Разработка дополнительной общеобразовательной программы по формированию культуры здорового питания обучающихся 1-4 классов "Разговор о правильном питании"
рабочая программа по зож на тему

 Дополнительная образовательная программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе образовательной программы под руководством М.М.  Безруких, директора Института возрастной физиологии Российской академии образования, академика РАО, методических пособий для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011, 2013;

Федерального государственного образовательного стандарта,  письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной  деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». 

Сроки реализации: 4 года.

Первая часть программы «Разговор о правильном питании» предназначена для учащихся 1-2 классов.

Вторая часть «Две недели в лагере здоровья» предназначена для учеников 3-4 классов.

Формы и режим занятий: программа реализуется во внеурочной деятельности, на классных часах в 1-4 классах один раз в месяц, продолжительность занятий от 25 до 45 минут.

            В каждый комплект входит методическое пособие  для учителя, рабочая тетрадь для учащегося, плакаты, информационные материалы для родителей. В 1-2 классах методическое пособие для учителя «Разговор о правильном питании», рабочая тетрадь для учащегося «Разговор о правильном питании». В 3-4 классах методическое пособие для учителя «Две недели в лагере здоровья», рабочая тетрадь для учащегося ««Две недели в лагере здоровья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 п.Чернянка Белгородской области»

Печать

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СОШ №4»

________________/ Кривенко О.А./

№ ______ от «___» __________2014  г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Разговор о правильном питании»

Возраст обучающихся 6,5 – 10 лет

Срок реализации 4 года

Автор:

Осмалова Ирина Васильевна,

        учитель начальных классов

Чернянка  2014 – 2015 г.

II.  Пояснительная записка

        

        Дополнительная образовательная программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе образовательной программы под руководством М.М.  Безруких, директора Института возрастной физиологии Российской академии образования, академика РАО, методических пособий для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011, 2013;

Федерального государственного образовательного стандарта,  письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной  деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».  

        Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа может быть использована при разработке такого направления в педагогической науке, как педагогика здоровья.

        Новизна программы заключается в учёте традиций питания, в сознательном отношении учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни.

        Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Правильное питание наших детей в наиболее ответственный период их роста и формирования как личности - это, прежде всего, путь к здоровью нации. В настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.

        Педагогическая целесообразность заключается в заботе о здоровье учащихся, их физическом воспитании и развитии.

        Целью программы «Разговор о правильном питании» является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

        Задачи курса:

- сформировать у младших школьников основы рационального питания;

- воспитывать культуру здоровья;

- сплотить родителей в заботе о  сохранении здоровья детей.

        Эта программа способствует:

- получению общих сведений о питании, продуктах питания, о правилах приготовления пищи,

- расширению представления о необходимости заботы о своём здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья,

- воспитанию соблюдения режима и гигиены питания, культуры поведения за столом, привычки правильно питаться.

           Отличительная особенность программы. Содержание программы отвечает следующим принципам:

- возрастная адекватность

- соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;

 - научная обоснованность;

 - практическая целесообразность;

 - динамическое развитие и системность;

 - необходимость и достаточность предоставляемой информации;

 - вовлечение в реализацию программы родителей;

 - культурологическая сообразность.

        Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 6,5 – 10 лет.

        Сроки реализации: 4 года

Первая часть программы «Разговор о правильном питании» предназначена для учащихся 1-2 классов.

Вторая часть «Две недели в лагере здоровья» предназначена для учеников 3-4 классов.

        Формы и режим занятий: программа реализуется во внеурочной деятельности, на классных часах в 1-4 классах один раз в месяц, продолжительность занятий от 25 до 45 минут.

        В каждый комплект входит методическое пособие  для учителя, рабочая тетрадь для учащегося, плакаты, информационные материалы для родителей. В 1-2 классах методическое пособие для учителя «Разговор о правильном питании», рабочая тетрадь для учащегося «Разговор о правильном питании». В 3-4 классах методическое пособие для учителя «Две недели в лагере здоровья», рабочая тетрадь для учащегося ««Две недели в лагере здоровья».

Ожидаемые результаты изучения курса 

Младшие школьники получат представления:

  • о правилах и основах рационального питания,
  • о необходимости соблюдения гигиены питания;
  • о полезных продуктах питания;
  • о структуре ежедневного рациона питания;
  • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
  • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
  • об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

умения:

  • полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
  • дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия.

            Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

Требования к результатам универсальных учебных действий

Регулятивные УУД:

- понимание и сохранение учебной задачи;

- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителей;

- планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи).

-  умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

 - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- осуществление записи (фиксации) выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- построение сообщения в устной и письменной форме;

- смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществление сравнения и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.

-  установление причинно-следственных  связей в изучаемом круге явлений;

 - построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях;

- выделение существенных признаков и их синтеза.      

Коммуникативные УУД:

- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

- построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

- владение диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

- формулирование собственного мнения;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формы подведения итогов

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.

Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:

- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;

 - оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»;

- мероприятия «День национальной кухни»;

- детские презентации;

- учебно-исследовательские конференции.

III. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

/теоретич/практич/ занятия

Дата

Планируемые результаты

Краткая характеристика деятельности

Примечание

ЧАСТЬ Ι. РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ

1 КЛАСС

1

Если хочешь быть здоров

1

теоретическое

сентябрь

  • Формирование ключевых компетенций ученика о важности правильного питания. Умение следовать при выполнении заданий инструкциям и алгоритмам
  • Предварительная работа: Анкетирование для родителей (Приложение 1)
  • Знакомство с героями программы.
  • Обсуждение проблемных вопросов на примере:  - Для чего мы едим?
  • Игровые ситуации «Правила гигиены перед едой», «Правила поведения за обеденным столом».

- Методическое пособие стр.6-7

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.2-4

2

Самые полезные продукты

1

практическое

октябрь

  • Понимание информации о полезных и необходимых человеку продуктах. Осуществление поиска необходимой информации.
  • Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин».
  • Составление списка «Любимые продукты» и определение самых полезных. Работа в группах.
  • Игра-опрос – Шоколад или яблоко, что полезней? – Пирожное или виноград, что полезней? – Орехи или чипсы, что полезней?

- Методическое пособие стр.10-12

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.8-13

3

Праздник урожая

1

практическое

ноябрь

  • Приобретение опыта познавательной деятельности о разнообразии и пользе овощей и фруктов
  • Знакомство с разнообразием овощей, фруктов, их полезными свойствами. Утренник

- Методическое пособие стр.72-75

4

Как правильно есть

1

практическое

декабрь

Соблюдение простейших норм питания, правил гигиены, правил этикета. Участие в коллективном обсуждении учебной проблемы.

  • Составление монологических ответов по фразам-опорам:

- Я положил(а) в корзину полезные продукты…

Но больше всего из них я люблю…

  • Составление схемы.
  • Игра-инсценировка «Шёл по городу волшебник»
  • Правила гигиены и этикета «Чем не стоит делиться»

- Методическое пособие стр.14-16

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.14-20.

- Стих-е Чуковского «Барабек»

5

Удивительные превращения пирожка

1

теоретическое

январь

  • Формирование ключевых компетенций ученика о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания. 
  • Уметь вступать в  диалог
  • Игра «Время завтрака, обеда, полдника, ужина»
  • Конкурс-викторина «Что за чудо пирожки?» (по начинке на вкус определить, с чем пирожки)
  • Использование игрового момента «Доскажи пословицу»: 

Кто не умерен в еде - (враг себе)

Хочешь есть калачи - (не сиди на печи)

Когда я ем- (я глух и нем).

  • Составление монологических ответов

- Методическое пособие стр.18-19

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.21-23.

- Таблица «Органы желудочно-кишечного тракта»

6

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

1

теоретическое

февраль

  • Определение последовательности питания.
  • Формирование привычки приема пищи по утрам.
  • Умение группировать, классифицировать предметы, объекты по заданным критериям.
  • Загадки о крупах
  • Игра «Угадай сказку»

(Бр.Гримм «Горшочек каши», р.н.с.«Каша из топора», рассказ Н. Носова «Мишкина каша»)

  • Конкурс «Самая вкусная и полезная каша». Исследовательская работа
  • Игра «Поварята» (отделение круп из общей массы: рисовой, гречневой, пшенной)
  • Применение фразы-опоры: - Я завтракаю дома в ...час. Обычно у меня на завтрак ___, иногда ___. Составление монологических ответов.

- Методическое пособие стр.22-24

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.24-29.

- Журнал «Педсовет», 2002, №3

7

Плох обед, если хлеба нет

1

теоретическое

март

  • Определение последовательности питания. Понимание информации о необходимости продуктов в рационе.
  • Формирование самооценки, самоконтроля
  • «Венок из пословиц» (пословицы  о хлебе).
  • Игра «Угадай-ка» (загадки о блюдах, входящих в состав обеда).
  • Использование дополнительного материала из детских энциклопедий, по книге «Злаки в картинках», знакомство с растениями, из которых получают хлеб. Работа с дополнительной литературой.
  • Игра «Советы Хозяюшки» (правила этикета, правила сервировки стола).

- Методическое пособие стр.27-30

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.30-34

8

Полдник. Время есть булочки.

1

теоретическое

апрель

  • Определение последовательности питания. Соблюдение в повседневной жизни норм питания. Усвоение информации о наиболее полезных продуктах для детей.
  • Обсуждение проблемных вопросов на примере: - Почему нужно правильно питаться?
  • Кроссворд «Молоко». Игра «Молочные продукты».

 Игра «Подбери рифму» (к стихотворению «Очень-очень вкусный пирог» Д. Хармса).

  • Игра «Кладовая народной мудрости»  (пословицы и поговорки об изделиях из теста).

- Методическое пособие стр.33-34

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.39-41

9

Пора ужинать

1

теоретическое

май

  • Определение последовательности питания.  Умение ориентироваться во времени приема пищи. Формирование навыков гигиены питания.
  • Работа с пословицами (Всякому нужен и обед, и ужин).
  • Игра «Как приготовить бутерброды».
  • Обобщающая игра «Завтрак. Обед. Полдник. Ужин. Что и когда мне есть» (циферблат часов на доске: стрелки передвигать, картинки с едой соответственно выбирать и прикреплять).
  • Анкетирование для родителей (Приложение 1).

- Методическое пособие стр.36-38

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.42-43

Итого

9 часов: из них 6 – теоретических, 3 – практических

2 КЛАСС

10

Если хочешь быть здоров

1

теоретическое

сентябрь

  • Формирование ключевых компетенций ученика о важности правильного питания. Сформированность полезных привычек  
  • Анкетирование для родителей (Приложение 1).
  • Анкетирование для детей (Приложение 2).
  • Обсуждение проблемных вопросов на примере:  - Для чего мы едим?
  • Игровые ситуации «Правила гигиены перед едой», «Правила поведения за обеденным столом».

- Методическое пособие стр.7

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.35-37

11

Самые полезные продукты

1

практическое

октябрь

  • Понимание информации о полезных и необходимых человеку продуктах.
  • Осуществление поиска необходимой информации
  • Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин».
  • Составление списка «Любимые продукты» и определение самых полезных. Работа в группах.
  • Тест «Самые полезные продукты» (Приложение 3).
  • Исследовательская работа

- Методическое пособие стр.8-10

- Дополнительные сообщения

12

Праздник урожая

1

практическое

ноябрь

  • Приобретение опыта познавательной деятельности о разнообразии и пользе овощей и фруктов
  • Совершенствование знаний о разнообразии овощей, фруктов, их полезных свойствах. Утренник

- Дополнительная литература

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.70-71

13

На вкус и цвет товарищей нет

1

практическое

декабрь

  • Формирование навыков распознавания вкусовых качеств продуктов.

Умение группировать, классифицировать предметы, объекты

  • Определение на вкус лимона, сахара, чеснока, сельди.
  • Практическая  работа «Какой сок?» (по цвету определить соки)
  • Игра «Приготовь блюдо», где по карточкам с рисунками продуктов нужно составить русские блюда: щи, уха, окрошка, гречневая каша.
  • Конкурс-викторина «Что за чудо пирожки?» (по начинке на вкус определить, с чем пирожки).

- Методическое пособие стр.54-55

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.48-50

14

Как утолить жажду

1

практическое

январь

Формирование представления о значении жидкости как важнейшей составной части человеческого организма. Умение группировать, классифицировать полезные и вредные для здоровья напитки.

  • Игра-демонстрация «Из чего готовят соки».
  • Игра «Посещение музея Воды» (загадки о разных напитках, дети-экскурсоводы, заочно на картинках (рисунках) демонстрируют залы, посвященные разным напиткам).
  • Игра «Праздник чая» (научиться правильно заваривать чай, узнать о полезных свойствах, традициях, связанных с чаепитием).
  • Дополнительные сведения о напитках. Исследования

- Методическое пособие стр.46-47

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.51-54

15

Что надо есть, если хочешь стать сильнее

1

теоретическое

февраль

  • Формирование ключевых компетенций ученика о связи рациона питания и образа жизни, о калорийности продуктов питания.
  • Игра «Мой день» (Приложение 4)
  • Игра «Меню спортсмена»

- Методическое пособие стр.51-52

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.55-57

16

Овощи, ягоды и фрукты -  витаминные продукты

1

теоретическое

март

  • Формирование представления о разнообразии овощей, фруктов, ягод, их значении для организма.
  • Игра «Овощи и фрукты» (2 команды детей садятся на стулья «паровозиком», участники каждой из них передают над головой мяч, называя: 1 команда – овощи, 2 команда – фрукты)
  • Конкурс  частушек об овощах, ягодах, фруктах. Работа в группах.
  • Заочная экскурсия в поликлинику. «Больные» обращаются к «врачам» с жалобами. «Врачи» дают им «рецепты» для лечения.

- Методическое пособие стр.64-65

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.58-62.

- Журнал «Педсовет» 2003, №4

17

Где найти витамины зимой, весной?

1

теоретическое

апрель

  • Приобретение опыта познавательной деятельности о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Умение следовать при выполнении заданий инструкциям
  • Игра «Отгадай название» (в тарелках сушеные ягоды и фрукты, дети отгадывают) Учитель говорит о пользе каждой ягоды и каждого фрукта.
  • Игра-викторина «Отгадай и исполни».
  • Выращивание дома и в классе зелёного лука из луковицы-репки, обсуждение, где его можно использовать. Поедание перьев лука перед обедом в школе.

- Методическое пособие стр.41-43

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.44-47

18

Каждому овощу своё время

1

теоретическое

май

  • Формирование представления о разнообразии овощей, их полезных свойствах. Уметь группировать, классифицировать предметы, объекты. Наблюдать и самостоятельно делать  простые выводы.
  • Игра «Вершки и корешки» (карточки с изображением овощей – «едим вешки» - дети называют; «едим корешки» - дети называют)
  • Разгадывание загадок об овощах.
  • Составление картинок-овощей в форме игры «Пазлы».
  • Конкурс-соревнование «Самый оригинальный овощной салат» (по рисункам с изображением овощей)
  • Совершенствование знаний о разнообразии овощей, их полезных свойствах.
  • Анкетирование для родителей (Приложение 1).
  • Анкетирование для детей (Приложение 2).

- Методическое пособие стр.69-71

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.63-69

Итого

9 часов: из них 5 – теоретических, 4 – практических

ЧАСТЬ ΙΙ. ДВЕ НЕДЕЛИ В ЛАГЕРЕ ЗДОРОВЬЯ

3 КЛАСС

19

Давайте познакомимся

1

теоретическое

сентябрь

  • Формирование знаний и поведенческих навыков, связанных с правильным питанием. Извлечение необходимой информации
  • Анкетирование для родителей (Приложение 1).
  • Анкетирование для детей (Приложение 2).
  • Знакомство с новым сюжетом и героями программы
  • Организация питания (режим, количество продуктов, набор продуктов).
  • Игра «Аукцион».

- Методическое пособие стр.13

20

Семейный праздник «Поле чудес»

1

практическое

октябрь

  • Понимание информации о необходимости продуктов в рационе.
  • Формирование самооценки, самоконтроля
  • В каждом туре викторины принимают участие несколько семей – ребенок и кто-то из его родителей (или оба – по договоренности). Семейная команда отвечает на вопрос, на который указал волчок. Если выпадает сектор «Приз», команда может предложить свою тему, касающуюся правильного питания, которая будет изучаться в классе.
  • Представление и защита традиционных полезных семейных блюд.

- Методическое пособие стр.13

21

Из чего состоит наша пища

1

теоретическое

ноябрь

Формирование ключевых компетенций ученика о структурных компонентах пищи, функциях питательных веществ в организме. Расширение представлений о группах продуктов с точки зрения их полезности для здоровья человека. Умение участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

  • Повторение темы 11 «Самые полезные продукты»
  • Знакомство с питательными веществами, их главной функцией в организме.
  • Полезность групп продуктов по содержанию питательных веществ и их разнообразие.
  • Усвоение суточного рациона школьника.
  • Усвоение содержания витаминов А, Д, Е, … в продуктах. 
  • Игра «Меню сказочных героев».
  • Изготовление стенгазеты «Из чего состоит наша пища», после предварительного инструктажа. 
  • Организация ведения дневника. Измерение роста, веса, объема грудной клетки. 

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.8-13.

- Тетрадь «Две недели в лагере здоровья»: задание 1 на стр.11; задание 2 на стр.12; задание 5 на стр.15; учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков, 3  класс.

- Методическое пособие стр.19

- Тетрадь «Две недели в лагере здоровья» задания 4, 5 на стр.14

22

Что нужно есть в разное время года

1

теоретическое

декабрь

  • Приобретение опыта познавательной деятельности об основных отличиях рациона питания в летний и зимний периоды. Формирование представления о народных традициях, сложившихся нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
  • Повторение тем 14, 16, 17, 18 «Как утолить жажду…», «Овощи, ягоды и фрукты -  витаминные продукты», «Где найти витамины зимой, весной?», «Каждому овощу своё время»
  • Понятия «режим питания» и «рацион питания» (рацион может и должен меняться), в зависимости от сезона для сохранения и укрепления здоровья.

Усвоение отличий рациона питания летом и зимой.

  • Ресурсные возможности местности: какие овощи и фрукты произрастают, есть ли мясомолочное производство, лес – для сбора ягод…
  • Народные традиции, направленные на сохранение и укрепление здоровья: в праздник «Масленица»  много жирной пищи в холодное время; «Капустник»…
  • Конкурс кулинаров.
  • Игра «В гостях у тетушки Припасихи».

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.51-54,

58-62, 44-47, 63-69.

- Тетрадь «Две недели в лагере здоровья» задания 1, 2, 3, 4 на стр.18-19  

- Методическое пособие стр.24

23

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

1

теоретическое

январь

  • Формирование ключевых компетенций ученика о связи рациона питания и образа жизни. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий
  • Повторение темы 15 «Что надо есть, если хочешь стать сильнее». Благодаря физической активности человек может сохранить и укрепить здоровье, стать привлекательнее.
  • Рацион питания с учетом физической активностью человека. Эффект от занятий спортом. Необходимость в соблюдении режима питания.
  • Организация работы с дневником «Мой день».

Включение в распорядок дня спортивных тренировок – интересное и полезное занятие.

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.55-57.

- Тетрадь «Две недели в лагере здоровья» задания 2, 3 на стр.22  

- Методическое пособие стр.27-28

24

Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

1

практическое

февраль

  • Расширение представления о роли питания и физической активности для здоровья человека.
  • В конкурсе принимают участие семейные команды. Участникам предлагаются различные задания: папы соревнуются в силе и выносливости, дети соревнуются в эстафете, мамы готовят блюда для спортсменов (витаминные салаты, напитки и т.д.)

25

Где и как готовят пищу

1

практическое

март

  • Формирование навыков осторожного поведения на кухне, предотвращения возможности травм. Уметь анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Экскурсия в школьную столовую.
  • Значение слова «кухня», где соблюдаются правила.
  • Где и в чем хранить продукты, сроки хранения. Основные признаки несвежего продукта. От этого зависит качество приготовляемой пищи и здоровье человека.
  • Назначение кухонных инструментов, оборудования (механических и электрических приборов), соблюдение определенных требований.
  • Конкурс кроссвордов (из названий кухонных приборов и посуды).
  • Игра (конкурс рисунков) «Кухонная посуда и утварь в Сказках».

- Тетрадь «Две недели в лагере здоровья» задания 1, 3, 5 на стр.26-27

- Методическое пособие стр.32

26

Как правильно накрыть стол

1

практическое

апрель

  • Приобретение опыта познавательной деятельности: различение столовых приборов и столовой посуды для сервировки.
  • Формирование ключевых компетенций ученика: усвоение правил сервировки стола. Формирование уровня культуры учащихся.
  • Повторение правил сервировки стола. Команды получают задание – накрыть стол к завтраку, обеду, ужину. Обсуждение правильность выполнения.
  • Усвоение правил рационального размещения приборов, посуды на столе. (Соблюдение правил сервировки – способ проявления уважения к человеку-гостю)
  • Гигиенические требования к использованию посуды.

Игра «Накрываем стол».

Конкурс «Салфеточка».

- Тетрадь «Две недели в лагере здоровья» задания 1, 2, 3, 4 на стр.30-31

- Методическое пособие стр.36

27

Молоко и молочные продукты

1

практическое

май

Формирование представления о молоке и молочных продуктах как основных в рационе питания у разных народов. Извлечение необходимой информации. Умение оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль

  • Повторение тем 8, 11 «Полдник. Время есть булочки», «Самые полезные продукты».
  • О необходимости ежедневного употребления молока и молочных продуктов (недостаток и превышение негативно отражаются на здоровье).
  • Молоко – один из самых древних продуктов. Богатство ассортимента молочных продуктов.
  • Использование кисломолочных продуктов в зависимости от региона проживания.
  • Задание «Молочное меню».
  • Игра-исследование «Это удивительное молоко».
  • Анкетирование для родителей (Приложение 1).
  • Анкетирование для детей (Приложение 2).

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.39-41,

8-13.

- Тетрадь «Две недели в лагере здоровья» задание 1 на стр.35

- Методическое пособие стр.41

Итого

9 часов: из них 4 – теоретических, 5 – практических

4 КЛАСС

28

Блюда из зерна

1

теоретическое

сентябрь

  • Усвоение ассортимента продуктов, получаемых из зерна.
  • Приобретение опыта познавательной деятельности: о содержании в этих продуктах важнейших питательных веществ.
  • Анкетирование для родителей (Приложение 1).
  • Анкетирование для детей (Приложение 2).
  • Повторение темы 7 «Плох обед, если хлеба нет».
  • Необходимость включения в рацион продуктов из зерна. Содержание важнейших питательных веществ.
  • Значение профессии хлебороб.

Ассортимент продуктов, получаемых из зерна (недостаток и превышение негативно отражаются на здоровье).

Конкурс «Венок из пословиц».

Игра-конкурс «Хлебопеки»

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.30-34.

- Тетрадь «Две недели в лагере здоровья» задания 2, 3, 4 на стр.40; задание 5 на стр.41.

- Методическое пособие стр.46.

- Силаева, с.41-48

29

Какую пищу можно найти в лесу

1

теоретическое

октябрь

  • Расширение представления о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ; об ассортименте блюд из растений.  Формирование умения классифицировать эти растения: вредные и полезные.
  • Повторение тем 16, 17, 18 «Овощи, ягоды и фрукты -  витаминные продукты», «Где найти витамины зимой, весной?», «Каждому овощу своё время».
  • Дикорастущие растения – самая первая пища человека. Полезность содержанием питательных веществ. Необходимость включения в современный рацион избранных дикорастущих растений (полезных для здоровья).
  • Проявление осторожности и бережливости при сборе растений в лесу. Правила поведения в походе.
  • Игра «Походная математика».

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.58-62, 44-47, 63-69.

- Тетрадь «Две недели в лагере здоровья» задания 3 на стр.46.

- Методическое пособие стр.54-55

30

Игра-спектакль «Там, на неведомых дорожках»

1

практическое

ноябрь

Приобретение опыта познавательной деятельности о съедобных лесных растениях. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

  • Представление кукольного спектакля детьми с участием родителей.
  • Задача спектакля – рассказать о съедобных растениях, которые могут встретиться в лесу. При этом сказочные герои отправляются в лес. Попутно воспроизводятся правила поведения в лесу.
  • Отдельные сценки из жизни представляют ребята со своими родителями («Семейный отдых в лесу», сопровождая видеороликами, фотографиями, презентациями).

31

Что и как приготовить из рыбы

1

теоретическое

декабрь

  • Расширение представления об ассортименте рыбных блюд, их полезности.

Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

  • Повторение темы 7 «Плох обед, если хлеба нет».
  • Необходимость включения рыбных блюд в рацион питания.
  • Традиционные рыбные блюда пришли в кухню современного человека из стран, где есть много рек и морей.
  • Определение по карте водных ресурсов местности, знакомство с видами рыб, обитающих в реках, озерах, прудах.
  • Конкурс рисунков «В подводном царстве».
  • Конкурс пословиц и поговорок (с названиями рыб)

- Тетрадь «Две недели в лагере здоровья» задания 1, 2 на стр.48;

задание 6 на стр.52.

- Методическое пособие стр.59-60

32

Дары моря

1

теоретическое

январь

  • Формирование представления о морских съедобных растениях и животных, многообразии и пользе блюд из этих растений и животных, содержании в них микроэлементов, необходимых человеку.
  • Повторение темы 21 «Из чего состоит наша пища».
  • Использование в рационе питания съедобных морских растений и животных – вкусных и полезных продуктов (можно в качестве добавки к основным блюдам).
  • Морепродукты – дар природы, помогающий здоровью человека.
  • О важности заботливого и бережного отношения человека к природе (сохранении чистоты водных ресурсов).
  • Викторина «В гостях у Нептуна».
  • Игра «Магазин».

- Методическое пособие стр.63

33

Игра-исследование «Путешествие  Робинзона Крузо»

1

практическое

февраль

Расширение представления об ассортименте съедобных лесных растений, морских съедобных растений и животных. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

Виртуальная экскурсия, беседы о жизни Робинзона, который попал  на остров. Надо предложить как можно больше вариантов использования того, чем мог питаться  Робинзон. В группах и парах предложить мини-исследования, чем возможно питался Робинзон (дары моря, дикорастущие растения, набор уцелевших продуктов). Обобщаются знания учащихся по темам «Какую пищу можно найти в лесу», «Что и как приготовить из рыбы», «Дары моря» (помнить: недостаток и превышение изучаемых продуктов могут негативно отражаться на здоровье).

34

Кулинарное путешествие по России

1

практическое

март

Формирование представления о кулинарных традициях как части культуры народа. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

устанавливать причинно-следственные связи.

  • Праздничный классный проект по типу «Дни национальной кухни». С участием детей, родителей, старшеклассников. Отразить традиции питания, с максимальным использованием ресурсов регионов, краев, предложенных участниками. Изучить народные традиции, в том числе в области питания. Коснуться истории (видеоролики) (жизнь современного человека во многом отличается от жизни предков). Изучение истории быта своего народа, заимствуя самое важное и полезное. Появление новых продуктов, изменение рациона питания. Польза или вред здоровью.
  • Игра-проект «Кулинарный глобус».

- Методическое пособие стр.67

35

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

1

теоретическое

апрель

  • Приобретение опыта познавательной деятельности к требованиям, предъявляемым к организации ежедневного рациона питания. Планировать собственную деятельность
  • Повторение темы 5 «Удивительные превращения пирожка».
  • Составление ежедневного рациона питания из самых различных продуктов, но в соотношении питательных веществ и распределении приема пищи в течение суток.
  • Получение разнообразных блюд из сочетания одних и тех же продуктов. Кулинарная смекалка позволит питаться вкусно и полезно.
  • Конкурс рисунков «Вкусный маршрут».

- Тетрадь «Разговор о правильном питании» стр.21-23.

- Методическое пособие стр.67

36

Как правильно вести себя за столом

1

практическое

май

  • Усвоение правил сервировки стола, правил этикета как проявление уровня культуры человека. Формирование контроля и самоконтроля. Осуществление итогового и пошагового контроля результатов деятельности.
  • Повторение темы 26 «Как правильно накрыть стол». Праздничное занятие – завершение изучения 2 части. Конкурсы: сервировка стола, правила этикета, правила питания.
  • Инсценировка сценок (включая исторические эпизоды).
  • Просмотр видеороликов. Конкурс детских презентаций.
  • «Сладкий стол» совместно с родителями (сервировка столов учащимися!)
  • Анкетирование для родителей (Приложение 1)
  • Анкетирование для детей (Приложение 2)

- Тетрадь «Две недели в лагере здоровья» стр.30-31

Итого

9 часов: из них 5 – теоретических, 4 – практических

IV. Содержание изучаемого курса

1 год обучения

Тема «Если хочешь быть здоров»

        Знакомство с героями программы. Беседа о важности соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены. Занятия физкультурой и спортом способствуют здоровью, силе, красоте.

        Тема «Самые полезные продукты»

Составление списка «Любимые продукты» и определение самых полезных.

        

        Тема «Как правильно есть»

Составление списка полезных продуктов. Правила гигиены и этикета

        

        Тема «Удивительные превращения пирожка»

По начинке на вкус определить, с чем пирожки. Составление монологических ответов

        

        Тема «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»

Учиться различать крупы. Отделение круп из общей массы: рисовой, гречневой, пшенной. Определять самую вкусную и полезную кашу.

        

        Тема «Плох обед, если хлеба нет»

Повторение пословиц  о хлебе. Использование дополнительного материала из детских энциклопедий, по книге «Злаки в картинках», знакомство с растениями, из которых получают хлеб. Работа с дополнительной литературой. Закрепление правил этикета, усвоение правил сервировки стола.

        

        Тема «Полдник. Время есть булочки»

Обсуждение: - Почему нужно правильно питаться? Повторение пословиц и поговорок об изделиях из теста. Беседа о пользе и вреде мучных изделий.

        

        Тема «Пора ужинать»

Обучение готовить бутерброды. Обсуждение: - Что и когда есть на завтрак, обед, полдник, ужин

2 год обучения

Тема «Если хочешь быть здоров»

        Беседа о важности соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены. Занятия физкультурой и спортом способствуют здоровью, силе, красоте.

        Тема «Самые полезные продукты»

Составление списка «Любимые продукты» и определение самых полезных.

        Тема «На вкус и цвет товарищей нет»

Определение на вкус лимона, сахара, чеснока, сельди. По цвету определять соки. По начинке на вкус определить, с чем пирожки.

        

        Тема «Как утолить жажду»

Обсуждение: - Из чего готовят соки. Учиться правильно заваривать чай, узнать о полезных свойствах, традициях, связанных с чаепитием.

        Тема «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»

Обсуждение: - Мой день. Составление меню спортсмена

        Тема «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»

Повторение «Разнообразие овощей и фруктов». Роль овощей и фруктов в лечении заболеваний.  

        Тема «Где найти витамины зимой, весной?»

Определение сушеных ягод и фруктов.  О пользе каждой ягоды и каждого фрукта.

Выращивание дома и в классе зелёного лука из луковицы-репки, обсуждение, где его можно использовать. Поедание перьев лука перед обедом в школе.

        

        Тема «Каждому овощу свое время»

Разгадывание загадок об овощах. Составление картинок-овощей в форме игры «Пазлы». Совершенствование знаний о разнообразии овощей, их полезных свойствах.

3 год обучения

Тема «Давайте познакомимся»

Знакомство с новым сюжетом и героями программы (время года – лето, место событий – лагерь, герои из разных уголков страны со своими традициями питания).

Организация питания. Белковое голодание приводит к нарушениям физического и умственного труда. В 9-10 лет – перестройка пищеварительной системы: не употреблять грубую, тяжелую для переваривания пищу (жирную, пережаренную), острые приправы, кислую и соленую пищу. Новый для организма продукт вводить в рацион постепенно. Важно! 4 – 5 приемов пищи в строго определенные часы (3-разовое питание – большее количество пищи – растяжение желудка).

Тема «Из чего состоит наша пища»

Знакомство с питательными веществами: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; их главной функцией в организме.

Полезность групп продуктов по содержанию питательных веществ и их разнообразие. Например: молоко – белковый продукт – в 100г – 2,8 г белка, 3,2 г жира, 4,7 г углеводов, мясо говядины: 20 г белка, 7 г жира. Аминокислоты (20 видов) – в хлебе, мясе, рыбе, твороге, молоке, картофеле, сое и т.д.

        Усвоение суточного рациона школьника: 500-600 мл молока (или кисломолочного напитка), 50-60 г творога, 10-15 г сыра, 150-200 г мяса (в т.ч. птицы), 50 г рыбы, 1 яйцо, 25-40 г сливочного масла, 15-20 г растительного масла, 15-20 г сметаны или сливок (необходимость в 70-80 г жиров ежедневно); 200-300 г картофеля, фруктов (овощей) не менее 150 г, 400 г (хлебобулочные изделия, крупы).

Усвоение содержания витаминов А, Д, Е, … в продуктах. 

Тема «Что нужно есть в разное время года»

Понятия «режим питания» и «рацион питания» (рацион может и должен меняться), в зависимости от сезона для сохранения и укрепления здоровья.

Усвоение отличий рациона питания летом и зимой (увеличение потребляемой воды, использование овощей и фруктов – летом; использование калорийной пищи зимой). Что дает организму такое изменение рациона?! В холодное время года повышаются энерготраты, организм нуждается в дополнительном количестве тепловой энергии (источником являются жиры, при окислении которых выделяется тепло). Зимой чаще едим жирное мясо, сало, копчености, масло. Горячие блюда обеспечивают своего рода двойной подогрев. А летом употребляются низкокалорийные и холодные блюда. Во время жары организм теряет много влаги. Необходимо восстанавливать водно-солевой баланс. Переизбыток воды является нагрузкой для организма.

Ресурсные возможности местности: какие овощи и фрукты произрастают, есть ли мясомолочное производство, лес – для сбора ягод.

Народные традиции, направленные на сохранение и укрепление здоровья: в праздник «Масленица»  много жирной пищи в холодное время; «Капустник»…

        Тема «Как правильно питаться, если занимаешься спортом»

Рацион питания с учетом физической активностью человека. Эффект от занятий спортом при поступлении питательных веществ, соответственно физическим нагрузкам. Вес – показатель соответствия. Недостаток питательных веществ – человек худеет, избыток – поправляется. Необходимость в соблюдении режима питания.

Включение в распорядок дня спортивных тренировок – интересное и полезное занятие.

        Тема «Где и как готовят пищу»

Значение слова «кухня» - особое помещение в квартире (учреждении), где соблюдаются правила: в расстановке мебели, расположении инструментов и оборудования, правила техники безопасности, соблюдение гигиенических правил.

Где и в чем хранить продукты, сроки хранения; как мыть и т.д.; строгое разграничение сырых и готовых продуктов. Основные признаки несвежего продукта: неприятный запах, изменившийся цвет и т.д., использование таких продуктов в пищу невозможно. Всё: от чего зависит качество приготовляемой пищи и здоровье человека.

Назначение кухонных инструментов, оборудования (механических и электрических приборов), соблюдение определенных требований при их использовании (что позволяет сохранить инструмент и снижает риск заболеваний и травм).

Тема «Как правильно накрыть стол»

Повторение правил сервировки стола. Команды получают задание – накрыть стол к завтраку, обеду, ужину. Обсуждение правильность выполнения.

Усвоение правил рационального размещения приборов, посуды на столе. (Соблюдение правил сервировки – способ проявления уважения к человеку-гостю)

Гигиенические требования к использованию посуды.

Тема «Молоко и молочные продукты»

О необходимости ежедневного употребления молока и молочных продуктов (недостаток и превышение негативно отражаются на здоровье).

Молоко – один из самых древних продуктов. Богатство ассортимента молочных продуктов. Использование кисломолочных продуктов в зависимости от региона проживания.

4 год обучения

Тема «Блюда из зерна»

Необходимость включения в рацион продуктов из зерна. Содержание важнейших питательных веществ. Значение профессии хлебороб.

Ассортимент продуктов, получаемых из зерна (недостаток и превышение негативно отражаются на здоровье).

Тема «Какую пищу можно найти в лесу»

Дикорастущие растения – самая первая пища человека. Полезность содержанием питательных веществ. Необходимость включения в современный рацион избранных дикорастущих растений (полезных для здоровья). Проявление осторожности и бережливости при сборе растений в лесу. Правила поведения в походе.

Тема «Что и как приготовить из рыбы»

Традиционные рыбные блюда пришли в кухню современного человека из стран, где есть много рек и морей. Определение по карте водных ресурсов местности, знакомство с видами рыб, обитающих в реках, озерах, прудах.

Тема «Дары моря»

Использование в рационе питания съедобных морских растений и животных – вкусных и полезных продуктов (можно в качестве добавки к основным блюдам).

Морепродукты – дар природы, помогающий здоровью человека. О важности заботливого и бережного отношения человека к природе (сохранении чистоты водных ресурсов).

Тема «Кулинарное путешествие по России»

Отразить традиции питания, с максимальным использованием ресурсов регионов, краев, предложенных участниками. Изучить народные традиции, в том числе в области питания. Коснуться истории (видеоролики) (жизнь современного человека во многом отличается от жизни предков). Изучение истории быта своего народа, заимствуя самое важное и полезное. Появление новых продуктов, изменение рациона питания. Польза или вред здоровью.

Тема «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»

Составление ежедневного рациона питания из самых различных продуктов, но в соотношении питательных веществ и распределении приема пищи в течение суток. Получение разнообразных блюд из сочетания одних и тех же продуктов. Кулинарная смекалка позволит питаться вкусно и полезно.

Тема «Как правильно вести себя за столом»

Сервировка стола, повторение правила этикета. Инсценировка сценок (включая исторические эпизоды). Просмотр видеороликов. Конкурс детских презентаций.

«Сладкий стол» совместно с родителями (сервировка столов учащимися!)

V. Методическое обеспечение

 

№ п/ п

Тема

Форма занятия

Приёмы и методы

Форма подведения итогов

ЧАСТЬ Ι. РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ

1

Если хочешь быть здоров

беседа, игры

рассказ, демонстрация

вопросы, задания в рабочей

тетради

2

Самые полезные продукты

беседа, игры

рассказ, демонстрация, практическая деятельность

вопросы, задания в рабочей

тетради, рисунки

3

Как правильно есть

беседа, игры

рассказ, демонстрация

задания в рабочей

тетради

4

Удивительные превращения пирожка

беседа, игры, соревнования

рассказ, демонстрация

вопросы, ответы

5

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной

беседа, игры, соревнования, конкурсы

рассказ,  демонстрация,

практическая деятельность

пословицы, кроссворды, вопросы, ответы

6

Плох обед, если хлеба нет

беседа, игры

рассказ, демонстрация

задания в рабочей тетради,

вопросы, ответы.

7

Время есть булочки

беседа, игры, соревнования

рассказ

кроссворды, вопросы, ответы

8

Пора ужинать

беседа, игры, конкурсы

рассказ, демонстрация, практическая деятельность

пословицы, вопросы, задания в рабочей тетради

9

Где найти витамины зимой, весной

беседа, конкурсы

рассказ, практическая деятельность

задания в рабочей тетради,

опросы, ответы

10

На вкус и цвет товарищей нет

беседа, игры, конкурс

рассказ, практическая деятельность

рисунки, кроссворды, вопросы, ответы

11

Как утолить жажду

беседа, игры

рассказ, исследование

задания в рабочей тетради, рисунки,

пословицы, кроссворды

12

Что надо есть, если хочешь стать сильнее

беседа, игры

рассказ, демонстрация

задания в рабочей тетради

13

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты

заочная экскурсия

рассказ, демонстрация

вопросы, задания в рабочей

тетради

14

Всякому овощу – свое время

игры, конкурсы

рассказ, демонстрация

задания в рабочей тетради

15

Праздник урожая

праздник

практическая деятельность

вопросы, ответы

ЧАСТЬ ΙΙ. ДВЕ НЕДЕЛИ В ЛАГЕРЕ ЗДОРОВЬЯ

16

Давайте познакомимся

беседа, игры

рассказ

задания в рабочей тетради

17

Из чего состоит наша пища

беседа, игры

рассказ, демонстрация

задания в рабочей тетради,

вопросы ответы

18

Что нужно есть в разное время года

беседа, игры, конкурсы

рассказ, демонстрация

задания в рабочей тетради, рисунки,

тесты

19

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

беседа, игры

рассказ, демонстрация

заметки в дневнике

20

Где и как готовят пищу

экскурсия

практическая деятельность

вопросы, ответы

21

Как правильно накрыть стол

беседа, игры, конкурсы

рассказ, демонстрация,

практическая деятельность

задания в рабочей тетради, рисунки,

кроссворды

22

Молоко и молочные продукты

беседа, игры

рассказ, демонстрация,

практическая деятельность

задания в рабочей тетради, рисунки,

пословицы, тесты

23

Блюда из зерна

беседа, игры, конкурсы

практическая деятельность

защита проектов

24

Какую пищу можно найти в лесу

беседа, игры

рассказ, демонстрация

задания в рабочей тетради

25

Что и как можно приготовить из рыбы

беседа, игры, конкурсы

практическая деятельность

задания в рабочей тетради, рисунки

26

Дары моря

беседа, игры, конкурсы

рассказ, демонстрация

задания в рабочей тетради, рисунки,

тесты, вопросы, ответы

27

«Кулинарное путешествие» по России

беседа, игры, соревнования

рассказ, демонстрация

задания в рабочей тетради

28

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

беседа, игры

рассказ, демонстрация,

задания в рабочей тетради,

вопросы, ответы.

29

Как правильно вести себя за столом

праздник

практическая деятельность

вопросы, ответы

        Программа предполагает самые различные формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, праздники, индивидуальные  консультации. 

        Для занятий используются рабочие тетради. Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии , оформляют плакаты по правилам правильного питания , выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.

Работа даёт большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка – индивидуальную или групповую. Индивидуально дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Коллективно или в группах  работают над творческими проектами, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выставки, участвуют в конкурсах, праздниках.

В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм.

           Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы: - праздник; - конкурсы ; - защита проектов.

VI. Список используемой литературы

Список литературы для учителя:

1.        Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 20011,79с.

2.        Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 20013, 79с

3.        Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.-Л., 1974,200с

4.        Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

5.        Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

6.        Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с

7.        Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

8.        Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с

Список литературы, для детей.

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Рабочая тетрадь для школьников. .- М.: ОЛМА Медиа Групп, 20011
  2. Верзилин.Н По следам Робинзона Л. 1974,254с.
  3. Верзилин.Н Путешествие с комнатными растениямиЛ., 1974,254с.
  4. Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185  стр.
  5. Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника.М., Издательство АСТ, 2001с.

Дополнительная литература:

  1. Д.З. Шибкова. Наука быть здоровым.
  2. К.С. Ладодо. Продукты и блюда в детском питании.
  3. В.В. Волина. Естествознание.
  4. Дж. Тэтчел, Дж. Веллс. Твоё питание и здоровье.
  5. В.В. Поляков. Основы безопасности жизнедеятельности.
  6. Силаева К.В. Солёное тесто. Украшения. Сувениры. Поделки. – «Эксмо», 2002
  7. Журналы «Педсовет»

Приложение. Оценка эффективности

Анкетирование для родителей: (начало и конец 1, 2, 3, 4 класса) (Приложение 1)

1. Хороший ли аппетит у вашего ребёнка? (да, нет, не знаю)

2. Ест ли ваш ребёнок разнообразную пищу? (да, нет, не знаю)

3. Часто ли за столом прибегаете к приёмам: уговоры, приказы, наказания? (укажите частый приём)

4. Соблюдает ли ваш ребёнок правила гигиены перед едой без напоминания? (да, нет, не всегда)

5. Соблюдает ли ваш ребёнок правила этикета (пользуется салфеткой, умеет пользоваться ножом, вилкой, убирает за собой посуду, благодарит за обед…) Что именно чаще всего? (да, нет, не всегда)

6. Завтракает ваш ребёнок? (да, нет, не всегда)

Анкетирование для детей: (начало и конец 2, 3, 4 класса) (Приложение 2)

1. Хороший ли у тебя аппетит? (да, нет, не знаю)

2. Ты кушаешь разнообразную пищу? (да, нет, не знаю)

3. Часто ли за столом, чтобы заставить тебя кушать, родители применяют к тебе приёмы: уговоры, приказы, наказания?

(если да, то укажи частый приём)

4. Соблюдаешь ли ты правила гигиены перед едой без напоминания? (да, нет, не всегда)

5. Соблюдает ли ты правила этикета (пользуешься салфеткой, умеешь пользоваться ножом, вилкой, убираешь за собой посуду, благодаришь за обед…) Что именно чаще всего? (да, нет, не всегда)

6.Ты завтракаешь дома утром? (да, нет, не всегда)

Тест для детей «Самые полезные продукты» (к теме «Самые полезные продукты») (Приложение 3)

1.  Если мне надо выбрать шоколад или яблоко, я выбираю ____________________, потому что это ________________________

2. Если мне надо выбрать пирожное или виноград, я выбираю ____________________, потому что это ______________________

3. Если мне надо выбрать орехи или чипсы, я выбираю ____________________, потому что это ____________________________

(Можно предложить детям составить продолжение теста)

Оценка нагрузки в течение дня (пример заполнение таблицы) (Приложение 4)

Что гномик сделал в течение дня

Что нужно организму

зарядку

дополнительная жидкость

посетил тренировку

Жидкость, мясо, немного сладкого

лежал на диване

(Можно дома с родителями заполнить такую таблицу, оценив собственный день)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет - деловая игра "Формирование культуры здоровья у обучающихся и педагогов"

Под культурой здоровья понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма (не забываем и о взрослых!) в процессе образования и воспи...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура здоровья» для обучающихся 4 класса

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельностиВнеурочная деятельностьКультура здоровьяКласс4Нормативные документы1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образов...

Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни "Ступеньки к здоровью" для 1-4 классов

Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни...

Разработка программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в начальных классах «Ступеньки к здоровью»

Разработка программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в начальных классах «Ступеньки к здоровью»...

Курсы повышения квалификации «Проектирование и разработка дополнительных общеобразовательных программ»

Курсы повышения квалификации «Проектирование и разработка дополнительных общеобразовательных программ»...

Курсы повышения квалификации «Проектирование и разработка дополнительных общеобразовательных программ»

Курсы повышения квалификации «Проектирование и разработка дополнительных общеобразовательных программ»...

Рабочая программа внеурочной деятельности Культура здоровья для обучающихся 1-4 классов.

В Рабочей программе внеурочной деятельности "Культура здоровья " описываются цели, задачи , которым должна соответствовать программа. Прописаны все виды умений , результаты оценочной деятель...