рабочая программа для 4 класса "Литературное чтение (подготовка к КДР)"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа предмета "Литературное чтение" (подготовка к краевым диагностическим работам по читательской грамотности)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по литературному чтению для 4 класса | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И. Кропочева»
Утверждаю Согласовано:
Директор МБОУ зам. директора по УВР
Таятской ООШ Таятской ООШ
_________Ткачёв В.А. _______Охохонина Н.В.
Рабочая программа |
по учебному предмету « Литературное чтение» (подготовка к КДР) |
для 4 класса |
на 2017-2018 учебный год |
Охохонина Надежда Викторовна – учитель начальных классов с.Таяты Каратузского района Красноярского края 2017г. |
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету « Литературное чтение» (подготовка к КДР) для 4 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ М О и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года);
- Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373»;
- СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189;
- Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС НОО по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос¬сии, планируемых результатов начального общего образования;
- Программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2012), руководитель проекта «Школа России» А.А. Плешаков;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС НОО;
- Образовательной программы МБОУ Таятской ООШ и особенностей детей данного класса.
Главной целью изучения предмета является:
- Приобретение учащимися навыков смыслового чтения.
- Достижение цели осуществляется в процессе формирования и развития компетентности в сфере самостоятельно й познавательной деятельности, основанной на освоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
Текстовый материал в практических работах располагается в соответствии с основными задачами обучения и контроля умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- нахождение обучающей информации в тексте;
- интерпретация текста (проблема, тема, авторская позиция);
- рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка (мнения учащегося, аргументы).
Основные целевые направления в каждом классе: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.
Основные содержательные направления в каждом классе: понимание целостного смысла текста, проблема текста, тема текста, авторская позиция.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане основной образовательной программы основного общего образования Таятской ООШ на проведение подготовки к КДР по литературному чтению из школьного компонента отводится 17 часов, что составляет 0,5 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета , являются:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Метапредметные результаты изучения предмета «Смысловое чтение и работа с текстом» в основной школе проявляются в:
- умении понимать тему, проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
- в умении ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-в умении находить в тексте требуемую информацию;
-в умении решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
-в умении структурировать текст;
-в умении преобразовывать текст;
-в умении интерпретировать текст;
-в умении откликаться на содержание текста;
-в умении откликаться на форму текста;
-в умении в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
-в умении использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Содержание учебного предмета
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Определение главной темы, общей цели и назначения текста. Выбор из текста или придумывание заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулирование тезиса, выражающего общий смысл текста. Предвосхищение содержания предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей, содержащихся в тексте. Поиск в тексте требуемой информации. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста: определение назначения разных видов текстов; постановка перед собой цели чтения с направлением внимания на полезную в данный момент информацию; различение темы и подтемы специального текста; выделение главной и избыточной информации; прогнозирование последовательности изложения идей текста; сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме; выполнение смыслового свёртывания выделенных фактов и мыслей; формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Структурирование текста. Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера; обнаружение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов; формулирование выводов; заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информации
Отклик на содержание текста: связь информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников; оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире; нахождение доводов в защиту своей точки зрения. Отклик на форму текста: оценка формы текста и мастерства его исполнения. Использование полученного опыта восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Виды деятельности | Примечание | Дата | ||
Предметные | Личностные УУД | План | Факт | ||||
1. | Введение. Правила вдумчивого чтения. Тема, основная мысль текста. План. Виды пересказа. | Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Чтение. Беседа. Работа с текстом. | |||
2. | Стартовая диагностика сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения. | Умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Самостоятельное выполнение практической работы. | |||
3. | Практическая работа. Определение основной темы текста, основной мысли текста. Авторская позиция. Ключевые слова. Сжатие текста. Ответ на вопрос. | Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Пошаговое выполнение практической работы. Групповое и индивидуальное консультирование | |||
4. | Практическая работа. Ключевые слова. Основная информация текста. Контекст. Аргументация в ответе. | Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Пошаговое выполнение практической работы. Групповое и индивидуальное консультирование | |||
5. | Практическая работа. Основная информация текста. Сопровождение текста (иллюстрации, вспомогательный текст, выделения). | Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Групповое и индивидуальное консультирование. | |||
6. | Практическая работа. Синонимия. Отклик на содержание текста. Опорный конспект текста. | Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Групповое и индивидуальное консультирование. | |||
7. | Анализ практических работ. Коррекция умений учащихся. | Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Групповое и индивидуальное консультирование. | |||
8. | Практическая работа. Чтение и решение учебных тестов с краткой записью ответа. Алгоритм: понятие, применение, составление. | Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Пошаговое выполнение практической работы. Групповое и индивидуальное консультирование | |||
9. | Практическая работа. Чтение и решение учебных тестовых заданий с развернутым ответом на вопрос. Алгоритм: понятие, применение, составление. Тема текста. Заголовок. Аргументы. | Умение откликаться на содержание текста; откликаться на форму текста; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Пошаговое выполнение практической работы. Групповое и индивидуальное консультирование. | |||
10. | Практическая работа. План текста. Основная мысль текста. Система аргументов для обоснования позиции. | Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Пошаговое выполнение практической работы. Групповое и индивидуальное консультирование | |||
11. | Практическая работа. Тема, основная мысль текста. Заголовок. Система аргументов для обоснования позиции. | Умение откликаться на содержание текста; откликаться на форму текста; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Пошаговое выполнение практической работы. Групповое и индивидуальное консультирование. | |||
12. | Анализ практических работ. Коррекция умений учащихся. | использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Групповое и индивидуальное консультирование. | |||
13. | Промежуточная диагностика сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения. | Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Самостоятельное выполнение практической работы. | |||
14. | Практическая работа. Заголовок текста. Душевное состояние персонажей текста. Развернутое высказывание. | использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Пошаговое выполнение практической работы. Групповое и индивидуальное консультирование. | |||
15. | Практическая работа. Рассуждение. Письменные высказывания на основе текста. | Умение откликаться на содержание текста; откликаться на форму текста; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Пошаговое выполнение практической работы. Групповое и индивидуальное консультирование. | |||
16. | Итоговая диагностика сформированности навыков работы с текстовой информацией в процессе чтения. | Умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Самостоятельное выполнение практической работы. | |||
17. | Анализ итоговой диагностической работы. Коррекция умений учащихся. | Умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Групповое и индивидуальное консультирование. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате обучения обучающиеся на уровне основного общего образования:
- приобретут навыки смыслового чтения.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять главную и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• находить способы проверки противоречивой информации.
Учебно-методический комплект «Школа России»
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 частях./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 2014.
- Комплексные задания к текстам. 4 класс. Абросимова Е.Е – Саратов: Лицей, 2014.
- КИМы. Литературное чтение. 4 класс/Сост. С.В.Кутявина. – М.»Вако», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Общая физическая подготовка" для 1-4 классов
Программа разработана для начальной школы....
Рабочая программа по предмету "Трудовая подготовка"" 4 класс 8 вид
Содержание обучения на уроках трудовой подготовки очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. Тяжёлые нарушения моторики, в частно...
Рабочая программа " Математика и конструирование" ( подготовка детей к школе).
Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников к обучению в школе....
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории
Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по адаптации и подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе «Академия для маленьких «Развивайка»
Рабочая программа по адаптации и подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе «Академия для маленьких «Развивайка» составлена на основе следующих документов и методически...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подготовка к сдаче норм ГТО"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка к сдаче норм ГТО»...