияние окажут родители и окружающие взрослые на ребенка во время данного кризиса, будет зависеть дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, формирование его самооценки, наполнение новыми ценностными ориентациями.
Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста. Можно даже сказать: прошел ребенок кризис семи лет, научился обобщать свои эмоции – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником.
Младший школьник отличается от дошкольника (в этом и есть суть проблемы психологической готовности детей к школьному обучению) тем, что он теряет непосредственность, что он научается предвидеть свои эмоции, и если эти эмоции носили отрицательный характер, то он научается намеренно и произвольно уходить от этих ситуаций.Т.е., во-первых, он начинает осознавать свои эмоции. Во-вторых, учится ими управлять. Он приобретает способность избегать нежелательных для него ситуаций и одновременно продуцировать ситуации, которые имеют положительный характер.
Б.Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу.
Способность ребенка к произвольному поведению говорит о психологической готовности к школьному обучению, т.к. произвольное поведение обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Исходя из практики, именно недостаточная развитость произвольности лежит за многими собственно учебными затруднениями, за плохой дисциплиной, неумением самостоятельно работать и т.д.
В зависимости от уровня психического развития ребенка, т.е. от того, насколько развиты произвольная сфера (умение слушать, точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилами, развитие произвольного внимания, произвольной памяти), речевая сфера, сформированы определенные виды мышления, насколько социально развит ребенок и т.д. и будет зависеть уровень психологической готовности к школе. Т.е. психологическая готовность к школе является определенным уровнем психического развития ребенка.
Что же определяет психологический возраст ребенка? Психологический возраст ребенка и его характеристики определяются центральным психологическим новообразованием.
По мнению Л.С.Выготского, центральным психологическим новообразованием младшего школьного возраста является психическая функция, которая определяет специфику развития всех других психических функций и процессов – произвольное внимание.
Дети младшего школьного возраста могут реализовать произвольные формы общения в том случае, если онивышли из кризиса 7 лет, если способны строить свои отношения с окружающими не непосредственно, а руководствуясь определенным смысловым контекстом ситуации.
Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках. Он осознает свое место в мире общественных отношений. Ребенок в данный период начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении.
Миновав кризис семи лет, ребенок психологически становится младшим школьником. При этом он уже обладает способностью по-разному видеть одну и ту же ситуацию в зависимости от того, какую «фигуру» и какой «фон» он выделяет в ней. Однако эта способность так и останется нереализованной возможностью, если её целенаправленно не развивать. Поэтому важнейшей задачей обучения в начальной школе является задача развития произвольного внимания.
Произвольное внимание возникает только в целенаправленной деятельности. Человек ориентируется на конечный результат своей работы, проявляет волю, сознательно удерживает это внимание на выполнение этой работы. Возникновение произвольного внимания обязательно предполагает целеполагание. Возможно, что именно процесс целеполагания и «включает» внимание для эффективного управления протеканием деятельности.
Никакие призывы и инструкции не приведут к актуализации внимания, если ученик не испытывает настоящего интереса к выполняемому заданию. Заставить ребенка быть внимательным могут и другие мотивы: получить хорошую оценку или одобрение взрослых, добиться признания в классе, избежать наказания за плохую оценку и др. Но наиболее ценный мотив в данном случае, конечно, познавательный. Он проявляется в виде интереса ребенка к учению. Увлеченность делом приводит к возникновению произвольного внимания.
К.Д.Ушинский писал: «… Помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не то, что занимает,- делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».
Л.С.Выготский называет память центральной психологической функцией младшего школьного периода развития.
Память младшего школьника по сравнению с памятью дошкольника более сознательна и организованна. Происходит переход от непроизвольного к произвольному запоминанию. Л.С.Выготский настоятельно подчеркивал, что центральная психологическая функция становится произвольной, то есть управляемой, сознательно контролируемой и опосредованной. Данные характеристики нельзя отнести к памяти дошкольников. Дошкольник запоминает непосредственно и, чаще всего, эмоционально.
При переходе к младшему школьному возрасту в памяти ребенка происходят качественные изменения. Она, прежде всего, становится опосредствованной – ребенок научается запоминать, используя разнообразные средства для своего запоминания.
Два важных закона развития памяти в младшем школьном возрасте:
Во-первых, для развития и успешного использования опосредствованного запоминания лучше иметь не очень хорошую механическую память.
Механическая память мешает развивать высшие, опосредствованные формы памяти.
Ребенку с хорошей механической памятью нужно, в первую очередь, понять смысл. Не запоминать слова, не воспроизводить материал, а понять смысл того или иного текста, фильма, содержания. В этом случае ребенок уже становится не зависящим от конкретных слов и предложений, формул и моделей. При этом важно, чтобысредство играло второстепенную роль и не отвлекало ребенка от содержания запоминаемого материала.
Нельзя засорять, забивать память бессистемным чтением, запоминанием подряд любого материала. Организуя запоминание, важно выработать у учащихся не просто стремление запоминать как можно больше, а умение запоминать материал в определенной системе, что достигается работой по осмыслению текста.
Не все требует длительного сохранения в памяти, материал нужно анализировать и с этой точки зрения. Если правописание слов, исторические факты требуют запоминания «на всю жизнь», то сюжет и числовые данные математической задачи, ряд текстов для чтения не нужно сохранять длительное время, и не будет беды, если они скоро забудутся.
Во-вторых, память в младшем школьном возрасте тесно связана с вниманием.
Магистральная линия развития памяти в младшем школьном возрасте – она превращается из механической в смысловую.
Для развития смысловой памяти необходимо приучать детей к запоминанию логически связанных значений. Для этого учителю необходимо научить детей правильно организовывать процесс запоминания, разбивать материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. Не только учитель, но и родители, должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием. Понимание является необходимым условием запоминания – учитель фиксирует внимание ребенка на необходимости понимания, учит ребенка понимать то, что он должен запомнить.
Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное заучивание пересказу. Поэтому, следующим условием развития смысловой памяти является способствование выработки уверенности детей в себе и собственных силах. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания. Еще одно условие – постоянная опора на наглядно-образный материал (при составлении плана в виде последовательного ряда картинок), т.е. на наглядно-образную память, которая в данном возрасте развита достаточно хорошо.
Почему дети, имеющие по данным психологических исследований высокий уровень развития умственных способностей, уже в начальной школе проявляют негативное отношение к школе, низкую успеваемость.
Оказывается, главной причиной является слабое развитие познавательного интереса или его отсутствие вообще. Большинство неуспевающих детей – это дети «интеллектуально- пассивные», т.е. дети, которые не приучены активно мыслить, не имеют интереса к мыслительной деятельности. Роль же интересов очень велика. Только ребенок, имеющий интерес к мыслительной деятельности, способен полученные знания превратить в глубокие и прочные. Интересы развивают и повышают качество мыслительной деятельности, влияют на общее развитие ребенка, на активность в учении, создают благоприятные условия для развития всех психических процессов.
Родителям в домашних условиях нужно стараться поддерживать любознательность ребенка посредством выполнения домашних заданий с элементами творчества, т.е. дополнение обязательной части задания своими находками, взятыми из дополнительной литературы.
Творческий потенциал даже 7-летнего значительно выше, чем у взрослого. Но необходимо не только наличие творческого потенциала, но и умение им пользоваться. Творческий потенциал сам по себе не обеспечит ребенку реальных достижений в будущем.
Поэтому нужно стремиться стимулировать мотивацию ребенка к проявлению творчества, создавать условия для развития творческого мышления.
Сегодня мы поговорим и о приготовлении домашних заданий. Домашняя учебная работа – дело трудное.
Во-первых, большинство учащихся не владеют навыками самостоятельной работы. Здесь речь идет не только об учебном умении, но и об отсутствии навыка действовать самостоятельно.
Во-вторых, дети нерационально используют время (дети, которые совершенно самостоятельно делают уроки, без контроля родителей, обычно расходуют до 70% времени нерационально).
Родители, которые предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, также не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебник и тетради. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.
Научить детей учиться – значит научить их организовывать не только свою умственную учебную деятельность (в процессе которой и происходит усвоение новых знаний), но и своё внешнее поведение (чтобы умственная работа происходила как можно более успешно). Нам предстоит долгая и нелёгкая работа по формированию у школьника качества произвольности – умения управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот.
Помощь взрослых должна проявляться в том, чтобы создать ребенку условия для достижения самостоятельного успеха. Откажитесь от постоянной опеки и контроля – иначе ребенок просто не научиться действовать без вашей помощи.
Ребенок привыкает к тому, что ему все разжевывают, «подают на блюдечке», и сам не проявляет никакой инициативы. Постоянной опекой родители как бы блокируют, парализуют действия ребенка. По сути дела мама или бабушка помогают ребенку удержаться на детской позиции неумелого и беспомощного.
Многие родители ориентированы только на непосредственную помощь. В учебной работе они берут на себя функции планирования, анализа, контроля. Помощь осуществляется с установкой «делай как я». Такая стратегия лишает ребенка опыта, права на ошибку, задерживает формирование учебных умений. Необходимо дать ребенку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят его ответственность.
Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребенок не был в школе или обратился с четко сформулированными затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребенок приложил максимум своих усилий. Именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления, именно в преодолении трудностей осуществляется развитие ребенка.
Приучайте ребенка к лимиту времени, внушайте, что задание надо сделать за определенное время. За течением времени можно наблюдать на песочных часах.
Готовность взрослого прийти на помощь и стремление всегда быть рядом – это не одно и то же.
Не следует брать на себя обязанности ребенка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе.
Ребенку задание нужно выполнить самостоятельно, но при этом он должен постоянно чувствовать, что его работа взрослым не безразлична, ему нужна от вас добрая и умная помощь (время от времени, по сути дела, и всегда – эмоциональная психологическая поддержка).
Итак, доброжелательность, терпение, вера в силы маленького школьника, убежденность в том, что он хороший и способный – вот основные советы, которые помогут организовать домашнюю работу детей.
Ошибки, которые могут допустить и родители, и дети.
1. Родители ограничиваются вопросом: «Ты сделал уроки?» Это не проверка. И дети вскоре это понимают.
2. Дети выполняют упражнение, а потом учат правило, а не наоборот!
3. Взрослые чрезмерно контролируют школьника или стремятся сделать все за него сами.
4. Родители забывают хвалить ребенка за удачно выполненное задание.
5. Если ребенок не усвоил тему, родители начинают объяснять по-своему. Ребенок теряется, не знает, кого слушать: учителя или родителей.
Как избежать ошибок?
1. Если ребенок пропускает гласные буквы, хорошо записать его в хор. В пении гласные протягиваются и не теряются при письме. Ритмический рисунок песни научит его слушать, а значит, грамотно писать диктанты.
2. При чтении не торопите ребенка. Следует, чтобы он точно проговаривал слова. Изредка задавайте вопросы: «как ты это понимаешь?» Обязательно читайте на ночь вслух, по очереди. Обязательно хвалите ребенка!
3. Выполняя задания по русскому языку, обращайте внимание на выполнение задания полностью. Правила старайтесь объяснить своими словами.
4. Хорошо над столом повесить памятку по приготовлению уроков.
5. Памятка нужна не только детям, но и родителям!
• Не стойте за спиной!
• Не злите ребенка и не сердитесь на него.
• Будьте терпеливы!
Пусть качество выполнения работ оценивает сам ребенок, а вы помогите отыскать причины неудач, скажите, что завтра получится лучше, вселите в него уверенность в своих силах.
6. Займите позицию доброжелательного советчика.
Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня
НЕЛЬЗЯ:
- Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
- Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
- Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
- Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
- Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.
- Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
- Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
- Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 - 45 минут в день.
- Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
- Ругать ребенка перед сном.
- Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
ФИЗИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА Особенности возраста
Как сказываются в развитии ребенка
Как использовать в работе с ребенком
Мозг
По весу на 50 г меньше, чем у взрослого человека, но существенно отличен по структуре: преобладает деятельность подкорки, но лобные доли не сформированы
(лобные доли ответственны за сложные виды деятельности, речь, контроль за движениями тела)
Затруднения в выполнении логических задач, сложных видов деятельности
Сложное действие разбивать на более простые; в решении логических задач показывать путь решения (способ); использовать различные схемы, рисунки-подсказки
Кости
Находятся в процессе активного роста
Позвоночник, пальцы, фаланги, запястья не окостенели, а следовательно, дети не могут долго сидеть ровно и долго писать
Регулярно напоминать о правильной осанке, делать зарядку для пальцев, рук и позвоночника
Мышцы
- Хорошо развиты крупные группы
- Плохо развиты мелкие группы
Удобно делать крупные движения, при этом движения неточны (можно наблюдать, когда ребенок торопится, все у него падает, валится из рук)
Невозможность делать мелкую, ювелирную работу
Лояльно относиться к падающим ручкам, другим школьным принадлежностям
Развивать мелкую моторику, а вместе с ней и речь (развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием не только речи, но и мышления, письма)
Нервная система
- Неустойчива
- Возбуждение и торможение нервной системы связано с ее малой подвижностью
- Баланс между нервным возбуждением и торможением не сложился
- Быстрая утомляемость, невозможность долго выполнять монотонную работу, быстро отвлекаются, неумение переключаться с одного вида деятельности на другой
Торопливость в действиях, неточность, неаккуратность
Организовывать безопасный, активный отдых; использовать разнообразные динамические паузы; чаще использовать смену вида деятельности
Внимание
- Непроизвольное, избирательное
- малоустойчивое
Сосредоточено на объектах в силу их привлекательности
Быстро отвлекаются
Использовать яркий, наглядный, необычный и неожиданный материал; подключать и аудиальную, и кинестетическую, и визуальную системы восприятия
Мышление
- конкретное
- не дифференцирует признаки предмета на существенные и несущественные
- обобщает по принципу назначения
- часто затрудняются в установлении причинно-следственных связей
- анализ и синтез наглядные
- очень развито воображение
Ребенок мыслит преимущественно наглядными представлениями, на которые он опирается в ходе рассуждений
Использовать наглядно-бытовой материал, схемы, символы; конкретизировать вопросы
Память
- механическая
- непроизвольная
Часто дети заучивают текст дословно
Запоминается легко и просто то, что само по себе связано с эмоциями, действиями, с тем, что вызывает улыбку, заинтересованность
Развивать логические способы запоминания; очень важно научить способам получения результата (научить слушать, наблюдать, запоминать, думать); использование нестандартных заданий и вопросов; создание неординарных ситуаций, чтобы привлечь внимание детей
Ощущения и восприятие
- нецеленаправленно
- целостно
- непосредственное
Лучше воспринимается то, что ярче окрашено
Не может расчленить на единицы
Использовать избирательно яркость в наглядности; учитывать индивидуальные особенности ребенка
Отношение со взрослыми
Учитель – носитель требований, социальных норм, оценки
Значимая фигура для ребенка, отношение эмоциональное; внушаемость
Отношение со сверстниками
Определяется учебной деятельностью и оценкой учителя
Отношение к себе
Нет личностной самооценки, есть оценка действий, зависящая от оценки взрослых и связанная с учебной деятельностью
Больше справедливо поощрять; больше знать индивидуальных особенностей ребенка
Поведение
Импульсивное, непосредственное
Не сдержан в эмоциях; выполнение сиюминутных желаний; велика потребность в одобрении и тактильном контакте
Регулировать поведение через нагрузку, поручения, решение конкретной задачи
Сензетивный период
(период наиболее благоприятный для развития определенных психических функций)
Для развития трудовых и бытовых навыков; для развития гуманных чувств (внимание, забота, жалость)
Развивать трудовые и бытовые навыки
Литература для учителя:
- Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.: Респекс, 1996
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: Ось – 89, 2003
- Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решения. – М., 1998
- Н.И.Дереклеева. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006
- Калейдоскоп родительских собраний. Под ред. Е.Н.Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2002
- Н.И.Дереклеева. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004
- Л.И.Саляхова. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007
- 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя. В.П.Шульгина.- Ростов н/Д: «Феникс», 2002
- Н.А.Максименко. Дарите детям любовь. – Волгоград: Учитель, 2006
- Л.И.Саляхова. Настольная книга классного руководителя. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007
- Родительские собрания в 1 классе. Проверяй все сердцем. Автор- составитель В.Н.Максимочкина. – Волгоград: Учитель, 2008
- Родительские собрания: 1класс. – М.: ВАКО, 2011
- М.М.Безруких. Трудности обучения в начальной школе. - М., АСТ: Астрель, 2004
- О.В.Перекатьева, С.Н.Подгорная. Современная работа с родителями в начальной школе. – Издательский центр «МарТ», Москва – Ростов-на Дону, 2005
- М.М.Безруких, С. Ефимова, Б.Круглов. Почему учиться трудно?. Семья и школа. Москва, 1995
- М.М.Безруких, С.П. Ефимова, Б.С.Круглов. Как помочь первокласснику хорошо учиться. - М., АСТ: Астрель, 2003
- М.М.Безруких, С.П. Ефимова. Ребенок идет в школу. – Москва, Академия, 1996
Литература для родителей:
- Коляда М.Г. Шпаргалка для родителей. _ Донецк: БАО, 1998
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? –М., АСТ: Астрель, 2010
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? –М., АСТ: Астрель, 2010
- И.А.Барташникова, А.А. Барташников. Учись, играя. – Харьков. «Фолио», 1997
- Л.Машин, Е.Мадышева. Развивающие игры. Загадочные истории. - Харьков. «Фолио», 1996Е.Н.Корнеева. Почему они такие разные? – Ярославль. Академия развития. -2002
- Е.Н.Корнеева. Ох уж эти первоклашки!.. - Ярославль. Академия развития. -1999
- Л.Б.Фесюкова. Воспитание сказкой. - Харьков. «Фолио», 1996
- Б.С.Волков, Н.В.Волкова. Как подготовить ребенка к школе. – М.: «Ось- 89», 2004
- А.И.Баркан. Его Величество РЕБЕНОК.- М.: «Столетие», 1996
- Г.Монина, Е.Панасюк. Предшкольный бум. Екатеринбург: У-Фактория, 2007
- Е.Н.Корнеева. Детские капризы. - - Ярославль. Академия холдинг. -2002
- А.Л.Коробейникова, И.М.Еналеева. Умная книга для умных родителей. – Издательство Возякова. Екатеринбург, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»
Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...
Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
Представлена комплексная программа по становлению классного коллектива....
Реферат «Психологические особенности детей младшего школьного возраста как условие развития универсальных учебных действий»
ВВЕДЕНИЕВ последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошё...
Психологические особенности детей младшего школьного возраста как условие развития универсальных учебных действий.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.В связи с тем, что приорит...
Особенности зрительного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
Особенности зрительного внимания у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста....
Психологические особенности детей младшего школьного возраста,с нарушением развития коммуникативных данных.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально - психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Однако, не все так ...
Статья "Психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением развития коммуникативных данных"
Статья "Психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением развития коммуникативных данных"...