Рабочая программа для 1-го класса
рабочая программа (1 класс) по теме
"Знакомство с самим собой" - социальная направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по психологии | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Белгорода
«Согласовано» г. Белгорода ________ Леонова И.Н. Протокол № 1 от «____» июня 2012г. | «Согласовано» по УВР МБОУ «СОШ №4» г. Белгорода ___________ Медведева Л.И. от «___»___________2012г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №4» г. Белгорода __________ Самойлова Т.Н. Приказ № ___ от «30»августа 2012г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
развивающих занятий социальной направленности
«Знакомство с самим собой»
Первый год обучения
возраст учащихся: 6,5 – 8 лет, 1 класс.
Педагог-психолог:
Стрелкова Марина
Александровна
2012
Программа:
- название – программа развивающих занятий социальной направленности «Знакомство с самим собой»
- вид – модифицированная, составлена на основе авторской программы социально-психологического развития личности учащихся в рамках введения федерального государственного стандарта начального общего образования «Знакомство с самим собой», разработанной Узяновой И.М., педагогом-психологом МБОУ-лицей №10 г. Белгорода, утвержденной на научно-методическом совете НМИЦ города Белгорода, в 2011 году.
- направленность – социальная работа
Автор программы:
Педагог-психолог: Стрелкова Марина Александровна
Раздел 1.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Первая ступень школьного обучения рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающая ни одной из последующих ступеней.
С сентября 2011 года введен в действие Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно-деятельностный подход. Наряду с освоением знаниевого компонента (умением читать, писать, считать), развитие личности ученика является целью и основным компонентом образования. Стандарт устанавливает и новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Значительное место в создании условий для реализации требований стандартов и достижения результатов отводится внеурочной деятельности.
Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, подготовленном Российской академией образования, отмечается, что организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
В основу данной программы «Знакомство с самим собой» заложена экспериментальная программа социально-психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой», разработанная в рамках эксперимента по введению ФГОС второго поколения в 2010-11 уч. году и осуществляемая на базе МБОУ-лицей №10 г. Белгорода и программа занятий по психологии для учащихся начальной школы «Тропинка к своему Я» Хухлаевой О.В.
Программа «Знакомство с самим собой» реализуется во внеурочной деятельности по направлению «Социальная работа».
Программа социально-психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» по своей сути является комплексной развивающей программой, так как предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в процессе реализации внеурочной деятельности. Программа рассчитана на четыре года и охватывает весь период обучения ребенка на начальной ступени образования.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих психологических развивающих программ:
– соответствие требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в целом и задачам, лежащим перед начальным образованием в период введения стандартов второго поколения;
- содержание программы выстроено таким образом, что обеспечивается устойчивое развитие воспитательных результатов: приобретение ребенком личностных (о себе) и социальных знаний (первый уровень); переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов); приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов);
- достижение результатов программы происходит через использование практико-ориентированных форм и методов работы, которые позволяют детям получить и присвоить себе знания, полученные в действии, познать себя и раскрыть свой потенциал;
- в итоге реализации программы ребенок может проследить свое развитие в 4-х летний период жизни через анализ продуктов деятельности (ежегодное портфолио и совместный с родителями социальный проект) и рефлексию.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы очевидна. Личностные требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Для формирования и развития данных качеств необходим системно-деятельностный, компетентностный и личностноориентированный подход, который заложен в основу стандарта в целом и в основу данной программы частности.
Необходимо отметить, что системно-деятельностный подход, являющийся основой стандартов образования и разработанных программ, предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Цели и задачи программы
Программа социально-психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой»» содержит курс психологических занятий с детьми начального школьного возраста, целью которой является создание условий для развития познавательной, эмоционально – волевой и личностно - мотивационной сфер младших школьников, достижение ими личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Достижение цели реализуется через выполнение следующих задач:
- создание доброжелательной атмосферы в группе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;
- создание условий для социально-психологической адаптации к обучению в школе, принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование метапредметных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться как способности самоорганизации с целью решения учебных задач;
- организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного и межличностного сотрудничества, развитие навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- исследование личности ребенка, отслеживание результативности обучения детей по завершению каждого блока программы.
Раздел 2.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В начале школьного обучения ребенок должен привыкнуть к правилам поведения в школе, новому режиму дня, проявлять желание ходить в школу, иметь хорошее эмоциональное самочувствие, не болеть, установить контакты с новыми сверстниками и взрослыми, а так же хорошо усваивать программу.
В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, формируется учебно-познавательная активность и устойчивый интерес к экспериментированию. Самостоятельность в игровой деятельности преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности. Формируется произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения; возникает инициативность в познавательной деятельности.
Формируется знаково-символическая деятельность младших школьников – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Активное включение в обучение моделей разного типа способствует развитию у младших школьников наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Умение увидеть целое раньше его частей, свойственное ребенку дошкольного возраста, дает начало развитию творческого воображения, умению реконструировать известные и создавать новые объекты.
Достижением развития младшего школьника является осознание отношения двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии. К концу младшего школьного возраста интуитивное владение словом дополняется осмысленным к нему отношением и должно выражаться в письменной речи учащихся.
Показателями сформированности совместной учебной деятельности учащихся и учителя к концу начального обучения являются следующие:
– умение обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа; поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий;
– умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной литературе), находить средства для проверки этих гипотез;
– работать с моделями и схемами;
– оценивать и контролировать свои учебные действия и действия сверстников.
Важнейшим приобретением в младшем школьном возрасте является способность к рефлексии, которая проявляется: а) в умении отличать известное от неизвестного, знание о своем незнании, определить, каких знаний и умений не хватает для успешных действий; б) в умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным; в) в умении критично (но не категорично) оценивать мысли и действия других людей.
Способность к рефлексии – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь всеми культурными источниками информации: обращаясь к авторитетам, справочникам, к текстам. В начальной школе умение учиться лишь зарождается и его развитие и индивидуализация происходят позже.
Младшие школьники приобретают опыт преобразования игры в художественное творчество. Они обнаруживают способность создавать вокально-музыкальные, ритмопластические, живописные, словесные художественные образы. Эти образы представляют собой относительно завершенный продукт и адресованы не только себе самому, но и другим людям – зрителю, слушателю, читателю.
Социально-личностное развитие младшего школьника характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся отношения со взрослыми и сверстниками. К концу младшего школьного возраста у ребенка появляется знание о своих индивидуальных качествах.
Главным личностным новообразованием младшего школьного возраста детей становится способность к самоизменению, ограниченная пока умением и стремлением ребенка расширять границы собственных знаний и имений.
К концу младшего школьного возраста появляется умение учащихся оценивать свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я». Это умение обнаруживается в коммуникативной инициативе ребенка по организации сотрудничества со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими учениками. Взаимоотношения детей строятся с учетом правил культурного поведения, становятся доброжелательными, дружескими; младшие школьники могут самостоятельно разрешать возникающие конфликты, развивается и умение предотвращать конфликтные ситуации, строить общение со сверстниками с учетом их настроения и индивидуальности и точки зрения. Ребенок знает и понимает невербальный язык общения.
Социально-личностное развитие предполагает также владение нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, осознание ответственности за самого себя, других людей (близких, сверстников и др.).
Сроки реализации программы
Программа психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» рассчитана на четыре года и содержит в себе четыре блока, продолжительность каждого из которых – один учебный год:
- Я - ученик (для обучающихся 1 класса, рассчитана на 66 занятия);
- Я - второклассник (для обучающихся 2 класса, рассчитана на 34 занятия);
- Я - третьеклассник (для обучающихся 3 класса, рассчитана на 34 занятия);
- Я - четвероклассник (для обучающихся 4 класса, рассчитана на 34 занятия).
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в классе – группе во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, 2 часа в неделю (1 классе — один час занятий равен 35 минутам, во 2—4 классах —45 минутам)
Количество участников до 25 человек. Наиболее эффективной является работа в подгруппах (класс из 25 человек делится на две подгруппы по 12-13 человек).
Каждое из занятий имеет трёхкомпонентную структуру:
I. Разминка (направлена на включение детей в тренинговый процесс);
П. Основная часть (включает в себя: а) выполнение упражнений, игр, нацеленных на введение детей в тематику занятия, поиск путей решения заявленной проблемы; б) обсуждение после каждого упражнения, игры, рисуночной методики или сказки, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровне); в) заполнение соответствующего раздела портфолио.
III.Заключительная часть (ритуал завершения занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком).
При составлении программы психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой» учитывались:
- соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;
- достижения в области практической психологии.
При разработке содержания программы была использована серия «Портфолио в начальной школе», состоящая из четырех тетрадей («Тетрадь младшего школьника. Формирование навыков самооценки и самоконтроля», «Я – второклассник: портфолио учащегося», «Я – третьеклассник: портфолио учащегося» «Я – четвероклассник: портфолио учащегося») авторов Андреевой Е.А., Разваляевой Н.В., Осетинской О.В. Содержание программы построено таким образом, что конечным продуктом работы обучающихся по завершению каждого блока является социальный проект.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемыми результатами использования программы социально - психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» является достаточная сформированность:
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
- мотивации к обучению и познанию;
- основ гражданской идентичности;
- ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Результатами первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение учениками знаний о себе, своем развитии, своих особенностях, интересах и склонностях, о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношений с другими людьми, правилах конструктивной групповой и подгрупповой работы, способах взаимодействия людей, способах самостоятельного поиска и обработки информации.
Результатами второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к самому себе и другому человеку, формирование толерантности и стремления к свободному, открытому общению.
Результатом третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного действия): приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления коммуникациями с другими людьми и принятие на себя ответственности за свои поступки, опыта исследовательской деятельности, публичного выступления и совместной деятельности с детьми и взрослыми.
Раздел 3.
Календарно - тематическое планирование программы социально-психологического развития личности учащихся
«Знакомство с самим собой»
Блок для учащихся 1 классов «Я – ученик»
п/п | Тема раздела | Тема занятия | Кол час. на тему зан. | Всего часов на раздел | Теор. часть зан. | Практ. часть зан. |
1 | Знакомство. Введение в технологию занятий с элементами тренинга, правила работы в группе | 1.Знакомство. | 1 | 2 | 1 | 1 |
2.Введение в технологию занятий с элементами тренинга, правила работы в группе. | 1 | |||||
2 | Я и школа. Познаём правила школьной жизни. | 1. Знакомство с правилами школьной жизни. | 1 | 4 | 2 | 2 |
2.Изучаем правила школьной жизни. | 1 | |||||
3. Зачем мне нужно ходить в школу. | 1 | |||||
4. Познаём правила школьной жизни (через сказку «Про Колю»). | 1 | |||||
3 | Мой класс. Мои новые друзья. | 1. Какие ребята в моем классе. | 1 | 4 | 2 | 2 |
2. Мои новые друзья. | 1 | |||||
3. Мой класс. | 1 | |||||
4.За что я люблю свой класс. | 1 | |||||
4 | Диагностика изучения адаптации первоклассников к школе | 1.Диагностика учебной мотивации. | 1 | 4 | 0 | 4 |
2.Диагностика эмоциональных переживаний в классе. | 1 | |||||
3. Диагностика отношений в классе. | 1 | |||||
4. Социометрический статус в классе. | 1 | |||||
5 | Семейные ценности. Я и моя семья. | 1.Я и моя семья. | 1 | 6 | 3 | 3 |
2. Составление психологического портрета моей семьи. Диагностика. | 1 | |||||
3. Почему родители наказывают своих детей. | 1 | |||||
4. Семейные ценности. | 1 | |||||
5.Диагностика ценностных ориентиров. | 1 | |||||
6.За что я люблю свою семью. | 1 | |||||
6 | Развиваем коммуникативные навыки. Учимся слушать и слышать друг друга. | 1.Правила общения со сверстниками. | 1 | 8 | 3 | 5 |
2.Правила общения со взрослыми. | 1 | |||||
3.Учимся слушать друг друга. | 1 | |||||
4.Учимся слышать друг друга. | 1 | |||||
5.Ошибки в общении. | 1 | |||||
6.Как поддерживать разговор. | 1 | |||||
7.Самопрезинтация, учимся рассказывать о себе. | 1 | |||||
8.Составляем свой портрет. | 1 | |||||
7 | Развиваем навыки взаимодействия. Учимся работать дружно. | 1.Что значит работать дружно? | 1 | 8 | 3 | 5 |
2.Правила сотрудничества. | 1 | |||||
3.Учимся договариваться. | 1 | |||||
4.Закрепляем правила дружной работы. | 1 | |||||
5. Принимаем групповое решение. | 1 | |||||
6. Правила и принципы эффективного взаимодействия. | 1 | |||||
7.Сплочение коллектива. | 1 | |||||
8.Решение межгрупповых конфликтов через сказку «Хвосты». | 1 | |||||
8 | Изучаем эмоционально-волевую сферу. Мои чувства. | 1.Мои неприятные чувства. | 1 | 4 | 2 | 2 |
2. Что делать с моими неприятными чувствами? | 1 | |||||
3.Мои приятные чувства. | 1 | |||||
4.Как поделиться приятными чувствами с другими? | 1 | |||||
9 | Развитие самоконтроля и саморегуляции. Моё поведение. | 1.Мое поведение. | 1 | 4 | 2 | 2 |
2.Развитие самоконтроля и саморегуляции. | 1 | |||||
3.Мое настроение. | 1 | |||||
4.Могу ли я сам изменить настроение. | 1 | |||||
10 | Развиваем умение оценивать свои результаты. Мои оценки. | 1.Учусь оценивать себя по «Волшебным лесенкам». | 1 | 4 | 2 | 2 |
2.Адекватное отношение к результатам (на примере сказки «Домашнее задание»). | 1 | |||||
3.Госпожа «Школьная оценка». | 1 | |||||
4.Умение оценивать свои результаты (на примере сказки «Школьные оценки»). | 1 | |||||
11 | Учимся ставить и достигать цели | 1.Что такое цель? | 1 | 8 | 3 | 5 |
2.Планируем свою работу, учимся ставить цели. | 1 | |||||
3. Выдающиеся люди и выдающиеся достижения. | 1 | |||||
4. Мои цели в первом классе. | 1 | |||||
5. Мои представления о будущей профессии. | 1 | |||||
6.Как достичь поставленной цели? | 1 | |||||
7.Вырабатываем стремление. | 1 | |||||
8.Вырабатываем силу воли. | 1 | |||||
12 | Создание и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения. | 1.Как составить проект? | 1 | 10 | 4 | 6 |
2.Готовим социальный проект «Семь чудес моей Родины». | 1 | |||||
3.Защита социального проекта «Семь чудес моей Родины» | 1 | |||||
4. Публичная защита проекта «Семь чудес моей Родины». | 1 | |||||
5.Готовим проект «Мой любимый город». | 1 | |||||
6.Защита проекта «Мой любимый город». | 1 | |||||
7.Мои достижения. | 1 | |||||
8. Мои «шедеврики». | 1 | |||||
9.Оцени себя сам. | 1 | |||||
10.Подведение итогов учащимися 1 –го класса. | 1 | |||||
Всего | 66 |
Раздел 4.
Содержание программы.
1. Тема: Знакомство. Введение в технологию занятий с элементами тренинга, правила работы в группе. (2 ч.)
Формы и методы работы, упражнения
Вводная часть: «Раз, два, три….», «Добрый день»
Основная часть: Теория: понятие о правилах знакомства, правилах работы в группе во время занятий с элементами тренинговых технологий и арт-терапии. Практика: «Знакомство», «Соблюдай правила», «Разыскивается», «Эхо».
Заключительная часть: Подведение итогов, рефлексия
Дидактическое оснащение: табличка с надписью «НАШ КЛАСС», цветы, вырезанные из цветной плотной бумаги, на которых написаны печатными буквами имя учителя и имена всех учеников, запись спокойной, светлой музыки без слов, знаки «правила поведения», скотч.
2. Тема: Я и школа(4 ч.).
Формы и методы работы, упражнения
Вводная часть: «Раз, два, три….», «Добрый день»
Основная часть: Теория: знакомство с портфолио, правила заполнения титульной страницы портфолио, понятие о школьных правилах, о настрое на получение знаний. Практика: «Соблюдай правила», «Закончи предложение», «Какой урок важнее», «Зачем нужно ходить в школу», работа со сказкой «Про Колю», рисунок «Я в школе», «Чуткие руки».
Заключительная часть: Подведение итогов, рефлексия
Дидактическое оснащение: волшебный мешочек, карточки с названиями предметов, карандаши, игрушка, листы для рисунка, карточки с профессиями, магниты.
3. Тема: Мой класс (4 ч)
Формы и методы работы, упражнения
Вводная часть: «Раз, два, три….», «Добрый день»
Основная часть: Теория: понятия: «наш класс», «лучший ученик», «взаимоподдержка». Практика: «Наш класс», «Сколько в нашем классе…?», «Нос, пол, потолок», «Мы», работа со сказкой «Кто самый лучший», «Имя начинается с буквы…», «Имя соседа», «Волшебный мешочек с именами», «Светофор», рисунок «Имя», «Чуткие руки».
Заключительная часть: Подведение итогов, рефлексия
Дидактическое оснащение: волшебный мешочек, карандаши, игрушка, листы с именами первоклассников, знаки «правила поведения», скотч, волшебный чемоданчик с именами, знак «Не подсказывай», сказка Е. Жаровой «Кто самый лучший».
4. Тема: Диагностика изучения адаптации первоклассников к школе (4 ч.)
Формы и методы работы, упражнения
Вводная часть: «Раз, два, три….», «Добрый день»
Основная часть: Теория: понятие «тестирование», «учебная мотивация – желание учиться». Практика: методика «Наш класс», методика изучения учебной мотивации Лускановой, «Нос, пол, потолок», методика «Дерево», «Чуткие руки»
Заключительная часть: Подведение итогов, рефлексия
Дидактическое оснащение: карандаш и ручка, цветные карандаши, диагностические бланки.
5. Тема: Моя семья (6 ч.)
Формы и методы работы, упражнения
Вводная часть: «Раз, два, три….», «Добрый день»
Основная часть: Теория: понятие «семья», «семейные ценности, обычаи, традиции», «наказание и поощрение», «родительская любовь». Практика: «Занятия мамы, занятия папы», рисунок «Моя семья», «Рассказ о своей семье», «Один или два», сказка «Простить маму», «Семейные фотографии», «Семейные ценности, обычаи, традиции», «Я люблю сою семью».
Заключительная часть: Подведение итогов, рефлексия
Дидактическое оснащение: карандаш и ручка, цветные карандаши, диагностические бланки.
6. Развиваем коммуникативные навыки. Учимся слушать и слышать друг друга. (8 ч.) Принципы эффективного взаимодействия. Ошибки в общении. Как поддерживать разговор.
7. Развиваем навыки взаимодействия. Учимся работать дружно. (8 ч.) Правила эффективного взаимодействия. Принимаем групповое решение. Правила и принципы эффективного взаимодействия.
8. Изучаем эмоционально-волевую сферу. Мои чувства. (4 ч.). Чувства и эмоции. Волевая регуляция деятельности. Что я могу сделать, чтобы воспитать волю.
9. Развитие самоконтроля и саморегуляции. Мое поведение. (4 ч.) Управление собой. Правила поведения в обществе. Этические нормы в обществе.
10. Развиваем умение оценивать свои результаты. Мои оценки. (4 ч.) Оценка деятельности. Меня оценивают, я оцениваю.
11. Учимся ставить и достигать цели. (8 ч.). Как поставить и достигать цель. Выдающиеся люди и выдающиеся достижения. Мои цели в первом классе. Мои представления о будущей профессии.
12. Создание социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения (10 ч.). Основы проектной деятельности. Подготовка проекта. Публичная защита проекта. Мои «шедеврики». Я закончил первый класс.
Раздел 5.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является выполнение и публичная защита социального проекта обучающихся с родителями и сверстниками.
Для контроля эффективности проведенной развивающей работы по программе социально - психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» предполагается использовать различные психо-диагностические методики для изучения личности, анкетирование родителей и педагогов, а также программы, утвержденные МУ «Научно-методический информационный центр» и рекомендованные к использованию в общеобразовательных учреждениях г.Белгорода:
- «Диагностическая программа изучения адаптации первоклассников к школе»;
- «Диагностическая программа изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»;
- «Программа мониторинга универсальных учебных действий обучающихся 1-4 классов (личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования)».
.
Формы, методы и приемы работы
Программа позволяет организовать практическую деятельность обучающихся в изучаемой области знаний и имеет большой развивающий потенциал, так как содержит достаточное количество активных форм и методов обучения для интеллектуального, эмоционально – волевого и личностно – мотивационного развития обучающихся.
Основная форма – занятие с элементами тренинговых технологий, арт-методов и ведение портфолио.
Элементы тренинга были включены в основные формы работы не случайно, ведь тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Введение элементов тренинга позволяют создать на занятиях атмосферу доброжелательности, искренности, безопасности, погружение в ситуации выбора и способствуют раскрытию индивидуального творческого потенциала обучающихся, самопознания, самораскрытия и самоопределения.
Использование игры, как формы работы с детьми, предоставляет большие возможности достигнуть результата. В программе используются:
- малые игры (диагностические, учебные, развивающие, коррекционные) - занимают небольшое время и в большинстве случаев используются как средство организации отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, снятия напряжения, решения конкретной воспитательной или психологической задачи;
- большая психологическая игра (игровые оболочки, игры-проживания, проектные (деловые) игры) — это сложная, многоплановая, развернутая во времени деятельность участников, направленная на решение целого комплекса развивающих задач;
- ситуационно-ролевая игра - является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации.
Эффективность применения арт-методов основана на том, что они дают возможность экспериментировать с собственными эмоциями и чувствами, исследовать их и выражать на символическом уровне. Преимущественное использование при этом «языка» визуальной и пластической экспрессии позволяет сделать зримыми и доступными для понимания даже те стороны внутреннего и внешнего мира ребенка, которые не всегда он мог описать словами. Так же преимуществом рисования является то, что оно требует симультанного согласованного участия многих компонентов психических процессов и потому в детстве экономичнее и эффективнее других видов деятельности. Использование моделей объектов в виде схематизированных образов представлений существенно оптимизирует развитие и обучение, как здоровых детей, так и детей с недостаточной интеллектуальной зрелостью, являясь необходимой предпосылкой формирования абстрактного мышления. Арт-методы достигают статуса продуктивной формы коррекции и развития в 6-10 лет, так как в этом возрасте дети способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации.
Самопознание и самореализация ребенка возможны при включении их в специально организованную деятельность – ведение портфолио. Содержание его помогает ребенку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности. Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализации. Для достижения результатов образования важно проследить, как в течение школьной жизни меняется ребенок и его отношение к обучению, самому себе, окружающим людям и миру в целом. В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем, как адаптацию ребенка реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения). Функции портфолио: диагностическая, контролирующая и оценивающая, восстановительная, творческого развития. Портфолио позволяет проследить личностный рост ребенка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебно-воспитательный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» о чувствах, впечатлениях, страхах, достижениях, предпочтениях ученика. Портфолио дает возможность взрослым (учителю, родителю, психологу) узнать особенности эмоциональной жизни каждого ребенка и учитывать их в своем общении, а также в построении учебно-воспитательного процесса.
Ведущими методами на занятиях являются:
- игра;
- тренинговые упражнения;
- творческие задания;
- арт-терапия;
- сказкотерапия;
- музыкотерапия;
- диагностика.
В процессе организации занятий используются также следующие методы работы:
исследование - получение знаний на исследовательской основе.
наблюдение - непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
упражнение - планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования.
словесные методы – беседа, рассказ, описание, объяснение.
На занятиях используются следующие приемы:
- творческие задания;
- реверсированная мозговая атака;
- ассоциации;
- коллективная запись;
- эвристические вопросы;
- приемы, способствующие удержанию внимания: динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог; использование неожиданной информации; сопоставление всех «за» и «против»; юмор
Необходимое обеспечение ресурсами
Реалистичность проведения программы с точки зрения ресурсов очевидна.
Основные кадровые единицы (субъекты) реализации программы – педагог-психолог общеобразовательного учреждения.
Материально-техническая база:
- учебная аудитория, которая включает в себя учебную зону (столы и стулья) и активную зону, имеющая напольное покрытие, достаточное по размерам для размещения детей в кругу;
- технические средства: магнитофон, компьютер, различные музыкальные носители;
- для каждого учащегося необходимы альбом (8 листов), тетрадь – портфолио для каждого учащегося на печатной основе (издательство «Учитель», г.Волгоград); карандаши и краски;
- банк соответствующей литературы.
Раздел 6.
Литература
- Антонова И., Залеская С., Орехова С., Ганжа В. Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Коррекционно-развивающая программа// Школьный психолог. – 2006. - №1.
- Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3- е изд., перераб и доп. – М.: Издательство «Ось 89», 2003. –272 с.
- Здравствуй, школа. Программа адаптационных занятий для первоклассников/ под ред. Н. Пилипко – М.: Дрофа, 2004
- Ивашова А. Сотрудничество. Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог.-2003.-N28.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.- 512 с.
- Овчарова Р.В. практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 240 с.
- Осетинская, О.В. Я – второклассник: портфолио учащегося/ О.В.Осетинская. – Волгоград: Учитель, 2011.-31 с.
- Осетинская, О.В. Я – третьеклассник: портфолио учащегося/ О.В.Осетинская. – Волгоград: Учитель, 2011.-23 с.
- Осетинская, О.В. Я – четвероклассник: портфолио учащегося/ О.В.Осетинская. – Волгоград: Учитель, 2011.-31 с.
- Панфилова М., Лесная школа. Коррекционные сказки для младших школьников// Школьный психолог. – 2004 - №5
- Портфолио в начальной школе: тетрадь младшего школьник /авт.-сост.Е.А.Андреева, Н.В.Разваляева. – Волгоград: Учитель, 2010.-39с.
- Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др./Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
- Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы /Под ред. И.В. Дубровиной. – 2 – е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 128 с.
- Силина О. Программа психологического тренинга по адаптации младших школьников к процессу школьного обучения «Путешествие в Страну Понимания»//Школьный психолог. – 2007 – №16.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. Популярное пособие для педагогов и родителей. – Ярославль: Академия развития: академия Холдинг, 2004. – 120 с.
- Учимся логически мыслить. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.. – Серия Школа для дошколят. – Тула – 2006.
Развернутый конспект занятия №1
программы для обучающихся «Знакомство с самим собой»
Тема: Знакомство. Введение в технологию занятий с элементами тренинга, правила работы в группе.(1 ч.)
Цель: создать условия для развития коммуникативных умений, сплочения коллектива, самопознания, выражения эмоций, развития творческих способностей.
Обучающийся должен понимать: правила поведения в группе и принимать к их действию.
Обучающийся должен уметь: исполнять инструкцию к упражнениям, передвигаться, не толкая друг друга.
Оборудование и материалы: альбом на каждого учащегося (8 листов), карандаши, клубок с нитками, диск с музыкой леса.
Ход занятия:
Дети становятся в круг.
- Вступительное слово ведущего. Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из вас научился лучше общаться, узнал о себе и своих одноклассниках много интересного, попробовал быть самостоятельным, изобрести что-то новое и полезное. Все наши занятия будут проходить во второй половине дня и включать в себя разные игры, упражнения, рисование лепку и многое другое. Обязательно на занятиях будет звучать музыка. Результаты нашей работы зависят как от каждого из вас и от всех вместе.
- Приветствие. Упражнение «Хлопки по ладошкам в общем кругу». Все участники становятся в круг. Ведущий задает вопрос о том, зачем мы здороваемся, что значит поздороваться. Затем обсуждаются способы приветствия. Ведущий отмечает, что на занятиях группа будет каждый раз здороваться по-разному, т.е. новым способом. Сегодня мы поздороваемся, хлопнув ладошкой об ладошку соседа справа. Тот, кто получил приветствие, присоединяет к нему свое приветствие и передает соседу справа и т.д., пока круг не замкнется. А теперь похлопайте, т.е. поприветствуйте группу так, как вы бы хотели, чтобы приветствовали вас лично.
- Психологическая разминка. Упражнение «Снежный ком». Ведущий: у каждого из вас есть имя. Я не всех вас знаю по имени. Давайте познакомимся! Я говорю свое имя, стоящий от меня справа – мое, а потом свое. Стоящий за ним справа – повторяет наши два имени и говорит свое и т.д.
- Основная часть.
4.1.Введение групповых правил. Ведущий: итак, это наша группа. Успех или неудача зависят от нас самих. Я предлагаю ввести правила работы в группе. Их всего четыре. Но сегодня вы познакомитесь только с одним правилом.
Правило 1. В кругу говорит один. Я не с кем не шепчусь во время групповой работы. Если очень хочется сказать – нужно поднять руку, ведь это может быть очень интересным. Если вы согласны выполнять их, поднимите свою правую руку и опустите ее на плече соседа с права. Наш круг замкнулся, а значит мы все вместе, мы – один класс, одна семья.
4.2.Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…». Группа сидит (или стоит) в кругу. Инструкция: «Сейчас у вас есть хорошая возможность узнать о своих одноклассниках новое. Каждый из вас может задать вопрос, который начинается со слов «Поменяйтесь местами те, кто…», например «Поменяйтесь местами те, кто сегодня вовремя пришел в школу» или «Поменяйтесь местами те, кто любит бегать» и т.д. Нужно передвигаться так, чтобы не сталкиваться друг с другом. Попробуем? Я начну задавать вопросы, а вы продолжите.
4.3. Диагностика «Дерево»*. Дети садятся за парты. Ведущий: у каждого из вас на столе лежит альбом. Вы слышите шум леса, и я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в лес. Там вы можете увидеть много деревьев. Но на свой лист вам нужно нарисовать только одно дерево. 4.4.Упражнение «Паутина комплиментов». Дети садятся в круг на ковер. Ведущий: Вам понравилось ваше дерево? А что вам нравиться в этом помещении? Человек, чтобы описать то, что или кто ему нравиться, придумал комплимент. Комплимент дереву и нашему помещению вы уже сказали. А комплимент своим одноклассникам еще нет. Комплимент человеку может касаться его внешности или каким-то качествам характера. При подаче комплимента нужно посмотреть на него и обратиться к товарищу по имени. Например: Таня! У тебя красивые глаза! Тот ребенок, который принимает комплимент, должен поблагодарить за комплимент и повторить его: «Спасибо, Аня! У меня красивые глаза». Или «Коля! Ты очень добрый мальчик». Сегодня мы будем учиться говорить комплименты внешности. При этом передается клубок, а нитка наматывается на руку. Потом, чтобы распутать получившуюся паутину нужно вспомнить кто говорил комплимент, и что ему в твоей внешности понравилось.
5. Заключительная часть. Круг обратной связи. Ответ на вопрос «С каким настроением ты уходишь с занятия?».
*Обработка проводиться согласно описанию проективной методики «Дерево».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....