статья«ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по теме
о роли индивидуального подхода в воспитании младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dif._podhod.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96
Статья по теме:
«ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Автор:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 96
Волошанская Н.А.
Краснодар, 2013
Современное семейное и школьное воспитание требует необходимого учета половых особенностей детей. К сожалению, в отечественной педагогике и психологии данному вопросу уделяется недостаточное внимание. Анализ теории и практики воспитания и обучения показал, что в условиях игнорирования закономерностей развития пола воспитание не достигает своих целей. И никакие новые педагогические технологии не способны улучшить результаты учебно-воспитательного процесса, если они опираются на бесполую педагогику.
Родителям и учителям необходимо учитывать следующие факторы, определяемые различиями половой психики:
Школьная адаптация мальчиков хуже, чем у девочек.
К концу учебного года утомляемость у мальчиков восьми-девяти лет выражена больше, чем у девочек, и проявляется в отвлекаемости и расторможенности.
Интерес к решению трудных задач у мальчиков выше при материальном, а у девочек при эмоциональном поощрении успеха. Мальчики лучше справляются с работой в одиночку, а девочки – в смешанной по полу группе.
Влияние образовательного уровня семьи и помощи педагогов на девочек выше, чем на мальчиков.
Уровень притязаний у мальчиков выше, они более автономны и как бы запрограммированы не любить поощряемые взрослыми виды деятельности.
Мальчики на фрустрацию чаще реагируют уменьшением общения, а девочки – более жестким, направленным на достижение цели поведением.
Девочки привлекают внимание мальчиков громким смехом, подтрунивание. А у мальчиков внимание к девочкам выражается внешне агрессивно.
Мальчики более агрессивны и более успешны в математических и зрительно-пространственных операциях, а у девочек выше языковые способности.
У мальчиков уровень невротизма выше, чем у девочек, но к IV классу эта разница стирается.
Мальчики любят активные игры среди сверстников, умеют найти в игре свое место, вызвать интерес к себе. Девочкам важны одобрение со стороны подружек, наличие красивой одежды, обладание красивыми игрушками, аксессуарами.
Особо ярко половые различия проявляются в возрасте половой гомогенизации – девять-десять лет. Возникает сильная потребность в кооперации с людьми своего пола. Происходит это на фоне первых гормональных сдвигов, предшествующих пубертатному периоду. В семье половая гомогенизация проявляется стремлением к тесному контакту с родителями своего пола.
В младшем школьном возрасте интересы детей резко поляризованы по половому признаку, как следствие разнополая дружба – редкое явление.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт экспериментальной работы в начальной школе позволили сформулировать следующие рекомендации к дифференцированному подходу в воспитании и обучении мальчиков и девочек:
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж конечно, не так, как мы – взрослые.
Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей (ему) мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя с детьми – неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Старайтесь, давая задания мальчикам в детском саду, школе и в быту, включать момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подвести ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых задач.
Никогда не ругайте ребенка за неспособность что-то понять или сделать, не используйте обидных слов, общаясь с ним при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас.
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Не спешите высказывать свое негативное отношение к девочке – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального», полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического», полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Дети часто по-разному реагируют на похвалу. Мальчикам важна оценка их действий. Эмоционально значимой для них будет следующая оценка поступка: «Молодец, правильно (быстро, хорошо, отлично) сделал!» Девочкам важно отношение значимых людей (родителей, воспитателей, педагогов) к их поступку: «Умница, мне очень нравится то, что ты сделала!»
Поощряйте ролевые игры, соответствующие предстоящему статусу мужчины и женщины, так как это модель будущей жизни вашего ребенка.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником, не будьте сторонним наблюдателем.
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотрите в будущее с оптимизмом.
Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.
Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
Не забывайте, что ваша оценка поведения или результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в ребенке то хорошее, что не заметили вы.
Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. И если результатов нет, виноват не ребенок, а мы потому что не сумели его научить. Бойтесь переносить свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.
Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу его затруднений.
Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
Помните, то при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивом взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
В заключение подчеркну, то перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущим ему (ей) особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но очень любить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация трудовой деятельности девочек младшего школьного возраста как одно из условий полоролевой социализации
Наша повседневная жизнь за последние годы изменилась настолько, что многим кажется: всё в ней теперь следует делать иначе. В том числе и воспитывать детей. Взрослые должны научить детей отвечать на но...
Из опыта работы "Деятельностный подход к обучению литературному чтению детей младшего школьного возраста"
Цель моей деятельности: воспитание и формирование умения читать «по-взрослому» в единстве семьи и школыв рамках системно-деятельностного подхода....
Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Современное семейное и школьное воспитание требует необходимого учета половых особенностей детей. К сожалению, в отечественной педагогике и психологии данному вопросу уделяется недостаточное вниман...
Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...
Физическое развитие девочек младшего школьного возраста занимающихся мини-футболом и не занимающихся спортом в городе Дзержинске Нижегородской области
Целью влияние занятий мини-футбола на физическое развитие девочек младшего школьного возраста. Для этого поставлены следующие задачи:1) изучить литературные источники по ...
Исследование ценностного отношения к материнству у девочек младшего школьного возраста.
Формирование ценностного отношения к материнству у девочек младшего школьного возраста является острой социально-педагогической проблемой в условиях экономических и социокультурных изменений,про...
Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста (рекомендации родителям)
В статье даны некоторые советы, рекомендации по воспитанию, обучению, восприятию детей с учётом половых особенностей. После анал...