Методические рекомендации для учителей по использованию системно-деятельностного подхода.
учебно-методическое пособие по теме

Тамазлыкарь Марина Николаевна

Материал предназначен для учителей начальных классов. Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться.  В рекомендациях  указаны необходимые условия для реализации системно-деятельностного метода в учебно-воспитательном процессе, требования  к планированию и проведению уроков, а также представлены  фрагменты уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методические рекомендации256.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для учителей начальных классов

по использованию системно-деятельностного подхода

Новый стандарт начального  общего  образования декларирует  системно - деятельностный  подход в обучении  младших школьников. Для его реализации, условиями  для этого должны стать: отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип построения предметного содержания; организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе; широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач; ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности.

В связи с этим  предлагаемые методические  рекомендации должны помочь  учителям  начальных классов эффективно  и качество реализовать новые  образовательные результаты в массовой школьной  практике.


Основная идея системно-деятельностного подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Последовательная реализация стандартов  общего образования второго поколения с помощью системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям:

  •  придание результатам образования социального и личностно-значимого характера;
  •  более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к обучению;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

При разработке перспективного планирования учитывается следующее:

  • чёткая формулировка целей изучения учебного материала;
  • выделение обязательного минимума содержания изучаемой темы;
  • выделение требований к уровню подготовки учащихся по данной теме: что ученик должен знать (понимать), уметь, использовать приобретённые знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни;
  • деятельностный характер обучения, направленность содержания образования на формирование  общих учебных умений и  навыков, обобщённых  способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, трудовой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • формирование ключевых компетенций  - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности  в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение вариативности и свободы выбора для учащихся;
  • подбор контрольно-измерительных материалов, соответствующих требованиям государственного стандарта.

Проектирование уроков в логике системно-деятельностного подхода включает:

  • анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых обучающимися в процессе изучения предмета;
  • определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого-педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, реализуемой учителем, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ;
  • выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности обучающихся);
  • проектирование, проведение, самоанализ  уроков (взаимопосещение и взаимоанализ).

Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем:    

  • учитель создает проблемную ситуацию;
  • ученик принимает проблемную ситуацию;
  • вместе выявляют проблему;
  • учитель управляет поисковой деятельностью;
  • ученик осуществляет самостоятельный поиск;
  • обсуждение результатов.

Подготовка и проектирование урока важная сторона педагогической деятельности. Какие же требования выдвигаются непосредственно к проведению урока?

  1. Прежде всего необходимо помнить, что учитель должен сделать так, чтобы «сами» дети поставили цель сегодняшнего урока. Учитель не имеет право сообщать цель урока сам.
  2. Учитель на уроке равноправный партнер, поэтому важно дать возможность учащимся «самим» вести урок. Учитель управляет ведением урока и только в определенных местах «обозначает» себя для высказывания своей точки зрения, предложения и т.п., которая оценивается классом наравне с другими точками зрения.
  3. Монологическая речь учителя на уроке должна быть практически неслышна. Задача учителя на уроке - держать коммуникацию детей, помогать им строить учебный диалог, организовывать сотрудничество детей в группе, организовывать и поддерживать поисковую активность учащихся.
  4. Еще одна задача учителя на уроке организовать детские действия учащихся.
  5. В ходе урока все догадки, вопросы, открытия детей должны быть в обязательном порядке зафиксированы в классе (в тетрадях «открытий»).
  6. В конце урока дети должны вернуть к поставленной в начале урока задачи.

При осуществлении системно-деятельностного подхода в обучении важно обратить внимание на создание следующих условий:

  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
  • формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);
  • обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
  • организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

Таким образом, все эти шаги помогают находить способ обучения; переходить на другой тип отношений, уходить от репродуктивного способа между участниками образовательного процесса; формировать доброжелательную обстановку в классе, повышать самооценку и коммуникативную компетентность младших школьников.

Желаю удачи в работе!


Оценка площади (4 класс)

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель: сформировать представление об оценке площади фигур, уметь оценивать площади фигур неправильной формы.

Задачи:

  1. повторить понятие оценки и прикидки, смысл и общий принцип измерения величин (на примере измерения площади),
  2. повторить общий принцип измерения величин, сравнение фигур по площади на основе измерения;
  3. организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта,

 нахождения алгоритма оценки площади фигур;

  1. зафиксировать способ оценки площади фигуры во внешней речи, тренироваться в применении, построенного алгоритма при выполнении задания.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ; сравнение; обобщение.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

-  Чему вы учились последние уроки? (…)

- Что вам помогло правильно выполнять деление многозначных чисел? (…)

- А что вы ещё умеете делать кроме прикидки арифметических действий? (…)

- А как вы думаете, в каких открытиях вам может пригодиться оценка? (…)

- Сегодня вы увидите, где можно использовать понятие оценки.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- С чего вы должны начать работать? (С повторения того материала, который нам пригодится)

- Как вы думаете, что вы будете повторять? (Прикидку и оценку арифметических действий.)

1) Повторение прикидки и оценки частного. На слайде

Учащиеся выполняют задания на планшетках.

- Назовите все выражения одним словом. (Частные.) Работа в парах на индивидуальных листах.

- Сделайте прикидку.,

(2400 : 800 = 3; 15 000 : 300 = 50; 140 000 : 20 = 7000; 450 000 : 500 = 900)

- Определите, какие из значений данных выражений будут являться решениями неравенства

10 х  1000? решения: 50; 900

- Чем отличается оценка от прикидки? Сделайте оценку выражения. (7000 < 141 360 : 19 < 10 000.)

Фронтальная. Алгоритм оценки частного вывешивается на доску (на слайде).

2) Повторение сравнения площадей фигур способом наложения.  На слайде  рисунки

- Сравните площади фигур. (SA > SB; площади фигур E и F сравнить с помощью наложения нельзя, т.к. ни одну из фигур нельзя разместить внутри другой.)

- Какой метод сравнения используют в случае, когда наложением сравнить величины неудобно или невозможно? (Измерение.)  Как измеряют площади фигур?

- Какие единицы измерения площадей вы знаете? (…)

3) Повторение сравнения площадей фигур способом вычисления.

Учащиеся работают индивидуально с предметными моделями фигур A, B, C и D (Р-1). Такие же фигуры, но большего размера, выставлены на демонстрационном полотне (Д-2, 3).

- Какие из данных фигур равны? (Равны фигуры A, B, т.к. их можно совместить наложением.)

- Какие фигуры имеют равную площадь? (A и B – они равны между собой, значит, равны их площади; A и C выражаются одним и тем же числом равных мерок. Значит, равные площади имеют фигуры A, B и C.)

- Почему A и D не равны между собой?

- Фигуру раскрасили, можете вы точно сказать, чему равна её площадь? (Нет, некоторые клетки закрашены не полностью.)

- Больше, какого числа значение площади закрашенной фигуры? (Больше 12, т.к. её составляют 12 полных клеток.)

- А меньше какого? (Меньше 16, т.к. она внутри старой фигуры.)

- Допишите неравенство: … < S < …(12  < S < 16)

- Назовите нижнюю и верхнюю границы площади. (Верхняя граница – 16, нижняя граница – 12.)

- Что вы повторили? (Прикидку и оценку частного, способы сравнения площадей фигур.)

- Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное задание.)

4) Задание для пробного дествия.  На доску вывешивается рисунок (Д-2, 4).

- Сделайте оценку площади фигуры А.

- Что нового в задании? (Сделать оценку площади «кривой» фигуры.)

- Такие фигуры называются фигурами неправильной формы. Поставьте цель урока и сформулируйте тему урока. (Сделать оценку площади фигуры неправильной формы, тема: «Оценка площади»

- В чём у вас затруднение?

- Что вы можете сказать о результатах выполнения пробного задания? (Получили разные ответы, некоторые не выполнили задание, не смогли выполнить задание.)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание выполняли? (Делали оценку фигуры неправильной формы.)

- Как вы действовали? Каким правилом пользовались? Где возникло затруднение?

- Почему задание вызвало затруднение, ведь вы знаете, что такое оценка? (Мы знаем, как выполнять оценку арифметических действий, а алгоритма оценки площади у нас нет.)

- Что надо сделать? (Надо поставить перед собой цель, отобрать алгоритмы, которые нам помогут в достижении цели, и составить план действий.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какова цель?

- Какие алгоритмы вам могут помочь в работе? (Алгоритм оценки арифметических действий.)

- Используя алгоритм оценки арифметических действий, какие шаги вы предпримите? (Найдём нижнюю и верхнюю границы, результат запишем в виде двойного неравенства.)

- Что ещё нужно найти? (Способ нахождения границ.)

5. Построение проекта выхода из затруднения. Групповая работа

Задание группам:

1) Определить число, каких клеток удобно выбрать в качестве нижней границы.

2) Показать их на рисунке.

3) Найти нижнюю границу.

4) Определить число, каких клеток удобно выбрать в качестве верхней границы.

5) Показать их на рисунке.

6) Найти верхнюю границу.

7) Результат записать в виде двойного неравенства: … < SA < …

8) Сформулировать алгоритм оценки площади фигур.

На работу отвести группам 5 минут.

Одной из групп предложить свой вариант для обсуждения, остальные группы работают на добавление, коррекцию.

Если работа в группах не получится можно организовать подводящий диалог по тем же вопросам.

Результат работы групп:

1) Число клеток, которые целиком внутри фигуры.

3) 4 клетки.

4) Наименьшее число клеток, которые целиком содержат фигуру.

6) 13 клеток.

7) 4 < SA < 13

 8) Вариант алгоритма. (дети сами пошагово предлагают алгоритм нахождения оценки площади)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Вы достигли поставленных целей? (Алгоритм построили, но ещё пользоваться им не научились.)

- Что для этого надо сделать? (Потренироваться в применении алгоритма.)

Работа по учебнику стр. 50              5 < SA < 17 ( с комментированием)

 5, стр. 50 (в парах)

   Проверка по образцу (слайд)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вы достигли целей? (Чтобы ответить на вопрос надо выполнить самостоятельную работу.)

 6 стр. 50.  1 вариант – 1 рис., 2 вариант – 2 рис.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание и проверяют по эталону для самопроверки (Д-8).

– Проверьте себя по эталону. Если есть расхождения, то фиксируем «?», а если задание выполнено точно так же, как в эталоне, то на полях рядом ставим «+».

– Кто допустил ошибки в этом задании? (…)  В чем причина? (…)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель вы сегодня ставили перед собой?  Вы достигли поставленной цели?

- Что нового вы сегодня узнали?

- С какими трудностями вы встретились на уроке?

- Какую цель мы поставим себе на следующий урок?

9. Домашнее задание. Стр.50 № 6 (3), № 7 (т.), №9 (уч.)


Тема: «Письменное сложение единиц времени». ( 3 класс)  (фрагмент)

Тип урока: Урок открытия нового знания.

 (на примере 2 этапа – постановки учебной задачи)

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1) -  Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.) Устно с подробным объяснением.

а) Вырази в часах: 2 сут., 5 сут.

б) Вырази в минутах: 3 ч, 8 ч.

в) Вырази в секундах: 7 мин, 12 мин.

- Каким эталоном вы пользовались, выполняя это задание? (Таблицей мер времени).

2) – Пользуясь нашим эталоном, выполните задание:

а) Выразить в часах 3 сут. 8 ч.

б) Выразить в минутах 15 ч 10 мин.

3) На слайде даны выражения:

-  На какие группы можно разделить эти выражения? (В одной группе будут выражения с единицами времени, а в другой – числовые выражения.)

- Что общего у выражений первого и второго столбика? (Действие сложение.)

- Чем отличаются эти выражения? (В первом столбике складываются единицы времени, во втором – числа. В первом столбике сложение будет устным, во втором – письменным.)

- Найдите значение выражений первого столбика. На какое правило вы опирались, выполняя сложение?

– Итак, ребята, что же мы с вами сейчас повторили? (Перевод одних единиц времени в другие, сравнение единиц времени, устное сложение единиц времени, письменное сложение чисел.)

На доске:

- Что нового вы увидели в этом задании, ведь мы сегодня уже складывали единицы времени? (При сложении часов с часами, а минут с минутами получаются величины большие, чем предусмотрено таблицей мер времени.)

6) – Попробуйте решить это выражение. На работу я вам даю 1 минуту. Все ли смогли найти значение этого выражения? Поднимите руки, кто не смог.

- Что показало вам ваше пробное действие? (Мы запутались в числах и не смогли найти сумму единиц времени.)

Учитель выбирает разные ответы и выставляет их на доску или фиксирует ответы со слов детей.

- Что вы можете сказать о выполнении пробного задания? (Некоторые учащиеся не смогли выполнить это задание, у остальных нет согласованного ответа.)

- Те, кто получили ответы, вы можете обосновать свои действия (предъявить эталон, по которому действовали)? (Нет, не можем.)

- В чём у вас возникло затруднение? (Мы не можем обосновать, чей ответ верный и вообще, есть ли из представленных ответов верный ответ.)

- Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать.)


Математика 1 класс   Тема: Столько же

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель:

  1. Сформировать умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар.
  2. Тренировать умение складывать и вычитать в пределах 5, присчитывать и отсчитывать разными способами на числовом отрезке.
  3. Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся, развивать действия  самоконтроля и самооценки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Встали, подравнялись. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Молодцы! Садитесь.

2. Повторение пройденного.

На доске ряд натуральных чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

- Посчитайте от 5 до 12; от 13 до 6; от 11 до 18; от 20 до 13.

- Какое  число стоит слева от 8, 14;

- Какое  число стоит справа от 6, 15.

- Назовите число, которое стоит между 8 и 10; между 13 и 15.

- Установите закономерность в записи ряда чисел и продолжите его: 1, 3, 5, …

- Как в математике называют эти числа.  (нечетные)

- А какие числа вы еще знаете. (четные).  Назовите только четные числа из натурального ряда.  

3.  Молодцы. Вы отлично справились с этим заданием. Теперь я вам предлагаю следующую работу.

На доске:                                           Т + К = Ф                  3 + 2 = 5

                                                                  … + … = Ф            … + … = 5

                                                                  Ф - … = …             5 - … = …

                                                                  … - … = …            … - … = …

                                                                           

-  Посмотрите на буквенные выражения и сделайте вывод, по какому признаку разбиты фигуры?

  (фигуры разбили на группы по форме).  Докажите.  (Т-треугольники, К – квадраты)

- Помогите вставить пропущенные буквы и числа в равенствах.

   (Дети выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, дети оценивают работу детей)

Назовите целое и части в равенствах.

 - Молодцы! А по какому признаку можно было еще разбить фигуры?  (по цвету, по размеру)

- Ученик другого 1 класса разбил фигуры по цвету. Проверьте, пожалуйста, его работу, найдите ошибки и исправьте их.

                                                                                    С +  К = Ф              4 + 1 = 5

                                                                                    К + С = Ф               2 + 3 = 5                                        

                                                                                    Ф – К = С               5 – 1 = 4                                              

                                                                                    С -  К = Ф               5 – 4 = 1                                      

3.Постановка проблемы.  

- На доске:  яблоки двух цветов (зеленые и красные).

-  Я предлагаю вам сравнить яблоки?  Каких яблок больше: зеленых или красных? Как это можно проверить?

На доске составляются пары: зеленое и красное яблоко.

 Оказывается, что количество яблок одинаковое.

- Что можно сказать о количестве зеленых яблок?   (Их столько же, сколько и красных)

- Что можно сказать о количестве красных яблок?  (Их столько же, сколько и зеленых)

Вывод:  З = К   4 = 4

4.На доске:  

-  А как поступить в этом задании? Как сравнить группы треугольников и квадратов?  Ваши предложения? (Пересчитать, соединить парами)

- Я вам  предлагаю выполнить эту работу в парах. Соедините простым карандашом пары: треугольник – квадрат. Время 2 минуты.

(Дети работают в парах, один ученик выполняет эту работу у доски маркером)

Обсуждение парной работы.

- Какие группы фигур сравнивали? (треугольники квадраты)

- Как обозначим группу треугольников? (буквой Т)

- А группу квадратов? (буквой К)

- Какие фигуры остались без пары? (треугольники)  Обведите лишние фигуры.

- К какому выводу вы пришли?  Вывод:  К=Т

(Количество квадратов неравно количеству треугольников)

Работа с опорными сигналами.

- Давайте, наши открытия зафиксируем в виде схемы-опоры.

                                                       

 

- О чем рассказывают наши опорные сигналы? 

Вывод: Если всем предметам в группах хватает пары, то числа, выражающие количество предметов в каждой группе равны, а если остаются лишние предметы, то эти числа не равны.

Оставшиеся без пары элементы показывают, какое из двух чисел больше и на сколько.

5.Давайте, отдохнем и посчитаем.

У стены стоят кадушки,

В каждой ровно по лягушке.

Если было 5 кадушек,

Сколько было в них лягушек?   (Лягушек было столько же, т.е. 5).

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.2. Пользуясь новым способом сравнения, который вы открыли на уроке, сравните количество детей и количество конфет, количество машин и количество велосипедов. Можно посоветоваться с соседом.

- Какой вывод вы сделали?  

(Конфет столько же, сколько и детей, число машин не равно числу велосипедов)

7. Самостоятельная работа.

На листочках задание: Составить пары элементов, проводя линии. Записать результат знаками = и =.

                                               

         

8. Итог урока. Задание на дом.

- Каким способом мы сегодня сравнивали группы предметов на уроке? (Составляли пары элементов)

   Какие выводы мы сделали? (Если всем предметам группы хватает пар, то группу равны по кол-ву, а если остаются лишние предметы, то группы не равны)

- Как вы думаете, нам нужно продолжить эту работу на следующем уроке или мы уже всему научились?

- Так чем мы будем заниматься на след. уроке?  (Будем сравнивать группы предметов и записывать к ним равенства и неравенства)

 - Дома я вам предлагаю продолжить работу над сравнением и выполнить задания учебника.

- Спасибо за урок.

Математика 4 класс. Тема: «Двойное неравенство»

Тип урока: урок рефлексии.

Цель:

1) закрепить и систематизировать материал по теме «Двойное неравенство»;

2) повторить решение задач на движение, порядок действий в числовых выражениях, нахождение значений числовых выражений, решение простых уравнений;

3) тренировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Ход урока:

1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.

– Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Решение двойных неравенств.)

– Все ли у вас получалось? (Нет, не всё.)

– Что надо сделать, чтобы при решении двойных неравенств не делать ошибок? (Надо потренироваться, и если будут ошибки, – понять их причину и исправить.)

- Как вы будете исправлять ошибки? (Самостоятельно.)

– Сегодня на уроке мы продолжим работу над решением двойных неравенств, анализом и исправлением своих ошибок.

- По какому плану вы будете выяснять, поняли вы тему? (По смайликам учащиеся проговаривают план урока.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Работа проводится фронтально.

2, стр. 13

- Какие из чисел 60, 50, 40, 12, 8, 7 и 3 являются решениями неравенства 7 у  50?

Один ученик у доски комментирует решение задания, остальные учащиеся выполняют задания в тетрадях.

Комментирование:

подставляем вместо у число 60, не выполняется условие меньше 50;

подставляем вместо у число 50, не выполняется условие меньше 50;

подставляем вместо у число 40, выполняются оба условия, значит, 40 решение неравенства;

подставляем вместо у число 12, выполняются оба условия, значит, 12 решение неравенства;

подставляем вместо у число 8, выполняются оба условия, значит, 8 решение неравенства;

подставляем вместо у число 7, не выполняется условие больше 7;

подставляем вместо у число 3, не выполняется условие больше 7;

Ответ: 40, 12, 8.

- Что вам помогло выполнить задание? (Алгоритм поиска решений неравенств.)

Эталон вывешивается на доску, ставится номер.

Работа проводится фронтально.

4 (а, в), стр. 13.

- Прочитай и реши неравенства:

а) 6  а  9;                        в) 16  х  20.

Каждое неравенство решается на доске, остальные выполняют задание в тетрадях.

- Что вам помогло выполнить задание? (Алгоритм решения двойных неравенств.)

Алгоритм вывешивается на доску, у алгоритма ставится номер.

- Вы всё повторили, чтобы выполнить проверить свои знания по умению решать двойные неравенства? (Да.)

- Что вы сейчас будете делать? (Выполнять самостоятельную работу 1.)

- С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу?

- При выполнении работы рядом с заданием ставьте номер алгоритма, которым пользовались при выполнении задания.

Самостоятельная работа  1 (5 минут).

1)  4 (б, г), стр. 13.

2) 3, стр. 13.

3) 5, стр. 13.

На выполнение самостоятельной работы отводится 5 минут. Задания учащиеся выполняют на печатной основе.

– Посмотрите на задания. Если у вас есть вопросы, вы можете мне их задать.

После завершения работы.

- Что вам сейчас необходимо сделать? (Проверить свои работы.)

- Положите перед собой алгоритмы выхода из затруднения. С чего начнёте проверку? (С правильности записи условия.)

- Кто допустил ошибки при записи условий? Что вам необходимо сделать?

- Какой следующий шаг? (Надо проверить ответы.)

На доску выставляются ответы.

- Что теперь надо сделать? (Проверить свои работы по эталонам для самопроверки.)

- Зачем вы будете проверять по эталонам? (Чтобы проверить ход выполнения заданий и правильность хода рассуждений.)

- А если ваши ответы не совпали с образцом, с какой целью вы будете проверять свои работы по эталонам? (Чтобы определить место ошибки и понять, почему была допущена ошибка.)

3. Локализация индивидуальных затруднений.

– Кто допустил ошибки в первом задании?

- В каком месте допустили ошибку?

- Почему вы допустили ошибку?

Учитель фиксирует результаты на доске.

Аналогично проверяются остальные задания.

- Поднимите руки, у кого все задания выполнены правильно? Что вы можете сказать? (У нас нет затруднений.)

4. Коррекции выявленных затруднений. 

- Сформулируйте цель дальнейшей деятельности те, кто всё выполнил правильно. (Мы будем выполнять дополнительные задания.)

Тем учащимся, у которых решение совпало с эталоном предлагается выполнить дополнительное задание:  11 стр. 14; 15, стр. 15,  16, стр. 15.

– Какова дальнейшая цель тех, кто выявил затруднения? (Мы должны исправить свои ошибки, потренировать выполнять аналогичные задания.)

- Как вы будете работать? (Сверяя, с эталоном подчеркнём место ошибки, сопоставим с алгоритмом, и определим, в каком месте алгоритма допущена ошибка, исправим её, решим аналогичные задания, используя правильно алгоритм.)

– Если нужна помощь, к кому можно обратиться? (К учителю.)

– Выполняйте.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель на данном этапе выступает в качестве консультанта.

Если детям удаётся самостоятельно понять причины допущенных ошибок, они заполняют четвертый столбик таблицы. Далее им предлагаются дополнительные задания Р–4 на выбор. Из предложенных заданий они выбирают то, в котором они допустили ошибки, выполняют, а после выполнения сверяют свое решение с образцом. Если на данном этапе они не успевают его выполнить, то им предлагаются карточки домой, а если успевают – сдают учителю для проверки.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Учитель у кого из детей, на каком шаге были допущены ошибки. Работа проводится фронтально с уточнением соответствующих способов действий.

– Кто допустил ошибки на первом шаге алгоритма?

– Как надо исправлять ошибки? (Определить их причину и исправить, пользуясь алгоритмом.)

Если ошибка сделана значительным количеством детей, то правильный способ выполнения данного шага проговаривается фронтально. Если же ошибку допустили единицы детей, то они проговаривают правильный способ действий учителю индивидуально.

Аналогичная работа проводится по каждому заданию на каждом шаге алгоритма. В итоге дети еще раз проговаривают шаги алгоритма деления многозначных чисел, в которых были допущены ошибки, и заполняют индивидуальную таблицу результатов.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На данном этапе учащиеся решают из самостоятельной работы  2 только те задания, которые вызвали у них затруднение в самостоятельной работе  1.

– Выполните вторую самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых вы ошиблись. На работу отводится 3 минуты.

После выполнения выбранных заданий, они сверяют свое решение с эталоном Р–2 для самопроверки самостоятельной работы  2. Эталоны выдаются учащимся по мере выполнения ими работы, но не позже отведенного времени.

Учащиеся, которые выполнили самостоятельную работу  1 без ошибок, проверяют по подробному образцу выполнение дополнительного задания.

7. Рефлексия деятельности на уроке.

– Какая была цель нашего урока? (Повторить умение решать двойные неравенства.)

– Те, кто допускал ошибки при выполнении заданий – какая перед вами стояла цель?   (Найти ошибку, понять ее причину и исправить.)

– Какое задание вызвало наибольшее затруднение? (…)

– Какой шаг алгоритма вызвал наибольшее затруднение? (…)

– Кто из вас достиг цели? (...)

– Что вы можете сказать о работе класса в целом?

– Над чем еще надо поработать?

Варианты самостоятельных работ для данного урока.

Индвидуальная таблица фиксации результатов и исправления ошибок:

задания

Выполнено

(«+» или «?»)

Шаг алгоритма

(причина ошибки)

Исправлено в

процессы работы

(«+» или «?»)

Исправлено в

самост. работе  2

(«+» или «?»)

1.  а)

     б)

2.

3.


Математическая копилка.

Умножение

a ∙ 4 = a + a + a + a

a ∙ b =  a + a + … + a

                               b раз

Компоненты умножения

множитель          множитель

а  ∙  b = с

       произведение      произведение

Чтобы найти объем параллелепипеда, нужно площадь основания  умножить на высоту.

            V  =  (a  ·  b)  ·  c

объём            площадь            высота

                     основания

Меры времени

 1 сутки             1 ч             1мин          1 с

                       24                 60                  60

 

В выражениях первое действие выполняется в скобках.

                                              2          1

a – ( c + f)

Меры длины

КМ           М         ДМ        СМ         ММ

          1000          10               10              10

Меры  массы

        Т             Ц            КГ             Г        

                    10            100               1000              

Свойства сложения

а + b  =  b  +  а

а +  b + с =  ( а + с) + b

а - ( b + с) =   а  - b  - с

а + 0 = а

Свойства умножения

а ∙  0 =  0

а ∙  b =   b ∙ а

а ∙  b ∙  с =  ( а ∙  с) ∙ b

а : ( b ∙  с ) =  а : b : с

а ∙ ( b + с) =  ( а ∙ b ) + ( а ∙ с )

a ∙ ( b – c ) = ( a ∙ b ) – ( a ∙ c )

Алгоритм решения составных уравнений.

  1. Определить последнее действие.
  2. Выделить неизвестный компонент.
  3. Применить правило нахождения неизвестного компонента.
  4. Упростить правую часть.
  5. Корень уравнения найден? Если да – сделать проверку, если нет, то вернуться к пункту №1.

100 – Х ∙ 4 = 24

Х ∙ 4 = 100 – 24

 Х ∙ 4  = 76        

Х = 76 : 4

Х = 19

100 – 19 ∙ 4 = 24

                 24 = 24

Алгоритм

 решения задач по сумме и разности

1)  С – Р=  удвоенное меньшее число

2)  1  : 2 = М

3)  М + Р = Б

Умножение  и деление на 0 и 1.

а · 1 = а          а · 0 = 0        

 1 · а = а          0 ·  а = 0

 а : 1 = а          0 : а  = 0        

 а : а  = 1         а  :  0 - нельзя

                                         

Окружность граница круга.

т.О – центр окружности.

ОС – радиус окружности.

АВ – диаметр окружности.

Тамазлыкарь Марина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системно – деятельностного подхода на уроке математики в 3 классе "Деление с остатком"

Использование системно – деятельностного подхода на уроке математики в 3 классе. Тема урока: «Деление с остатком». Структура урока:«открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для самосто...

Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка

В статье описаны сущность деятельностного подхода в обучении, технология деятельностного метода, методы и приёмы для формирования деятельностных способностей у учащихся начальной школы при изучении ру...

«Использование системно-деятельностного подхода при составлении алгоритмов-моделей на уроках русского языка»

ОбычаПрезентация педагогического опыта.                -Великий сиракузский гений...

Использование системно- деятельностного подхода на уроках.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я заметила, что из года в год не уменьшается количество школьников, испытывающих затруднения в усвоении программы. Среди причин школьной неуспеваемости не...

Использование системно-деятельностного подхода на уроках английского языка

Методы парной и групповой работы с использованием системно-деятельностного подхода...

« Повышение качества образования путём формирования УУД через использование системно - деятельностного подхода в процессе внеурочной деятельности.»

Трансляция опыта педагогической деятельности учителя начальных классов по развитию универсальных учебных действий посредством организации внеурочной и исследовательской деятельности....

Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка

Выступление на методическом объединении. Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка....