Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования составлена на основании следующих нормативных документов: Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Концепция УМК «Школа России» и опыт реализации Программа развития школы. Понятие «универсальные учебные действия» Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Функции универсальных учебных действий: ‒ обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; ‒ создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Виды универсальных учебных действий. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный. Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Задачи программы: ‒ определение ценностных ориентиров начального образования; ‒ определение состава и характеристик универсальных учебных действий; ‒ выявление в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определение условий формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.
Программа формирования универсальных учебных действий содержит: 1. Описание ценностных ориентиров. 2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий 3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. 4. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России». 5. Преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию 6. Планируемые результаты сформированности УУД.
1. Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая ‒ чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; ‒ осознание ответственности человека за благосостояние общества; ‒ восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; ‒ уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества ‒ доброжелательность, доверие и внимание к людям, ‒ готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; ‒ уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма ‒ принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; ‒ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; ‒ формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: ‒ развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; ‒ формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: ‒ формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе; ‒ готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; ‒ критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; ‒ готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты; ‒ целеустремленность и настойчивость в достижении целей; ‒ готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; ‒ умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
2. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Виды УУД | Содержание | Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. | ‒ личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; ‒ смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. (ученик должен уметь ответить на вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?); ‒ нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор | Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности | ‒ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; ‒ планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; ‒ прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; ‒ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; ‒ коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; ‒ оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; ‒ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий | Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. |
| Общеучебные универсальные действия | ‒ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ‒ поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; ‒ структурирование знаний; ‒ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ‒ выбор наиболее эффективных способов решения задач в ‒ зависимости от конкретных условий; ‒ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ‒ смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; ‒ определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, ‒ научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; ‒ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера ‒ моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) ‒ преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область | Логические универсальные действия | ‒ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ‒ синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; ‒ выбор оснований и критериев для сравнения, сертификации, классификации объектов; ‒ подведение под понятие, выведение следствий; ‒ установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; ‒ построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; ‒ доказательство; ‒ выдвижение гипотез и их обоснование | Постановка и решение проблемы | ‒ формулирование проблемы; ‒ самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность
| ‒ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; ‒ постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ‒ разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; ‒ управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; ‒ умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ‒ владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. 1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. 2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся. 3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании. 4. Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности. 5. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения
Смысловые акценты УУД | Русский язык | Литературное чтение | Математика | Окружающий мир | личностные | жизненное само- определение | нравственно-этическая ориентация | смыслообразование | нравственно-этическая ориентация | регулятивные | целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.) |
|
|
| познавательные общеучебные | моделирование (перевод устной речи в письменную) | смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания | моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач | широкий спектр источников информации | познавательные логические | формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера |
| анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия |
| коммуникативные | использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. |
|
|
|
4. Типовые задачи формирования универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России»
Для достижения личностных результатов с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи. В курсе «Окружающий мир» — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте». В курсе «Литературное чтение» — это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами. В курсе «Математика» — в сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 кл.) представлены сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности и др.). В курсе «Музыка» произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры, широко используется принцип диалога культур. В курсе «Изобразительное искусство» достижение указанных результатов осуществляется благодаря содержанию конкретных заданий и сквозному принципу построения обучающего материала, в основе которого идея «от родного порога — в мир большой культуры». В курсе иностранного языка предлагаются тексты и диалоги о культуре России и аналогичные тексты о культуре и истории изучаемой страны. Начиная со 2 класса содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран. В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» для реализации указанных личностных результатов каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается. На достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: Формирование регулятивных УУД. В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4кл.) каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя». Формирование познавательных УУД. В учебниках приведены системы заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся и творческих способностей. В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России». В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера (например: продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу; провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку; провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера). В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».
5. Преемственность формирования универсальных учебных действий.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования. Готовность детей к обучению в школе при переходе от дошкольного к начальному общему образованию необходимо рассматривать как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовности. Физическая готовность определятся состоянием здоровья, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности. Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет: ‒ ориентации на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. ‒ четкого представления о планируемых результатах обучения на ступени обучения; ‒ целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе.
Преемственность результатов формирования универсальных учебных действий
Сформированность УУД у детей при поступлении в школу | Планируемые результаты на конец 1 класса | Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы | Личностные: |
|
| Развитие личности |
|
| Понимает смысл понятия «семья» | Понимает смысл понятий «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья» Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловеческих норм Освоил роль ученика. Сформирован интерес (мотивация) к учению. | Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение | Коммуникативные: |
|
| Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. | Имеет первоначальные навыки работы в группе
| Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия; |
| Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре) | Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; | Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений | Умеет задавать учебные вопросы;
| Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;
| Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим | Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
| Владеет способами разрешения конфликтов: ‒ выявляет, идентифицирует проблему, ‒ находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта, ‒ принимает решение и реализует его; | Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила | Умеет договариваться | Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия; | Поддержать разговор на интересную для него тему | Строит простое речевое высказывание | Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Познавательные: |
|
| Общеучебные |
|
|
| Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя; | Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель; |
| Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя; | Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию; |
| Находит информацию в словаре; | Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; |
|
| Структурирует знания; |
| Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя; | Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме; | Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления; |
| Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; |
| Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя; | Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; | Умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты; | Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты; | Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное; |
|
| Осуществляет выбор вида чтения в зависимости от цели; |
| Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию; | Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; |
|
| Определяет основную и второстепенную информацию; |
|
| Свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; |
|
| Понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации; |
| Умеет работать по предложенному учителем плану; | Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
| Использует знаково-символические действия; | Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); | Умеет использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему |
| Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область | Логические |
|
| Умеет следовать образцу, правилу, инструкции; | Разбивает группу предметов и их образы по заданным учителем признакам; | Анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); | Умеет увидеть целое раньше его частей; | Группирует предметы и их образы по заданным признакам; | Проводит синтез (составляет целое из частей, в том числе самостоятельно достраивает и восполняет недостающие компоненты) |
|
| Выбирает основания и критерии для сравнения; |
| Классифицирует объекты под руководством учителя; | Классифицирует объекты; |
|
| Подводит под понятие, выводит следствие; | Задаёт вопросы: как?, почему?, зачем? (интересуется причинно-следственными связями); | Устанавливает последовательность основных событий в тексте; | Устанавливает причинно-следственные связи;
|
| Оформляет свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста; | Строит логические цепи рассуждений;
|
| Высказывает своё мнение; | Доказывает; |
|
| Выдвигает и обосновывает гипотезы. |
| Формулирует проблемы с помощью учителя; | Формулирует проблемы; | Постановка и решение проблемы |
|
|
| Включается в творческую деятельность под руководством учителя; | Самостоятельно создаёт способы решения проблем творческого и поискового характера. | Исследовательская культура |
|
|
|
| Умеет анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, владеет действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач | Регулятивные |
|
| Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности | Принимает и сохраняет учебную задачу;
| Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися,и того, что ещё неизвестно; | Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила, Умеет выбирать себе род занятий, | Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; | Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале |
| Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, | Умеет планировать, т.е определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий | Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности | Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную | Умеет прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик; |
| Осваивает правила планирования, контроля способа решения;
| Умеет вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; |
| Осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату | Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном | Проявляет умения произвольные предметные действия. | Овладевает способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; | Умеет вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; |
|
| Умеет выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения; |
|
| Владеет способами мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и умеет преодолевать препятствия. |
|
| Умеет самостоятельно организовывать поиск информации. Умеет сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом. |
6. Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на этапах в начальной школе
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | 1 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре.
| 2 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план . 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
| 3 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». 2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
| 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.) 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
| 4 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. 2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов. 3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. | 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. |
|