Программа по формированию личностных УУД с учащимися 1, 2-х классов.
рабочая программа по теме
Личность - целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 7–8 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_vystupleniya.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления: программа по формированию личностных УУД
с учащимися 1, 2-х классов.
Личность - целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 7–8 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.
Мотивы учения, являясь одним из компонентов учебной деятельности, выполняют функцию ее регулирования и поддержки. Учебная мотивация занимает важное место в мотивационной системе любого младшего школьника. Когда ребенок поступает в школу, у него преобладают широкие социальные мотивы (внутренняя позиция школьника). В начале обучения эти мотивы в сочетании с определенными познавательными интересами способствуют включению ребенка в учебную деятельность.
Таким образом, одним из главных направлений работы в начальной школе является коррекционная и развивающая работа с обучающимися, имеющими трудности в освоении универсальных учебных действий как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не, только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, но и познавательно-личностного развития школьников.
В ходе психолого-педагогической диагностики выявляются проблемы в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД индивидуально у каждого ученика.
Используя такие методики как:
- методика «Беседа о школе», (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина), направленная на выявление сформированности внутренней позиции школьника и на выявление мотивации учения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
- «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», (по Г.Ю. Ксензовой), направленная на определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
- методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. (Рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха), направленная на выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.
- методика «Нарисуй себя», направленная на выявление уровня самооценки ребенка.
- методика М.Семаго, Н. Семаго, направленная на выявление уровня сформированности к учебной деятельности.
- методика Тулуз-Пьерона, направленная на выявление способности к произвольной концентрации внимания.
- тест К.Йерасика, направленная на определение уровня психичиского развития и мыслительных способностей.
В соответствии с выявленными проблемами планируется коррекционно-развивающая работа, направленная на оказание психолого-педагогической помощи слабому ребёнку.
Основная цель программы: создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.
Задачи:
1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и с педагогами.
Категория детей: дети 7-8 лет с нарушениями эмоционально- личностного развития, негативным отношением к школе и с низким уровнем готовности к школе.
Программа рассчитана на 30 занятий. Периодичность 2 раз в неделю. Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Группа формируется по результатам диагностики с учетом возрастных и личностных особенностей детей. Рекомендуемое количество участников от 4 до 6 человек.
Основные формы работы:
- Игротерапия
- Арттерапия
- Сказкотерапия
- Беседа
Развивающие занятия с детьми, направленные на укрепление позиции школьника, развития положительной самооценки, учебной мотивации, познавательных процессов, необходимых для успешного овладения учебной программы.
Каждое занятие имеет свою структуру:
- Ритуал приветствия. (Создание доброжелательной атмосферы. Установка на взаимодействие).
- Основная часть. (Отработка умений по теме занятия. Использование соответствующих заданий, игр, упражнений, исходя из задач программы, с учетом результатов диагностического этапа)
- Релаксация. (Сброс эмоционального напряжения, выход из игровой ситуации)
- Рефлексия занятия. (Оценка занятия участниками группы. Обмен чувствами, впечатлениями. Выявление затруднений, с которым столкнулся ученик в ходе взаимодействия.).
Для наглядности представляю вам тематический план занятий.
№ | Цели занятия | Содержание занятия | Кол-во часов |
1 | Знакомство детей друг с другом, снятие эмоционального напряжения, сплочение группы. | Упражнение «Ритуал приветствия» Упражнение «Как тебя зовут» Упражнение «Чёт и нечёт» Упражнение «Аплодисменты по кругу» | 40 мин. |
2 | Объединение и эмоциональное раскрепощение участников игры; осознание и эмоциональное отреагирование тех чувств, которые вызывает у детей школа. | Упражнение «Ритуал приветствия» Упражнение «Путанка» Упражнение «Неоконченное предложение» Рисунок «Школа- фантазия» Упражнение «Аплодисменты по кругу» | 40 мин. |
3 | Дать детям возможность открыться, расширить представление о себе; выяснить, принимает ли ребенок собственное Я. | Упражнение «Ритуал приветствия» Упражнение «Волшебная палочка» Упражнение «Что делает ученик» Упражнение «Кто Я» Упражнение «Какой я есть и каким бы хотел» Упражнение «Аплодисменты по кругу» | 40 мин. |
4 | Формирование активности, самоуважения, стремление к реализации своих способностей; развитие произвольности движений. | Упражнение «Принц на цыпочках» Упражнение «Что я чувствую в школе» Сказка «О ленивой звёздочке» Упражнение «Я смогу» Упражнение «Аплодисменты по кругу» | 40 мин. |
5 | Учить детей оценивать себя; ребенок должен попытаться увидеть себя со стороны; | Упражнение «Ритуал приветствия» Упражнение «Нарисуй свое имя» Упражнение «Мой автопортрет» Упражнение «За что можно любить? и за что можно ругать?» Упражнение «Аплодисменты по кругу» | 40 мин. |
6 | Разрядка агрессивных импульсов, актуализация школьных переживаний, осознание детьми позиции учителя, родителей, учеников. | Упражнение «Брыкание» Упражнение «Неоконченное предложение» Сказка «О мальчике Вале» Упражнение «Аплодисменты по кругу» | 40 мин. |
7 | Снятие проявлений школьной тревожности; гармонизация и формирование теплого, доверительного отношения к школе. | Упражнение «Кто внимательней» Упражнение «Что будет если? Представьте себе что?» Беседа « Моя школа» Рисунок «Что мне нравится в школе» Упражнение «Аплодисменты по кругу» | 40 мин. |
8 | Актуализация школьных переживаний, выработка правильного отношения к ошибкам неудачам, избавление от неприятных воспоминаний. |
Упражнение «На ошибках учатся». Сказка «Верить и стараться» Упражнение «Аплодисменты по кругу» | 40 мин. |
9 | Закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к самому себе, к сверстникам. | Упражнение «Волшебное зеркало» Упражнение «Волшебное колечко» Упражнение «Аплодисменты по кругу» | 40 мин. |
10 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
17 | Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
18 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
19 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
21 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
23 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
26 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
27 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
28 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
29 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал») - Графический диктант. Штриховка. | 40 мин. |
30 | Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. | - Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов, планы на будущее Награждение «Дипломами» (за достижение) | 40 мин. |
Таким образом, после коррекционно-развивающих занятий, на данный момент из 14 учащихся у 4-х детей младшего школьного возраста прослеживается положительная динамика. И это вытекает из повторного диагностирования, наблюдения, через беседы с педагогами и родителями. По окончании всех занятий я награждаю детей дипломами за активное участие в своих достижениях.
НАПРИМЕР:
Дипломом
Награждается
«За большой вклад своей личности, в области нравственного и физического здоровья, за активное участие
на занятиях по психологии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию личностных компетенций учащихся в начальной школе
Данная статья отражает актуальную проблему формирования личностных УУД в рамках ФГОС. Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках...
ПРОГРАММА по гражданственно-патриотическому воспитанию учащихся 1 и 2 классов «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ».
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем низшие калеки»...
Программа по формированию логического мышления по математике в начальных классах.
Представленная программа направлена на создание условий для реализации содержания темы «Развитие логического мышления младшего школьника на уроках математике (4 класс)»...
Технология обучения в сотрудничестве – условие формирования личностных результатов учащихся системы Л.В.Занкова.
Выступление на городской конференции педагогических работников.Идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудни...
Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов
Цель моего выступления: знакомство коллег с опытом работы по формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира (1,2 класс), используя...
Методические рекомендации по формированию личностных компетенций учащихся в начальной школе
Методические рекомендации по формированию личностных компетенций учащихся в начальной школе...
Разработка дополнительной общеобразовательной программы по формированию культуры здорового питания обучающихся 1-4 классов "Разговор о правильном питании"
Дополнительная образовательная программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе образовательной программы под руководством М.М. Безруких, директора Института возрастной...