Физическое развитие девочек младшего школьного возраста занимающихся мини-футболом и не занимающихся спортом в городе Дзержинске Нижегородской области
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Майстренко Олеся Валерьевна

Целью влияние занятий мини-футбола на физическое развитие девочек младшего школьного возраста.

      Для этого поставлены следующие задачи:

1) изучить литературные источники по данной теме

2) подготовить исследуемые группы, состоящие  из  девочек занимающихся мини-футболом  и  школьниц,  не занимающихся спортом  9-10 лет

3) провести антропометрические измерения

4) проанализировать  полученные  результаты

      Используются следующие методы:

1) анализ  научно - методической литературы;

2) антропометрия;

3) динамометрия

4) функциональные исследования системы дыхания (ЖЕЛ);

5) Статистическая обработка данных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физическое развитие девочек  младшего школьного  возраста  занимающихся  мини-футболом  и не занимающихся  спортом  в городе Дзержинске  Нижегородской области

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

I Обзор литературы

6

1.1 Обзор литературы по физическому развитию

6

1.2 История развития мини-футбола

14

II Цели, задачи, организация и методы исследования

17

III Собственные исследования

21

3.1 Физическое развитие девочек младшего школьного возраста занимающихся  мини-футболом

21

3.2 Физическое развитие девочек младшего школьного возраста не занимающихся спортом

24

VI Сравнительный анализ физического развитие девочек младшего школьного возраста занимающихся мини-футболом и не занимающихся спортом

27

Выводы

30

Библиографический список

31

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

       В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека – является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребенка. Также, успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.

               Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции. [9]

         Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в, то, же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.

         Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

         Понятие физическое развитие  употребляется  в двух  значениях.  Первое: физическое развитие – это физическое  состояние  человека в данный  момент. Второе: физическое развитие – это биологический процесс становления  и  изменения  форм и функций человеческого организма,  совершающийся  под  влиянием  наследственности, условий жизни  и  воспитания.  Из этого определения следует,  что  физическое  развитие  есть  процесс, т.е. динамическая  совокупность  физических  состояний  человеческого  организма  в  их  взаимопереходах. С одной стороны, физическое  развитие  человека  происходит  за  счет  жизненных  сил  и  строения  организма,  передаваемых  по  наследству,  а  с  другой -  раскрытие  и  проявление  этих  наследственных  признаков,  свойств  и  качеств  в  значительной  мере  зависит  от  условий  жизни,  от  воспитания,  прежде  всего  от  специально  организованного  физического  воспитания. Эти  два  значения  понятия « физическое  развитие »  надо  различать. [11]

        Закономерности физического воспитания невозможно выявить без познания физиологических основ двигательной деятельности организма.

        Многолетний процесс физического воспитания и спортивной тренировки может быть успешно осуществлен при условии тщательного учета возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, специфики избранного вида спорта, особенностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков.

         Большие сложности возникают при спортивной работе с детьми младшего школьного возраста.

         В тоже время интенсивные нейроэндокринные перестройки в организме детей  дают возможность рассматривать спорт как дополнительный раздражитель, который может, однако, как улучшить, так и ухудшить естественное течение биологических процессов.[12]

         В данной работе рассматривается физическое развитие девочек 8-10 лет в условиях школьных уроков физической культуры и при специализированных занятиях мини-футболом.

Цель выявить влияние занятий мини-футбола на физическое развитие девочек младшего школьного возраста.

    Для этого поставлены следующие задачи:

1) изучить литературные источники по данной теме

2) подготовить исследуемую группу, состоящую  из  девочек занимающихся мини-футболом  и  школьниц,  не занимающихся спортом  9-10 лет

3) провести антропометрические измерения

4) проанализировать  полученные  результаты

      Объектом исследований являются морфологические, соматометрические показатели.

        Предметом исследований является физическое развитие.

I.Обзор литературы

1.1 Обзор литературы по физическому развитию

Преподавателю физической культуры в школе и тренеру необходимо достаточно подробно знать о морфофункциональных особенностях систем организма детей и подростков, а также специфику их физической работоспособности в различные периоды развития для построения оптимального учебного и тренировочного процесса, для достижения как оздоровительного, так и спортивного результата. Необходимым условием правильной организации воспитания детей и подростков является систематическое наблюдение за их физическим развитием и состоянием здоровья. Очень важно знать, какие величины того или иного признака физического развития соответствуют данному возрасту ребёнка, каковы годичные прибавки роста, веса и т.д. для того, чтобы своевременно уловить отклонения в ходе индивидуального развития ребёнка. [1]

Так же преподаватель, тренер  должен понимать. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена — головного мозга. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными, достаточно интенсивными и не вызывали переутомления. В высший отдел центральной нервной системы (кору головного мозга) поступают сигналы от органов чувств и от работающих скелетных мышц. Кора головного мозга одновременно перерабатывает огромный поток информации и осуществляет тонкую и точную регуляцию слаженной деятельности организма [21].

Физические упражнения способствуют также хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают функционирование желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии человека. [20]

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате систематически предъявляемых повышенных требований к органам дыхания наблюдается рост так называемой жизненной емкости легких (измеряемой спирометром), улучшает подвижность грудной клетки (увеличивается разница между окружностью груди в состоянии вдоха и полного выдоха). Кроме того, интенсивное полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопления слизи и мокроты, т. е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Проблемам изучения физического развития детей уделяется достаточно много внимания в научной литературе как отечественными, так и зарубежными учёными. Безусловно, без сведений о физическом развитии и физической работоспособности не представляется возможным судить о состоянии здоровья, о социально-гигиенических и социально-экономических условиях жизни, о способностях и подготовке к труду и спорту. Количественное определение физической работоспособности необходимо при организации физического воспитания населения различных возрастно-половых групп, при отборе, планировании и прогнозировании учебно-тренировочных нагрузок спортсменов, при организации двигательного режима больных в клиниках и центрах реабилитации и т. д. [12]

Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.

Следует отметить, что само понятие “физическое развитие” различные авторы трактуют по-разному. Так, известный антрополог В.В. Бунак (1962) дает следующее определение: “физическое развитие есть некоторая условная мера физической дееспособности организма, определяющая запас его физических сил, суммарный рабочий эффект, обнаруживающийся как в одномоментном испытании, так и в длительный срок”. П.И. Башкиров (1962) под физическим развитием понимает единство морфологических и функциональных особенностей организма. Более широкое определение даёт В.Н. Левин (1966), заменяя физическое развитие термином “физическое состояние” и подразумевая при этом комплексную оценку состояния здоровья, физиологических и функциональных показателей. Под физическим развитием В.Г. Властовский понимает комплекс морфофункциональных признаков, характеризующий возрастной уровень биологического развития организма. [3]

С более комплексных позиций подходит к вопросу трактовки “физическое развитие” А.Г. Апанасенко (1985), считая, что каждый человек как социальная единица должен рассматриваться в трёх аспектах: социально-психологическом, органическом (морфо-функциональном) и половом. По его мнению, сводить оценку физического развития только к оценке показателей роста и веса методологически неправильно, так как при этом характеризуется лишь только один аспект. В характеристике физического развития             А.Г. Апанасенко отдаёт предпочтение функциональным параметрам в расчёте на один кг массы тела, в частности, максимальному потреблению кислорода.

Е.А. Шапошников (1985) на основании обширного анализа отечественных и зарубежных исследований выявил новые методологические основы теории нормального физического развития детей и подростков разных национальностей, живущих в различных географических регионах. Он считает, что определённой средней длине тела соответствует конкретная стабильная масса тела, почти одинаковая для всех групп населения. По его мнению, вследствие недостаточного питания, тяжёлых заболеваний, масса тела по отношению к росту может снижаться лишь до определённого предела, а при значительном дефиците массы тела неизбежно уменьшается прирост его длины. На основе приведённых данных Е.А. Шапошников выделил 4 статистических закона физического развития детей и подростков: 1) повторяемость равных средних значений массы тела при равной средней длине тела; 2) повторяемость средних параметров пропорций проведённых к одной и той же длине тела; 3) соразмерность средних показателей морфологических и функциональных признаков; 4) повторяемость тождественных диапазонов средних значений длины тела в различных географических регионах. [4]

К сожалению, и в самой методике оценки физического развития человека нет единства. Некоторые авторы, например, ограничиваются длиной, массой тела и окружностью грудной клетки, чего явно недостаточно для полной характеристики физического развития. Несмотря на всю внешнюю несхожесть, на наш взгляд, речь, тем не менее, идет о разных сторонах одного явления, лишний раз, подчеркивая многогранность самого процесса развития человека.

Очевидно, что под физическим развитием следует понимать непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности. [7]

Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Поэтому для объективной современной оценки их следует рассматривать совместно. Таким образом, под физическим развитием понимается комплекс морфофункционных показателей, которые определяют физическую работоспособность и уровень биологического состояния индивидуума в момент обследования.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда происходят преобразования генотипических потенций в фенотипические проявления. Генотип характеризует индивидуальные морфофункциональные особенности организма, унаследованные от родителей. Под влиянием факторов внешней среды генотип преобразуется в фенотипические проявления. Фенотип изменяется в течение всей жизни, отражая возрастную динамику физического развития. Известно, что влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие неодинаково в различные возрастные периоды. Влияние социально-экономических условий жизни и других факторов внешней среды наиболее выражено, в так называемые, сенситивные возрастные периоды – грудной и подростковый возраст, когда интенсивно протекают процессы роста и развития или, наоборот, как в пожилом и старческом возрасте – процессы инволюции. Это связано с тем, что онтогенез человека неоднороден, дискретен. Существование отдельных фаз развития объясняются включением определенной части генома наследственных признаков.  [15]

Физическое развитие, как и другие показатели состояния здоровья, рождаемость, заболеваемость, смертность и др. отражают санитарное состояние детского коллектива. Наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей и подростков совершенно необходимо медицинским работникам детских учреждений, так как позволяет своевременно наметить и осуществить как индивидуальные, так и массовые оздоровительные мероприятия. Без индивидуальной оценки физического развития невозможно составить обобщенную характеристику той или иной группы, так же как без знания средних показателей физического развития, свойственных данному возрасту, полу и коллективу, нельзя объективно оценить физическое развитие каждого в отдельности.

Весьма спорным является вопрос о приоритете между физическим развитием, состоянием здоровья и заболеваемостью. Большинство относит физическое развитие к прямым показателям здоровья. Физическое развитие, отражая процессы роста и формирование организма, непосредственно зависит от состояния здоровья, так как имеющееся серьезное заболевание может надолго задержать процесс физического развития. При этом, никто не оспаривает, что течение и исход болезни во многом определяется физическим развитием организма. [17]

Здоровье является важным условием гармоничного физического развития. Хронические заболевания зачастую являются причиной различных нарушений физического развития, особенно у детей и подростков, приводя к уменьшению тотальных размеров тела, дефектам опорно-двигательного аппарата (нарушению осанки, формы грудной клетки, ног, стоп). В то же время, благоприятные социально-экономические и санитарно-гигиенические условия жизни улучшают физическое развитие, снижают заболеваемость, как детей, так и взрослых. [4]    

        Исследованиями  физического развития  занимались  такие  ученные   Громбах С.М., 1980;  Ямпольская Ю. А.,, 1980;  Властовский  В. Г., 1983;  Кардашенко  В. Г., 1988;  Никитюк Б. А., 1989;  Wolanski  N., 1986, и др.

   В  исследованиях  Ямпольская  Ю. А.  и  Ужви  В. Г. (1984)   было  установлено,  что  за  последние  20  лет  у  школьников  Москвы  уменьшилась  окружность  грудной  клетки  и  резко  снизилась  мышечная  сила.  Кроме  того,  эти  показатели  демонстрируют  сужение  почти  на  2%   его  вариабельности. Снижение  внутрипопуляционного  разнообразия  в  сочетании  с  уменьшением  мышечной  силы  Ю. А. Ямпольская  расценивает  как  негативное  явление.

В 1964-1965гг. были проведены массовые обследования физического развитии детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных школах и ДЮСШ. Сопоставление антропометрических показателей детей сравниваемых организованных коллективов позволяет выявить роль физического воспитания, которое в этих коллективах существоенно различалось. Учащиеся общеобразовательных школ обучались по программе физического воспитания, предусматривающей обязательные занятия 2 раза в неделю по 45 мин. Учащиеся же ДЮСШ в свободное от учебы время дополнительно  занимались спортивной тренировкой 3 раза в неделю по 1,5ч.

По данной  методике было обследовано в Москве 3815 человек в возрасте 13-17 лет.  

      Анализ полученного материала позволяет утверждать, что физическое развитие как учащихся  общеобразовательных школ, так  и  обучающихся  в ДЮСШ  подчиняется общим закономерностям. Средние показатели длины и массы тела, а также окружности грудной  клетки  закономерно  увеличиваются с возрастом. Это увеличение носит поступательный, но неравномерный  характер. Самый  интенсивный процесс  морфологического развития происходит в возрасте 12-15 лет. Показатели размеров тела у мальчиков и юношей, начиная с 13 лет, выше, чем у девушек и девочек.

      Однако на фоне однозначных  общих закономерностей  развития  учащихся ДЮСШ больше на 2-9 см, массы тела – на 7-10 кг, а  окружности грудной клетки – на 6-8 см по сравнению с школьниками того же возраста, не занимающимися  спортом.

      Известно, что при комплектовании ДЮСШ или спортивных  команд  происходит отбор. Естественно, что в  ДЮСШ  попадают  школьники с лучшим  физическим развитием. Однако нельзя  не учитывать  и влияние  спортивных  занятий  как  стимулятора  роста  и  гармонического развития детского  организма.  

 Первой работой в России, которая может считаться началом серьезного описания морфологических и функциональных особенностей органов и систем ребенка, является монография профессора Военно-медицинской академии Н.П. Гундобина «Особенности детского организма» (1906). Через 50 лет в Академии педагогических наук выходит в свет том Известий АПН «Анатомо-физиологические особенности детей и подростков» (1956).

   В последующие годы обстоятельные работы публикуются в материалах конференций АПН РСФСР (1956-1969) под редакцией В.И. Пузик, Л.К. Семеновой, Н.И. Гуровой, М.М. Комцовой, Б.А. Никитюка, М.В. Антроповой. Итогом работы стало руководство под редакцией академика АПИ А.А. Маркосяна «Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков» (М.: Медицина, 1969.- 580 с.).

Большая роль в изучении начальных этапов индивидуального развития детей принадлежит П.Ф. Лесгафту (1988, 1912), Н.П. Гундобину (1898), Н.В. Вяземскому (1901), заложившим основу изучения развития ребенка. Были выявлены сложные взаимоотношения нервной и эндокринной систем с опорно-двигательным аппаратом.  Вывод  можно  сделать,  что  на  физическое  развитие  влияет  много  разных  факторов. [16]

1.2 История мини-футбола

      История  возникновения  мини-футбола своими корнями уходит глубоко в прошлый век. В странах латинской Америки уже  в 20 – 30-х  гг. XX  века  школьники  и  студенты  играли  в  футбол  в  уменьшенных  составах  не только  на  открытых  площадках, но и в спортивных залах.  Постепенно стали оформляться правила игры в зальный футбол, проводится многочисленные соревнования, в которых  принимали участие только любительские команды.

Демократическая  по  своей  сути, доступная  для  малообеспеченных  слоев  общества, эта  игра  становилась  все  более  и  более  популярной  в  таких  странах,  как  Бразилия, Уругвай,  Аргентина.

      Интересно,  что  само  название  этой  игры  разных  странах  тогда  трактовалась  по-разному.  Так,  в  Канаде  и  США  малый  футбол  называли  «индорсоккером»,  т.е.  зальным  футболом.  Немало  сторонников

 «ташен-футбола»,  иными  словами,  «карманного»  футбола  было  в  Германии, особенно  в  таких  городах,   как  Гамбург,  Нюрнберг,

Франкфурт-на-Майне.  В Бразилии « младший  брат»  большого  футбола  носил  название  «футбол  де   салон».  Мячом,  которым   играли,  раньше  был  меньше  по  размерам,  но  более  тяжелым. Все  большую  популярность  получал  этот  вид  футбола  и  в  таких  странах,  как   Испания,  Португалия,  Италия.

      Считается,  что  первыми  в  Европе  начали  играть  в  мини-футбол  австрийцы. Так,  в  1958  году  один  из  руководителей  сборной  команды  Австрии  Иозеф  Аргауэр   привез  идею  этой  игры  из  Швеции  с  чемпионата  мира  по  футболу.  Там  он  увидел  двустороннюю  тренировочную  игру  бразильцев  в  зале,  увлекся  мини-футболом  и,  приехав  домой,  предложил  организовать  в  венском  «Штадтхалле»  турнир. Игра-эксперемент  всем  пришлась  по  душе.  Постепенно  мини-футбол  завоевывал  популярность  и  в  других  странах.

Рождение  мини-футбола  в СССР

        Конечно,  и  в  нашей  стране  в  мини-футбол  играли  уже  давно.  Однако  это  был  стихийный  мини-футбол,  или,  как  его  тогда  называли, «дворовый  футбол».

        Первыми  из  отечественных  профессиональных  команд   с  мини-футболом  познакомились  клубы  «Динамо» (Киев)  и  «Торпедо»  (Москва).  В  феврале  1972 года  киевляне  приехали  в  Австрию  после  того,  как  провели  несколько  контрольных  игр  на  Черноморском  побережье.  За  три  дня «Динамо»  провело  четыре  матча  с  венскими  клубами. Киевляне  победили «Аустрию» (6:2)  и  «Винер Шпортклуб» (6:4), проиграли «Виенне» (3:4)  и «Рапиду» (1:5).

           Более  успешно  выступили  в ФРГ  футболисты  «Торпедо». Москвичи  вернулись  из  Мюнхена  с  почетным  кубком – первым  трофеем  советских  футболистов  в  международных  соревнованиях  по  мини-футболу.  В  турнире  выступали  еще  три  команды  -  «Фортуна» (Кельн),

 «ФК  Нюрнберг»  и  «Мюнхен -1860».  Соревнования  проходили  в  два  круга.  Торпедовцы  поделили  очки  с  «Фортуной» (1:1, 0:0) и «ФК Нюрнберг» (1:3,1:0)  и  дважды  обыграли   «Мюнхен -1860»  (6:1, 3:2).

            Малый  футбол  пришелся  по  душе  советским  футболистам, и,  начиная  с 1972  года,  турниры по  мини-футболу  регулярно  во  многих  городах  Советского  Союза.  А  в  1974  году  в  Москве   состоялся  первый  турнир  команд  мастеров  на  приз  еженедельника  «Неделя». Победителем  турнира  стала  команда  «Спартак» (Москва).  С  тех  пор  эти  соревнования  стали  традиционными. В  1975  году  на  соревнования  на  призы «Недели»  были  приглашены  также  и  зарубежные  футболисты – болгарская   команда  «Академик»  из  Софии.  Успешнее  других  в  состязаниях  выступили  футболисты  московской  команды  «Локомотив».

Мини-футбола  в  России

       С  распадом  Советского  Союза  была  ликвидирована  Федерация  футбола  СССР. Получившие  суверенитет  бывшие  союзные  республики  начали  создавать  свои  национальные  федерации  футбола.  Создание  в  российской  федерации  российский  футбольный  союз  тогда  практически  отстранился  от  организаторской  деятельности  по  развитию  мини-футбола  в  стране. Однако  дело, начатое энтузиастами  этой  игры,  не  пропало.  Вновь  созданная  Ассоциация  мини-футбола  России  сумела  преодолеть  сложную  ситуацию  и  практически  без  участия  главной  футбольной  организации  страны  организовала  работу  по  становлению  и  дальнейшему  развитию  мини-футбола  в  стране.   В  первую  очередь, Ассоциация  мини-футбола  России  постаралась  наладить  на  местах  массовую  работу  по  развитию  этой  спортивной  игры.  Вновь  создаваемые  региональные  ассоциации  мини-футбола  стали  той  основой,  на  которой  зиждилась  основная  деятельность  Ассоциации  мини-футбола  России,  главной  заботой  которой  стала  организация  всероссийских  соревнований,  подготовка  к  участию  в  международных  соревнованиях  сборных  команд  страны.

        В  стране  было  создано  более  20  региональных  ассоциаций.  К  числу  главных   мероприятий  мини-футбола,  которые  стали  проводиться  ежегодно  в  РФ, относятся  чемпионат  России  среди  профессиональных  и  любительских  клубов,  розыгрыш  Кубка  страны,  проведение  первенства  России  среди  юношей,  подготовка  и  участие  сборных  команд  страны  в  международных  турнирах.  За   эти  годы  интересную  метаморфозу  претерпел  чемпионат  России.   Сначала  это  был  только  чемпионат  среди  команд  клубов  высшей  лиги,  затем  было  образованно  еще  два  звена:  первая  и  вторая  лиги.  Сегодня  в  чемпионате  России  участвуют  12  клубов  суперлиги,  15  клубов  высшей  лиги,  74  команды  первой  лиги  и  более  500  команд  второй  лиги.

Настоящим  флагманом  отечественного  мини-футбола  являются  сборные  команды  страны.  Сегодня  в  структуре  Ассоциации  мини-футбола  России  функционируют  три  таких  сборных.  Примечательно,  что  позиции  сборных  команд  России  на  международной  арене  за  прошедшие  годы  оставались  неизменно  высокими.  Так, в  1996  году  национальная  сборная  России  стала  серебреным  призером  чемпионата  Европы  и  завоевала  бронзовые  награды  на  мировом  первенстве.  В  1999  году  она  стала  чемпионом  Европы.   В  2001  году  в  этой  командной  копилке  оказались  бронзовые  медали,  а  в  2005  году  -  серебреные  награды. [1]

II Цели, задачи, организация и методы исследования

       Целью влияние занятий мини-футбола на физическое развитие девочек младшего школьного возраста.

      Для этого поставлены следующие задачи:

1) изучить литературные источники по данной теме

2) подготовить исследуемые группы, состоящие  из  девочек занимающихся мини-футболом  и  школьниц,  не занимающихся спортом  9-10 лет

3) провести антропометрические измерения

4) проанализировать  полученные  результаты

      Используются следующие методы: 

1) анализ  научно - методической литературы;

2) антропометрия;

3) динамометрия

4) функциональные исследования системы дыхания (ЖЕЛ);

5) Статистическая обработка данных

      На первом этапе исследования изучались литературные источники по данной теме. Затем  проводились  антропометрические измерения  с участием двух исследуемых групп:

1 группа – 10 девочек   занимающихся  мини-футболом

2 группа – 10 девочек  не занимающихся спортом.

       Возраст исследуемых групп 8-9 лет. Для определения физического развития были отобраны следующие антропометрические измерения.

   

1.Измерение роста

     Проводился с помощью ростомера. Испытуемый вставал на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью. Полученный результат фиксировался.

2. Определение экскурсии грудной клетки

       Проводился с помощью сантиметровой ленты. Лента  накладывалась проходя по нижним углам лопаток. Спереди лента проходила по среднегрудинной точке и плотно  прилегает к телу. Полученный результат фиксировался.

         3.Определение массы тела

      Измерение проводилось с помощью медицинских весов. Полученный результат фиксировался.

       4. Методика измерения  динамометрии.

    Прежде чем приступить к работе, мы ознакомились с устройством динамометра.

     Испытуемый брал кистевой динамометр в правую руку и отвел ее в сторону так, чтобы между рукой и туловищем получился прямой угол. Вторую руку он опустил свободно вдоль туловища. После этого испытуемый сжал пальцы правой кисти с максимальной силой пять раз подряд, делая интервалы в 1-2 мин и каждый раз фиксируя положение стрелки. Наибольшее отклонение стрелки динамометра является показателем максимальной силы мышц кисти.

        Становой динамометр состоит из упругого элемента, имеющего вид кольца, к которому жестко крепится корпус с передаточным механизмом, рукоятка и крюк, надевающийся на соединительную планку с подставкой для упора ног.

 Испытуемый расположил рукоятку станового динамометра на уровне коленных суставов. На крюк динамометра надели соединительную планку, один из зацепов которой (в зависимости от роста испытуемого) соединили с подставкой для упора ног. Испытуемый  встал на подставку. Согнулся и взялся двумя руками за рукоятку. При этом руки и ноги были выпрямлены. Потянул с максимальной силой рукоятку вверх, выпрямляя при этом туловище. Полученный результат фиксировался.

225043026      shap_57

                                                                            Рис.1 Кистевой динамометр

6). Методика определения жизненной ёмкости лёгких.   

     Жизненную ёмкость легких и составляющие её объёмы определяли с помощью спирометра (метод спирометрии).

      Прежде чем приступить к работе, мы  ознакомились с устройством спирометра.

      Спирометр состоит из металлического корпуса, двух резиновых мехов, двух шлангов, лентопротяжного механизма с пищиком и загубника. При вдохе и выдохе объём мехов изменяется, что и фиксируется пищиком на ленте.

Безымянный     

                                                                 Рис.2 Спирометр

   

Полученные данные подвергались статистической обработке.

1. Вычислялась средняя арифметическая величина:

        

2. Среднее квадратичное отклонение -

        

3. Статистическая  ошибка средней арифметической  -

        

4. Достоверность различий между средними арифметическими определялось по критерию Стьюдента:

III Собственные исследования

3.1 Физическое развитие девочек младшего школьного возраста занимающихся  мини-футболом

Таблица 1. Весоростовые  показатели  занимающихся

n

Масса тела

Длинна тела

Max

41

141

Min

               35

127

_

X1

37.5

132.6

σ

2.6

5.6

m

0.8

1.6

В результате  исследований  получились следующие результаты

(табл. 1):

Длина тела у девочек,  занимающихся мини-футболом, колебалась от 127 до 141см, что составило в среднем 132.61,6см.

Масса тела у футболисток колебалась от 35 до 41кг, что составило в среднем 37,50,8 кг.

Таблица 2. Показатели окружности грудной клетки занимающихся

n

ОКГ

Max

61

Min

59

_

X1

60

σ

0.8

m

0.2

      В результате  исследований  получились следующие результаты (таб.2): ОГК у них колебалась от  59 до 61см, что составило в среднем 60,00,2см.

     Результаты исследований жизненная емкость легких  находилась у испытуемых в следующих пределах: от 1400 до 1900 мл (1660  54.1мл.) (таб. 3).

Таблица 3. Показатели жизненной емкости легких занимающихся

n

ЖЕЛ

Max

1900

Min

1400

_

X1

1660

     σ

            171.3

m

54.1

Таблица 4. Показатели кистевой и становой динамометрии занимающихся

n

кистевая

становая

          Max

11.8

 

42.5

Min

10.4

39.5

_

X1

11                                        

41

σ

0.2

0.3

m

0.06

0.09

     

   Показатели кистевой динамометрии  колебались от 10.4 до 11.8кг, что в среднем составило 110,06кг; а показатели становой динамометрии колебались от 39.5 до  42.5кг, что в  среднем составило 410,09кг;

3.2 Физическое развитие девочек младшего школьного возраста  не занимающихся  спортом

Таблица 5. Весоростовые  показатели не занимающихся

n

Масса тела

Длинна тела

Max

42

138

Min

               34

127

_

X1

36.4

132.4

σ

2.6

4.5

m

0.8

1.4

В результате  исследований  получились следующие результаты

(табл. 5):

Длина тела у девочек, не занимающихся спортом, колебалась от 127 до 138см, что составило в среднем 132.41,4см. Масса тела у школьниц колебалась от 34 до 42кг, что составило в среднем 36,40,8 кг.

Таблица 6. Показатели окружности грудной клетки  не занимающихся

n

ОКГ

Max

61

Min

58

_

X1

59.9

σ

0.7

m

0.2

ОГК у них колебалась от  58 до 61см, что составило в среднем 59,90,2см.  (таб.6)

     Результаты исследований жизненная емкость легких  находилась у испытуемых в следующих пределах: от 1300 до 1600 мл (1430  36.6 мл.) (таб. 7).

Таблица 7. Показатели жизненной емкости легких не занимающихся

n

ЖЕЛ

Max

1600

Min

1300

_

X1

1430

     σ

            115.1

m

36.6

Таблица 8. Показатели кистевой и становой динамометрии занимающихся

n

кистевая

становая

          Max

10.4

 

38.6

Min

9.4

31.4

_

X1

9.8                                        

34.5

σ

0.2

0.8

m

0.06

0.25

        Показатели кистевой динамометрии  колебались от 9.4 до 10.4кг, что в среднем составило 9.80,06кг; а показатели становой динамометрии колебались от 31.4 до  38.6кг, что в  среднем составило 34.50,25кг;  (таб.8).

Таблица 9. Показатели критерии Стьюдента

показатели

t

зона

Рост

0,1

незначимости

Вес

1.3

незначимости

ОКГ

2.3

неопределенности

ЖЕЛ

3.5

значимости

Динамометрия

6.4

значимости

7.7

значимости

        

        Сравнивая, показатели испытуемых  и с помощью критериев Стьюдента мы сделали следующие выводы: занятия по мини - футболу не влияют на рост и массу тела занимающихся (P<0,05). Сравнивая окружности грудной клетки футболисток и не занимающихся, следует отметить, что у спортсменов это величина немного больше по Стьюденту находиться в зоне неопределенности. А показатели ЖЕЛ и динамометрии находятся в зоне значимости следовательно  достоверно (P<0,05) (таб.3).

VI. Сравнительный анализ физического развитие девочек младшего школьного возраста занимающихся мини-футболом и не занимающихся спортом

Результаты  исследования позволяют  сделать вывод, что у школьников, занимающихся  мини-футболом, и не занимающихся длина тела различается незначительно. Но у молодых спортсменов длина тела немного больше, различие недостоверно (P>0,05) (рис. 3)

          Рис.3 средние показатели длины тела (по данным собственных исследований)

    Рис. 4  средние показатели массы тела (по данным собственных исследований)

Масса тела,  у не занимающихся  больше. Это, скорее всего, связано со спецификой адаптации  к данному виду деятельности. Юные спортсмены тренируясь, тратят большое число калорий, что не может не отражаться на массе тела спортсмена (рис. 4).

        Исследование степени развития грудной клетки показало, что у  мини-футболисток  не сильно отличается окружность грудной клетки от окружности грудной клетки девочек, не занимающихся спортом (рис 5).

 Но, если взять во внимание тот факт, что юные спортсменки обладают гараздо меньшей массой тела, то здесь прослеживается тенденция к увеличению данного показателя.

Увеличение ОГК свидетельствует об адаптации организма к нагрузкам, более глубокого выполнения дыхательных движений.

                   Рис.5 средние показатели ОКГ (по данным собственных исследований)

 

        

                             Рис.6 средние  показатели ЖЕЛ (по данным собственных исследований)

Проведя исследование жизненной емкости легких у футболисток ЖЕЛ достоверно больше, чем у не занимающихся (P<0,05). Это, скорее всего связано со спецификой двигательной деятельности у спортсменок.        

Часть тренировочных нагрузок у футболистов проходят в аэробной зоне энергообеспечения, за счет чего увеличивается легочная вентиляция, и как следствие растет жизненная емкость легких (рис.6).

Динамометрия — метод измерения силы сокращения различных мышечных групп.

Показатели у девочек занимающихся мини-футболом выше в значительной степени. Это связано со спецификой тренировочной деятельности: юные спортсменки  уделют значительное количество времени на общую физическую подготовку, главным условием которой является разностороннее, гармоничное развитие физических качеств. Различие в обоих случаях достоверно (P<0,05).

   

  Рис.7 средние  показатели кистевой, становой силы мышц

 (по данным собственных исследований)

Выводы

    В результате моей работы были проведены антропометрические  измерения девочек младшего школьного возраста занимающихся мини-футболом и не занимающихся спортом и сделаны следующие выводы: что занятие  мини-футболом влияет на двигательно- мышечный аппарат  это доказывают измерения динамометрии. Так же занятия влияют на жизненную емкость легких она увеличивается в результате систематических занятий мини-футболом. Тренируясь девочки занимающиеся мини-футболом теряют больше калории , что влияет на их массу тела.

        Исследование степени развития грудной клетки показало, что у  мини-футболисток  не сильно отличается окружность грудной клетки от окружности грудной клетки девочек, не занимающихся спортом.

 Но, если взять во внимание тот факт, что юные спортсменки обладают гараздо меньшей массой тела, то здесь прослеживается тенденция к увеличению данного показателя.

Увеличение ОГК свидетельствует об адаптации организма к нагрузкам, более глубокого выполнения дыхательных движений.

  Необходимо заметить, что рост, развитие, здоровья, активность являются, прежде всего, результатом наследования определенных  физических данных от родителей. Они обуславливаются  в значительной мере также правильном питанием, соблюдением рационального режима жизни и другими социальными факторами. Но все, же физическое воспитание служит решающим фактором в обеспечении высокой жизненной дееспособности детей!

Библиографический список

1) Андреев С.Н. Мини-футбол в школу М.: Советский спорт,2008.-224с

2)Апанасенко Г.А. Диагностика индивидуального здоровья // Ж. Валеология, 2002.-205с.

3) Бароненко В.А. Саяпов Ф.Х. Оценка уровня физической составляющей учащихся, 2000. - 87с.

4) Бароненко В.А. Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента, М.: 2003.-109с.

5) Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта,

 К.: Олимпийская литература, 2002.- 294с.

6) Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 80с.

7) Кардашенко В.Н., гигиена детей и подростков, М.: медицина, 1980, 440с.

8) Кенеман А.В., Теория и методика физического воспитания детей

дошкольного возраста. М.: просвещение, 1978. 272с.

9) Кодекс здоровья и долголетия. Молодой и средний возраст. Коллектив авторов. « ГЭОТАР – Медиа», 2006. – 48 с.

10) Колесов Д. В., Маш Р. Д.. Основы гигиены и санитарии: учебное пособие для 9 – 10 классов средней школы: Факультативный курс. – М.:

Просвещение, 1989. – 192с.

11)Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности.- М.:

Советский спорт, 2004.- 184с.

12) Лукьянова Р.П., Новоселова Н.И. Физическое развитие и физическая подготовленность юных легкоатлетов, футболистов и баскетболистов.// Теория и практика физической культуры.- 1964, № 6.-С.38-41.

13) Мутко В. Л.  Мини-футбол игра для всех М.: Советский спорт,2008.-264с

14) Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения.- К.: Олимпийская литература, 2004.- 808 с.

15) Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков, М.: Советский спорт, 2005.- 142с.

16) Соковня-Семенова  И. И.  основы физиологии и гигиены детей и подростков,  М.: Академия, 1999.-144с.

17) Соковная-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская  помощь. Учебное пособие, М. 1997, 2006с.

18) Сухарев А.Г. здоровье и физическое воспитание детей и подростков,

М.: Медицина,  1991.-272с.

19) Теория и методика физического воспитания и спорта. /Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 287с.

20) Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и достижения спортсменов в различных видах спорта.//Телосложение и спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – с.51-82.

21) WWW.tatar.com.ru/download/light_atletik.php (Влияние легкой атлетики на организм человека).

Таблица 1

Показатели физического развития  девочек, занимающиеся  мини-футболом

Ф.И.

Рост (см)

Вес

 (кг)

ОКГ

 (см)

ЖЕЛ (мл.)

кистевая

становая

Жирнова Анастасия

127

35

61

1500

10,4

39,8

Клюева Алена

135

35

60

1600

11,7

39,5

Короблева Ирина

137

37

59

1700

11,8

41,9

Сябитова Эльвира

135

37

60

1500

10,8

42,0

Тумасова Анастасия

127

34

61

1700

10,9

42,5

Шмелева Елена

138

35

60

1400

11,5

39,9

Мазина Оксана

141

43

59

1900

10,4

41,4

Суханова Екатерина

128

35

59

1800

10,4

40,8

Суханова Светлана

128

34

60

1900

11,2

41,9

Афонина Светлана

130

35

61

1600

11,0

40,8

        

Таблица 2

Показатели физического развития  девочек, не занимающиеся  спортом

Ф.И.

Рост (см)

Вес

 (кг)

ОКГ

 (см)

ЖЕЛ (мл.)

кистевая

становая

Саламова Нелли

135

35

58

1300

9,6

32,4

Тимофеева Оля

127

36

60

1300

9,5

31,8

Зяблова   Лиза

138

41

59

1500

9,5

33,9

Рыбкина Алина

135

40

60

1600

9,7

32,9

Юнисова Динара

127

35

59

1400

10,1

38,6

Исаева   Настя

128

41

59

1600

10,4

34,6

Хохульникова  Даша

135

40

60

1400

9,8

33,9

Скрипникова  Алена

137

35

58

1400

9,7

31,4

Ветрова  Наташа

127

35

60

1500

9,4

37,8

Поливанова  Настя

135

37

59

1300

10,2

36,7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Город Новокузнецк - самый крупный город Кемеровской области

Данный материал предназначен для знакомства учащихся начальных классов с историей города Новокузнецка,с  красивыми и памятными местами города....

Изучение современных технологий здоровьесбережения  и  внедрение современных инноваций в области физического развития детей младшего школьного возраста

—Определение путей и способов формирования культуры здоровья школьников, резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении;— сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их дв...

Заочное путешествие по городам Тверской области. Город Белый

Белый - один из провинциальных городков Тверской области, с огромной многовековой историей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО физической культуре Вторая группа раннего развития. Образовательная область «Физическое развитие»

Рабочая  программа по физической культуре для детей второй  группы раннего возраста   (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ...

Проект «Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Речевое развитие» в работе с детьми с общим недоразвитием речи».

В проекте представлен опыт работы по развитию связной  речи  в процессе физического воспитания  детей с общим недоразвитием речи....

мониторинга уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов

Мониторинг уровня физического развития и развития физических качеств обучающихся 3–4 классов   Алибекова М.И. –учитель физкультуры МБОУ СШ № 21 г. Нижневартовск...