Методические рекомендации для учителя
методическая разработка (3 класс) по теме
В данной работе предлагается методика изучения готовности ребенка к школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное Общеобразовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа №6 г.Карабаша»
«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ РЕБЁНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Выполнил: учитель высшей категории
Мухутдинова Луиза Уразаевна
г.Карабаш
На каждом возрастном этапе ребёнок овладевает ориентировочными действиями определённого вида, которые являются показателем степени сформированности того или иного познавательного процесса.
При поступлении в первый класс успешность систематического обучения в школе предполагает два основных условия : наличие психологических качеств, необходимых для установления контакта с классным коллективом, и хорошее самочувствие ребёнка в школьной среде, которое является стимулом овладения учебной программой. При этом важно, какую позицию примет будущий школьник, как сумеет овладеть учебными навыками и умениями, как будет развиваться его логическое мышление. Это предполагает формирование у ребёнка отношение к взрослому как учителю, требования которого обязательны, отношение к учёбе как основному и ответственному делу, отношение к сверстникам как партнёрам по этому делу.
Умение учиться в школе включает в себя, во-первых, понимание того, что учебные задания надо выполнять с целью приобретения новых знаний, а поэтому их необходимо выполнять в соответствии с определёнными правилами, с требованиями учителя; во-вторых, наличие интереса к познанию, в-третьих, умение контролировать и оценивать свои возможности и действия.
Не нужно забывать о том, что шестилетка по своему психологическому облику это ещё ребёнок. Поэтому относиться к нему, воспитывать и обучать его необходимо исходя из данного представления. Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной.
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающие фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а так же развитие таких движений руки, сенсомоторную координацию.
Под эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить своё поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.
1
На основании этих параметров определяется показатели школьной зрелости.
Цель исследования:
определить уровень подготовки ребёнка к обучению в школе
Задачи исследования:
проведение опытно-поисковой работы по изучению готовности детей к обучению в школе.
Экспериментальная база исследования:
Муниципальное общеобразовательное Учреждение «Средняя
общеобразовательная Школа №6 г. Карабаша»
Этапы проведения исследования:
-анкетирование
- выводы и рекомендации
Методы исследования:
-тестирование
-наблюдение
- беседа
-опрос
Характеристика выборки.
Для определения уровня подготовленности детей к обучению в школе мы выбрали детей 1999- 2000 года рождения и поступающие в первый класс. Возраст детей 6-7 лет.
2
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ.
На основе применения данной системы можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие.
Для начального этапа проведения исследования необходимо выяснение общей ориентации детей в окружающем мире и имеющегося у них запаса бытовых знаний. Под общей ориентацией детей в окружающем мире и запасом бытовых знаний понимаются сведения, которые ребёнок имеет о себе, о близких и дальних родственниках, о местности, в которой он живёт, об окружающей природной среде, о предметах домашнего обихода, о пространстве и времени, об инструментах и материалах. Предполагается, что с возрастом эти знания у ребёнка постепенно расширяются и становятся глубже.
Для того чтобы исследовать из возраста возраст и далее сравнивать общую ориентировку детей и запас бытовых знаний , для детей всех возрастов в данном комплексе методик , начиная с 6-7 летнего возраста. Из возраста в возраст вопросы повторяются по смыслу, но становятся сложнее- поиск правильного и исчерпывающего ответа требует от ребёнка всё более точных и обширных знаний.
Заметим, что в данной методике вопросы сформулированы и подобраны таким образом, чтобы правильно и полностью , на них могли ответить только способные дети. Это сделано вполне сознательно и по следующим причинам. Во-первых, для того, чтобы иметь возможность выявит действительно способных детей. Во-вторых, для того, чтобы более точно разделить детей на группы по степени их общей ориентированности и запасу бытовых знаний.
Предполагается вместе с тем, что любой ребёнок среди способностей хотя бы частично сможет ответить на некоторые из предложенных вопросов, и ему, следовательно, можно будет по данной методике приписать определённый бал. Встречаются такие ситуации, когда на предложенный вопрос не может дать ответа не потому, что не знает его, а по той причине, что ответить на данный вопрос ребёнку невозможно. Подобные вопросы необходимо корректировать в ходе обследования ребёнка.
3
Методика 1. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний (Немов Р.С.)
Для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей и для выяснения запаса их бытовых знаний используются перечни вопросов, которые следуют далее. Процедуры обработки ответов на них , выведения оценки в баллах и оценивания на этой основе уровня психологического развития ребёнка идентичны.
Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:
ВОПРОСЫ
1 класс
- Как твои фамилия,имя,отчество ?
- Сколько лет твоей маме и твоему папе?
- Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?
- Как называется столица того государства , в котором ты живёшь?
- Как называется улица, на которой живут твои родственники ? ( в ответе на этот вопрос необходимо правильно назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живёт на этой улице).
- Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои родственники или знакомые ?
- Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома? (здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы).
- В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?
- В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?
- Назови инструменты ,которые есть у вас доме. (правильный ответ на этот вопрос-тот, в котором перечислены не менее трёх разных инструментов).
4
Методика 2. Отношение ребёнка к обучению в школе
(Немов Р.С.)
Задача этой методики-определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, то есть выяснить ,есть ли у них интерес к обучению.
Отношение ребёнка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов учиться ребёнок в школе. Даже если всё в порядке с его познавательными процессами , и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребёнке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе.
Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности-познавательного и коммуникативного-позволяет принимать ребёнка в школу при условии, что в течении нескольких перовых месяцев его прибывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.
Правильным и полным,заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развёрнутый , вполне убедительный ответ,не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и не полон, то он оценивается в 0,5 балла. Например,полный ответ на вопрос 2(«Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения , навыки» Как неполный может быть оценен следующий ответ:»Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намёка на приобретение полезных знаний,умений,навыков,например:»Для того,чтобы было весело».
Если после дополнительного, наводящего вопроса ребёнок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл Если же ребёнок от части уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог добавить, то он получает 0,5 балла.
С учётом введенной промежуточной оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе ( по результатам обследования при помощи данной методики) является ребёнок , который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребёнок, набравший от 5до 8 баллов. Наконец, не готовым к обучению считается ребёнок, чья сумма баллов составила менее 5 баллов.
5
Для ответов в данной методике ребёнку предлагается следующая серия вопросов:
- Хочешь ли ты пойти в школу?
- Зачем нужно ходить в школу?
- Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант:чем обычно занимаются в школе?)
- Что нужно иметь для того ,чтобы быть готовым идти в школу?
- Что такое уроки? Чем на них занимаются?
- Как нужно вести себя на уроках в школе?
- Что такое домашние задания?
- Зачем нужно выполнять домашние задания?
- Чем ты будешь заниматься дома, когда придёшь из школы?
- Что нового появиться в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса.
Для того чтобы считаться готовым к обуче6нию в школе, ребёнок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребёнку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребёнок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребёнок правильно понял поставленный перед ним вопрос.
Максимальное количество баллов, которое ребёнок может получить по этой методике, равно 10.
Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.
6
Методика 3. « Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йерасека
Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно выделить «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йерасека.
Ориентационный тест школьной зрелости состоит из трёх заданий:
Первое задание- рисование мужской фигуры по памяти
Второе задание-срисовывание письменных букв.
Третье задание- срисовывание группы точек.
Для этого каждому ребёнку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий.
Все три задания направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений рук, эти умения необходимы в школе для овладения письменности. Также тест позволяет выявить ( в общих чертах0 интеллект развития ребёнка. Задание срисовывания письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец.
Тесты также позволяют определить , может ли ребёнок работать некоторое время работать сосредоточенно, не отвлекаясь.
Результат каждого задания оценивается по пяти бальной системе (высший бал-1; низший бал-5), а затем вычисляется суммированный итог по трём заданиям.
Развитие детей, получивших по сумме трёх заданий от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 баллов- как среднее. От12 до 15- ниже среднего. Дети , которые получили от 12-15 баллов необходимо дополнительно обследовать.
7
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
- «Дорисовывание фигур» (воображение)
- «Эталоны» (восприятие)- проводится с 6-10 детьми
- «Классификация по заданному принципу» (логическое мышление)-проводится
индивидуально с каждым ребёнком
- «рыбка»- (наглядно-образное мышление)- проводится индивидуально с каждым ребёнком
- «Корректурная проба» (внимание)- проводится с группой детей до 4 человек
Работа проводится по времени не дольше 40 минут. Задания, которые дети не успели выполнить переносится на второе занятие.
Подробно содержание методик изложено в Приложениях 1-6
8
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МЕТОДИКА 1.
«Дорисовывание фигур»
«Дорисовывание фигур»-определение уровня развития воображения , способности создавать оригинальные образцы.
Материал: 10 карточек размером вполовину стандартного листа (а5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 2х1 см) фигурка неопределённой формы, набор карандашей ( в другом варианте предлагается простой карандаш). Ребёнку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка- любая ,какую ты захочешь».
Затем дают листок с фигуркой. После того как ребёнок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картина? Что это?» ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все остальные карточки.
Если ребёнок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то своё, не используя её, рисует не предметное изображение- «узор» экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города. Затем снова следует попросить ребёнка дорисовать фигуру. В дальнейшем показ и помощь не используется.
Оценка результатов
для оценки уровня выполнения задания каждым ребёнком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) — количество не повторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент.
Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребёнку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, этот рисунок не засчитывается никому. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребёнка и ни у кого из детей группы. количество не зачёркнутых ответов-КО каждого
9
ребёнка. затем выводят средний КО по группе ( индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество детей в группе).
25
Низкий уровень выполнения задания-КО меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень выполнения задания- КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.
Высокий уровень- КО выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигурой что-то своё, или делают беспредметное изображение («такой узор») , иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематический рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы (ребёнок получает 0-3 балла).
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся — самим ребёнком или другими детьми группы (ребёнок получает 4-7 баллов).
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные , но , как правило , оригинальные рисунки ( не повторяющиеся самим ребёнком или другими детьми группы)
Предложенная для дорисовывания фигурка обычно является центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения (ребёнок получает 8-10 баллов).
Выводы об уровне развития:
8-10 баллов- высокий уровень
4-7 баллов-средний уровень
0-3 балла- низкий уровень
10
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИКА 2
«Рыбка» (по В.В. Холмовский)
«рыбка»- оценивает уровень развития наглядно образного мышления и организации деятельности. При конструировании предмета дети проявляют умение ориентироваться по схеме, планировать свои действия анализа схемы и воспроизведения её конструкции.
Материал- набор строительных элементов , из которых ребёнок должен построить рыбку, изображённую на рисунке
В начале обследования взрослый спрашивает ребёнка:
-Как ты думаешь, что здесь нарисовано?
Взрослый помогает ребёнку, если тот затрудняется ответить :
-Может , это рыбка? Это похоже на рыбку?
После того как выяснилось, что на схеме изображена рыбка, взрослый говорит:
-Построй такую же рыбку.
Оценка результатов
Низкий уровень- отсутствие положительного результата или выполнение задания с многочисленными ошибками, которые исправляются с помощью взрослого ( ребёнок получает 0-3 балла)
Средний уровень- допускают ошибки лишь со сложными фигурами и элементами схемы рыбки ( рот, плавники). Эти ошибки исправляются детьми либо самостоятельно ( после указания взрослого на то, что есть ошибки), либо с помощью взрослого (подробный анализ положения призмы на схеме или показ показ образца действия). В остальном задание выполняется самостоятельно на основе полного анализа схемы 9 ребёнок получает 4-7 баллов)
Высокий уровень- построение детьми конструкции без помощи взрослого и без ошибок, что достигается благодаря полному предварительному анализу схематического изображения и чёткой организации деятельности по воспроизведению образца (ребёнок получает 8-10 баллов)
выводы об уровне развития6
8-10 баллов- высокий 4-7 баллов-средний 0-3 балла-низкий
11
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
МЕТОДИКА 3
«Классификация по заданному принципу»
(по Е.Л.Агаевой)
«Классификация по заданному принципу»- оценивает уровень развития элементов логического мышления, степени развития обобщения.
Материал- два комплекта предметных картинок ( по шесть картинок в каждом) . На каждой картинке изображено по одному или по несколько предметов (живых существ). Две карточки- с условным обозначением множества (например: три треугольника) и единицы (один треугольник).
Взрослый говорит ребёнку:
«Посмотри ,эти картинки можно разделить на две группы: одни картинки подходят к этой картинке (показывает карточку с условным обозначением множества) , а другие- к этой ( показывает карточку с условным обозначением единицы). Разложи картинки на две группы.
Оценка результата
Низкий уровень- выполнения задания только под руководством взрослого, предлагающего ребёнку способ решения «Сюда положи картинки , где нарисовано много предметов, а сюда- картинки, где нарисован один из них . Ребёнок получает 0-3 балла.
Средний уровень — задание выполнено с ошибками, но ребёнок с помощью взрослого, косвенно раскрывающего непонятный принцип классификации. Исправляет их (ребёнок получает 4-7 баллов).
Первая помощь состоит в следующем: взрослый убирает из двух составленных ребёнком групп лишние картинки (из группы множеств- единичные, из группы один-те, где нарисовано несколько предметов) и говорит ребёнку:
«Эти картинки сюда не подходят. Разложи их так, чтобы каждая из них подходила к своей группе» . Взрослый указывает на группы в целом и специально на картинки с условным обозначением один или много. Если ребёнок не выполняет задание, взрослый ещё раз приходит на помощь. Теперь убираются все карточки, разложенные ребёнком, повторяется инструкция. И взрослый начинает сам классифицировать карточки, выложив 2-3 из них. Дальше ребёнок действует самостоятельно.
Высокий уровень-самостоятельное выполнение задания ( ребёнок получает 8-10 баллов).
12
Выводы об уровне развития:
8-10 баллов-высокий уровень
4-7 баллов- средний уровень 0-3 балла-низкий уровень
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
МЕТОДИКА 4
«Эталоны» ( по О.М.Дьяченко)
«Эталоны» (восприятие)- оценивает особенности овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам. Методика предназначена для работы в группах.
Материал- тетрадь из 8 листов, на каждом из них расположен рисунок, изображающий различные предметы. Под картинками расположена фигура-эталон для анализа форм предмета, нарисованных на картинках. Ребёнку дают тетрадку и говорят: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, переверни страницу и на следующей странице тоже отметь под ними. Так ты должен отметить фигурки на всех восьми страницах».
Во время выполнения задания необходимо обратить внимание ребёнка на анализ формы фигурок- эталонов- чтобы избежать случайного выбора картинок:
«внимательно смотри на фигурки под картинками».
Правильное решение:
1 лист-ботинок ,собака,машина,коляска
2 лист-чашка,гриб,шапка,корзина
3 лист-груша,лампочка,матрёшка,гитара;
4 лист-пирамида,кукла,морковь,жёлудь
оценка результатов
максимальный бал по всем восьми страницам -48 очков. За каждую правильно отмеченную картинку-3 балла. За неверно отмеченную-1 штрафной балл. Реальный балл будет равен:правильные баллы минус штрафные.
Качественный анализ (типы выполнения задания)
1 группа- дети с доэталонной ориентировкой. Они ориентировались не на сходство предмета с эталоном, а на внешне побочные признаки. Отмечали либо все картинки в ряду , либо все картинки на листе.
2-я группа- на основе выделения одной детали или без учёта
13
характерных деталей контура, дети ошибочно относят предмет к эталону. Имеющему форму угла, на основании одной детали- выемки сбоку. или гитару часто относят к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура без учёта характерных деталей. Такой тип выполнения задания характерен для детей с синкретической ориентировкой.
3-я группа- дети со смешанной ориентировкой, меняющейся в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например: ботинок, голова, собака), дети безошибочно относят к нужному эталону при анализе объектов с выступающими за контур деталями например корзина с ручкой у этих детей проявляется синкретический тип ориентировки.
4-я группа- характеризуется адекватной ориетировкой. При анализе формы предмета дети ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей , что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 ошибки.
Оценка результата6
низкий уровень- менее 20 баллов
средний уровень- 20-28 баллов
высокий уровень -29-32 балла
14
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
МЕТОДИКА 5
«10 слов» ( по А.Р.Лурия)
«10 слов» (по А.Р.Лурия) оценивает особенности памяти.
Ребёнку называют 10 односложных слов и двухсложных слов : дом, лес, кот, игла, брат, ночь,мост,окно,конь, стол.
Слова простые , разнообразные и не имеющие никакой смысловой связи. Задание даётся в несколько этапов. Взрослый обращается к ребёнку « сейчас я прочту 10 слов . Слушай внимательно, а затем повтори сколько запомнишь». Ребёнок повторяет слова, а взрослый фиксирует их в протоколе.
Далее учитель говорит : «сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять должен повторить их снова: и те которые называл и те , которые ещё запомнил».
Опыт повторяют 3.4.5раз -до тех пор, пока ребёнок не назовёт все слова. Проверка памяти должна проводиться в тишине, не должно быть ни каких посторонних разговоров.
Оценка результатов
слова нумеруются , и при произнесении слова ребёнком ставится его номер . Подсчитывается количество правильно произнесённых слов в каждом повторе.
0-3 слова-низкий уровень
4-7 слов-средний уровень
8-10 слов-высокий уровень
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для учителей и родителей "Развиваем логику"
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логич...
Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ЭОР «Правописание безударных гласных в корне слова» 2 класс
Пособие содержит: КТП; проекты уроков; ЭОР (информационные, тренинговые, контролирующие); интернет-ресурсы; дидактические материалы; проверочные работы; методические рекомендации по использовани...
Методические рекомендации для учителей и родителей. Критерии оценок .
Критерии оценок в начальной школе по русскому языку, математике, чтению....
"Обучение с увлечением" Методические рекомендации для учителей начальных классов
В настоящее время осуществляется постепенный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. Чтобы ребенок мог успешно учиться, он к моменту поступления в школу должен достигнуть определенного уровня ...
Методические рекомендации для учителей
В помощь педагогу с разными категориями детей....
Методические рекомендации для учителей по использованию системно-деятельностного подхода.
Материал предназначен для учителей начальных классов. Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. В рекомендациях указаны необходимые условия для реализации системно-деятельнос...
Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки".
Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему: "Физминутки и скороговорки"....