Цикл развивающих занятий для младших школьников "Лучики солнца".
методическая разработка (1 класс) по теме
Данные занятия проводились с младшими школьниками, имеющими нарушения в поведении, общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchiki_solnca.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл развивающих занятий для младших школьников.
Подготовили и провели педагоги-психологи:
МБОУ СОШ № 12 –Кондрушина О.Е.
МБОУ Мотмосская СОШ - Сергеева С.И.
В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа детей с разными нарушениями поведения. Педагоги, которые работают с такими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны. Склонны к « взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телеэкране, им трудно взаимодействовать друг с другом.
Данные занятия проводились по методике М.Г. Дрезниной с детьми от 8 до 10 лет с нарушениями в поведении, общении, эмоциональной сфере. Проведенные занятия показали, что могут успешно применяться и для детей без нарушений в поведении в качестве профилактического мероприятия.
В структуру каждого занятия вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе и арт-терапевтические упражнения автора М.Г. Дрезниной.
Многообразие предложенных в занятиях психотехник поможет детям гибко овладеть различными образами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.
Цель занятий: формирование социально – адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Коррекция агрессивных форм поведения
- Снятие эмоционально- психического и телесного напряжения
- Развитие у детей в процессе коммуникативной деятельности высших психических функций: внимание, память, мышление, воображение.
- Обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей.
Ожидаемые результаты реализации занятий:
- улучшение психоэмоционального самочувствия ребенка;
- благоприятный психологический климат в коллективе;
- повышение уверенности в себе;
-развитие познавательной деятельности;
-стабилизация эмоционального состояния, контроль собственного поведения адекватно ситуации.
Количество занятий- 4
Количество участников- 8-12 человек
Продолжительность занятия -60 минут.
Занятие № 1. Лучики солнца.
Цель: научить детей работать вместе над созданием общей коллективной работы.
Задачи:
- Развитие коммуникативной сферы младших школьников.
- Создание благоприятной атмосферы в детской группе
- Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- Развитие эмоциональной сферы
Материалы для работы:
Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки,счетные палочки для выкладывания красок,стаканчики для воды,тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.
Ход занятия.
- Приветствие.
В кругу. Дети, держась за руки произносят:
Дружат на свете парты и книжки
Дружат поселки и города
Дружат девчонки, дружат мальчишки
Смех и улыбки дружат всегда.
- Разминка. Психогимнастика « Бабочка»
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.
Основная часть.
Психолог:
- Дети, сегодня мы с вами создадим уникальную картину
Начнем с раскрашивания красками бумажных полосок.
(Каждый ребенок получает 1-2 полоски)
- Возьмите стаканчики и наберите в них чистой воды.
Рассмотрите, какие цвета красок перед вами. Правда они красивые. Чтобы мы могли ими рисовать в них надо добавить воды ( психолог объясняет детям как разводить краски, как их смешивать на бумажной палитре).
- А теперь раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами, а можно одним цветом.
( Дети с интересом принялись за работу, некоторые проговаривают, что им хотелось бы изобразить.
- Теперь наши полоски должны просохнуть, а затем мы продолжим с ними работать.
А пока они сохнут выполним с вами упражнение « Волшебные шарики»
Подвижное упражнение « Волшебные шарики» ( Павлова Я.А.)
Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения.
-Приглашаем вас подойти к столу и занять место около листа, на котором у нас изображен круг.
- Теперь мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну маленькую часть круга.
Каждый занял свое место около ватмана и стали работать. Они расписывали свои сегменты, при этом общались, спрашивали друг у друга, что каждый из них рисует.
Через некоторое время, когда дети закончили работу, психолог кладет в центр большого листа раскрашенный детьми круг и приклеивает его.
- затем дети разложили свои полоски на этом большом листе. Они разместили и приклеили их от центра к краям большого листа.
- Все внимательно смотрят на общий продукт деятельности. Каждый чувствует свой собственный вклад в общее творческое дело.
Интервью художника (рефлексия).
Ритуал прощания «Бутон»
Дети встают в круг и изображают распускание бутона.
Заключительная часть в конце каждого занятия.
Хочется счастья вам пожелать
Все хором
Самое главное – не унывать.
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
Занятие № 2. Линия и эмоции
Цель: формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное состояние.
Задачи:
- Познакомить детей с эмоциями.
- Научить узнавать эмоции других людей.
- Снятие эмоционального напряжения.
- Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.
Материал для работы.
Бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, аудиозапись с релаксационной музыкой.
Ход занятия
- Приветствие.В кругу. Дети, держась за руки произносят:
Дружат на свете парты и книжки
Дружат поселки и города.
Дружат девчонки, дружат мальчишки.
Смех и улыбки дружат всегда.
- Разминка. Упражнение «Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Основная часть
3.Знакомство детей с эмоциями (теоретическая часть). Дидактическая игра « Эмоции »
Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас мы вам раздадим карточки с названием эмоций. Вам нужно к вашему слову подобрать слова-синонимы, объединённые общим смыслом.
Например:
радость – счастье
грусть – печаль
удивление – восхищение
страх – тревога
горе – печаль
злоба – недовольство
ярость – гнев
радость – веселье
испуг – страх и т.п.
- Упражнение «Покажи эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики, жестов, звуков показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
- Информация о линиях. Рассказать участникам о линиях, какие они бывают (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.). Предлагается нарисовать эмоции при помощи линий и цвета.
1. Удивление
2. Обида
3. Грусть
4. Удовольствие
5. Страх
6. Злость
7. Интерес
8. Радость
- Беседа по работам. Дети поделились своими впечатлениями, рассказали, какие эмоции преобладали в процессе рисования.
Интервью художника по желанию.
Ритуал прощания «Бутон»
Занятие № 3 Я рисую
Цель: формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное состояние.
Задачи:
- Научит определять эмоциональное состояние.
- Отработать свое эмоциональное состояние через художественное творчество.
- Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.
- Снятие эмоционального напряжения.
Материал для работы:
Бумага А4, краски, простые карандаши, аудиозапись с релаксационной музыкой.
Ход занятия
- Приветствие.
Упражнение «Бабочка»
- Упражнение «Угадай эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
- Рисование живых существ из эмоций.
Сегодня мы с вами будем рисовать при помощи линий с прошлого занятия какого-нибудь зверя или смешное существо. Давайте посмотрим и вспомним, какими линиями и цветом мы с вами рисовали эмоции.
Сегодня каждый из вас будет использовать в своей работе две-три линии, которые нравятся больше других.
После завершения работы дети рассказывают о своих животных, какие они, откуда, есть ли у них друзья, чем занимаются и т.д.
Интервью художника.
Ритуал прощания «Бутон»
Занятие № 4 Лучики солнца. Рисуем свою мечту.
Цель: формирование социально адекватных форм поведения.
Задачи:
- Развитие коммуникативной сферы младших школьников.
- Создание благоприятной атмосферы в детской группе
- Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- Развитие эмоциональной сферы
Материалы для работы:
Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.
Ход занятия
- Приветствие.
- Упражнение «Бабочка»
- Рисуем мечту
Сегодня каждый из вас получил вот такие полоски. Раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами. Можете создать на этой полоске сюжет из своего настроения и мечты.
После завершения работы полоски просыхают, а дети приглашаются к другому столу.
Подойдите все к этому большому листу. Этот круг мы сейчас раскрасим все вместе. Каждый из вас раскрасит только свою часть.
Молодцы, какие замечательные рисунки у вас получились. Возьмите свои полоски и разложите на этом большом листе.
Данную работу размещаем рядом с первой и просим ребят сравнить их и сказать чем отличаются.
Интервью художника
Ритуал прощания «Бутон»
Дети встают в круг и изображают распускание бутона.
Заключительная часть в конце каждого занятия.
Хочется счастья вам пожелать
Все хором
Самое главное – не унывать.
Всего вам доброго, мирного, ясного!
Всего вам светлого и прекрасного!
Подготовили и провели педагоги-психологи:
МБОУ Мотмосская СОШ -С.И.Сергеева
МБОУ СОШ № 12 – О.Е.Кондрушина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развивающего занятия для младших школьников"Моё настроение"
Данный материал будет полезен как для педагогов психологов, работающих с учащимися школы I ступени, так и для учителей, являющихся классными руководителями....
Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников «Развитие мышления и памяти первоклассников»
Одно из коррекционно развивающих занятий с первоклассниками в адаптационный период. Упражнения, используемые на занятии, увлекательны, интересны....
Программа коррекционно –развивающих занятий для младших школьников «От сердца к сердцу»
Детство - процесс развития, процесс насыщения растущих людей взрослым миром. Детство представляет собой взаимодействия ребенка с взрослым миром, целью этого взаимодействия является взросление ребенка,...
Конспект группового коррекционно-развивающего занятие для младших школьников "Веселый гномик"
Цель данного занятия - развитие познавательных процессов....
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия для младших школьников "Подарки для Лунтика"
Развитие познавательной сферы младших школьников (внимания и памяти, мышления, моторики), посредством выполнения индивидуальных заданий....
Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников
Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников...
Использование элементов народного творчества в коррекционно-развивающих занятиях для младших школьников с ОВЗ.
Фольклор –народная мудрость.Мудрость- разумность или прозорливость-это способность размышлять и действовать, используя знания, опыт, понимание, здравый смысл и проницательность, большой, глубоки...