Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста (рекомендации родителям)
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье даны некоторые советы, рекомендации по воспитанию, обучению, восприятию детей с учётом половых особенностей. После анализа психолого-педагогической литературы и собственного педагогического опыта, предлагаю некоторые советы, которые помогут улучшить результат учебно-воспитательного процесса, если опираться на знание половых особенностей мальчиков и девочек.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
( рекомендации родителям по собственному опыту)
Современное семейное и школьное воспитание требует необходимого учёта половых особенностей детей. Анализ теории и практики показал, что в условиях игнорирования закономерностей развития пола воспитание не достигает своих целей.
Родителям необходимо учитывать следующие факторы, определяемые различиями психики разных полов:
- школьная адаптация у мальчиков хуже, чем у девочек;
- к концу учебного года утомляемость у мальчиков 8-10 лет выражена больше, чем у девочек, и проявляется в расторможенности и отвлекаемости;
- интерес к решению трудных задач у мальчиков выше при материальном, а у девочек при эмоциональном поощрении. Мальчики лучше справляются с работой в одиночку, а девочки – в смешанной по полу группе;
- влияние образовательного уровня семьи и помощи педагогов на девочек выше, чем на мальчиков;
- уровень притязаний у мальчиков выше, они более автономны и как бы запрограммированы не любить поощряемые взрослыми виды деятельности;
- мальчики на ФРУСТРАЦИЮ ( неприятное напряжённое психологическое состояние, которое спровоцировали непреодолимые или воображаемые трудности, препятствующие достижению цели) чаще реагируют уменьшением общения, а девочки – более жёстким поведением, направленным на достижение цели;
- девочки привлекают внимание мальчиков громким смехом, а мальчики внимание к девочкам выражают внешне агрессивно;
- мальчики более успешны в математических и зрительно-пространственных операциях, а девочкам лучше даются языковые способности;
- у мальчиков уровень нервной стабильности-нестабильности выше, но к 4 классу эта разница стирается;
- мальчики любят активные игры среди сверстников, умеют найти в игре своё место, вызвать интерес к себе. Девочкам важны одобрение со стороны подружек, наличие красивой одежды, игрушек, аксессуаров.
В младшем школьном возрасте интересы детей резко разнятся по половому признаку, поэтому разнополая дружба – редкое явление.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт работы в начальной школе позволили сформулировать следующие рекомендации к дифференцированному подходу в воспитании и обучении мальчиков и девочек:
- никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим ( они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков);
- мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нём. И уж конечно, не так, как мы – взрослые;
- помните, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков ( а мужчина – девочек), ей ( ему) мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя с детьми – неверно и бесполезно;
- не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания;
- не забывайте не только рассказывать, но и показывать ( особенно для мальчиков);
- не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подвести ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок;
- с девочками надо вместе, если им трудно, от начала до конца разобрать принцип задания. Но необходимо постепенно учить действовать самостоятельно;
- никогда не ругайте ребёнка за неспособность что-то понять или сделать, не используйте обидных слов. Пройдёт время, и он всему научится;
- мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков;
- ругая мальчика, кратко и точно изложите, чем вы не довольны, т. к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение – ребёнок перестанет вас слушать и слышать;
- не спешите высказывать своё недовольство девочке – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка;
- девочки могут капризничать, казалось бы, без причины из-за усталости ( истощение правого, «эмоционального» , полушария мозга). Мальчики истощаются интеллектуально ( снижение активности левого, «рационально-логического», полушария). Ругать их за это и бесполезно, и безнравственно;
- по-разному реагируют на похвалу. Мальчикам важна оценка их действиям, поступкам. Девочкам важно отношение значимых людей ( родителей, воспитателей, педагогов) к их поступку;
- не сравнивайте с другими, хвалите его за успехи и достижения;
- будьте союзником для ребёнка, а не просто наблюдателем;
- при неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка – смотрите в будущее с оптимизмом;
- если у вас трудности в общении с ребёнком, если вы не понимаете друг друга, то вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга ( по-разному мыслите. воспринимаете, чувствуете). Он не плохой, а просто другой;
- не забывайте, что ваша оценка всегда субъективна;
- бойтесь переносить свою некомпетентность, свои неудачи на ребёнка;
- при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: он не может ещё ставить познавательные цели.
В заключении хочется подчеркнуть, что перед вами не просто ребёнок, а МАЛЬЧИК или ДЕВОЧКА с присущими ему ( ей) особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже ЛЮБИТЬ ИХ НАДО ПО-РАЗНОМУ. Но обязательно ОЧЕНЬ ЛЮБИТЬ!